Автор: Гребенкина Надежда Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ с. Яблочное
Населённый пункт: Холмский район, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход в обучении: опыт, проблемы, перспективы".
Раздел: среднее образование
«Системно-деятельностный подход в обучении:
опыт, проблемы, перспективы».
Гребенкина Н.М.,
директор ОУ
«Единственный путь, ведущий
к знанию- это деятельность»
Б.Шоу
Целевые ориентиры модели образования, отвечающей современным задачам развития
страны,
нормативно
заданы
в
Федеральном
законе
от
29.12.2013г.
№
273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации», в федеральном государственном образовательном
стандарте. Их суть заключается в переходе от «знаниевой» парадигмы образования к
деятельностной. ставящей во главу угла личность ребенка, его умения и способности,
готовность к саморазвитию. В соответствии с этим, основным результатом образования
становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как
«умение
учиться». Системно-деятельностный
подход
(СДП)
-
основа
федерального
государственного образовательного стандарта.
Все
более
актуальным
в
образовательном
процессе
становится
использование
в
обучении
приемов
и
методов,
которые
формируют
умения
самостоятельно
добывать
знания,
собирать
необходимую
информацию,
выдвигать
гипотезы,
делать
выводы
и
умозаключения.
Согласно
ФГОС,
задача
учителя
-
научить
детей
учиться.
Задача
образовательного процесса - раскрыть способности ребенка. Необходимо создать такие
условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем
интереснее будет учиться.
Сегодня школа переживает время больших перемен. В условиях массового перехода
на ФГОС выявились проблемы, решение которых позволит обеспечить эффективность
образовательного
процесса.
К
ним
мы
относим
следующие:
введение
инноваций,
компетентностный подход, системно-деятельностный подход, профилизация, изменения
содержания
образования,
ГИА;
использование
УМК,
обеспечивающих
эффективное
формирование
УУД;
готовность
учителя
работать
в
новых
условиях,
обеспечивать
достижение новых требований. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных
показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целена -
правленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования
познавательной
активности
в
проектной
и
исследовательской
деятельности.
Таким
образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов на овладение способами
взаимодействия с миром, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер
учебного
процесса
и
способы
деятельности
учащихся.
Перед
нами
ставятся
задачи:
научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для
труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной
жизни).
В
современное
образование
прочно
вошли
ФГОС
2-го
поколения.
Наиболее
значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов. «Развитие
личности
–
смысл
и
цель
современного
образования»
(Из
Концепции
ФГОС
2-го
поколения).
В основе стандартов – системно-деятельностная парадигма. Это значит, что процесс
учения
–
не
только
усвоение
ЗУН,
но
и
процесс
развития
личности,
духовно-
нравственной, социально адаптированной.
Поэтому приоритетом образования в условиях реализации ФГОС 2-го поколения
становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными
способами деятельности (универсальными учебными действиями).
Методологической основой концепции новых образовательных стандартов является
системно-деятельностный подход (СДП).
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода
понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки
между
системным
подходом,
который
разрабатывался
в
исследованиях
классиков
отечественной
науки
(таких,
как
Б.Г.Ананьев,
Б.Ф.Ломов
и
др.),
и
деятельностным,
который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия,
Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является
попыткой объединения этих подходов.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из
ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Система- множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,
которые образует определенную целостность, единство.
Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Подход-
совокупность приемов и способов воздействия на кого ( что)-либо или в изучении чего-
либо для получения определенного результата.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором
главное
место
отводится
активной
и
разносторонней,
в
максимальной
степени
самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Деятельностный
подход
к
обучению
предполагает
наличие
у
детей
познавательного
мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели( понимания того,
что именно нужно выяснить, освоить) Прежде чем вводить новое знание, надо создать
ситуацию... необходимости его появления.
Основная
педагогическая
задача
–
создание
и
организация
условий,
инициирующих
детское действие.
Смещаются акценты образования.
Возникают вопросы:
- чему учить,
- для чего учить,
- как учить.
Это ведет за собой:
-обновление содержания,
-ценностей образования (мотивы),
-средств обучения.
