Автор: Сапрыкина Ксения Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Икрянинская СОШ"
Населённый пункт: Астраханская область, Икрянинский район, с.Икряное
Наименование материала: Внеклассное занятие
Тема: Брейн-ринг. Интеллектуальная игра по русскому языку
Раздел: начальное образование
Сапрыкина Ксения Васильевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Икрянинская СОШ»
Брейн – ринг. Интеллектуальная игра по русскому языку, 2 класс
Цель: углубить знания учащихся по русскому языку.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.
Оформление:
«Брейн
–
ринг»,
«О
великий,
могучий,
правдивый
и
свободный
русский
язык»
(И.С.Тургенев),
«Грамоте
учиться
–
всегда
пригодится».
Оборудование: задания командам написаны на карточках. На игровых
столах – листы бумаги, ручки, игрушки – пищалки (сигнальные карточки), с
помощью которых капитаны команд будут подавать сигнал о выполнении
заданий.
Ход игры.
I. Мотивация.
-Здравствуйте,
уважаемые
гости,
здравствуйте,
уважаемые
участники
нашего брейн-ринга!
- Посмотрите на оформление, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак,
главный гость сегодня – его величество русский язык.
Писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил: «О великий, могучий,
правдивый и свободный русский язык».
-Сегодня
мы
проведѐм брейн-ринг и
узнаем
лучших
знатоков
русского
языка.
В игре участвуют 4 команды.
-1 команда это-
-2 команда-это
-3 команда-это…
-и 4 команда-
5 команда-
- Победителей брейн-ринга определит
наше
жюри… (Представляются
члены жюри.)
- Правила игры.
1. На обсуждение вопроса даѐтся не более 1 минуты.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан –
подать сигнал (игрушкой-пищалкой или сигнальным флажком).
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даѐт неправильный ответ, у других команд есть время для
обсуждения.
-Возьмите друг друга за руки и пожелайте удачи и успехов.
1 раунд «Разминка»
«Вопрос- ответ».
1.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
2.
Чего в русском языке больше: гласных букв или звуков? (10 б. ,6з.)
3.
Какие буквы в русском языке не имеют звука? (ъ, ь)
4.
Эта гласная не может быть в начале слова? ( ы )
5.
Сколько звуков в слове соль? (3)
2 раунд «Узнай звук». 1балл
-Определите одинаковый звук в словах каждой строки 1 строка для 1
команды.
1.Метро, мячик, мясо, ремень [м']
2.Стон, нос, план, поклон [н]
3.Веник, привет, святой, ковѐр [в']
4.Лук, лавка, лыжи, столы [л]
5.Эфир, финал, ферма, Федя. [ф']
3 раунд «Составьте новые слова» (всем командам)
Составьте новое слово, поменяв в данном слове только одну букву:
ШАР — (пар, жар), ДОМ — (дым), ДУБ — (зуб), МЁД — (лѐд), МЕЧ —
(мяч), СТОЛ — (стул), НОРА — (кора), ЛЫЖИ — (лужи), БАНК — (танк),
ТОЧКА — (ночка, дочка, бочка)
Жюри подводит итоги первых двух раундов.
4 раунд «Расшифруй слова»
-Расшифруйте слова и найдите «лишнее» слово.
-За каждое слово – 1 балл. За «лишнее» слово – 1 балл.
Жыил (лыжи)
ански (санки)
кьоинк (коньки)
нолс (слон).
5 раунд «Словарные слова»
-Ваша задача записать 8-10 слов по теме «Школа»
-За каждое слово – 1 балл.
Пр.(Директор,
ученик,
пенал,
тетрадь,
учитель,
дежурный,
линейка,
резинка, карандаш, русский язык)
Игра со зрителями.
• Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.)
• Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон.)
• Какую ноту кладут в суп? (Соль.)
• Из какого крана не льѐтся вода? (Подъѐмного.)
6 раунд «Один звук, марш!»
Из каждого слова исключить по одному
звуку, чтобы получилось новое
слово. Вот так:
горсть – гость.
