Автор: Салиндер Алма Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ"Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда"
Населённый пункт: с. Ныда, Надымский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Что я знаю об экологии"
Раздел: среднее образование
Интеллектуальная игра «Что я знаю об экологии»
Название: Интеллектуальная игра «Что я знаю об экологии»
Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное
мероприятие, которое проводится среди воспитанников начальных классов
школы - интернат.
Учебные предметы: окружающий мир, экология.
Уровень образования воспитанников. Для участия в игре не требуется
углубленных знаний по указанным предметам, однако, необходим широкий
кругозор, знания, полученные на уроках, внеклассных занятиях, экскурсиях, из
прочитанной литературы при подготовке к данной тематической неделе.
Форма работы: внеклассная.
Полное описание разработки:
Приобретаемые навыки. В ходе игры воспитанники приобретают навыки
общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется
долговременная память, активность учащихся, способность переключать
внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция как
участников, так и зрителей.
Особенности роли воспитателя. Роль воспитателя заключается в подготовке
вопросов интеллектуальной игры и компьютерной презентации по этим
вопросам, в подборе участников игры, в подготовке ведущих и учащихся,
проводящих паузы между турами. Велика роль воспитателя в эмоциональном
настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло
интересно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.
Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее
оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация -
интеллектуальная игра «Что я знаю об экологии», вопросы игры с ответами для
ведущего, призы, дипломы за I, II, III места.
Организация работы
Организация подготовки к игре:
- Необходимо подготовить по 4 вопроса по каждому разделу: «Экология дома»,
«Экология нашего города, села», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Красная
книга», «Чёрная книга природы», «Заповедные зоны». За каждый правильный
ответ игроки получают 5 баллов, вопросы для зрителей.
- Внести составленные вопросы в компьютерную презентацию.
- Участники игры выбираются заранее по желанию.
- Для проведения игры необходимо ведущий, жюри - 2 человека для подсчёта
баллов игроков (ими могут быть воспитатели).
Цели игры:
обобщение и закрепление знаний воспитанников по экологии.
Задачи игры:
1.Образовательные:
- сформировать у учащихся знаний по экологии, о теоретическом и
практическом значении экологических знаний для человека;
2. Воспитательные:
-прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности в
дальнейшем
-воспитание культуры общения;
-воспитание культуры правильного поведения в природе;
3. Развивающие:
-развитие мышления,
-памяти, внимательности;
-развитие познавательного интереса.
Ход игры
Воспитатель:
-Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Что я знаю об экологии».
Цель игры – обобщение и закрепление знаний воспитанников по экологии.
Сегодня мы проверим ваши знания по экологии. Игра проходит среди
воспитанников начальных классов. Победители будут награждены дипломами
и призами. Зрители тоже не останутся без внимания. В ходе игры вам будут
задавать вопросы, правильно ответив на который, вы получаете жетон. Зритель,
набравший большее количество жетонов, будет объявлен как лучший знаток
экологии среди зрителей.
-Внимание! Объявляю участников игры! (Представить всех игроков).
Правила игры.
В ходе игры участник выбирает раздел (это «Экология дома», «Экология
Нашего села», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Растения – экологи»,
«Красная книга», «Чёрная книга природы», «Заповедные зоны») и номер
вопроса: 1, 2, 3 или 4. За каждый правильный ответ, игрок получает 5 очков.
Игрок выбирает раздел игры, номер вопроса и отвечает на него. Если игрок
затрудняется ответить, право ответа передаётся тому игроку, который первым
поднимет сигнал. При правильном ответе количество баллов игрока
увеличивается. Отвечать надо быстро, можно аргументировать, пояснять свой
ответ.
Жюри будет считать баллы, подводить промежуточные итоги игры и в конце
назовёт победителей интеллектуальной игры «Что я знаю об экологии».
Давайте поприветствуем наших игроков!
И через некоторое время мы узнаем, кто из них лучший.
Начинаем игру!
Первый вопрос зрителям.
Что такое экология?
Правильный ответ:
Экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с
окружающей средой. Экология в переводе с греческого обозначает «Эко» дом,
«логос», наука. Наука о доме. Дословно - наука о местообитании.
Все вопросы в ходе игры будут посвящены науке - экологии.
Первый тур. Экологическая разминка.
