Напоминание

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы в СКОШ для обучающихся с ОВЗ


Автор: Рогожникова Любовь Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "СКОШ для учащихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г. Кунгур, Пермский край
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы в СКОШ для обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы в

СКОШ для обучающихся с ОВЗ

Самостоятельность выполнений учебных заданий обучающихся с легкой

умственной отсталостью (нарушением интеллекта) во многом ограничена.

Для

правильного

проведения

самостоятельной

работы

следует

пользоваться методическими рекомендациями.

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это

достигается

четкой

формулировкой

цели

работы.

Недооценка

этого

требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не

то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно

обращаться за разъяснениями к учителю. Все это приводит к нерациональной

трате времени и снижению уровня самостоятельности.

Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и

побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь

нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы,

предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для

учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной

работы практически и теоретически.

Первоначально у учащихся нужно сформировать простейшие навыки

самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся

должен

предшествовать

наглядный

показ

приемов

работы

учителя,

сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для

овладения

знаниями,

умениями

и

навыками

различными

учащимися

требуется

разное

время.

Осуществлять

это

можно

путем

дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и

отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно

справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым

учащимся

количество

тренировочных

упражнений

можно

свести

до

минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в

различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились

самостоятельно его применять.

При выполнении самостоятельной работы необходимо осуществлять

разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной

работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле

нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой

может

замедлить

темпы

изучения

программного

материала,

темпы

продвижения учащихся вперед в познании нового.

Необходимо постоянно побуждать детей к выполнению самостоятельных

работ. На первых порах пусть эта самостоятельность будет не полной, но

организация

помощи

ребенку

должна

быть

такой,

чтобы

у

него

воспитывалась

уверенность

в

своих

силах

и

желание

работать

самостоятельно. Чрезмерная опека над обучающимися может закрепить у

него чувство неуверенности, нерешительности. Целесообразно на первых

этапах работы давать несложные задания, которые вполне доступны

самостоятельному выполнению, или с незначительной помощью. При этом

следует всячески подчеркивать, что ребенок может сам выполнить задание,

что в другой раз он сам выполнит еще более трудное задание. Подчеркивание

успехов ребенка перед классом является сильным воспитательным средством

мобилизации

активности

ребенка,

желания

выполнить

задание

самостоятельно.

Важным средством поддержания самостоятельности в работе является

правильность

и

доступность

словесной

инструкции,

которой

должен

руководствоваться

ребенок

при

выполнении

задания.

Обучающемуся

необходимо не только дать задание, но и неоднократно повторить с ним, в

какой последовательности он должен выполнять задание. В противном

случае он будет постоянно обращаться за помощью к учителю, или же не

сумеет выполнить задание вовсе, хотя навыки выполнения у него и будут

выработаны. По мере закрепления умения выполнять ту или иную задачу,

инструкция будет все более и более сжатой и лаконичной.

Вывод:

1.

Самостоятельность

в

работе

ребенка

с

интеллектуальной

недостаточностью направляется хорошо расчлененной, понятной для него

инструкцией.

2. В воспитании у ребенка самостоятельности мы идем от помощи на

каждом шагу и от детальной инструкции к всё более и более общей

словесной

инструкции

и

к

самостоятельному

выполнению

задания

обучающимся.

3. Обучающиеся специальной коррекционной школы далеко не все и с

большим трудом могут найти ошибку в своей работе, поэтому здесь

необходим

постоянный

контроль

и

помощь

учителя.

Существенным

моментом в этой системе работы является предупреждение и своевременное

исправление ошибок.

4.

Достижение

самостоятельности

в

усвоении

знаний

и

навыков

в

специальной коррекционной школе будет возможным только в том случае,

если учитель будет учитывать индивидуальные особенности и способности

каждого ребенка.



В раздел образования