Автор: Баркова Юлия Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: Кумертау РБ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мнемотехника на уроках английского языка в начальной и средней школе
Раздел: среднее образование
Мастер-класс на тему:
«Не для всех, но для каждого»
Добрый день, уважаемые гости, коллеги! Я рада видеть вас сегодня на мастер-
классе на тему: «Не для всех, но для каждого!».
Слайд -1
Цель мастер-класса:
познакомить с методикой, которую без труда любой
учитель сможет использовать в своей работе. На основе ассоциаций разработана
методика запоминания информации - мнемотехника.
Задачи:
1) создать базу простых и эффективных приемов для запоминания нужной
информации;
2) отработать на практике методические приемы;
3) рефлексия методического мастерства с участниками мастер-класса.
Ход мастер-класса
Чем же мы будем заниматься? Начнем с простых заданий.
Коллеги, прошу вас сейчас нарисовать, как выглядят: шелест листьев, гром, шум
волн, пение лягушки, весенняя капель, взмах крыла большой птицы, звон крыльев
комара и хруст снега.
Слайд -2
Я: Что вы использовали для выполнения этого задания?
(ассоциации со звуком, которые могут издавать эти животные, предметы, их
образом и т.д.)
Верно! Хорошо! Давайте продолжим!
Я: Посмотрите на экран. Вы видите изображения льва и пингвина. Также эти
изображения есть и на доске.
Слайд -3
А как вы думаете, для чего эти картинки здесь? Что они символизируют?
(север-юг, тепло-холод, зверь-птица и т.д.) ответ: лево-право
Я: Я не случайно начала мастер-класс с этих заданий. У вас возникло множество
ассоциаций по поводу прочитанных словосочетаний, увиденных изображений. Что
такое ассоциация? (ответы учителей)
Ассоциация – это (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) закономерно
возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или
явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.
Я: Посмотрите на изображение и быстро ответьте, что это такое, по вашему
мнению?
Слайд – 4
Как видите, в вашей памяти очень много образов, которые ассоциируются с этим
изображением. Молодцы!
Изучая слова на любом языке, мы используем ассоциации с образами,
мнемокарточки– изображение какого-либо предмета или явления.
Также используем фонетические ассоциации. Суть метода заключается в подборе
созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка.
Я: Например, слову fish
fi
– РЫБА какое русское слово созвучно? ФИШка. К
слову Plot (plot) – СЮЖЕТ какое слово созвучно?
Есть слова, с которым у всех людей возникают стереотипные ассоциации. Но вы
всегда можете придумать свою ассоциацию или сюжет.
Слайд - 5
Я предлагаю посмотреть сейчас видеоролик – «Дворец памяти» (смотрим 2
мин)
Мнемо – память, техника – способы и приемы запоминания, тренировки памяти.
Слайд - 6 мнемотехника
Задача мнемотехники - связать запоминаемое понятие с конкретными яркими
зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Освоение нового, в том числе и слов – это самый трудоемкий процесс. Для этого
нужна хорошая память. Найти знание сегодня не проблема, а вот освоить его наиболее
эффективным способом, запомнить надолго информацию без зазубривания –
проблема. В любом возрасте важно развивать память. Она тесно взаимосвязана с
речью. Речь запоминать сложнее, чем образы, потому что образ, воспринимаемый
через зрительный анализатор сильнее, чем образ, воспринятый на слух.
Я: Скажите, кому нужны мнемотехники?
Слайд - 6
1.В дошкольном и школьном возрасте детям необходимо запоминать различные
понятия, явления, объекты, а взрослым – большие объемы информации, наборы цифр,
лица, имена, последовательность действий.
2. В жизни. Любому человеку приходится помнить определенное количество
точных сведений. Мы привыкли все это записывать в электронные или записные
книжки. Приучите себя записывать нужные вам сведения в свой мозг.
3. Для сохранения здоровья. Что произойдет с человеком, который не пользуется
своей памятью? Память также начнет «отмирать» за ненадобностью. Занимаясь
мнемотехникой даже для профилактики, как физкультурой, вы сохраните свою память
в отличной форме до преклонных лет.
