Автор: Ялышева Галина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ начальная школа - детский сад № 662
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Кронштадт
Наименование материала: Конспект логопедического занятия с детьми с ОНР
Тема: "К нам приехал Айболит"
Раздел: дошкольное образование
Ход образовательной деятельности
Дети входят в кабинет, здороваются, встают в круг около логопеда.
Логопед: Ребята, случилась беда. Незнайка заболел, а что у него болит,
сказать не может. Что же нам делать?
- Каким ещё словом можно назвать врача?
- Какое главное дело врача?
- Нашему Незнайке совсем плохо. Будем вызывать скорую помощь.
Подскажите, пожалуйста, мне номер телефона скорой помощи.
Логопед звонит по телефону. Звучит фонограмма сирены скорой помощи.
Появляется Доктор Айболит (психолог).
Айболит: Здравствуйте. Что у вас случилось?
- Я ему помогу. «Всех излечит, исцелит добрый Доктор …»
Доктор Айболит осматривает Незнайку (игрушка).
Айболит: Незнайка, что у тебя болит? Молчит. Тогда покажи, что у тебя
болит. Не показывает! А может, Незнайка не знает, как называются его
части тела и лица?!
Логопед: А наши дети знают и подскажут Незнайке. Ребята, подойдите к
экрану. А ты, Незнайка внимательно слушай!
Презентация «Назови, не ошибись»
На экране ноутбука появляются мальчик и девочка, они показывают
сначала части лица: язык, нос, щеки, глаза…
- Что показали нам Саша и Маша?
- Какие еще части лица вы знаете?
Мальчик Саша и девочка Маша показывают части тела: ноги, руки, живот,
спину…
- Что показали дети?
- Какие еще части тела вы знаете?
Игра « А что у вас?» - согласование притяжательных местоимений с
существительными.
Игра с мячом «Назови ласково» – образование существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед: Дети, вы уже большие, а Незнайка еще маленький. Будем
называть его части тела и лица ласково. Например, у вас – рука, а у
Незнайки… (и т.п.)
- Надо вызвать врача.
- Доктор.
- Лечить.
- 03
- Незнайка заболел.
- … Айболит
Дети называют.
- Это части лица.
- Подбородок, лоб, брови,
губы.
Дети называют.
- Это части тела.
- Грудь, шея, колени,
локти, пальцы…
Дети называют свои
части тела и лица,
добавляя слово «моя
щека», «мой нос», «мои
брови» и т. п.
Дети встают в круг.
- Ручка
1
- Молодцы, ребята. Думаю, что Незнайка теперь тоже хорошо запомнил
названия частей тела и лица. Доктор Айболит, чем же заболел Незнайка?
Айболит: Мне диагноз ясен. Незнайка простудился. У него воспалилось
горло, поэтому он не может говорить. А ваши дети здоровы? А ну-ка,
ребята, покажите мне свои языки.
Логопед: Мы знаем интересную игру «Сказочка-указочка» (развитие
артикуляционной моторики)
Логопед читает стихотворение.
- Не устала ты пока, покажи, моя рука:
Это – правая щека, это – левая щека.
Ты сильна, а не слаба, здравствуй верхняя губа,
Здравствуй нижняя губа, ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта – в них улыбка заперта:
Вправо – правый угол рта, влево – левый угол рта.
Подбородок тянем вниз, чтобы с челюстью отвис.
Там – к прогулкам не привык – робко прячется язык.
А вокруг-то – целый ряд, зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа, впереди – зубов оправа.
Нёбо вместо потолка есть во рту языка.
А когда открылся рот, язычок пошел вперед.
Интересная картинка: есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края – все про ротик знаю я!
Айболит хвалит детей:
- Вы здоровы! Но чтобы всегда оставаться здоровыми, нужно делать
массаж. Учись, Незнайка!