Предлагаются задания на сообразительность. Времени на раздумье дается не
более 10 секунд. Если первая команда дает неправильный ответ, либо не дает
его вообще, право ответа переходит к следующей команде. Если ни одна из
команд не смогла дать верный ответ, на вопрос отвечают зрители. Жюри вносит
результаты в протокол, либо выдает жетон зрителю за правильный ответ.
1.
Когда сутки короче: зимой или летом? (одинаковые)
2.
Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (яма)
3.
Какую траву и слепой узнает? (крапиву)
4.
Какой грызун любит жить на столе? (мышь)
5.
Кто живет, пока его кормят, и умирает, когда его напоят водой? (огонь)
6.
Можно ли с помощью сита принести воду, ничем предварительно не
закрывая его дырочки? (можно, снег или лед)
7.
Можно ли зажечь спичку под водой? (можно, например, в подводной
лодке)
8.
Что бывает белой, черной и красной? (смородина)
9.
Мудрец в нем видел мудреца, глупец - глупца, баран - барана. Кого видит
обезьяна и почему? (себя в зеркале)
10. Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли ожидать через 36 часов
солнечной погоды? (нет, это будет ночь)
11. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки)
12.Три картофелины сварились в кастрюле за 20 минут. За сколько минут
сварилась одна картофелина? (20)
13.Дом имеет 4 стены. В каждой стене по одному окну и все окна выходят на
юг. В одно из них заглянул медведь. Какого он был цвета? (белого,
потому что на северном полюсе)
14.Почему снегирю дали снежное имя? (снегири прилетают к нам с первым
снегом, а весной улетают на север в родные края)
15.Назовите пять дней подряд, не пользуясь числами, не называя дней
недели? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
16.Как можно назвать одним словом разумное распределение времени, при
котором правильно чередуются труд и отдых? (режим)
17.Какой цветок называют "царицей цветов"? (роза)
18.На каком топливе работали автомобили в Цветочном городе? (на
газированной воде)
19.Какого цвета не бывает в радуге? (розового)
20.Для чего кактусу колючки? (чтобы испарялось меньше воды)
Второй тур «Экология твоего дома»
1.Назовите главные источники очищения воздуха в доме.
Правильный ответ: Главным источником очищения воздуха являются
Комнатные цветы.
2. Как человек может помочь сохранить окружающую среду, не выходя из
дома?
Правильный ответ:
- Выключать компьютер, телевизор и другие бытовые приборы, когда они не
используются, тем самым уменьшится расход электроэнергии, и затраты
топлива (а следовательно и количество вредных выбросов).
- Закрывать краны на кухне и в ванной, - не дать воде течь впустую.
- Не использовать одноразовую посуду и упаковки. Они делаются из бумаги
или пластика, таким образом, сократится вырубка лесов и потребление нефти.
3. Дайте советы, как сохранить экологически чистую атмосферу в квартире,
дома.
Правильный ответ:
- делать влажную уборку помещения не реже 2-х раз в неделю;
- избежать использование паласов и ковров;
- не курить в квартире, дома;
- определить запретные зоны для домашних животных;
- книги или газеты должны находиться в застеклённых шкафах;
- проветривать помещение каждый день.
4. Назовите бытовой прибор, который оказывает большой вред
здоровью человека и экологии дома открытым сжиганием газа в квартире? Как
предотвратить этот вред?
Правильный ответ:
Газовая плита. С целью очистки воздуха применяют на кухнях
воздухоочистители, вытяжки приборы для увлажнения и других видов
обработки воздуха.
Третий тур «Экология нашего города, села»
1. «Мусорная» проблема уже не первый год остро стоит в ЯНАО и поселений.
Предложите свои пути решения данной проблемы.
Правильный ответ:
- Строительство мусороперерабатывающего предприятия.
- Использование экологических пакетов, перерабатываемых бутылок.
- Приобщение населения к сортировке мусора.
2. Количество выбросов в атмосферу предприятиями ЯНАО,
загрязняющих веществ, превышают нормы.
Предложите свои пути решения данной проблемы.
3. К чему приводят ежедневные канализационные стоки из домов в реку?
Как можно избежать данную проблему?
Правильный ответ:
установить современные фильтры отчистки воды.
4. Одним из основных источников загрязнения воздуха в городе выступает
автомобильный транспорт.
Предложите свои пути решения данной проблемы.
