Напоминание

Обращение. Знани препинания при обращении


Автор: Кисельникова Марина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Новосельская СОШ"
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: технологическая карта по русскому языку
Тема: Обращение. Знани препинания при обращении
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.»

Тип урока: изучение нового учебного материала

Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.

Основные дидактические формы: урок практикум.

Цель: научить ставить знаки препинания при обращении.

Задачи:

1. Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.

2. Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении.

3. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.

4. Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.

Формируемые УУД: п. – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; умение делать

выводы и умозаключения; выполнение действий по алгоритму; к.- умение участвовать в коллективном обсуждении

проблем; р.- принятие и постановка новых учебных задач; контроль за действиями партнёра при выполнении

совместного задания; л.- критичное отношение к своим поступкам и собственной учебной деятельности, умение их

адекватно оценивать.

Ресурсы урока:

Рабочая программа, учебник русского языка под ред. Л.Ф Климановой, Т. В. Бабушкиной, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1;

компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация «Обращение», тексты песни «Лесной олень», карточки с

заданием, литературное чтение 4 класс, видео сопровождение физкультминутки.

Ход урока

№ Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Методический

комментарий

1.

Самоопределен

ие к

деятельности

Психологический

настрой

Посмотрите друг на

друга, улыбнитесь,

пожмите руки,

передайте частичку

Прозвенел звонок

для нас.

Всех детей

позвал он в

класс,

Чтобы дети не

Такие упражнения проводятся в

начале учебного дня для

создания благоприятной

рабочей обстановки в классе.

Формируются

УУД личностные:

своего тепла другому

и пожелайте хорошего

рабочего настроения

на весь учебный день.

Я тоже желаю всем

успехов в работе.

Прочитайте

эпиграф

(слайд 2)

Пусть эти слова

станут девизом

нашего урока.

ленились,

С удовольствием

трудились,

Всем здоровья

пожелаем и урок

наш начинаем.

умение выделить нравственный

аспект поведения, установление

обучающимися связи между

целью учебной деятельности и

ее мотивом;

коммуникативные: умение

слушать и вступать в диалог.

2.

Самоопределен

ие к

деятельности

Проблемная

ситуация

- Понять значение

слова нам часто

помогает знание его

состава. Какие части

слова называются

значимыми?

- В какой части слова

заключено его

основное лексическое

значение?

- Прочитайте слова,

записанные на доске.

Спишите.

- Что вы можете

сказать о них?

- Как вы объясните

- Основное

лексическое

значение

заключено в

корне слова.

Общий,

общество,

общение,

общежитие,

сообщество,

сообща,

общаться

- Это

однокоренные

слова. Корень -

общ- .

Учитель помогает

осознать смысл обучения,

задуматься о получении новой

информации на уроке.

общий смысл

однокоренных слов?

- Откройте учебник на

стр.8, прочитайте

тему урока.

- Что самое важное в

понятии обращение?

- Сформулируйте цель

урока.

- Разговаривать,

делиться

мыслями,

знаниями.

- Узнать что

такое обращение,

вспомнить

правила

обращения.

3.

Актуализация

знаний.

Обратите внимание

на

задание и

найдите отличия

(слайд 3)

-Чем различаются

предложения?

-Что это за слова?

Спишите 3

предложение.

-Во втором

столбике в

предложениях

некоторые слова

выделены

запятой.

-Мы называем

того, к кому мы

обращаемся .

Списывают

предложение.

Принимаются разные

высказывания детей. Важно

научить уч-ся слушать друг

друга.

УУД

познавательные:

определение проблемы;

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой

и точностью выражать свои

мысли

4.

Постановка

учебной задачи

Самоопределен

ие к

деятельности

Работа в парах

-Назовите тему

нашего урока.

-Что об этом знаете?

Не знаете?

-Чему будем учиться

на уроке?

- Какие цели вы перед

собой поставите?

- Обращение.

- Находить

обращение в

предложении,

правильно

выделять на

письме.

- Выбор

УУД

регулятивные: целеполаг

ание;

общеучебные:

выделение и формулирование

познавательной цели,

поиск и выделение

необходимой информации.

Закрепляется навык работы с

-Я согласна с вами и

предлагаю прочитать

цели на слайде

(слайд 4)

- Чем обусловлены

изменения в

обращении?

- Какие виды речи вы

уже знаете?

- Разыграйте ситуации

в парах. 1 ряд –

ситуация «ученик –

ученик», 2 ряд –

ситуация «учитель –

ученик», 3 ряд –

ситуация «ученик –

директор школы».

- Сделайте вывод о

различиях деловой и

разговорной речи,

прочитайте

сообщение

профессора

Самоварова на с.18.

обращения

зависит от

ситуации

общения.

- Виды речи:

деловая, научная,

разговорная,

художественная

Коллективная

проверка.

Учащиеся под

руковоством

учителя

определяют

область

употребления

лексики в

предложениях

(упр. 25, с.18-19).

Записывают в

тетрадь.

информационным источником -

учебником.

5.

Изучение

нового

материала

Найди обращения в

предложениях (слайд

5).

-

Существительны

ми.

Фронтальная работа

УУД

регулятивные:

определение

-Прочитайте

предложения.

-Есть ли в них

обращения?

-Почему вы так

решили?

-Какой частью речи

могут быть

обращения?

-Подберём к

обращениям

прилагательные по

смыслу.

-Что вы заметили?

-Итак, какой вывод

мы можем сделать:

-Что мы назовём

обращением?

-Понравившееся

предложение

запишите в тетрадь.

-Долгожданная

весна и чистый

ручеёк.

-Слово или

сочетание слов,

которое называет

того (человека,

животное), к

кому мы

обращаемся.

