Напоминание

Помоги природе


Автор: Наталья Ювенальевна Буторина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева"
Населённый пункт: ст. Курдюм
Наименование материала: Проектная работа
Тема: Помоги природе
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа ст. Курдюм им. Героя Советского Союза

П. Т. Пономарева»

Проект для учащихся начальных классов

«Помоги природе»

Автор проекта: Буторина Наталья

Ювенальевна,

учитель начальных классов;

МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя

Советского Союза П.Т. Пономарева»

ст. Курдюм 2020 г.

Проект для учащихся начальной школы

«Помоги природе»

Идея проекта: охрана природы, помочь птицам в зимний период,

Участники: обучающиеся 3 класса, педагоги, родители.

Сроки реализации: декабрь 2020 г. - апрель 2021 г.

Актуальность:

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня

выдвигает перед педагогами задачу поиска универсальных средств

экологического воспитания обучающихся начальной школы в

современных условиях. Одним из таких средств может быть

экологический проект.

С приходом зимы наступает трудный период в жизни птиц. Им

необходима помощь человека. Часто мы не замечаем этих маленьких

пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они

делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека

велико. Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам

зимой. Ежедневно, во время большой перемены, дежурные 3 класса

нашей школы очищают при необходимости, кормушки, досыпают корм

для птиц. Мы задались вопросом: что мы знаем о птицах, которые

остаются зимовать в Саратовской области? А может быть, птицы

улетают на юг не потому, что становится холодно?.

Еженедельно во внеурочное время ученики принимают

участие в уборке территории пришкольного участка и каждый раз у них

возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят

мусор? и т.д.

Чтобы ответить на эти вопросы мы с детьми 3 класса решили

принять активное участие в акции общешкольного проекта « Помоги

природе».

2

Проблема: как защитить природу, что может сделать для нее обычный

школьник? Как помочь птицам выжить в зимних условиях?

Цель проекта: наблюдение и продолжение изучения за образом жизни

и поведения птиц зимой; изучение вторичной переработки бытового

мусора, макулатуры, отходов предметов электроприборов.

Задачи проекта:

Расширить знания о зимующих птицах Саратовской области.

Провести наблюдения за повадками птиц.

Расширить представление учащихся и родителей о видах кормушек,

способах их изготовления из разного материала, правильно

подкармливать птиц

Заинтересовать обучающихся и их родителей природоохранной

деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания

любви и бережного отношения к птицам.

Расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и

деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

Формировать представления о целесообразности вторичного

использования бытовых и хозяйственных отходов, оперировать

имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

Учить, в корректной форме выражать свое отношение к поступкам

детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно

воспринимать оценку своего поведения;

Способствовать сплочению детского коллектива через совместную

деятельность.

Сроки реализации: декабрь 2020 г. - апрель 2021 г.

3

Тип проекта:

- индивидуальный и групповой;

- долгосрочный;

- междисциплинарный;

- смешанного типа: социальный и творческий.

Обеспечение: фотоаппарат, различные материалы для изготовления

кормушек, упаковка для использованных батареек.

Проектный продукт: кормушки, помощь зимующим птицам

(подкормка); сбор макулатуры, использованных батареек.

Знания и умения, полученные в ходе реализации проекта:

- развитие умения добывать необходимую информацию;

- развитие умения вести наблюдения в природе;

- развитие умения работать с техникой;

- развитие навыка публичных выступлений;

- обогащение знаний о жизни зимующих птиц, их привычках,

особенностях питания.

Методы и приёмы:

- наблюдение;

- сбор информации;

- работа с литературой;

- экскурсии;

- обработка собранной информации;

- творческая работа.

4

План работы над проектом

1.

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2.

Создание творческой группы (все учащиеся класса).

3.

Совместное составление плана работы над проектом.

4.

Подбор методической, научной и художественной литературы,

иллюстративного материала.

5.

Развешивание кормушек и создание природоохранной зоны для

птиц на территории школы; распространение информации о вреде

использованных батареек и люминесцентных лампах среди

сверстников, соседей; сбор макулатуры и использованных батареек

у населения, вывоз вторичного сырья в пункт сдачи.

Ресурсное обеспечение проекта:

Вид

Ресурсов

Перечень действий

Информационные

Спланировать рекламно-разъяснительную кампанию

среди учащихся школы, населения поселка

посредством устной информации, листовок .

Кадровые

Создать инициативную группу из учащихся класса и

родителей по реализации проекта.

Нормативно-

правовые

Утвердить развешивание кормушек для птиц на

пришкольной территории, местоположение коробки

для сбора использованных батареек

5

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Срок

Классный час с ознакомлением экологического

проекта «Помоги природе».