- Переход на экологический вид топлива.
- Если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях.
Четвёртый тур «Экология леса»
Вопрос для зрителей:
Объясните выражение «Лес - фильтр»
Правильный ответ:
Лес - настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на
листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих
деревьев выделяют в воздух особые вещества - фитонциды. От них погибают
болезнетворные микробы.
Лес - это "кислородный цех", "легкие планеты". Каждый листок, каждая
травинка выделяет кислород.
В данном разделе мы повторим, как надо себя вести в лесу, чтобы сохранить
лесную экосистему.
1.Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу?
Правильный ответ:
Дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут
покидать свои места, оставляя своих детенышей одних. Те, в свою очередь,
тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки.
В таком случае они зачастую гибнут.
2. Почему необходимо воздержаться от разведения костров в лесу?
Правильный ответ:
Разведение костров в лесу может привести к пожару, в результате чего
Погибнут не только деревья, но и животные, приспособленные к жизни в
данной среде.
3. Почему нельзя топтать мухоморы?
Правильный ответ:
Красный мухомор для оленей, лосей служит лекарством, которое помогает им
избавиться от паразитов на зиму грибы. Мухоморы считаются у белок
лекарством от многих болезней. Мухоморы также лечат и растения.
4. К чему приведёт разорение муравейников?
Правильный ответ:
Муравьи уничтожают личинок листогрызущих насекомых - преимущественно
гусениц бабочек и личинок пилильщиков, которые губят деревья.
Поэтому разорение муравейников приведет к гибели лиственных деревьев в
лесу.
Пятый тур «Птицы - экологи»
1.Почему птиц можно называть экологами?
Правильный ответ:
- Распространяют семена растений.
- Ограничивают рост растений.
- Уничтожают вредных насекомых.
- Санитары леса.
- Опылители растений.
- Уничтожают вредителей сельского хозяйства.
2. Угадайте птицу.
Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц уничтожает за
год
10тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.
Правильный ответ: Сова
3.Угадайте птицу.
Я, древесная птица, живу в лесах. С помощью клюва-долота добываю из-под
Коры деревьев вредителей и поедаю их в большом количестве. За зимний день
Поедаю 150 жуков-короедов.
Правильный ответ: Дятел
4. Какую экологическую роль в природе играет воробей?
Правильный ответ:
Воробьи уничтожают личинок опасного вредителя садов жука-долгоносика.
Шестой тур «Растения - экологи»
1.Какую роль в экологии играют папоротники?
Правильный ответ:
Папоротники - растения - экологи. Каждый папоротник устраняет из
атмосферы
дома вредные для человека пары (формальдегида, ксилола и толуола).
Он благотворно воздействует на нервную систему, легкие, бронхи, а также на
кисти рук.
2. Назовите роль сосны в природе.
Правильный ответ:
Вдоль железных дорог сосны задерживают снег, на берегах водоёмов и в
пустынях - движущиеся пески. Сосны - хранители вод: под их сенью не
мелеют реки.
3. В чём заключается экологическая роль водорослей в природе?
- Водоросли - компонент процесса биологической очистки сточных вод. Если
любые из них поместить в реку или в любую другую воду, то в скором времени
она станет чистейшей.
- Они выделяют в атмосферу кислород.
- Являются основной пищей для многих морских животных.
- В прибрежных районах водоросли идут на удобрения и корм скоту
4. К чему приведёт вымирание растений на планете Земля?
Правильный ответ:
Погибнет всё живое на Земле: рыбы, животные, птицы, насекомые и, возможно,
человек.
Седьмой тур «Красная книга»
1.Что такое Красная книга?
Правильный ответ:
Красная книга - это официальным документ, содержащий сведения о редких и
находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других
организмов.
2. Что символизирует красный цвет книги?
Правильный ответ:
Это сигнал опасности, тревоги.
3. Эти виды животных встречаются в достаточном количестве для выживания,
но их численность очень быстро сокращается. Определите, о каком животном
идёт речь.
Кто живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет,
Дом его там, где господствуют льды,
Клыки иногда при движенье – подмога,
Тело тяжёлое ласты несут.
Когда лёд оттает хотя бы не много,
Они из воды к берегам подплывут,
И на холодном песке отдыхают.
На лежбище слабых растят малышей.
Моллюсков морских из песка накапают
И рыбы наловят – вот корм для детей.
