Автор: Жулдыбиа Наталья Степановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Уни
Населённый пункт: Кировская область пгт Уни
Наименование материала: статья
Тема: Технология - школьный предмет
Раздел: среднее образование
Е Х Н О Л О ГИЯ" школьный предмет -
предмет для жизни.
Чтобы занятия были еще более интересными и познавательными, мы решили
создать клуб "Юные рукодельницы"
Девочки на уроках девочки учатся и выполняют изделия, которые носят
сами, но на сегодняшний день для молодежи понятие "купить" более значимо,
чем "сделать". Сегодня за деньги можно купить все. И перед детьми встает вопрос.
"А зачем что-то делать? Зачем что-то придумывать, искать, делать своими
руками". И мало кто из взрослых задумывается, что развитие мелкой мото-
рики рук у детей стимулирует развитие мозга. Очень сложно одному учителю
убедить детей в том, что и шить,
и вязать, и готовить, и просто делать
красивыми, необычными обычные повседневные вещи - это необходимо уметь
каждой девочке.
Чтобы занятия были еще более интересными и познавательными, мы решили
создать клуб "Юные рукодельницы"
Одно из направлений работы клуба - сохранение и популяризация вятских на-
родных промыслов, знакомство с различными видами рукоделия и овладение
практическими навыками.
В клубе девочки общаются с людьми разных профессий, разных возрастов, но
очень заинтересованными и увлеченными. На занятиях дети выполняют различные
изделия, а потом организуем выставки, а мастерицы со стажем делятся своим
опытом с юными рукодельницами (рис 4,5).
Тематика клубных встреч самая разнообразная. Это – «Праздник мастериц»,
«Волшебная вышивка», «Интересно, стильно, модно», «Рукоделие в доме» и т. д.
За время работы клуба было организовано немало персональных и
тематических выставок по рукоделию: "Добрым делом не скупись, опытом
поделись", "Подарки своими руками". Особый интерес вызвала творческая
выставка
"Кухонные
фантазии"(рис.1,2,3,6),
где
были
представлены
замечательные работы участниц клуба по оформлению праздничного стола,
стола для чаепития, другие мелочи, такие приятные для каждой хозяйки. Частые
гости клуба - это прежде всего наши бабушки и мамы, которые умеют
очень многое делать своими руками.
Когда смотришь на прекрасные изделия,
сделанные руками этих милых
женщин, кажется, что каждое изделие словно пронизано солнечными лучами,
наполнено теплом и любовью. С давних пор славились вятские женщины своим
рукоделием. Во многих семьях до сих пор хранятся чудесные
вещи,
выполненные людьми старшего поколения. Это не просто память о близких, это
дань уважения традициям прошлого. Прекрасно, что не рвется нить поколений.
Современные мастерицы продолжают творить красоту своими руками, а главное
учат этому детей.
Капризница-мода вновь решила, что для домашнего уюта и тепла не хватает
вышивок, кружевных салфеток, пестрых ковриков и других интересных вещичек.
Снова помимо обычных фабричных вещей в моду вошли вязаные изделия, ук-
рашения из бисера, кружевные детали одежды.
Наши мамы умели вязать, плести кружева, вышивать, как и многие женщины того
поколения. Для них это была не только жизненная необходимость, но и
потребность украсить свой дом, внести красоту в самые обыденные вещи. Нам
нравится, и сейчас встречаться с такими увлеченными людьми, проводить
совместные
мероприятия,
выставки.
Их
творчество
кажется
настоящим
волшебством! Приятно, что участницы клуба "Юные рукодельницы» с интересом
относятся к рукоделию, сами создают прекрасные вещи. Значит, традиции наших
мам и бабушек будут сохранены!".
Предлагаем методические разработки мероприятий, проведенных в рамках
клуба. (приложение 1,2)
(Приложение 1)
Тематический урок «Народные промыслы Унинского района»
Ведущий:
Вот посмотрите-ка,
Какое представленье!
Каждый удивляется,
Кто близко подойдет!
