Автор: Кисельникова Марина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Новосельская СОШ"
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: технологическая карта по русскому языку
Тема: Обращение. Знани препинания при обращении
Раздел: начальное образование
Тема: «Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.»
Тип урока: изучение нового учебного материала
Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.
Основные дидактические формы: урок практикум.
Цель: научить ставить знаки препинания при обращении.
Задачи:
1. Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.
2. Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении.
3. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
4. Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.
Формируемые УУД: п. – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; умение делать
выводы и умозаключения; выполнение действий по алгоритму; к.- умение участвовать в коллективном обсуждении
проблем; р.- принятие и постановка новых учебных задач; контроль за действиями партнёра при выполнении
совместного задания; л.- критичное отношение к своим поступкам и собственной учебной деятельности, умение их
адекватно оценивать.
Ресурсы урока:
Рабочая программа, учебник русского языка под ред. Л.Ф Климановой, Т. В. Бабушкиной, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1;
компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация «Обращение», тексты песни «Лесной олень», карточки с
заданием, литературное чтение 4 класс, видео сопровождение физкультминутки.
Ход урока
№ Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Методический
комментарий
1.
Самоопределен
ие к
деятельности
Психологический
настрой
Посмотрите друг на
друга, улыбнитесь,
пожмите руки,
передайте частичку
Прозвенел звонок
для нас.
Всех детей
позвал он в
класс,
Чтобы дети не
Такие упражнения проводятся в
начале учебного дня для
создания благоприятной
рабочей обстановки в классе.
Формируются
УУД личностные:
своего тепла другому
и пожелайте хорошего
рабочего настроения
на весь учебный день.
Я тоже желаю всем
успехов в работе.
Прочитайте
эпиграф
(слайд 2)
Пусть эти слова
станут девизом
нашего урока.
ленились,
С удовольствием
трудились,
Всем здоровья
пожелаем и урок
наш начинаем.
умение выделить нравственный
аспект поведения, установление
обучающимися связи между
целью учебной деятельности и
ее мотивом;
коммуникативные: умение
слушать и вступать в диалог.
2.
Самоопределен
ие к
деятельности
Проблемная
ситуация
- Понять значение
слова нам часто
помогает знание его
состава. Какие части
слова называются
значимыми?
- В какой части слова
заключено его
основное лексическое
значение?
- Прочитайте слова,
записанные на доске.
Спишите.
- Что вы можете
сказать о них?
- Как вы объясните
- Основное
лексическое
значение
заключено в
корне слова.
Общий,
общество,
общение,
общежитие,
сообщество,
сообща,
общаться
- Это
однокоренные
слова. Корень -
общ- .
Учитель помогает
осознать смысл обучения,
задуматься о получении новой
информации на уроке.
общий смысл
однокоренных слов?
- Откройте учебник на
стр.8, прочитайте
тему урока.
- Что самое важное в
понятии обращение?
- Сформулируйте цель
урока.
- Разговаривать,
делиться
мыслями,
знаниями.
- Узнать что
такое обращение,
вспомнить
правила
обращения.
3.
Актуализация
знаний.
Обратите внимание
на
задание и
найдите отличия
(слайд 3)
-Чем различаются
предложения?
-Что это за слова?
Спишите 3
предложение.
-Во втором
столбике в
предложениях
некоторые слова
выделены
запятой.
-Мы называем
того, к кому мы
обращаемся .
Списывают
предложение.
Принимаются разные
высказывания детей. Важно
научить уч-ся слушать друг
друга.
УУД
познавательные:
определение проблемы;
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои
мысли
4.
Постановка
учебной задачи
Самоопределен
ие к
деятельности
Работа в парах
-Назовите тему
нашего урока.
-Что об этом знаете?
Не знаете?
-Чему будем учиться
на уроке?
- Какие цели вы перед
собой поставите?
- Обращение.
- Находить
обращение в
предложении,
правильно
выделять на
письме.
- Выбор
УУД
регулятивные: целеполаг
ание;
общеучебные:
выделение и формулирование
познавательной цели,
поиск и выделение
необходимой информации.
Закрепляется навык работы с
-Я согласна с вами и
предлагаю прочитать
цели на слайде
(слайд 4)
- Чем обусловлены
изменения в
обращении?
- Какие виды речи вы
уже знаете?
- Разыграйте ситуации
в парах. 1 ряд –
ситуация «ученик –
ученик», 2 ряд –
ситуация «учитель –
ученик», 3 ряд –
ситуация «ученик –
директор школы».
- Сделайте вывод о
различиях деловой и
разговорной речи,
прочитайте
сообщение
профессора
Самоварова на с.18.
обращения
зависит от
ситуации
общения.
- Виды речи:
деловая, научная,
разговорная,
художественная
Коллективная
проверка.
Учащиеся под
руковоством
учителя
определяют
область
употребления
лексики в
предложениях
(упр. 25, с.18-19).
Записывают в
тетрадь.
информационным источником -
учебником.
5.
Изучение
нового
материала
Найди обращения в
предложениях (слайд
5).
-
Существительны
ми.
Фронтальная работа
УУД
регулятивные:
определение
-Прочитайте
предложения.
-Есть ли в них
обращения?
-Почему вы так
решили?
-Какой частью речи
могут быть
обращения?
-Подберём к
обращениям
прилагательные по
смыслу.
-Что вы заметили?
-Итак, какой вывод
мы можем сделать:
-Что мы назовём
обращением?
-Понравившееся
предложение
запишите в тетрадь.
-Долгожданная
весна и чистый
ручеёк.
-Слово или
сочетание слов,
которое называет
того (человека,
животное), к
кому мы
обращаемся.
