Автор: Тимофеева Ирина Марковна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Сланцевский детский сад №3 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Сланцы, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие по осеннему лесу"
Раздел: дошкольное образование
Конспект коррекционно-развивающего занятия
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие по осеннему лесу»
Цель: активизация познавательной активности через системное
использование
интеллектуально
–
развивающих
игр
и
упражнений.
Задачи:
Развитие мышления, образного воображения;
Развитие общей эрудиции; речи.
Развитие
объема
вербальной
памяти,
активного
словарного запаса.
Развитие мелкой моторики, творческого воображения.
Материалы:
Корзинка, игрушка ежик, листочки с загадками, цветные листочки,
карточки «Четвертый лишний», карточки с изображением животных, мяч, карандаши.
Ход занятия:
I . Вступительная часть
Ритуал приветствия.
Упражнение «Приветствие».
Дети встают в общий круг и берутся за руки. Все вместе за психологом повторяют
стихотворное приветствие.
«Подружились мы с тобой (пожимая руки стоящих рядом)
Мы - огромный шар земной (расходимся на возможную ширину круга)
Можем мы горами стать (руки поднимаем вверх и встаем на цыпочки)
Можем в прятки мы играть (руки опускаем и приседаем)
Не забудем никого (пожимаем руки стоящего рядом)
Всех найдем до одного» (по очереди перечисляем имена детей).
II . Основная часть:
Психолог: Дети, а какое сейчас время года? (ответы детей)
Психолог: Молодцы, правильно. Осень - это пора, которая богата на разные цвета, а
холодно ли сейчас на дворе? (ответы детей).
П: Вот так и цвета, они бывают теплыми и холодными. К теплым цветам мы можем
отнести такие как желтый, оранжевый, красный – это цвета которые поднимают нам
настроение, дают ощущение радости, покоя. Но есть и холодные цвета, голубой - как
тучки на небе, серый, эти цвета символизируют наше настроение, когда нам бывает
грустно
Осень - пора перемен, когда погода меняется очень часто, из теплого солнечного утра в
пасмурный, а то и дождливый серый день.
1
П: Дети, а вы любите дождь? (ответы детей).
П: А хотите, чтобы дождь вам понравился? (ответы детей)
П: Тогда я предлагаю поиграть в игру. Я держу за спиной тучки разного цвета. А вы с
закрытыми глазами, не подглядывая, попробуйте назвать мне нужный цвет (дети по
очереди называют цвета).
Психолог: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Но чтобы узнать
кто это, я предлагаю вам отгадать загадку:
Он со всех сторон колючий,
На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, чёрный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся, это… ёжик
Дети СКАЗАЛИ ОТГАДКУ – ВХОДИТ ЕЖ (сердитый)
Психолог: Правильно ребята, посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Ребята, давайте,
поздороваемся с ежиком и узнаем, как его зовут? - Здороваются с ежом, спрашивают: Как
тебя зовут?
Ежик сердито: Здравствуйте, ребята, зовут меня Колючка.
Психолог: Что ты еж, такой колючий?
Ежик: Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки, да медведи…
И никто не хочет со мной дружить, только обижают все!
Психолог:
Так звери, наверное, боятся к тебе подходить, вон, ты какой колючий и
сердитый!!! Правда, ребята? – (ответы ребят)
Психолог: Ребята, а ведь и правда, очень сложно дружить с кем-то, когда ты сердитый или
у тебя плохое настроение и ты злишься. Тогда совсем ничего не получается, и настроение
становится еще хуже, а злость растет.
Упражнение «Мешочек злости и страха»
Психолог: ребята, расскажите ежику, кого сегодня посетил страх, гнев, злость. Как вы
думаете можно или нет злиться на других людей? На друзей? Почему? Что нам с ними
делать? Эти негативные эмоции не останутся с нами, мы избавимся от них, выкрикнув
страх и злость, обиду в «Мешочек злости».
Психолог: Вот мы и приехали в страну радости. А теперь давайте вспомним, где же мы
оказались? (в лесу).
1.
Упражнение «Зашифрованные изображения».
Психолог обращает внимание на картинку с изображением диких зверей, которые
прячутся в листве и ветвях деревьев. Дети разыскивают зверей, которые прячутся на
картинке.
2. «Отгадай загадку».
- А вам интересно узнать, что ежик приготовил в корзинке? А в корзинке какие-то
листочки, а них загадки! А вы любите загадки?
Прыг-скок, трусишка! Хозяин лесной Серовато, зубовато,
2
Хвост-коротышка, Просыпается весной, По полю рыщет,
Ушки-вдоль спинки, А зимой под вьюжный вой, Телят, ягнят ищет.
Одежда-в два цвета Спит в избушке снеговой.
На зиму и лето. (Медведь) (Волк)
(Заяц)
3.
Игра «Четвертый лишний»
Психолог: Дети, ежик принес нам картинки, но пока бежал в гости к нам, картинки у него
перепутались. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний. Дайте
полный ответ, объясните почему?
Физминутка «Цветные листочки»
Педагог достаёт из-под стола коробочку с сигналами: цветные листочки на палочках.
- Предлагаю построиться в круг. Немного подвигаемся. Будьте внимательны: если я
покажу листочек жёлтого цвета – топайте, если зелёного – хлопайте в ладоши, а если
красного – приседайте.
4.
Игра «Пантомима»
Детей просят изобразить жестами, мимикой, движениями различных зверей (лису, зайца,
волка, белку, медведя).
- Попробуем сами изобразить диких животных. Захар, я предлагаю тебе выйти за дверь, а
мы в это время, с ребятами договоримся, какое животное мы будем изображать. Когда ты
войдешь, ты попробуешь угадать, какое животное мы задумали.
- Захар, теперь ты выбери ведущего.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Раскидала осень ветви (раскрывать и закрывать кулачки).
Разукрасила все листья (делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз).
Мы в осенний лес пойдём («шагают» пальцами обеих рук).
Все букеты соберём (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев).
5.
Упражнение «Обведи»
Психолог: Ребята, ежик хочет вас познакомить со своими друзьями, но что-то напутал.
Посмотрите на картинки, расскажите, кто изображен на них. Хорошо, а теперь возьми в
руки карандаш и обведите кружком тех, кого мы увидим в лесу. Кого вы обвели,
почему?
III. Заключительная часть/ Рефлексия
Психолог: Что вы сегодня узнали нового? А что вам больше всего понравилось делать?
(ответы детей).
- Я рада, что у вас радостное настроение.
Мои дорогие друзья, пришло время нам прощаться. Вы молодцы, что справились со
всеми заданиями сегодня, правильно выполняли упражнения и активно играли в игры. А
Ежик тоже хочет вам сказать добрые слова! (говорит ежик, чему он научился и
благодарит ребят).
Мы говорим вам до свидания и до скорых встреч!
3