Весь народ Унинский
В это воскресенье
На базарну площадь,
На ярмарку идет!
Шел по улице купец,
Разудалый молодец,
Вдоль обозов, вдоль рядов
С товаром местных мастеров.
Тут плетеные корзины,
И тулупы из овчины,
Есть бадейки и горшки —
То же очень хороши.
Всяка снедь, рыбешка, мясо,
Да и прочие припасы.
Все, чем край богат родной
Льется щедрою рукой.
Дальше наш купец шагает,
Все вниманье привлекает!
Только это что за чудо!
Купец:
«Мастерицы! Кто? Откуда?
Холст кто тонко так соткал?
Кто узор сей подсказал?
Полотенца не простые, по краям-
то вышитые,
Кружевом оплетены,
Им, наверно, нет цены!
Ну хозяйка, услужи,
Про товар свой расскажи!
Чем еще ваш край богат?
Твой рассказ послушать рад.»
Мастерица 1:
На Унинской земле издавна выращивали лен.
Перерабатывали лен на волокно и далее на холсты повсеместно. В таких
деревнях как Полянцы, Лохинцы, Филинцы, Канахинцы, Свиньи и Четверики
прядение было главным промыслом. Посмотрите , какие красивые полотенца
ткали местные мастерицы, (трое девочек показывают полотенца) Тут и узор
особый, и нитка окрашены в различные цвета. Каждое из них -произведение
искусства.
Из льняного полотна шили одежду: сарафаны, юбки, рубахи и многое
другое (трое девочек показывают изделия).
Выступление директора историко-краеведческого музея.
Мастерица 2:
Вышивание - общеизвестное и распространенное
рукодельное
искусство
украшать
самыми
разнообразными
узорами
всевозможные ткани и материалы. Пришедшее к нам с Древнего Востока, оно
обрело особые черты русского колорита. Первыми центрами вышивки были
женские монастыри. В них кропотливо изготовляли парадное убранство для
церквей, одеяния расшивали золотом, шелком, серебром. Иконы, вручную
выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами
писаными. Княгиня Анна-Янка, сестра Владимира Мономаха открыла первую
вышивальную школу на Руси.
Мастерица 3: Постепенно вышивка стала популярной в купеческой, а затем
и в крестьянской среде. Недаром считалось, что «бороной да иглой деревня
стоит». Вышивка была основной обучающей деятельностью,
посредством
которой девочке прививались традиционные женские качества — терпение,
аккуратность, усидчивость.
И вот сейчас вышивание вновь на вершине популярности. Для любителей
рукоделия это неиссякаемый источник идей, узоров, цветов и приемов.
Взгляните на нашу выставку, и вы убедитесь в этом. Выступление мастерицы,
занимающейся вышивкой с показом изделий.
Мастерица 4: Кружевоплетение стало популярным среди Унинских мастериц
в начале XX века. Женщины украшали кружевом одежду, предметы быта,
постельное белье. Подзоры и кружевные накидки, скатерти и накомодники —
все это было настоящим произведением искусства (трое девочек показывают
изделия).
И сейчас кружевоплетение в моде.
Выступление мастерицы, занимающейся кружевоплетением.
Мастерица 5:
Вязание теплых вещей, рукавиц, носочков из овечьей
шерсти, кроличьего, козьего пуха было всегда востребовано. Это была верная
защита от холода в зимнюю стужу. Позднее появилась разноцветная покупная
пряжа. И изделия стали ярче, интереснее. Мастерицы использовали различную
технику, создавали интересный орнамент и вещь становилась настоящим
произведением искусства, (трое девочек показывают изделия).
Выступление мастерицы занимающейся вязанием на спицах.
Вязание стало популярно и среди юных рукодельниц. Посмотрите, какие
интересные вещи связаны руками девочек. Показ вязаных изделий.
Мастерица 6: Многое можно сделать своими руками из старых вещей.
Например : из пакетов, полосок ткани - различные коврики, из бечевки -
мочалки. Разве это не мастерство? (трое девочек показывают изделия).