9 декабря

2020 г.

Экскурсия для учащихся по территории пришкольного

участка, наблюдение за птицами.

Декабрь -

апрель 2020 -

2021г.

Подготовка листовки-обращения с призывом к

сохранению природы и ее обитателей (сбор макулатуры и

использованных ламп, градусников и батареек)

Декабрь -

апрель

2020 -2021г.

Пропаганда идеи защиты птицсреди учащихся школы.

Декабрь -

апрель

2020 -2021г

Изготовление и установка птичьих кормушек на

территории школы.

Ноябрь -

декабрь 2020

Выступление участников акции с результатами работы.

Дальнейшее развитие проекта.

январь 2020 г.

6

Результат проекта.

Участие в проекте всех учащихся класса и их родителей.

Организация на территории школьного учреждения

природоохранной зоны для птиц.

Повышение экологического сознания у всех участников проекта.

Расширение знаний по теме «Зимующие птицы Пермского края и

способы оказания им помощи в зимний период.

Описание проекта

1.

Теоретический этап.

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц

Пермского края в условиях городской местности, о

приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным

ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору

птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее

гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как

бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим

щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных

лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов.

Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в

почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда

ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь

теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро

замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот

сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к

7

жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках

рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из

них семена, оставляя мякоть. Основные зимние корма: семечки арбуза,

дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена

подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника,

шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир.

Нельзя давать чёрный хлеб. Дети на этом этапе работали с

литературой, искали информацию в интернете, вели наблюдения в

природе. В результате детьми были написаны сообщения, сделаны

презентации о зимующих птицах, о своих наблюдениях, оформлена

выставка рисунков «Зимующие птицы». Со своими работами дети

выступили на внеурочном занятии «Помоги птицам зимой!» . Итоговым

продуктом явилась листовка- обращение (Приложение 1).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые

приспособились к выживанию в наших зимах.

2.Практический этап.

Задачи: выбрать один из видов кормушек, сделать её и повесить на

территории. Следить, чтобы в кормушках было чисто и постоянно

находился корм.

Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем

кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы.

Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но

обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив,

мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника.

Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят

полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои

предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю

стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.А они

будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

8

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение

№2) и разместили её на школьный информационный стенд.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек, что доказало

ежедневное наблюдение.

Чтобы помочь зимующим птицам нашего города, необходимо знать,

чем они кормятся. Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой

для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое

неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно

держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает

45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем

напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При

наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего

птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек.

Потому-то так важны кормушки!

Далее мы выяснили, что самые простые кормушки можно сделать из

тетра-пакетов или пластиковых бутылок. Более долговечные кормушки,

сделанные из дерева. Ученики вместе с родителями изготовили кормушки

из различных материалов.

22 января 2020 года мы с учащимися и родителями вышли на

территорию школы, для того чтобы развесить кормушки и наполнить их

кормом. Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была

возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на

гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья. Кормушки

должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле

кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с

вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

9

3. Результаты наблюдений

Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц,

которых мы наблюдаем на территории школы. Из таблицы видно, что

основной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не

солёные), пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого

хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Мясо и сало можно давать

сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно,

предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски

они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя

предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в

желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно

любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать

ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными

видами корма и проводили наблюдения . Наблюдения проводились как на

улице - на территории школы, так и из окна кабинета.

Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц

на территории школы стало больше. Птицы стайками, в основном это

были синицы и воробьи, редко голуби, прилетали утром в интервале с 9

ч 50 мин до 10 ч 20 минут , в обед с 12 ч 30 минут до 14 ч. Вечером

наблюдение не велось. В холодную погоду на кормушки прилетает

больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно

подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за

кормушками. Сытой птице мороз не страшен. Главное правило: не

забывать подсыпать корм в кормушки и очищать их от снега.

Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к

подкормке пернатых. Птицы - наши друзья! Больше всего на кормушки

прилетало воробьёв и синиц. При анализе наблюдений мы выяснили, что

синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала и

10

семечки, а воробьи в любую кормушку. Несколько раз у кормушек

видели голубя. Таким образом, наша гипотеза подтверждается: «Если

постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем

им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм

из–под снега, и сохраняем их численность».

Заключение

После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

Зимуют в нашем крае не все птицы, а только

приспособленные к выживанию в наших погодных

условиях.

В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи,

голуби, синицы, сороки, вороны.

Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в

том случае, если вокруг много подходящего корма.

Человек может помочь перезимовать птицам, развешивая

кормушки

11



В раздел образования