Напоминание

Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах


Автор: Сероноженко Валентина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Красногорская СОШ"
Населённый пункт: рп. Южный Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах
Раздел: среднее образование





Назад




Использование игровых технологий на уроках русского языка и

литературы в 5-6 классах

Учитель русского языка и литературы

Сероноженко В.Н.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную

группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме

различных педагогических игр. Педагогическая игра должна обладать существенным

признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим

результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются

учебно-познавательной направленностью.

Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность,

формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого

учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.

Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения

сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется

развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих

способностей, фантазии, воображения.

Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные,

этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то

же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки

коммуникативности. Ученик приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется

к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля,

психотерапии.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди

использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и

интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих

случаях:

В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела

учебного предмета;

Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,

упражнения, контроля);

Как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу

методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных

педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко

поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,

которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-

познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций,

которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной

деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по

таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится

элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

1) По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и

психологические;

2)По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

3)_По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

4) По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и

др.

Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых,

постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения.

На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется

использование коротких игр – на 10-15 минут. Например, для пробуждения у учащихся

интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать

сказками, игровыми ситуациями, из которых предложить сделать логический вывод.

После освоения простых правил игры можно переходить к сложным игровым формам для

закрепления и обобщения материала по теме, разделу.

При внедрении Стандартов второго поколения учащиеся сами называют тему и цели

урока. Здесь на помощь учителю снова приходит игра. Учащиеся 5 – 6 класов очень любят

уроки-путешествия, ролевые игры, инсценировки художественных произведений.

Игровые технологии можно использовать при изучении любого раздела русского языка, а

также теории и практики литературы.

Игровые технологии используются на уроках обобщения и систематизации знаний,

уроках закрепления знаний; элементы технологии приемлемы и на уроках объяснения

нового материала.

Данная технология удачно сочетается с технологией критического мышления, блочной

методикой, технологией проблемного обучения, которые заявлены в Стандартах Второго

поколения.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество

вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

доступность для учащихся данного возраста;

умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:

ролевые игры на уроке(инсценирование);

игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий(урок -

соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно

предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов

разбора и т.д.);

использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство с

новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация

изученного);

различные виды внеклассной работы по русскому языку(лингвистический КВН,

экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися

разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык

мой - друг мой».

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая

обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни

каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ ФГОС,

реализацию системно - деятельностного подхода, то есть того, что требуют от нас

Стандарты второго поколения.

Задача учителя состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых

может быть использовано стремление учащегося к активной познавательной

деятельности. Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного

опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков

человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций; таких черт, как

коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

Русский язык довольно сложный предмет для восприятия его учащимися. Поэтому, если

найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может

превратиться в увлекательное путешествие в мир языка. Одним из этих подходов является

игра, как сильнейший фактор психологической адаптации учащегося в языковом

пространстве. Использование игровых методов и приемов обучения на уроках русского

языка позволяет учащимся вместо «скучного» заучивания программного материала в

игровой, соревновательной форме закреплять полученные теоретические знания, что

способствует лучшему усвоению, совершенствованию, углублению знаний.

В процессе игры на уроках литературы учащиеся становятся более открытыми, что

позволяет строить демократические, доверительные отношения, развивать умение

общения, ведения диалога. Уроки в игровой форме проходят более интересно,

насыщенно; знания, полученные и закрепленные на таких уроках, более прочные,

остаются в памяти учащихся значительно дольше, чем при традиционном изложении

программного материала, опросе или тестировании, что способствует повышению

качественной успеваемости.

Подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс по системе ФГОС в 5-6

классах требует от учителя больших усилий. В процессе подготовки игры он сталкивается

с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога,

сколько от внешних ограничений, одна из которых недостаток урочного времени на

проведение игр. Часто среди преподавателей бытует мнение: «Если мы с детьми будем

играть во время уроков, когда же учить с ними правила?» Думаю, эти проблемы по

большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения,

отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания учащихся.

Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки,

контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и

обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в

практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть

лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить

деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий

подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.



В раздел образования