Выступление мастерицы.
Ведущий: А какой ярмарочный день без игр да потех. Вот и мы сейчас вам
предлагаем Поле чудес «Народные промыслы».
Отборочные вопросы для игры:
1.
Эти глиняные игрушки распродавались на празднике проводов зимы.
Как назывался сам праздник? (Свистунья)
2.
Как называется инструмент для вышивания? (Пяльцы)
3.
Как
называется
широко
распространенная
техника
декоративно-
прикладного искусства, когда разноцветные кусочки ткани, бумаги,
кожи, меха, соломки нашивают или наклеивают на материал другого
цвета или выделки? (Апликация)
4.
Назовите
родину промысла
дымковской дымковской
игрушки?
(заречная часть Вятки — Дымково)
5.
Какое дерево чаще других используется резчиками по дереву? (Липа)
6.
Как
называются
крупные
деревянные
палочки
с
выемками
для
наматывания нитей, перебрасывая которые мастерица создает узор?
(Коклюшки)
7.
Как называются тончайшие узорные платки, связанные из белого пуха?
(оренбургские)
8.
Узор, построенный на растительном чередовании или сочетании
геометрических элементов? (Орнамент)
9.
Какие виды народной росписи вы знаете? (Городецкая, хохломская,
жостовская, дымковская, гжельская).
1тур
Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса.
(НИЗАНИЕ)
Игра со зрителями после первого тура.
Какое украшение ввела в моду Екатерина вторая.
(ПУГОВИЦА)
2 тур
Кто является самым популярным героем богородской игрушки?
(МЕДВЕДЬ)
Игра со зрителями после второго тура:
Наши предки — древние охотники, рыболовы и землепашцы — верили, что знаки-
символы должны охранять, защищать, оберегать человека от злых духов и
приносить счастье. Как назывались эти знаки. (ОБЕРЕГИ)
3 тур
Как называется нагрудное украшение в виде кольца из тканей или ажурной
ленты из бисера разной ширины и длины с концами, соединенными в медальон.
(ГАЙТАН)
Игра со зрителями после третьего тура:
Какая вятская игрушка известна всему миру? (ДЫМКОВСКАЯ)
4 тур
На севере России молодые девушки перед Новым годом выпекали из ржаной и
пшеничной муки забавные маленькие фигурки овец, свиней, телят. Они дарили
их парням, демонстрируя свое искусство умелой хозяйки. Как называются эти
съедобные скульптуры? (КОЗУЛИ)
Суперигра.
В Полховском Майдане Нижегородской области уже несколько
десятилетий изготовляют точеные и расписные яркими красками детские
игрушки, грибы-копилки, поставцы, матрешки, солонки. (ТАТАРУШКИ)
Ведущий: Ну, вот и ярмарочный день заканчивается. Еще раз пройдитесь по
торговым рядам, полюбуйтесь на изделия Унинских мастериц.
(Приложение 2)
Праздник Мастериц.
Оформление: выставка творческих работ: «И руки женские взялись за
рукоделье, вплетать в изделье красоту души».
Ведущий 1.
Добрый день, уважаемые гости! Сегодня в клубе «Юные
рукодельницы»
праздник - праздник Мастериц.
В нашей горнице-светлице
Собрались -то мастерицы.
У них руки не простые,
Прямо скажем - золотые!
Чудеса они творят,
Да такие, говорят,
Что ни в сказке сказать,
Ни пером описать.
Ведущий 2.
Сегодня мы не только познакомимся с творчеством
Унинских рукодельниц, но и сами попробуем проявить свои умения,
работая в творческих группах под руководством наших мастериц...
Ведущий 1 .Взгляните, какие прекрасные изделия представлены на нашей
выставке. Одни выполнены юными мастерицами Унинской средней школы.
Красота души вплетена в каждую работу опытных рукодельниц. Оттого и
радует глаз необыкновенный узор волшебного кружева, цветочные
поляны вышивки, хитросплетение нитей вязаных изделий.
