Напоминание

"Мнемотехника на уроках английского языка в начальной и средней школе


Автор: Баркова Юлия Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: Кумертау РБ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мнемотехника на уроках английского языка в начальной и средней школе
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс на тему:

«Не для всех, но для каждого»

Добрый день, уважаемые гости, коллеги! Я рада видеть вас сегодня на мастер-

классе на тему: «Не для всех, но для каждого!».

Слайд -1

Цель мастер-класса:

познакомить с методикой, которую без труда любой

учитель сможет использовать в своей работе. На основе ассоциаций разработана

методика запоминания информации - мнемотехника.

Задачи:

1) создать базу простых и эффективных приемов для запоминания нужной

информации;

2) отработать на практике методические приемы;

3) рефлексия методического мастерства с участниками мастер-класса.

Ход мастер-класса

Чем же мы будем заниматься? Начнем с простых заданий.

Коллеги, прошу вас сейчас нарисовать, как выглядят: шелест листьев, гром, шум

волн, пение лягушки, весенняя капель, взмах крыла большой птицы, звон крыльев

комара и хруст снега.

Слайд -2

Я: Что вы использовали для выполнения этого задания?

(ассоциации со звуком, которые могут издавать эти животные, предметы, их

образом и т.д.)

Верно! Хорошо! Давайте продолжим!

Я: Посмотрите на экран. Вы видите изображения льва и пингвина. Также эти

изображения есть и на доске.

Слайд -3

А как вы думаете, для чего эти картинки здесь? Что они символизируют?

(север-юг, тепло-холод, зверь-птица и т.д.) ответ: лево-право

Я: Я не случайно начала мастер-класс с этих заданий. У вас возникло множество

ассоциаций по поводу прочитанных словосочетаний, увиденных изображений. Что

такое ассоциация? (ответы учителей)

Ассоциация – это (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) закономерно

возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или

явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.

Я: Посмотрите на изображение и быстро ответьте, что это такое, по вашему

мнению?

Слайд – 4

Как видите, в вашей памяти очень много образов, которые ассоциируются с этим

изображением. Молодцы!

Изучая слова на любом языке, мы используем ассоциации с образами,

мнемокарточки– изображение какого-либо предмета или явления.

Также используем фонетические ассоциации. Суть метода заключается в подборе

созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка.

Я: Например, слову fish

fi



– РЫБА какое русское слово созвучно? ФИШка. К

слову Plot (plot) – СЮЖЕТ какое слово созвучно?

Есть слова, с которым у всех людей возникают стереотипные ассоциации. Но вы

всегда можете придумать свою ассоциацию или сюжет.

Слайд - 5

Я предлагаю посмотреть сейчас видеоролик – «Дворец памяти» (смотрим 2

мин)

Мнемо – память, техника – способы и приемы запоминания, тренировки памяти.

Слайд - 6 мнемотехника

Задача мнемотехники - связать запоминаемое понятие с конкретными яркими

зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Освоение нового, в том числе и слов – это самый трудоемкий процесс. Для этого

нужна хорошая память. Найти знание сегодня не проблема, а вот освоить его наиболее

эффективным способом, запомнить надолго информацию без зазубривания –

проблема. В любом возрасте важно развивать память. Она тесно взаимосвязана с

речью. Речь запоминать сложнее, чем образы, потому что образ, воспринимаемый

через зрительный анализатор сильнее, чем образ, воспринятый на слух.

Я: Скажите, кому нужны мнемотехники?

Слайд - 6

1.В дошкольном и школьном возрасте детям необходимо запоминать различные

понятия, явления, объекты, а взрослым – большие объемы информации, наборы цифр,

лица, имена, последовательность действий.

2. В жизни. Любому человеку приходится помнить определенное количество

точных сведений. Мы привыкли все это записывать в электронные или записные

книжки. Приучите себя записывать нужные вам сведения в свой мозг.

3. Для сохранения здоровья. Что произойдет с человеком, который не пользуется

своей памятью? Память также начнет «отмирать» за ненадобностью. Занимаясь

мнемотехникой даже для профилактики, как физкультурой, вы сохраните свою память

в отличной форме до преклонных лет.