Поэтому меняются требования соответственно к:
- структуре общих образовательных программ,
- результатам Основной образовательной программы,
- условиям осуществления образовательного процесса.
При системно-деятельностном подходе меняется система оценки. Овладение системой
учебных действий с изучаемым учебным материалом приводит к способности решать учебно-
познавательные и учебно-практические задачи (в отличие от прежней установки на проверку
освоения обязательного минимума содержания образования).
Чем вызвана необходимость внедрения системно-деятельностного подхода?
СДП обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им
нового знания.
Каковы же основные характеристики СДП?
-Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
-Процесс обучения – всегда творческий.
-Обучение
деятельности
на
первом
этапе
предполагает
совместную
учебно-
познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
СДП реализует переход:
-от определения цели обучения как усвоения ЗУН к определению цели обучения как
формирования умения «учиться».
-от стихийности деятельности ученика к её целенаправленной организации.
-от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к осознанию
учебной деятельности школьником.
-от
индивидуальной
формы
усвоения
ЗУН
к
признанию
ведущей
роли
учебного
сотрудничества как способа обучения в «зоне ближайшего развития» каждого ребёнка.
Технология СДП является механизмом качественного достижения новых результатов
образования и включает в себя:
-мотивацию к учебной деятельности;
-актуализацию знаний;
-проблемное объяснение нового знания;
-первичное закрепление во внешней речи;
-самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
-включение нового знания в систему знаний и повторение;
-итог урока.
Основными дидактическими принципами СДП являются:
1.
Принцип
деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в
готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей
учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в
их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2.
Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат
деятельности
на
каждом
предыдущем
этапе
обеспечивает
начало
следующего
этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а
также
преемственностью
между
всеми
ступенями
обучения
содержания
и
методики.
3.
Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть
сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-
самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4.
Принцип
минимакса заключается
в
том,
что
школа
предлагает
каждому
обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и
обеспечивает
его
усвоение
на
уровне
социально-безопасного
минимума
(государственного стандарта знаний).
5.
Принцип
психологической
комфортности предполагает
снятие
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке
доброжелательной
атмосферы,
ориентированной
на
реализацию
идей
педагогики сотрудничества.
6.
Принцип
вариативности предполагает
развитие
у
учащихся
вариативного
мышления,
то
есть
понимания
возможности
различных
вариантов
решения
проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и
выбору оптимального варианта.
7.
Принцип
творчества предполагает
максимальную
ориентацию
на
творческое
начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта
творческой деятельности.
Системно-деятельностный
подход
как
основа
Ф ГО С обеспечивает:
-формирование готовности личности в саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование социальной среды развития учащихся в системе образования;
-активную
учебно-познавательную
деятельность
учащихся;
-построение
образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных психологических и
физиологических особенностей учащихся
Системно-деятельностный
подход
позволяет
выделить
основные
результаты
обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий,
которыми должны владеть учащиеся.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного
технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что
предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Формирование
универсальных
учебных
действий
как
цель
образовательного
процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения
разных предметных дисциплин.
Универсальные
учебные
действия,
их
свойства
и
качества
определяют
эффективность
образовательного
процесса,
в
частности
усвоение
знаний
и
умений;
формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе
социальной и личностной компетентности.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков,
необходимо
организовать
эти
поиски,
управлять,
развивать
их
познавательную
деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с
вопросом.
Позиция
ученика:
за
познание
мира,
(в
специально
организованных
для
этого
условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она
может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально
–
ценностная
оценка
–
Я
считаю
так
то….
(формирование
мировоззрения)
Вместо
простой
передачи
знаний,
умений,
навыков
от
учителя
к
ученику
приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать
и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Учитель-не единственное
действующее лицо в классе.
На каких этапах формируются УУД?
-Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.
-Проблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для получения
требуемого результата.
-Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с
имеющимися способами.
-Тренинг
по
применению
нового
способа,
приобретение
умения,
промежуточный
самоконтроль и коррекция.
-Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.
Для
каждого
этапа
урока
используются
свои
активные
методы,
позволяющие
эффективно решать конкретные задачи урока. Я приведу пример таких методов, которые
используют наши педагоги:
-начала урока (проверка домашнего задания) «Шаг навстречу» (разгадывание кроссворда,
решение нестандартного задания и т.д.). Класс
быстро включается в работу, задается
нужный ритм, обеспечивается рабочий настрой и доброжелательная атмосфера в классе
(учитель Степанова О.С.).
-выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов», «Букет радости»,
«Корзина успеха» и т.д. На этапе вхождения в тему (итог урока) учитель Мерзляева Е.И.
организует обсуждение, в ходе которого формулируются цели и задачи урока, а также
выявляются ожидания и опасения, как учителя, так и учащихся (схематично нарисованное
дерево, на которое в конце урока наклеиваются стикеры. Учитель предлагает учащимся на
стикерах желтого цвета написать, чего они ждут на уроке, а на красного - чего опасаются.
В
конце
занятия
учащиеся
заклеивают
«дерево»
цветными
листочками:
желтыми
-
сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения, красными - несбывшиеся ожидания и
подтвердившиеся опасения. Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты,
корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево - выросло не то, что ожидали).
-Примеры из собственной практики (учитель Соколова Т.И.):
реализуетсистемно - деятельностный подход на практических и лабораторных работах и
во внеурочное время при проведении исследований.
Выполнение лабораторных работ:
- работа в малых группах – самоконтроль и сотрудничество;
- работа с инструкцией (план выполнения лабораторной работы);
- активный метод обучения «Белые пятна».
Чем
отличается
идеология,
структура,
требования,
содержание
ФГОС
от
стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника школы? Большие надежды на
кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго
поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни»
пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на
результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается
не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической
деятельности.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно
преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь
хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко
сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и
одноклассниками;
•
учитель
организует
проблемные
и
поисковые
ситуации,
активизирует
деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как
профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Как
проходил
обычный
урок?
Учитель
вызывает
ученика,
который
должен
рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку,
спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и
задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить
мотивацию
ребенка
к
познанию
окружающего
мира,
продемонстрировать
ему,
что
школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот –
необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее
применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям,
они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную
тему,
и
обмен
мнениями,
и
выявление
спорных
вопросов,
и
построение
системы
доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего
распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед
классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с
изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также
взаимодействие
самих
учеников.
Ученик
должен
стать
живым
участником
образовательного
процесса.
На
сегодняшний
день
некоторые
дети
так
и
остаются
незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и
поняли во время занятия. А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать
в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит
гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети
в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем
классом
и
отвечать
учителю.
«Высший
пилотаж»
в
проведении
урока
и
идеальное
воплощение
новых
стандартов
на
практике
–
это
урок,
на
котором
учитель,
лишь
направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут
урок сами.
При
реализации
ФГОС
учителю
важно
понять,
какие
принципиально
новые
дидактические
подходы
к
уроку
регламентируют
нормативные
документы.
Если
сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.
Произошло
смещение
акцентов
на
результаты
освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования.
Они
представлены
в
виде
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов.
Можно,
конечно,
провести
параллели
с
обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают
результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на
основе
деятельностного
подхода,
цель
которого
заключается
в
развитии
личности
учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может
развиваться
при
пассивном
восприятии
учебного
материала.
Именно
собственное
действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит,
образовательная
задача
состоит
в
организации
условий,
провоцирующих
детское
действие.
В
качестве
примера
можно
привести
задания
традиционных
учебников
и
учебников по ФГОС.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается
такая
особая
единица
учебного
процесса,
в
которой
дети
с
помощью
учителя
обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные
действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и
т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится
задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной
деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму
по
содержанию
прочитанного
текста,
алгоритм
по
определенному
правилу
или
выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику класса или
практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания
учебной
ситуации,
в
которой
ребенок
совершает
некоторые
действия
(работает
со
справочной
литературой,
анализирует
текст,
находит
орфограммы,
группируя
их
или
выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е.
приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура
современных
уроков,
должна
быть
динамичной,
с
использованием
набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень
важно,
чтобы
учитель
поддерживал
инициативу
ученика
в
нужном
направлении,
и
обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Проблемы, с которыми столкнулись наши учителя: неумение детей самостоятельно
решать поставленные перед ними задачи (50% учащихся 4 класса, 30% учащихся 5-х
классов), отсутствие творческого потенциала (32% учащихся 2 класса, 22% -3 класса, 44%
-4
класса,
40%
учащихся
5-х
классов),
не
всегда
ученики
самостоятельно
могут
анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы (69% учащихся 9 класса,
44% учащихся 7 класса), выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности
гипотез (57% учащихся 8 класса, 55% учащихся 4 класса, 54% учащихся 6 класса),
формулировать выводы (47% учащихся 2 класса, 42% учащихся 5-х классов, 38%- 7
класса), отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует
нравственные качества личности(69% учащихся 9 класса, 27% учащихся 5-х классов, 23%
учащихся 6 класса, 42% учащихся 8 класса).
Базовыми
понятиями
системно-деятельностного
подхода
являются
воспитание
и
развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, такими как
гражданственность,
универсальность
познавательных
действий,
социальность.
Достижение оптимального результата возможно через включение в деятельность.
В результате этой деятельности учащийся должен почувствовать себя успешным: «Я
это могу, я это умею»!
У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на
системно-деятельностной
основе.
Например,
при
изучении
иностранного
языка
правильнее
говорить
коммуникативный
системно-деятельностный
подход,
т.
к.
это
процесс
изучения
языка
в
процессе
общения.
Научить
коммуникативным
видам
деятельности
можно
только
за
счет
вовлечения
учащихся
во
все
виды
речевой
деятельности, что и происходит на уроках учителя Борзенковой О.Н. Для этого учитель
применяет такие методы как метод мини-проектов, ролевых игор.
На своем уроке
Юрасова
И.
Д.
показала
умение
организовать
учебную
деятельность
учащихся
по
практическому применению имеющихся у них теоретических знаний
в ходе работы с
атласом, географической картой, контурной картой. На уроке учителя Прибавкиной Л.Е.
элементы
системно-деятельностного
подхода
просматривались
в
проце ссе
формулирования совместно с учащимися темы урока, его целей и задач. Урок выстроен на
основе постоянной рефлексии учащимися различных этапов урока и видов работы, что
предполагается
деятельностными
методами
обучения,
в
содержание
урока
включены
задания
метапредметной
направленности,
что
является
неотъемлемым
требованием
ФГОС. На уроках математики учитель Иванова С.Т. в рамках системно-деятельностного
подхода
формирует
практические
умения
применения
теории.
Учитель
истории
формирует УУД на основе работы с разными источниками информации, умений работы с
документами,
с
понятиями,
проектирования
монологического
ответа
по
теме
по
алгоритмам,
памяткам
-
самое
главное
умение
проводить
параллель
истории
с
современностью. На уроках литературы учитель Скворцова Т.А. применяет различные
виды работы с текстом, элементы театрализация и т. п.. Учитель биологии формирует
УУД через использование на уроках проблемные творческие задачи.
Многие современные учебники составлены с учетом системно-деятельностного
подхода.
В
них
нет
готовых
ответов
на
сложные
вопросы,
зато
есть
интересные
и
увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят
проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом
задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они
поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной
ситуации), объяснили, как надо ее решать). Однако,
в
учебниках по математики в
начальной школе (автор учебника В.И. Моро) нет упражнений для работы с различными
схемами и диаграммами, т.е еще не на должном уровне формируются такие УУД, как
работа с блочно-символьной информацией.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность
образовательных технологий, методов и приемов, это еще и своего рода философия
образования
новой
школы,
которая
дает
возможность
учителю
творить,
искать,
становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие
результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия (они и потому и
названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-
воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к
жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм,
его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс,
без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в
школе не могут существовать.
Педагог
–
это
организатор
и
координатор самостоятельной
познавательной
деятельности учащихся на всех этапах урока. Он как профессионал:
- демонстрирует культурные образцы действий;
-инициирует пробные действия детей;
-консультирует, корректирует действия;
-ищет способы включить в работу каждого.
Урок,
основанный
на
принципах
системно-деятельностного
подхода
прививает
такие
навыки
учащимся,
которые
дают
возможность
использовать
их
при
последующем
обучении и в дальнейшей жизни.