. Упражнение «Наши ручки». (Самомассаж ладошек массажными
мячиками)
- Это ручка – правая,
Это ручка – левая,
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю:
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
Логопед: Нам помогает быть здоровыми не только массаж, но и
гимнастика:
Физкультминутка - логоритмика «Попрыгай!» - согласование речи с
движениями.
Звучит фонограмма ритмичной мелодии.
Левой ножкой – прыг, прыг.
Правой ножкой – прыг, прыг.
Мы попрыгаем на двух:
Ух, ух, ух, ух!
Влево мы попрыгаем,
Вправо мы попрыгаем,
Мы вперед пойдем
И назад отойдем!
Дети показывают языки.
Дети берут маленькие
зеркала.
Дети показывают части
лица и артикуляционные
органы, выполняют
артикуляционные
упражнения.
Мячик на ладошке.
Мячик на ладошке.
Сжимают мячик в правом
кулачке.
Сжимают в левом.
Катают шарик между
ладошек.
На каждую строчку
стихотворения дети
выполняют четыре
прыжка.
2
Айболит предлагает детям поиграть.
Игра «Веселые фигуры» - ориентировка в пространстве.
- Правую руку вытяните вперед, а левой рукой закройте левый глаз;
- Левой рукой возьмитесь за правое ухо, а правой рукой – за левое;
- Левую руку положите на затылок, правую – на живот, а правую ногу
поставьте на пятку;
- А теперь покажите грустного Незнайку;
- Почему Незнайка грустный?
Посмотрите на Незнайку. Он улыбается!
- Покажите веселого Незнайку.
- Почему он стал веселым?
Логопед: Сейчас поиграем в очень интересную игру. Незнайка запомнит
как надо себя вести на улице, чтобы больше не простудиться. Если
услышите правильный ответ – хлопните в ладоши. Если неправильный
ответ – топните ножками.
- Повторите, что нужно сделать?
Игра « Топни-хлопни» - развитие внимания и логического мышления.
- Надо громко кричать;
- Нужно разговаривать спокойным голосом;
- Можно снимать шапку на улице в холодную погоду;
- Осенью надо тепло одеваться;
- Как здорово в ботинках ходить по лужам!;
- В дождливую погоду обувают резиновые сапоги;
- Хорошо гулять без зонта в сильный дождь!;
- Наденем капюшон в дождливую погоду;
- Если сильно заболел, то звони и вызывай скорую помощь 03;
- Чтобы быть здоровым, полезно делать гимнастику и массаж.
- Быть в хорошем настроении, чаще улыбаться!
Айболит: Мы с вами делали массаж ладошек. А сейчас, чтобы не забыть,
мы ладошки нарисуем.
Игра «Обведи ладошку - развитие мелкой моторики.
Логопед и Доктор Айболит помогают детям обводить ладошки,
закрепляют названия пальчиков.
- Какой пальчик ты обводишь? ( Мизинец) и т.п.
Логопед и Айболит: Молодцы, ребята!
Рефлексия.
Логопед: Дети, вам понравилось играть с Айболитом и Незнайкой?
Что вам понравилось больше всего?
Кому вы расскажите про то, что нужно знать, чтобы быть всегда
здоровым?
Логопед: Я и Доктор Айболит желаем вам, ребята, Незнайке крепкого
здоровья и угощаем «витаминами здоровья». Они тоже помогут вам
никогда не болеть.
(Детей угощают яблоками и грушами.)
Дети выполняют
поручения
Дети показывают.
- Он болеет.
Дети показывают.
- Незнайка поправился.
Дети повторяют правила
игры.
Внимательно слушают и
выполняют действия.
Дети садятся за столы,
обводят свои ладошки и
украшают каждый
ноготок веселым
личиком. Ребята дарят
рисунки Незнайке, чтобы
он не забывал делать
массаж и чаще улыбался.
Тогда он всегда будет
здоровым.
-Да!
Дети дают ответы на
вопросы логопеда.
Дети прощаются и уходят
в группу.
3
4