В течение всего мастер-класса мы будем наполнять наш сосуд знаний –

кувшин, как мы наполняем мозг, «Дворец памяти», знаниями, память новыми

словами.

(показываю кувшин на доске)

И уже сейчас мы можем его заполнить ассоциациями (мнемокарточка)!

(клею слово ассоциации - мнемокарточка) И это первый прием.

Я: Предлагаю вам разобрать ещё несколько Приемов мнемотехники.

Вспомните, пожалуйста, стишки, которые вы используете на уроках. Например,

при изучении исключения написания ы после ц:

-Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку Цыц.

-При изучении падежей: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.

-А при изучении глаголов-исключений:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть

и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья, их на е спрягать нельзя.

- Уж замуж невтерпеж —

- ШОколад, шОфер, крыжОвник,

шОв, шОссе, обжОра, шОрник,

капюшОн, жОкей, чащОба,

шОрох, чОпорный, трущОба.

Все, что вы называли, называется мнемофразами. Это прием рифмизации. Они

облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти путем образования

дополнительных ассоциаций. Благодаря ассоциативным связям «чуждый» материал

преобразуется в доступный и понятный.

В английском языке я также использую этот прием. Для запоминания простых

слов, фраз и даже стихотворений. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

слайд – 8,9

Давайте пополним наш сосуд знаний ещё и этим приемом – рифмизация!

(мнемофразы) Клею слова.

Я: Коллеги, посмотри, под вашими стульями нет записок со словами?

Нашли? Замечательно! Предлагаю вам вместе придумать мнемоническую фразу

для запоминания произношения слов.

Например, договОр – разговор. Заключили договор и продлили разговор.

Слайд 10

каталог – диалог

(Слышен в классе диалОг – обсуждают каталог)

звонит – говорит

(Мой сосед мне не звонит и со мной не говорит)

портфель - щавель

(Положи скорей портфель, соберем с тобой щавель)

Я: Молодцы, отлично справились!

Есть у нас здесь учителя начальных классов? Замечательно! Скажите, а чем вы

занимаетесь с ребятами во время динамических пауз?

(слушаю ответы)

Прекрасно! У вас огромнейший опыт! Загадывать загадки, разучивать песенки и

стихи легко и увлекательно по ряду картинок.

Посмотрите на экран. Давайте попробуем.

Слайд 11

В мнемотехнике такой прием называется мнемодорожка. Их суть заключается в

следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается изображение. Таким

образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти образы – рисунки дети

очень легко воспроизводят текстовую информацию.

Итак, третий прием, которым мы дополним наш кувшин – мнемодорожка.

(клею слово)

Я:

Давайте попробуем выучить несколько английских слов при помощи

четвертого приема мнемотехники.

Посмотрите на экран. Слайд 13

- Какой общей темой можно объединить эти изображения? (еда)

Давайте научимся их произносить. (читаем).

Посмотрите на экран, постарайтесь запомнить как можно больше слов.

У вас на столах лежат меню, и мы с вами отправляемся в кафе.

Что бы вы хотели заказать?

- Can I take your order ?

- I would like……(проговаривают слова)

Какие вы молодцы! Вы запомнили целую тематическую группу слов на

английском языке за несколько минут! Прием называется мнемотаблица. Таким же

образом можно изучать и другие группы слов в английском языке.

А также при помощи мнемотаблиц можно разучивать сказки, стихи для развития

связной речи и развития памяти!

Слайд 14, 15

Чего же не хватает, чтобы кувшин был полон?

Мнемотаблица! Верно!

Полон ли теперь наш кувшин?

Да! На ассоциациях основан метод запоминания – мнемотехника, который мы

сумели в течение мастер-класса применить на практике, попробовав разные приемы.

Не просто так мы стараемся сопровождать свои выступления слайдами – это

целая мнемотаблица, а уроки - наглядным материалом (видео, таблицы, отдельные

изображения, аудиозаписи). В обучении любому предмету приемы мнемотехники

подходят.

Мы подошли к заключительному заданию нашего мастер-класса. Посмотрите на

экран. Слайд 16

Какая английская фраза зашифрована в мнемодорожке?

Thank you for the master class!

У нас получился замечательный мастер-класс! Как вы считаете, он был полезен

для вас?

Благодарю вас за внимание!



В раздел образования