Автор: Малёнкина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №29
Населённый пункт: город Березники,Пермский край
Наименование материала: Выступление на ШМО учителей начальных классов
Тема: тема: "Развитие креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения"
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29»
Выступление на ШМО учителей начальных классов
тема: "Развитие креативного мышления младших школьников
на уроках литературного чтения"
Разработала:
учитель начальных классов, учитель –логопед
Малёнкина Т.В.
2022г.
Креативность означает позволить себе
ошибаться.
Искусство означает знать, какие именно
ошибки надо сохранить.
Адамс Г.
Современная школа требует нового подхода к обучению. И основная её цель —
воспитать творческую, самостоятельную, свободную личность, способную к
саморазвитию и усвоению нужных в жизни знаний, умений и навыков. Такой цели
можно достичь лишь в том случае, если наше образование будет строиться на
принципах личностно-ориентированного обучения.
В настоящее время именно инновационная деятельность определяет направления
профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует
личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно
связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской
воспитанников. У каждого творческого учителя имеется в своем арсенале набор
современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению
учащихся и развития у них креативного мышления.
На своих уроках мыслительную деятельность ребят стимулирую различными
средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии,
познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ. Культура общения,
интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним
из главных условий эффективности урока. Именно те уроки, на которых ученики
спрашивают, творят, решают, интерпретируют и спорят по содержанию произведения,
воспитывают живой интерес ребенка к книге. Исследования показывают, что на
активных занятиях по технологии развития креативного мышления учащиеся усваивают
материал наиболее полно и с пользой для себя.
Чтобы
найти
правильные
пути
развития
креативного
мышления
младших
школьников, необходимо придерживаться азбучных истин:
1.
верить в силы ребенка и помогать обрести эту веру ему
2.
быть умелым помощником, оставляя в душе ребенка чувство самостоятельности
сотворенного;
3) не давать ему останавливаться и топтаться на месте, пробуждать интерес к все
более трудным задачам;
4.
но помнить, что конечная цель - не сами задачи, а развитие с их помощью во
время их решения;
5.
обучать в активном действии и в живом непринужденном общении. Только
сравнивая и согласуя свои дела и поступки с делами и поступками других ребенок
овладевает рычагами развития «три САМО-»: самоконтроль, самооценку и способы
самосовершенствования;
6.
быть искренним, не носить масок;
7.
сопереживать: радоваться и огорчаться вместе с ним, делить удачу и
неудачу пополам.
Термин творческое мышление употребляется в работах В. А. Сухомлинского,
Смирнова С. Д., Симоновского А. Э. По их мнению, творческое мышление – это
мышление, основанное на свободе деятельности и мысли. В толковом словаре С. И.
Ожегова написано: « Творчество – это создание новых по замыслу культурных или
материальных
ценностей».
Сегодня
в
научных
источниках
можно
встретить
термин креативного мышления. Креативность – это способность к творчеству.
Значит, на уроках литературного чтения креативность можно рассматривать как
способность к новым открытиям в области образных средств языка, способов действий
и
поиске
ответов
на
вопросы
в
книгах,
способность
к
фантазированию
и
моделированию, к искусству. По мнению российских педагогов, характерными
особенностями креативного мышления являются оценочность, собственное мнение и
рефлексия собственных суждений, самовыражение в творческой деятельности.
Формирование читательской деятельности младших школьников.
По словам Н. Н. Светловской,
правильная читательская деятельность – это
«трехступенчатый
процесс
целенаправленного
индивидуального
осмысления
и
освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения)».
1.
Этап работы с текстом до чтения включает в себя развитие
важного читательского умения, антиципации.
Антиципация - это «умение предполагать, предвосхищать содержание текста по
заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов».
2.
Этап работы с текстом во время чтения направлен на осмысление
текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям.
3.
Этап работы с текстом после чтения необходим для достижения
понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между
строк»)
Образные средства языка
На третьем этапе работы с текстом необходимо анализировать художественные
особенности произведения. Использование стилистических фигур позволяет сделать
речь выразительной, экспрессивной, передающим внутренний мир автора.
В систему образных средств языка входят тропы и стилистические фигуры.
