Напоминание

Систематизация знаний и умений по теме"Простое предложение с однородными членами и сложное предложение".


Автор: Николаенко Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ-гимназии "1 им.Ю.А.Гагарина
Населённый пункт: город Клинцы Брянская область
Наименование материала: урок русского языка
Тема: Систематизация знаний и умений по теме"Простое предложение с однородными членами и сложное предложение".
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Систематизация знаний учащихся по теме «Сложное предложение и

простое с однородными членами».

Цель: Помочь учащимся обобщить и систематизировать знания и умения по теме

«Предложения», создать листок самооценки, при помощи которого можно

оценить и проверить их.

Развивать устную и письменную речь учащихся, умения правильно

оформлять предложения на письме, составлять схемы предложений.

Воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к учебному

труду.

1.Языковая разминка.

а) Прочитайте предложения:

1. П…дул лё…кий в…т…рок и тихим шор…хом пр…б…жал по всему саду.

2. Набежал лёгкий ветерок, и на берёзке заиграли шаловливые листочки.

- Какие орфограммы пропущены в первом предложении?

- Запишите предложение, обозначив орфограммы.

- Самостоятельно спишите второе предложение и графически обозначьте

знакомые орфограммы.

- Какие орфограммы вы обозначили?

- Выделите грамматическую основу первого предложения и дайте характеристику

(Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое с

однородными сказуемыми, соединёнными союзом и, перед которым запятая

не ставится)

- Выясните, чем отличается второе предложение от первого? Докажите.

(Это предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит

из двух частей, соединённых союзом и, перед которым запятая ставится)

- Сформулируйте тему урока.

2.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня я помогу вам обобщить и систематизировать знания и умения по теме

«Предложение», создать листок самооценки, при помощи которого вы сможете

оценить и проверить на сколько хорошо вы усвоили эту тему.

-Что необычного вы услышали сейчас в моей речи?

(Создать листок самооценки).

- Какую цель вы определили для себя?

Для того чтобы ваши цели были успешно реализованы, предлагаю вспомнить, что

такое листок самооценки?

3.Актуализация знаний.

- Вспомните, что необходимо знать для того, чтобы правильно отличить простое

предложение с однородными членами от сложного? (Что такое однородные

члены и какое предложение называется сложным)

- Сейчас мы послушаем монологический ответ про однородные члены, и тем

временем я предлагаю одному из вас выполнить разбор предложения у доски.

- Кто желает?

- Итак, слушаем монологический ответ и продумываем свои примеры.

- Дайте рецензию на монологический ответ (Ответ правильный, полный,

последовательный, доказательный)

- Проверим правильность выполнения задания у доски:

Среди деревьев листья клёна выделяются красными пятнами, а дуб стоит в

зелёной шубе.

(Повеств., невоскл., сложное состоит из 2 ч., соед. союзом а, перед которым

запятая ставится) [─ == ] , а [─ === ].

- Какие предложения называются сложными?

- Что вы можете сказать о данном ответе ученика?

(Даётся рецензия и выставляется отметка)

- Скажите, как же отличить простое предложение с однородными членами от

сложного предложения?

И так….как вы думаете, каким будет первым критерием ваших знаний в листе

самооценки? (как отличить сложное предложение от простого)

- а умение, которое помогает вам это знать? (выделять основу предложения)

4.Систематизация знаний и умений.

а) работа со схемами предложений

- Прочитайте схемы.

- Схемы, каких предложений здесь представлены? Докажите.

1. [=== ──], но [── ===].

2. [══ ── , но ===].

3. [=== и ──, и ──, и ──].

4. [ ── ===], и [ == ──],и [ == ── ].

- как связаны здесь однородные члены и части сложного предложения?

- какие ещё средства связи вы знаете?

Значит, следующим критерием знаний будет…..(средства связи)

б) Алгоритм постановки запятой в сложном предложении.

- Прежде чем преступить к выполнению следующего задания, вспомните

алгоритм постановки запятой в сложном предложении.

