Напоминание

Особенности формирования элементов грамоты у детей с речевыми нарушениями


Автор: Мятлева Ольга Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 40 " Берёзка"
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: Статья .
Тема: Особенности формирования элементов грамоты у детей с речевыми нарушениями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности формирования элементов грамоты у детей

с речевыми нарушениями

МБДОУ детский сад №40 «Берёзка»

Учитель – логопед Мятлева О.А.

Известно, что под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным

слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму

речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов

речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне

речи.

Общее недоразвитие речи возникает при наиболее сложных, системных

нарушениях речи. Общее недоразвитие речи может также отмечаться при

фонационных

расстройствах

(ринолалии

и

дизартрии),

когда

диагностируется не только нарушения фонетической стороны речи, но

одновременно и недостаточность фонематического восприятия и лексико-

грамматической стороны речи.

При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм,

дефекты

произношения

и

фонемообразования.

Речевое

недоразвитие

выражается у детей в разной степени: это может быть лепетная речь,

отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетико-фонематического

или лексико-грамматического недоразвития.

Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием

речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Р.Е.

Левина, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, Е. М. Мастюкова).

Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его

основе, понимание соотношения первичных и вторичных нарушений

необходимо при направлении детей в специальные учреждения, выборе

адекватных

коррекционных

мероприятий,

предупреждении

нарушений

чтения и письма в начальной школе.

Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении

грамотой.

Рассмотрим особенности, структуру и содержание системы обучения грамоте

детей с ОНР.

Известно, что у данной группы детей речевая деятельность оказывает

влияние на формирование таких психических процессов как восприятие,

внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически

грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи может быть

выявлена еще в дошкольном возрасте,

а проведение коррекционно-

профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств

или же резко снизит степень их выраженности.

Основные направления коррекционно-профилактической работы можно

объединить в два периода.

В

подготовительный

период

осуществляется

формирование

основных

предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма.

В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте

ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных

букв печатного шрифта. Коррекционная работа проводится логопедом и

воспитателем логопедической группы с привлечением в педагогический

процесс родителей детей с нарушениями речи.

В детском саду логопедическая работа обеспечивает, с одной стороны,

коррекцию речевого дефекта, с другой — подготовку к овладению грамотой

и усвоение грамоты в объёме, предусмотренном программой 1 класса.

В

первую

очередь

с

помощью

специальных

приёмов

исправляется

произношение звуков и уточняется их артикуляция. Усвоение и закрепление

артикуляционных навыков (поставленных звуков) на основе осознанного

контроля за своими речевыми ощущениями сочетаются с развитием

фонематического восприятия. С этой целью внимание детей привлекается к

различию между твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Перед

детьми ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых

элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.

Развитие

артикуляционных

навыков

и

фонематического

восприятия

происходит параллельно с развитием анализа и синтеза звукового состава

речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой.

С целью подготовки к обучению грамоте, кроме всего перечисленного, на

логопедических занятиях дети учатся:

различать звуки речи, как гласные, так и согласные;

выделять звуки из состава слова;

делить слова на слоги;

объединять звуки и слоги в слова;

определять последовательность звуков в слове;

делить предложения на слова.

В логопедии разработана специальная система упражнений, постепенно

подготавливающая детей к звуко-слоговому анализу слова. Учитывая

наблюдаемую у детей задержку в лексико-грамматическом развитии, в

системе

обучения

предусматриваются

упражнения,

направленные

на

расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического

строя речи, развитие связной речи.

Расширение и уточнение словаря:

образование уменьшительной формы существительных (ухо - ушко и

т.п.);

образование прилагательных от существительных (снег - снежный и

т.п.);

определение названий детёнышей птиц и животных (утка - утёнок -

утята и т.п.);

образование антонимов (чистый - грязный и т.п.);

образование названий профессий (библиотека - библиотекарь и т.п.).

Формирования грамматического строя речи:

преобразование

единственного

числа

имён

существительных

во

множественное (стул- стулья);

образование

форм

родительного

падежа

множественного

числа

существительных (окно - много окон);

предложно - падежное управление (работа с предлогами на, у, в, под,

из-под, из-за и т.д.);

согласование прилагательных и числительных с существительными

(красное яблоко, красная ягода, красный шар, красные шапки;

карандаш - пять карандашей).

Развитие связной речи:

рассказ по сюжетной картине;

описательный рассказ;

пересказ;

рассказ по серии сюжетных картинок.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления

дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита

чуткость и восприимчивость к явлениям языка.

Для поддержания интереса к учёбе на занятиях используются различные

игры и игровые упражнения.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о том, что система

обучения грамоте детей с ОНР имеет ряд особенностей.

Во-первых, основные направления коррекционно-профилактической работы

делятся

на

два

взаимосвязанных

периода:

подготовительный,

когда

осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе

чтения и письма, и основной, во время которого ведется работа по

автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного

шрифта.

Во-вторых, в логопедии разработана специальная система упражнений,

постепенно подготавливающая детей к звуко-слоговому анализу слова и

учитывающая наблюдаемую у детей задержку в лексико-грамматическом

развитии. Данная система обучения состоит из упражнений, направленных на

расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического

строя речи, развитие связной речи.

Используемая литература:

1.

Белякова

Л.И.,

Гаркуша

Ю.Ф.,

Усанова

О.Н.,

Фигередо

Э.Л.

Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников

с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991.

2.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для

логопеда - М., 1985.

3.

Уроки Обучения грамоте / Под ред. Л.С. Горецкого, В.А. Кирюшкина,

А.Ф. Шанько. М., 1993.

4.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В. 2 ч. -

М., 1993.



В раздел образования