Тропы – это « понятие поэтики и стилистики, обозначающие такие обороты,
которые основаны на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении
и используются для усиления изобразительности и выразительности
речи»
]
. Из наиболее распространенных тропов в начальных классах рассматриваются
сравнение, метафора, олицетворение, эпитет.
Сравнение – это «троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на
основании общего у них признака». Сравнение может быть выражено различными
языковыми средствами:
- лексически (при помощи слов похожий, подобный и др.), например, Голова у него
был круглая, похожая на тыкву;
- творительным падежом (смотрит соколом, поднимается змейкой);
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия (Я ль на свете
всех милее, всех румяней и белее?);
- сравнительным оборотом с союзами как, словно, будто, точно и др. (Шатается,
точно дряхлый старик; Лес заснул, как будто умер).
Метафора –
«это
вид
тропа,
переносное
значение
слова,
основанное
на
уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту"
]
.
Например, зеркало затона, пальцы ивняка.
Если
наблюдается
уподобление
живому
существу,
то
такой
прием
называется олицетворением (частный случай метафоры). (Осенние листья по ветру
кружат; Идет волшебница зима.)
Эпитет представляет собой художественное определение, дающее яркое, образное
представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором. В
учебниках для начальной школы даются различные толкования этого термина.
Например, изумрудные лягушата, хрустальный вечер.
Будучи методическим средством обучения, использование стилистических фигур,
возбуждая активность мысли и воображение, позволяет развивать у учащихся образное
мышление и формировать творческое отношение к слову.
Задачи системы работы над текстом на уроках литературного чтения как средство
развития креативности младших школьников
Задачи:
прослеживание связи между предметами, событиями и явлениями;
формирование навыков самостоятельного решения проблем исследования;
учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации;
быть творцом своей деятельности.
Педагогические средства.
1. Этап работы с текстом до чтения.
2. Этап работы с текстом во время чтения.
4.
Этап работы с текстом после чтения.
5.
Выполнение творческих заданий
6.
Работа со стихотворным текстом
Методика работы по развитию творческого мышления младшего школьника на
уроках литературного чтения
Какова же методика работы с текстом на уроках чтения?
Во-первых, в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного
текста, т. е. ребёнок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь
задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и
сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.
Во-вторых, нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а
для самого себя, а, значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в
тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то,
что чувствовали герои произведения.
В-третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению про себя.
Используем три этапа работы: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.
Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов». Покажем
технологию работы с прозаическим текстом.
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ
Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация.
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию,
которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме,
содержании.
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее
вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме
произведения, героях, развитии действия.
3. Дети постепенно осваивают предлагаемую технологию работу с текстом, потому что
понимают её смысл.
В 3-4 классах технология изменяется по пути увеличения доли самостоятельности
ребёнка на каждом из этапов освоения текста. Здесь возможны варианты.
1.Этот этап становится частью домашнего задания. Прежде чем познакомиться дома с
новым текстом, ребенок выполняет привычные действия: рассматривает иллюстрацию
перед текстом, читает заглавие, имя и фамилию автора, мысленно высказывает
предположения о теме, героях, содержании текста. На уроке учитель начинает работу с
новым текстом с того, что выясняет, какие предположения дети высказывали до начала
чтения, какие из них подтвердились в ходе чтения и т.д.
Важным этапом работы с текстом до чтения является знакомство с ключевыми
словами. Если в 1-2 классах ключевые слова текста предлагал учитель, то в 3-м классе
постепенно можно начинать «доверять» эту работу детям. Каждый ребенок, по очереди,
получает задание на дом:
-самостоятельно познакомиться с новым текстом (или фрагментом), выписать
ключевые слова. Перед началом первого урока по новому произведению ученик,
выполнявший это задание,
-записывает ключевые слова на доске. После того, как работа с текстом завершена
(через 2-3 урока) можно вернуться к этой группе ключевых слов и проанализировать,
осмыслить ее «с высоты достигнутого понимания» текста.
2. Если знакомство с новым текстом происходит на уроке, этап работы с текстом до
чтения, естественно, сохраняется, но «сворачивается», так как учителю уже достаточно
просто произнести: «Мы начинаем читать новый текст. Наши действия?» или «Перед
вами новый, незнакомый текст. Ваши предположения?»
РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ
Цель — достижение понимания текста на уровне содержания.
Необходимо соблюдать такую последовательность действий:
1.
научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые;
2.
включать творческое воображение учащихся: по слову, детали свернутой
текстовой информации; читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут
развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3.
научить ребят задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы
на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: «Чем это можно
объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так...? Для
чего ...? Кто такой ...?»
4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного
чтения.
Учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и
уточнить свои первоначальные предположения. Что такое комментированное чтение?
На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется
преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть
наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.
Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?
А. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли
квалифицированного читателя.
Б. Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные,
мотивированные текстом суждения, ни в коем случае не оставлять их без внимания,
даже если детские суждения расходятся с субъективной точкой зрения.
В. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Комментарий удачен лишь
тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию детей, делает ее более яркой и
эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, позволим
кратко отвечать, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предложим им начало
ответа, подскажите ответ интонацией.
Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу.
Д. Комментируем текст в том месте, где это действительно необходимо, а не
только после того, как предложение или фрагмент дочитан конца. Это значит, что
можно в любой момент прервать чтение ребёнка.
Е. Прерывание чтения должно происходить естественно, для чего используем
следующие способы:
а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым
следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернуты!
б) включение
воображения
детей
(«Представьте
себе...», «Увидели?
Представили?» и др.);
в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он
максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно...»)
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) также дается по ходу
чтения. В этом случае она становится мотивированно интересной: ведь именно по ходу
чтения становится понятно, какие с нуждаются в толковании, и само слово толкуется в
контексте, а не вне его.
Вопросы, которые задаем по ходу чтения — это вопросы, ответы на них нужно
искать или в уже прочитанной части текста в той, которую еще нужно прочитать.
Комментарии учителя должны быть краткими, но емкими, не уводящими далеко от
читаемого текста. Таким образом, дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и
сами учатся в нем: идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом,
наблюдают, как «разворачиваются» перед ними характеры героев, работают над
языком, представляют картины, которые нарисовал автор.
1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с
установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
2.Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с
комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на
понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает
возможность их подтвердить.
3.Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом.
Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.
4.Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом
текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.
Если текст большой по объему и за один урок до конца не прочитан, то можно
предложить детям дома прочитать про себя следующий фрагмент (главу), а на уроке
начать сразу с чтения вслух. Какую-то часть текста может прочитать вслух учитель, а
затем провести работу с текстом во время чтения детей вслух.
5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем
совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании
текста, развитии событий, о героях?
Для учащихся 3-4 классов преобразуется технология работы с текстом на уроке.
1. Самостоятельное чтение текста про себя.
Этот «шаг» в работе с текстом постепенно переносится: дети получают задание
дома подумать над текстом до чтения и прочитать про себя весь текст или фрагмент.
Таким образом, в классе работа начинается с краткой беседы, а затем следует второй
«шаг».
2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, задавание вопросов
автору по ходу чтения.
РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ
Цель — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли,
подтекста — «чтение между строк»).
1. Ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот
вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла,
«спрятанного между строк».
2.
Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения
произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на
подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности
автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный
рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле
заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации, какой
именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? Точен ли художник в
изображении фрагмента. Мы еще раз обращаем внимание детей на иллюстрацию. Дети
размышляют, к какой части текста нарисована иллюстрация; какое выражение на лицах
героев и т.д. Составляется диафильм по тексту (каждое предложение - кадр диафильма).
Для учащихся 3-4 классов рассказ учителя о писателе можно чередовать с
сообщениями, которые дети готовят самостоятельно.
Помимо сведений о жизни и творчестве писателя, ребенок должен, на наш взгляд,
обязательно выразить свое отношение к писателю, рассказать, какое представление о
личности писателя у него сложилось.
4.Наблюдение над художественными особенностями текста. В начале изучения
эмоционально – экспрессивных средств языка вводится общее понятие образное
выражение. При этом основным действием младших школьников является действие
подведения конкретного выражения под понятие образное и необразное.