В течение всего мастер-класса мы будем наполнять наш сосуд знаний –
кувшин, как мы наполняем мозг, «Дворец памяти», знаниями, память новыми
словами.
(показываю кувшин на доске)
И уже сейчас мы можем его заполнить ассоциациями (мнемокарточка)!
(клею слово ассоциации - мнемокарточка) И это первый прием.
Я: Предлагаю вам разобрать ещё несколько Приемов мнемотехники.
Вспомните, пожалуйста, стишки, которые вы используете на уроках. Например,
при изучении исключения написания ы после ц:
-Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку Цыц.
-При изучении падежей: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.
-А при изучении глаголов-исключений:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть
и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на е спрягать нельзя.
- Уж замуж невтерпеж —
- ШОколад, шОфер, крыжОвник,
шОв, шОссе, обжОра, шОрник,
капюшОн, жОкей, чащОба,
шОрох, чОпорный, трущОба.
Все, что вы называли, называется мнемофразами. Это прием рифмизации. Они
облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти путем образования
дополнительных ассоциаций. Благодаря ассоциативным связям «чуждый» материал
преобразуется в доступный и понятный.
В английском языке я также использую этот прием. Для запоминания простых
слов, фраз и даже стихотворений. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
слайд – 8,9
Давайте пополним наш сосуд знаний ещё и этим приемом – рифмизация!
(мнемофразы) Клею слова.
Я: Коллеги, посмотри, под вашими стульями нет записок со словами?
Нашли? Замечательно! Предлагаю вам вместе придумать мнемоническую фразу
для запоминания произношения слов.
Например, договОр – разговор. Заключили договор и продлили разговор.
Слайд 10
каталог – диалог
(Слышен в классе диалОг – обсуждают каталог)
звонит – говорит
(Мой сосед мне не звонит и со мной не говорит)
портфель - щавель
(Положи скорей портфель, соберем с тобой щавель)
Я: Молодцы, отлично справились!
Есть у нас здесь учителя начальных классов? Замечательно! Скажите, а чем вы
занимаетесь с ребятами во время динамических пауз?
(слушаю ответы)
Прекрасно! У вас огромнейший опыт! Загадывать загадки, разучивать песенки и
стихи легко и увлекательно по ряду картинок.
Посмотрите на экран. Давайте попробуем.
Слайд 11
В мнемотехнике такой прием называется мнемодорожка. Их суть заключается в
следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается изображение. Таким
образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти образы – рисунки дети
очень легко воспроизводят текстовую информацию.
Итак, третий прием, которым мы дополним наш кувшин – мнемодорожка.
(клею слово)
Я:
Давайте попробуем выучить несколько английских слов при помощи
четвертого приема мнемотехники.
Посмотрите на экран. Слайд 13
- Какой общей темой можно объединить эти изображения? (еда)
Давайте научимся их произносить. (читаем).
Посмотрите на экран, постарайтесь запомнить как можно больше слов.
У вас на столах лежат меню, и мы с вами отправляемся в кафе.
Что бы вы хотели заказать?
- Can I take your order ?
- I would like……(проговаривают слова)
Какие вы молодцы! Вы запомнили целую тематическую группу слов на
английском языке за несколько минут! Прием называется мнемотаблица. Таким же
образом можно изучать и другие группы слов в английском языке.
А также при помощи мнемотаблиц можно разучивать сказки, стихи для развития
связной речи и развития памяти!
Слайд 14, 15
Чего же не хватает, чтобы кувшин был полон?
Мнемотаблица! Верно!
Полон ли теперь наш кувшин?
Да! На ассоциациях основан метод запоминания – мнемотехника, который мы
сумели в течение мастер-класса применить на практике, попробовав разные приемы.
Не просто так мы стараемся сопровождать свои выступления слайдами – это
целая мнемотаблица, а уроки - наглядным материалом (видео, таблицы, отдельные
изображения, аудиозаписи). В обучении любому предмету приемы мнемотехники
подходят.
Мы подошли к заключительному заданию нашего мастер-класса. Посмотрите на
экран. Слайд 16
Какая английская фраза зашифрована в мнемодорожке?
Thank you for the master class!
У нас получился замечательный мастер-класс! Как вы считаете, он был полезен
для вас?
Благодарю вас за внимание!