Автор: Мятлева Ольга Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 40 " Берёзка"
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: Статья .
Тема: Особенности формирования элементов грамоты у детей с речевыми нарушениями
Раздел: дошкольное образование
Особенности формирования элементов грамоты у детей
с речевыми нарушениями
МБДОУ детский сад №40 «Берёзка»
Учитель – логопед Мятлева О.А.
Известно, что под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным
слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму
речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов
речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне
речи.
Общее недоразвитие речи возникает при наиболее сложных, системных
нарушениях речи. Общее недоразвитие речи может также отмечаться при
фонационных
расстройствах
(ринолалии
и
дизартрии),
когда
диагностируется не только нарушения фонетической стороны речи, но
одновременно и недостаточность фонематического восприятия и лексико-
грамматической стороны речи.
При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм,
дефекты
произношения
и
фонемообразования.
Речевое
недоразвитие
выражается у детей в разной степени: это может быть лепетная речь,
отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетико-фонематического
или лексико-грамматического недоразвития.
Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием
речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Р.Е.
Левина, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, Е. М. Мастюкова).
Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его
основе, понимание соотношения первичных и вторичных нарушений
необходимо при направлении детей в специальные учреждения, выборе
адекватных
коррекционных
мероприятий,
предупреждении
нарушений
чтения и письма в начальной школе.
Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении
грамотой.
Рассмотрим особенности, структуру и содержание системы обучения грамоте
детей с ОНР.
Известно, что у данной группы детей речевая деятельность оказывает
влияние на формирование таких психических процессов как восприятие,
внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически
грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи может быть
выявлена еще в дошкольном возрасте,
а проведение коррекционно-
профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств
или же резко снизит степень их выраженности.
Основные направления коррекционно-профилактической работы можно
объединить в два периода.
В
подготовительный
период
осуществляется
формирование
основных
предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма.
В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте
ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных
букв печатного шрифта. Коррекционная работа проводится логопедом и
воспитателем логопедической группы с привлечением в педагогический
процесс родителей детей с нарушениями речи.
В детском саду логопедическая работа обеспечивает, с одной стороны,
коррекцию речевого дефекта, с другой — подготовку к овладению грамотой
и усвоение грамоты в объёме, предусмотренном программой 1 класса.
В
первую
очередь
с
помощью
специальных
приёмов
исправляется
произношение звуков и уточняется их артикуляция. Усвоение и закрепление
артикуляционных навыков (поставленных звуков) на основе осознанного
контроля за своими речевыми ощущениями сочетаются с развитием
фонематического восприятия. С этой целью внимание детей привлекается к
различию между твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Перед
детьми ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых
элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.
Развитие
артикуляционных
навыков
и
фонематического
восприятия
происходит параллельно с развитием анализа и синтеза звукового состава
речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой.
С целью подготовки к обучению грамоте, кроме всего перечисленного, на
логопедических занятиях дети учатся:
различать звуки речи, как гласные, так и согласные;
выделять звуки из состава слова;
делить слова на слоги;
объединять звуки и слоги в слова;
определять последовательность звуков в слове;
делить предложения на слова.
В логопедии разработана специальная система упражнений, постепенно
подготавливающая детей к звуко-слоговому анализу слова. Учитывая
наблюдаемую у детей задержку в лексико-грамматическом развитии, в
системе
обучения
предусматриваются
упражнения,
направленные
на
расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического
строя речи, развитие связной речи.
Расширение и уточнение словаря:
образование уменьшительной формы существительных (ухо - ушко и
т.п.);
образование прилагательных от существительных (снег - снежный и
т.п.);
определение названий детёнышей птиц и животных (утка - утёнок -
утята и т.п.);
образование антонимов (чистый - грязный и т.п.);
образование названий профессий (библиотека - библиотекарь и т.п.).
Формирования грамматического строя речи:
преобразование
единственного
числа
имён
существительных
во
множественное (стул- стулья);
образование
форм
родительного
падежа
множественного
числа
существительных (окно - много окон);
предложно - падежное управление (работа с предлогами на, у, в, под,
из-под, из-за и т.д.);
согласование прилагательных и числительных с существительными
(красное яблоко, красная ягода, красный шар, красные шапки;
карандаш - пять карандашей).
Развитие связной речи:
рассказ по сюжетной картине;
описательный рассказ;
пересказ;
рассказ по серии сюжетных картинок.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления
дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита
чуткость и восприимчивость к явлениям языка.
Для поддержания интереса к учёбе на занятиях используются различные
игры и игровые упражнения.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о том, что система
обучения грамоте детей с ОНР имеет ряд особенностей.
Во-первых, основные направления коррекционно-профилактической работы
делятся
на
два
взаимосвязанных
периода:
подготовительный,
когда
осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе
чтения и письма, и основной, во время которого ведется работа по
автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного
шрифта.
Во-вторых, в логопедии разработана специальная система упражнений,
постепенно подготавливающая детей к звуко-слоговому анализу слова и
учитывающая наблюдаемую у детей задержку в лексико-грамматическом
развитии. Данная система обучения состоит из упражнений, направленных на
расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического
строя речи, развитие связной речи.
Используемая литература:
1.
Белякова
Л.И.,
Гаркуша
Ю.Ф.,
Усанова
О.Н.,
Фигередо
Э.Л.
Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников
с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991.
2.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для
логопеда - М., 1985.
3.
Уроки Обучения грамоте / Под ред. Л.С. Горецкого, В.А. Кирюшкина,
А.Ф. Шанько. М., 1993.
4.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В. 2 ч. -
М., 1993.