Понятия же о тропах и фигурах формируются учащимися в результате языкового
материала. При этом важно помнить предостережение Л. С. Выготского: если
знакомить младших школьников с образными средствами языка путем прямого
обучения понятиям (эпитету, сравнению и т. д.), то этим «не достигается ничего, кроме
пустого усвоения слов, голого вербализма… Ребенок в этих случаях усваивает не
понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным
перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенного знания
Выполнение творческих заданий
Цель - глубокое знание текста художественного произведения: учащиеся должны
ориентироваться в нем, отбирать материал, относящийся к данной творческой
работе, - зпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д.
В системе уроков чтения учителю нередко приходится иметь дело с разными
видами творческих работ одновременно. В связи с этим выделяют общие умения,
которыми учащимся необходимо овладеть при выполнении творческих работ:
умение отобрать из текста произведения материал, необходимый для последующей
творческой работы;
умение представить, т. е. воссоздать в воображении прочитанное;
умение словесно оформить возникшее представление;
умение прочитать реплику, выразить в ней особенности характера и настроения
персонажа.
Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом?
Уточним, что понимается под творческим заданием. Оно обязательно предполагает
самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер
будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй...», «Сочини...», «Придумай...»,
но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».
В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы: эмоциональная,
воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму. Самая
развитая у читателей этого возраста сфера - осмысление содержания. Поэтому методика
предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных с этой сферой:
рассказ о герое, событии;
выборочный и краткий пересказ;
составление плана, структурной модели текста;
постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя
и др.
Реакция на художественную форму у большинства детей-читателей, как правило,
отсутствует. Отсюда ограниченный перечень заданий: подробный художественный
пересказ,
стилистический
эксперимент,
стилизация,
наблюдение
над
языком,
художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с
его художественной основой (например, сказка Пушкина - сказка Арины Родионовны).
Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом
возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст
собственного жизненного опыта. Задания, направленные на развитие этой сферы, могут
быть следующими: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с
другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и
др.
Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка- читателя.
Развитию творческого воображения способствуют такие задания, как составление
диафильма, киносценария, коммикса по тексту, творческий пересказ, иллюстрирование,
изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и
др.
Конечно, подобное деление условно: ведь чтение по ролям, например, работает на
осмысление
содержания
и
усиливает
эмоциональную
сферу,
реакцию
на
художественную форму и т.д.
Выбираем творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая:
-художественные задачи текста (например, многие рассказ К. Г Паустовского
помогают увидеть необычное в обычном, повседневно, а это значит,
что уместно
выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование,
творческий пересказ от лица одно из героев, устное словесное рисование и др.);
- особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка (например, к
рассказам
К.
Г.
Паустовского
можно
дать
творческие
задания
по
группам,
дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями
предложить иллюстрирование, «музыкантам» - подобрать музыкальный ряд, детям с
развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование);
- учебные задачи (например, если учитель сосредоточился на развитие устной
речи, следует выбрать соответствующие задания).
В ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения в 3-4
классах все больше места занимают письменные творческие работы- сочинения. Если
в 3 классе это сочинения на свободную тему, то в 4 классе уже предлагаем сочинения
на литературную тему: например, «Тема детства в творчестве М. Цветаевой».
РАБОТА СО СТИХОТВОРНЫМ ТЕКСТОМ
Цель - развитие творческой активности, раскрыть пути развития этого
качества личности на уроках литературного чтения.
Теперь рассмотрим работу со стихотворным текстом на уроке чтения. Технология
работы в принципе будет той же, однако, несколько оговорок нужно сделать:
1. До начала чтения дети могут высказать свои предположения, на какую тему
будет стихотворение (если оно сюжетное, рассказывающее например, о лете, школе...)
или с каким настроением оно написано. Предположить это они могут на основании
заглавия и иллюстрации (ключевые слова, естественно, выписывать не нужно, тем более
что чаще всего это сделать просто невозможно).
2.Первый раз стихотворение дети прочитать обязательно должны про себя.
3.В ходе чтения вслух по строчкам или по строфам помогаю детям представить
картины, нарисованные автором; увидеть, какими словами созданы эти картины;
почувствовать настроение, состояние автора и как результат найти нужную, верную
интонацию, сделать пометки в тексте, которые помогут выразительно его
прочитать.