последовательности

промежуточных целей с учетом

конечного результата;

коммуникативные:

участие в коллективном

обсуждении проблем;

познавательные:

построение логической цепочки

рассуждений

6.

7.

Первичное

закрепление

Динамическая

пауза

Письмо по памяти

-Обращение не всегда

обособляется

запятыми.

Обратите внимание

на слайд 6

-Где стоит

-В начале

предложения.

-Запятыми.

Восклицательны

м знаком.

-Эй, лежебоки,

все на зарядку!...

УУД

регулятивные:

формирование уровня усвоения

знаний;

познавательные:

структурирование знаний;

коммуникативные:

умение слушать и вступать в

обращение?

-Как оно выделено на

письме?

Интонационно?

Если обращение стоит

в начале и

произносится с

сильным чувством, то

выделяется

восклицательным

знаком.

-Запишите

предложение в

тетрадь по памяти.

ФИЗКУЛЬТМИНУТ

КА

(музыкальная

презентация)

-Встречалось ли

обращение в

физкультминутке. Кто

может назвать?

-Кто желает, может

записать предложение

в тетрадь.

(проговаривают

вслух)

диалог;

Учитель обращает

внимание ребят, как данная

физкультминутка связана с

темой урока.

8.

9.

10.

Самостоятель

ная работа с

самопроверкой

1.Игра «Выбери

меня»

Ребята, перед вами на

Учащиеся

выполняют

работу на

Формируются УУД

регулятивные:

Сличение выполненного

по эталону

Включение

нового знания

в систему

знаний и

повторения

Тест

Творческая

работа

слайде

предложения

(слайд 7)

Задание: выбрать

предложения с

обращением списать,

расставить знаки

препинания.

Прочитайте

предложения и

найдите в них

грамматическую

основу. Слайд 9

-Каким членом

предложения является

слово «друзья».

-В каком падеже стоит

слово - обращение?

-Какой вывод мы

можем

сделать?

-Является ли

обращение членом

предложения?

-Выполните тест.

- В древнерусском

языке для обращений

существовал звательн

слайде-

тренажёре

выполненное

задание

учащиеся

проверяют

по слайду

8 «Проверяй

внимательно»

1предложении-

подлежащим, во

2-это обращение

в И.п.

-Обращение не

является

членом

предложения.

-Обращение

тоже стоит в

И.п., но

отличается от

подлежащего

звательной

интонацией.

- Нет.

Ученики

выполняют и

задания с заданным эталоном;

общеучебные:

самостоятельное создание

алгоритмов деятельности;

коммуникативные:

продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со

сверстниками и взрослыми.

Создание ситуации успеха.

Учащиеся продолжают работать

в паре

Учитель помогает детям через

предложенное задание увидеть

роль обращения в предложении.

УУД

регулятивные:

выделение и осознание

обучающимся того, что уже

усвоено и что еще нужно

усвоить, осознание качества и

уровня усвоения; оценка

результатов работы;

познавательные:

самостоятельное создание

способов решения проблем

творческого и поискового

характера.

Все учащиеся с удовольствием

исполняют песню и учатся

ый падеж.

С формой звательного

падежа можно

встретиться в

произведениях

А.С.Пушкина (не

старик-старче)

-Поработаем с

учебником

литературного чтения.

- Вспомним

произведения

А.Пушкина.

-Найдём в них

обращения.

-Прослушаем и

исполним песню

«Лесной олень»

(слайд 10)

-Подумайте, какое

отношение имеет эта

песня к теме нашего

урока?

-Представьте себе, что

олень выполнил вашу

просьбу, и вы

оказались в сказке.

Напишите дома мини

работы сдают

учителю.

Читают наизусть

отрывки из

сказок

А.Пушкина

«Сказка о

мёртвой

царевне…».

-Встречается

обращение:

Вернись ко

мне, лесной

олень.

видеть прекрасное.

Творческая работа способствует

закреплению знаний об

обращении.

–письмо любимому

сказочному герою, в

котором просите о

помощи, так как

попали в трудную

ситуацию.

Используйте

обращения и

вежливые слова.

11.

12.

Итог урока

Домашнее

задание

-Что нового узнали?

-Чему учились

сегодня на уроке

-Какие вопросы

рассмотрели?

- Ребята, какую роль

обращения играют в

нашей жизни?

-Что выражают

обращения?

-Представьте, если бы

обращения исчезли из

нашей жизни?

слайд 11, слайд 12

По желанию

выбирают задание №1

или №2 и выполняют:

1.мини –

письмо любимому

-Узнали, что

такое обращения;

выделяется

запятыми и

восклицательным

знаком. В

предложении

стоит в И.П. в

звательной

форме.

-Обращаемся к

окружающим.

-Наше

отношение, что

чувствуем к

тому, к кому

обращаемся.

Учащиеся

выбирают

Учитель

обращает внимание на

огромную роль обращений в

нашей жизни.

УУД регулятивные:

осознание качества и уровня

усвоения,

коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои

мысли

Основная цель урока

достигнута. Учащиеся сумели

обозначить учебную задачу,

осознали, чему научились и над

чем стоит ещё поработать.

сказочному герою,

используя обращения

и вежливые слова.

2. На слайде 13

дополнительные

задания, которые

можно использовать

на уроке русского

языка по теме

«Обращение».

понравившееся

задание

1

3.

Рефлексия

Выскажите своё

мнение о

сегодняшнем уроке,

используя

выражения (слайд14)

А теперь нарисуйте

на полях в тетради

«волшебную

палочку» и

поставьте на ней

себе отметку за

активность на уроке

УУД личностные:

оценивание усваиваемого

содержания;

регулятивные:

осуществление самооценки

собственной учебной

деятельности.



В раздел образования