Правильный ответ: Морж.
4. Назовите растения и животных, занесённых в Красную
Книгу ЯНАО?(белый медведь, атлантический морж, белуха, северный олень,
пушица красивощетинковая, кубышка жёлтая, подснежники, колокольчики.)
Вопрос для зрителей: Назовите, какие ещё животные и растения, занесены в
Красную книгу ЯНАО. (белая сова, тундровой лебедь, краснозобая казарка,
турпан, сокол – сапсан.)
Восьмой тур «Чёрная книга природы»
1.Что такое Чёрная книга природы?
Правильный ответ:
В этой книге описываются животные и растения, которые навсегда исчезли с
лица Земли за время существования цивилизованного человечества. В
исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.
2. Назовите вымершее животное.
Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и
приложили руку к их скорейшему вымиранию.
Правильный ответ: Мамонты
3. Назовите вымершее животное.
Эти последние животные исчезли в Северной Америке 8-10 тысяч лет назад, а
В Евразии и Африке - еще раньше. Причины вымирания этих опасных
Хищников окончательно не ясны, но три версии очевидны: жесткая
конкуренция с настоящими кошками (лев, тигр, ягуар и пр.), климатические
изменения и прессинг со стороны человека.
4. Назовите вымершую птицу.
Огромная (ростом около 1 м, вес - 8-9 кг), плохо летающая сова с острова Куба.
Вымерла 10-8 тыс. лет назад.
Правильный ответ: Орнимегалоникс
Девятый тур. Мудрые мысли.
Из карточек, которые вы получили, вам нужно составить выражения.
Например: «Природа - не храм, а мастерская». За каждое верное высказывание
по 5 буллов.
Задания:
1.
Лес - наше богатство - берегите его!
2.
Охранять природу - значит охранять Родину!
3.
Земля - колыбель человека!
4.
Птицы - наши друзья.
5.
Вода - источник жизни.
6.
Охрана природы - дело народа.
7.
Поведение человека в природе - это зеркало его души
Десятый тур «Заповедные зоны»
Вопросы для зрителей:
1.Для чего создаются заповедники, заказники?
Правильный ответ: Заповедники создаются для сохранения и восстановления
редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов природы.
2. Расскажите о животном и растительном мире заповедников ЯНАО.
Правильный ответ:
Животный мир типично тундровой.
Из млекопитающих обитают в наших заповедниках белка, бурундук, бурый
медведь, рысь, росомаха, лесная куница, выдра, лось.
В заповеднике очень много рябчиков, глухарей. Встречаются ястреб
тетеревятник, дятлы.
-Расскажите о растительном мире заповедника.
4.Назовите, какие вы знаете национальные парки, заповедники и другие
заповедные зоны. В чём их уникальность?
11. Подведение итогов.
Слово жюри.
Вот они - победители! Он проявили знания, находчивость, смекалку в нашей
игре.
Поздравляем!
Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал проводить игру,
воспитателям и зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Наша игра
прошла весело, интересно.
- Скажите, пожалуйста, какую цель игры мы ставили перед собой?
- Удалось нам её решить?
- Что повторили в ходе игры?
Мы - хозяева нашей природы,
а она кладовая солнца со своими сокровищами жизни.
Важно помнить и думать о том, что же останется нашим потомкам!
Берегите природу!!!
Используемая литература:
1.Васильева Т.В. Формы экологического образования в школе -Архангельск:
Издательство Поморского университета, 1994г. 74с.
2.Волокитина О. Ф. Методические рекомендации по проведению праздника
«День птиц». Архангельск, 1998г. – 123с.
3.Ермолин В. Б. Охраняемые природные территории Европейского Севера
России. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В.
Ломоносова, 2001.- 83с..: ил.
4. Зелёный мир: Методическое пособие в помощь школьным экологическим
объединениям./
Сост. Рябова М.Г., Пурпурова Л.В., Нагорнова Н.В. –
Волгоград: Издательство «Волгоградское ООП», 1994. – 56с.
5.Красная книгаЯНАО. Редкие и охраняемые виды растений и животных.
6.Мальханова Л.П., Миронова Е.А.. Путешествие с волшебницей природой -
Архангельск, 1997г. – 146с.
7.Федотова А.М. Экологическое воспитание школьников.- Пермь, 1992.- 82с.