Выразительное чтение вслух всего стихотворения должно стать результатом
медленного чтения и «диалога с автором».
4.На одном уроке читаем не одно стихотворение, а несколько (2—3) тематически
близких (они именно так и даны в наших учебниках). Это избавляет от
необходимости излишнего «пережевывания» одного и того же и позволяет
сравнить видение разных поэтов, язык, ритм стихотворений и т.д.
5. Результатом продуктивной работы над стихотворным текстом может стать
желание детей подражать кому – либо из поэтов в своем сочинительстве или проба
собственных сил.
Результативность методики работы над развитием креативного мышления.
Анализ
различных
подходов
позволил
выделить
следующие
показатели
сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному
чтению:
1.Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.
2.Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3. Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний,
способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
6. Стремление к оригинальности.
7. Проявление самостоятельности в работе.
8. Умение преодолевать возникшие трудности.
У многих детей еже к концу 3 класса появилось положительное отношение к
заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали
проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать, вопросы и
находить на них ответы, размышлять и сопереживать, а также делать анализ
прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять
картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти
картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную
интонацию.
У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям,
возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более
спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.
Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при
выполнении
работ
творческого
характера,
а
также
способность
моделировать
нестандартные ситуации. Творческие работы учащихся стали более интересными,
яркими, нестандартными. Некоторые учащиеся выпустили собственные стихи.
Таким образом, результаты позволили сделать вывод о том, что применение
системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию
творческой активности младших школьников, формированию креативного мышления.
Заключение.
Главные задачи применения этих творческих заданий: равное участие всех учеников,
эффективная коммуникация, повышается мотивация обучающихся к изучаемому
предмету, совместная работа в интересах совместного обучения. Что ведёт к более
полноценному освоению школьниками образовательной программы.
Используя на своих уроках методы и приемы технологии развития критического
мышления, я смогла добиться следующих результатов:
- Урок открытия новых знаний обретает индивидуальность и становится осмысленным
и продуктивным. Задействован во время урока весь класс.
- Равное участие и учет всех типов восприятия обучения: визуалов (графическое
распределение информации), аудиалов (прослушивание), кинестетиков (представление,
мысленное ощущение, жесты).
- В результате создания комфортной обстановки каждого ребенка на уроке, изменилось
отношение детей к учёбе.
- На уроке каждый ученик пытается сам формулировать свои идеи, оценки и убеждения.
Дети научились адекватно оценивать собственные ошибки и затруднения, возникающие
в процессе урока.
- У ребенка появляется собственное мнение, где прослеживается уверенное
доказательство своих мыслей.
- Повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в
процессе постоянного поиска.
- Уроки всегда проходят в атмосфере радости, сотрудничества и увлеченности.
В своей работе главную педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому
ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для
саморазвития.
Используемая литература:
1.
Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 1996. С. 188
2.
Дворникова Е. В. Развитие у первоклассников языковой чувствительности //
Начальная школа. 2006. №1
3.
Жовнер Е. С. Творчество педагогов и учащихся // Завуч начальной школы. № 8,
2007.
4.
Касьянова Е. А. Формирование практических умений и навыков на уроках
русского языка и чтения у младших школьников. Волгоград: Изд. «Панорама»,
2006..
5.
Краткий словарь литературоведческих терминов: Пособие для уч–ся сред. школы/
Сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М.: просвещение, 1978. С. 87.
6.
Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Сов.
Энциклопедия, 1990. С. 520.
7.
Львов М. Р. Школа творческого мышления. – М.: АСТ, 2003.
8.
Орлова О. Б. Работа над образной речью в начальной школе: Методические
рекомендации. Рязань – 1999г.
9.
Развитие творческих способностей младших школьников./ Под ред. О. Г.
Селивановой, Киров, 2003 г
10.Розенталь Д. Э., Теленкова М. а. Словарь – справочник лингвистических
терминов. М.: Просвещение, 1976. С. 459.
11.Саутина Е. В. Использование лексического материала с целью развития языковой
личности младшего школьника // Начальная школа. 2006. №4
12.
Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир»:Метод. рекомендации /
Р. Н. Бунеев, М.А. Яковлева.- М.: Баласс, 2001.