последовательности
промежуточных целей с учетом
конечного результата;
коммуникативные:
участие в коллективном
обсуждении проблем;
познавательные:
построение логической цепочки
рассуждений
6.
7.
Первичное
закрепление
Динамическая
пауза
Письмо по памяти
-Обращение не всегда
обособляется
запятыми.
Обратите внимание
на слайд 6
-Где стоит
-В начале
предложения.
-Запятыми.
Восклицательны
м знаком.
-Эй, лежебоки,
все на зарядку!...
УУД
регулятивные:
формирование уровня усвоения
знаний;
познавательные:
структурирование знаний;
коммуникативные:
умение слушать и вступать в
обращение?
-Как оно выделено на
письме?
Интонационно?
Если обращение стоит
в начале и
произносится с
сильным чувством, то
выделяется
восклицательным
знаком.
-Запишите
предложение в
тетрадь по памяти.
ФИЗКУЛЬТМИНУТ
КА
(музыкальная
презентация)
-Встречалось ли
обращение в
физкультминутке. Кто
может назвать?
-Кто желает, может
записать предложение
в тетрадь.
(проговаривают
вслух)
диалог;
Учитель обращает
внимание ребят, как данная
физкультминутка связана с
темой урока.
8.
9.
10.
Самостоятель
ная работа с
самопроверкой
1.Игра «Выбери
меня»
Ребята, перед вами на
Учащиеся
выполняют
работу на
Формируются УУД
регулятивные:
Сличение выполненного
по эталону
Включение
нового знания
в систему
знаний и
повторения
Тест
Творческая
работа
слайде
предложения
(слайд 7)
Задание: выбрать
предложения с
обращением списать,
расставить знаки
препинания.
Прочитайте
предложения и
найдите в них
грамматическую
основу. Слайд 9
-Каким членом
предложения является
слово «друзья».
-В каком падеже стоит
слово - обращение?
-Какой вывод мы
можем
сделать?
-Является ли
обращение членом
предложения?
-Выполните тест.
- В древнерусском
языке для обращений
существовал звательн
слайде-
тренажёре
выполненное
задание
учащиеся
проверяют
по слайду
8 «Проверяй
внимательно»
-В
1предложении-
подлежащим, во
2-это обращение
в И.п.
-Обращение не
является
членом
предложения.
-Обращение
тоже стоит в
И.п., но
отличается от
подлежащего
звательной
интонацией.
- Нет.
Ученики
выполняют и
задания с заданным эталоном;
общеучебные:
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности;
коммуникативные:
продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Создание ситуации успеха.
Учащиеся продолжают работать
в паре
Учитель помогает детям через
предложенное задание увидеть
роль обращения в предложении.
УУД
регулятивные:
выделение и осознание
обучающимся того, что уже
усвоено и что еще нужно
усвоить, осознание качества и
уровня усвоения; оценка
результатов работы;
познавательные:
самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера.
Все учащиеся с удовольствием
исполняют песню и учатся
ый падеж.
С формой звательного
падежа можно
встретиться в
произведениях
А.С.Пушкина (не
старик-старче)
-Поработаем с
учебником
литературного чтения.
- Вспомним
произведения
А.Пушкина.
-Найдём в них
обращения.
-Прослушаем и
исполним песню
«Лесной олень»
(слайд 10)
-Подумайте, какое
отношение имеет эта
песня к теме нашего
урока?
-Представьте себе, что
олень выполнил вашу
просьбу, и вы
оказались в сказке.
Напишите дома мини
работы сдают
учителю.
Читают наизусть
отрывки из
сказок
А.Пушкина
«Сказка о
мёртвой
царевне…».
-Встречается
обращение:
Вернись ко
мне, лесной
олень.
видеть прекрасное.
Творческая работа способствует
закреплению знаний об
обращении.
–письмо любимому
сказочному герою, в
котором просите о
помощи, так как
попали в трудную
ситуацию.
Используйте
обращения и
вежливые слова.
11.
12.
Итог урока
Домашнее
задание
-Что нового узнали?
-Чему учились
сегодня на уроке
-Какие вопросы
рассмотрели?
- Ребята, какую роль
обращения играют в
нашей жизни?
-Что выражают
обращения?
-Представьте, если бы
обращения исчезли из
нашей жизни?
слайд 11, слайд 12
По желанию
выбирают задание №1
или №2 и выполняют:
1.мини –
письмо любимому
-Узнали, что
такое обращения;
выделяется
запятыми и
восклицательным
знаком. В
предложении
стоит в И.П. в
звательной
форме.
-Обращаемся к
окружающим.
-Наше
отношение, что
чувствуем к
тому, к кому
обращаемся.
Учащиеся
выбирают
Учитель
обращает внимание на
огромную роль обращений в
нашей жизни.
УУД регулятивные:
осознание качества и уровня
усвоения,
коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли
Основная цель урока
достигнута. Учащиеся сумели
обозначить учебную задачу,
осознали, чему научились и над
чем стоит ещё поработать.
сказочному герою,
используя обращения
и вежливые слова.
2. На слайде 13
дополнительные
задания, которые
можно использовать
на уроке русского
языка по теме
«Обращение».
понравившееся
задание
1
3.
Рефлексия
Выскажите своё
мнение о
сегодняшнем уроке,
используя
выражения (слайд14)
А теперь нарисуйте
на полях в тетради
«волшебную
палочку» и
поставьте на ней
себе отметку за
активность на уроке
УУД личностные:
оценивание усваиваемого
содержания;
регулятивные:
осуществление самооценки
собственной учебной
деятельности.