Ведущий 2 Те, кто выполнил эти работы, всему научились не сразу.
Давайте послушаем их рассказы о том, откуда они черпали свое
мастерство и вдохновение.
Выступление гостей.
Ведущий 1. Интересные идеи мастерицы берут из книг и журналов. Работник
библиотеки познакомит вас с теми красочными изданиями по рукоделию,
которые имеются в фонде библиотеки.
Обзор книг и журналов по рукоделию.
Ведущий 2 . У каждой мастерицы есть своя рукодельная шкатулка. Это может быть
специальная, со множеством отделений шкатулка из яркого пластика, очень
нарядная
и
удобная.
Это
может
быть
и
обычная
обувная
коробка,
украшенная собственными руками.
Что же положить в рукодельную шкатулку?
Ножницы.
Даже самые острые зубы их заменить не смогут! Большие
портновские - для раскроя ткани и маленькие, пяличные - отрезать нитку,
подпороть шов, выполнить другую мелкую работу.
Нитки:
матовые - для шитья на машинке; глянцевые, гладкие и
блестящие, - для ручного шитья. Они прочнее и не образуют петель.
Все нитки имеют свой номер. Чем этот номер выше, тем нитка толще.
Самыми толстыми нитками -№10 и №20 - пришивают пуговицы к пальто,
сшивают толстые ткани; нитки №30 и №40 - самые ходовые, ими шьют ткани
обычные; тонкими нитками - №50, №60, №80 и №100 - работают с тканями
легкими и тонкими - батистом, шифоном, крепдешином.
Штопкой ремонтируют одежду, мулине - вышивают.
В
рукодельную
шкатулку
можно
положить
маленькие
клубочки
разноцветной шерсти для починки вязаных вещей.
Иголки - разной длины и толщины, с маленькими и удлиненными
ушками, с острыми и тупыми концами.
Если ткань грубая и толстая, иголку выбираешь потолще, если тонкая -
потоньше; для штопки нужна игла с длинным ушком и притуплённым
концом.
Иголки
-
самый
опасный
рукодельный
предмет.
Приучи
себя
к
осторожному и внимательному с ним обращению.
Не держи иголку во рту!
Не втыкай ее в одежду, в ручки кресел и дивана, в одеяло и накидку, в шторы
и скатерть.
Обронив иголку, тотчас же ее найди, а не бери другую.
Передавай иголку тупым концом.
Сломанные иглы выбрасывай, положив их в спичечную коробку.
Храни иголки с вдетыми нитками, так они заметнее в случае потери.
Наперсток, грибок для штопки, сантиметровая лента.
Пуговицы.
Можно рассортировать их, одинаковые нанижи на толстую
нитку и свяжи ее концы. Связочки можно положить в полотняный мешочек.
Резинка, узкая и широкая.
Лоскутки. Из них можно выдергивать нитки нужного цвета.
Эта рукодельная шкатулка будет всегда вашей доброй помощнице.
Ведущий 1 А сейчас пришло время юным мастерицам о себе рассказать,
свое уменье показать!
Ведущий 2 Каждая творческая группа подготовила свои визитные карточки.
Вам слово.
Визитные карточки творческих групп.
Ведущий 1 .
Дело мастера боится,-
Так в народе говорится.
Вот и мы приступаем к выполнению творческого задания.
Ведущий 2
Коль работа спорится,
То и песня просится.
Пока вы выполняете свои работы, я предлагаю вам послушать песни,
которые, возможно, певали ваши бабушки, занимаясь рукоделием.
Ведущий 1 .
И так, работы готовы.
Уважаемые
мастерицы, оцените,
пожалуйста, изделия юных рукодельниц.
Ведущий 2 Встречи в клубе «Юные рукодельницы»- всегда проходят
интересно и познавательно. Но на время летних каникул организаторами клуба
были
даны
девочкам
задания.
Хотелось
бы
услышать
ваши
отзывы
о
проделанной работе. Пожелания о дальнейшей работе клуба и замечания на
будущее.