(каждой команде листочки с 13 словами, время работы команды – 1
минута)
полк, удочка, смех, олень, клещ, мель, снаряд, скот, всласть, краска, тепло,
беда, экран.
-Проверка
7 раунд «Сравнение» проверка по выражению с группы
Допишите названия животных в выражения:
Голоден
как….
Труслив
как……
Хитѐр
как…..
Упрям
как…..
Нем
как…..
(волк, осел) (заяц, рыба) (лиса,)
8 раунд Игра «Составление предложений»
На доске:( 1 на команду)
1.
Озеро, медведь, карандаш.
2.
Мяч, ракета, книга.
3.
Улица, очки, сумка.
4.
Велосипед, цветок, небо.
5. Стол, фартук, ботинки.
- Составить как можно больше предложений, которые обязательно включали
бы все три слова. Можно менять число и форму слова, а также использовать
другие слова.
Игра со зрителями.
Играть играй, да дело знай.
«Скажи правильно».
Я
СДЕЛАЛ
СВОЙ
РИСУНОК
РАСКРАШЕННЫМ.
(
Я
раскрасил
свой
рисунок).
МОЙ ЗУБ СТАЛ БОЛЬНЫМ. (У меня заболел зуб).
МОИ
ОЦЕНКИ
СДЕЛАЛИ
МОЮ
МАМУ
ГРУСТНОЙ.
(Мои
оценки
огорчили маму).
ПОДАРОК
ДРУГА
СДЕЛАЛ
КОСТЮ
РАДОСТНЫМ.
(Подарок
друга
обрадовал Костю).
ДОЖДЬ СДЕЛАЛ НАС МОКРЫМИ, А СОЛНЫШКО СУХИМИ. (Дождик
намочил нас, а солнышко обсушило).
9 раунд «Вставь недостающий слог»
Если вы правильно вставите в скобки слог из двух букв, то прочтете два
слова: первое будет заканчиваться на данный слог, а второе – начинаться.
ТРА (ВА) ЗА ВЕС (НА) РОД
ССО ( РА) КЕТА КО (ЗА) БОР
ДЕ (ЛО) КОТЬ ЗУ (БЫ) ЧОК
Задание болельщикам.
Закончи пословицу.
1. Жизнь дана на …. (добрые дела).
2. Про доброе дело …(говори смело).
3. Слово серебро, молчанье - …(золото).
4. Доброе слово и кошке …(приятно).
5. Что посеешь, то и …(пожнешь).
6. Один ум хорошо, … (а два лучше).
7. Терпенье и труд, …(все перетрут).
10. раунд
За одну минуту составьте и запишите «цепочку» из слов. Последняя буква
первого слова является первой буквой следующего слова.
Карандаш - …
За каждое слово – 1 балл.
11 раунд
Из слова ТРАНСПОРТ составьте как можно больше слов.
За каждое слово – 1 балл.
III. Подведение итогов.
-Пока уважаемое жюри подсчитывает баллы, поиграем.
Игра «Потопаем – похлопаем». Если вы согласны с высказыванием –
похлопайте, если нет – потопайте ногами.
- Сначала приходит лето, а затем осень.
- Снег тает весной.
- Кота в сапогах придумал А.Пушкин.
- Утка крякает.
- На реках взламывается лед осенью.
- В алфавите 33 буквы.
- Учебный год в школе начинается летом.
- Все согласные звуки глухие.
- Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник.
- Если дорога мокрая, то идет дождь.
Обобщение: русский язык очень богат; с помощью слов можно передать
все: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык».
К. Паустовский.
IV. Награждение победителей.
Вручение призов участникам и болельщикам.
. Заключительное слово.– С самого раннего детства и до глубокой старости
вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребѐнок ещѐ не научился
говорить, как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок,
колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так
всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка
немыслимо ни на шаг двинуть вперѐд науку, технику, ремѐсла, то есть саму
жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык. Всего вам
доброго!