1.

Выделить грамматические основы

2.

Посчитать их

3.

Если две или больше, то предложение – сложное

4.

Определить границы

5.

Выделить союзы, если есть

6.

Расставить запятые

В) Напомните ещё раз при каких условиях разделяются на письме однородные

члены в простых предложениях….

г) Выполнение задания по вариантам:

- Прочитайте предложения, которые лежат перед вами, выпишите

1-в. Простые предложения с однородными членами, соответствующие схемам 2 и

3. Расставьте знаки препинания.

2-в. Сложные предложения, соответствующие схемам 1 и 4. Расставьте знаки

препинания.

Ярко светит осеннее солнце но не согревает нас своим теплом.

Уже наступил октябрь но некоторые деревья ещё сохраняют свой

нарядный убор.

Края сыроежки завернулись вверх и в это блюдо налилась вода и в блюде

плавает жёлтый листик берёзы.

Меня радуют и пышные краски осени и пряный запах листвы и

прощальная чистота в природе.

д) Проверка

- Какие предложения выписали 1-в.? 2-в.?

- Правильность постановки запятой вы можете проверить, сравнив предложение

со схемой.

- Кто выписал правильно предложения?

- Кто ошибся при постановке запятой?

- Какое знание вам помогло выполнить успешно это задание? (условия

постановки запятой)

- а какое умение сейчас применяли? (разделять на письме однородные члены и

части сложного предложения)

5. Развитие устной речи.

Для развития устной речи дополните предложения:

Ветер кружит в осеннем вальсе листья, а ………………………….

Осень щедро дарит нам яркие цветы и ……………….

- Предлагаю дописать последнее предложение и выполнить разбор

- Какое знание и умения помогли тебе выполнить это задание?

6.Работа с листом самооценки

- Проанализируйте свои умения и оцените в листке самооценки.

Листок самооценки

Критерии

Самооценка

Оценка учителя

Я знаю:

1.Как отличить простое

предложение с однородными

членами от сложного

предложения

2.Средства связи однородных

членов и частей сложного

предложения

3.Условия постановки запятой.

4.Как выполнить разбор

предложения.

Я умею:

1.Выделять грамматическую

основу в предложении.

2.Разделять на письме однородные

члены и части сложного

предложения.

3.Выполнять разбор предложения.

4.Составлять схемы

предложения.

7.Выполнение диагностического задания

А сейчас я предлагаю вам выполнить задания, которые помогут определить, на

сколько хорошо вы усвоили тему урока

Диагностическое задание

Вариант 1

1. Простое предложение содержит:

а) одну грамматическую основу б) несколько грамматических основ

2.Выбери сложное предложение:

а) Поднялся сильный ветер и разогнал тучи.

б) Поднялся сильный ветер, и полил холодный дождь.

в) Поднялся сильный ветер, сорвал листья с деревьев и закружил их в осеннем

вальсе.

3. Выполни разбор предложения, составь схему:

Холодный ветер срывает с деревьев последние листья и разносит их по всей

окраине.

Вариант 2

1. Сложное предложение содержит:

а) одну грамматическую основу б) несколько грамматических основ

2.Выбери простое предложение с однородными членами:

а) Осенью опадают листья с деревьев, и разноцветный ковёр устилает дорогу.

б) Осенью опадают листья с деревьев, и ветер кружит их в осеннем вальсе.

в) Осенью опадают листья с деревьев и шуршат под ногами.

3. Выполни разбор предложения, составь схему

Старые деревья давно облетели, а молодые берёзки сохраняют свои желтоватые

листья.

8.Рефлексия.

- Достигли ли вы своей цели?

- Какое задание помогло?

- Что вызывало затруднения?

- Какие задания вы выполняли легко?

9.Домашнее задание.

- Домашнее задание предлагаю выполнить на выбор:

Стр.48, упр.73 или

Выписать из учебника чтения два предложения, одно из которых сложное, другое

простое с однородными членами, выполнить разбор и составить схемы.



В раздел образования