Напоминание

Ключи к заданиям по истории к вступительным испытаниям в 10 класс СУНЦ 2021 года


Авторы: Чайникова Светлана Александровна, Светлана Александровна Чайникова
Должность: доцент СУНЦ УрФУ
Учебное заведение: Специализированный учебно-научный центр УрФУ
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ключи к заданиям по истории к вступительным испытаниям в 10 класс СУНЦ 2021 года
Раздел: полное образование





Назад




Ключи к заданиям по истории к вступительным

испытаниям в 10 класс СУНЦ 2021 года

Раздел I. Всеобщая история

1.

Выделите правильные ответы в тестовых вопросах

Какой византийский император вышел победителем в военных действиях с русским войском

на территории Болгарии?

а) Константин VII Багрянородный в) Василий II Болгаробойца

б) Иоанн I Цимисхий

г) Константин IX Мономах

Кому принадлежит фраза «Париж стоит мессы»?

а) Карл Великий б) Луи Филипп I в) Генрих IV г) кардинал А.Ришелье

Как назывался документ, получивший конституционное значение в Англии XVII в.?

а) Билль о правах

в) Декларация прав человека и гражданина

б) Петиция о праве

г) Бредская декларация

Какое событие лежало у истоков борьбы за независимость американских колоний?

а) созыв Конституционного конвента

в) битва у Саратоги

б) принятие Декларации независимости

г) «Бостонское чаепитие»

С какого изобретения берет начало промышленный переворот?

а) ручной ткацкий станок

в) механическая прялка «Дженни»

б) токарный станок

г) паровой двигатель

Какие из перечисленных древних греческих городов находились в Северном

Причерноморье?

а) Адрианополь б) Пантикапей в) Микены г) Фест д) Ольвия

В каких битвах из указанных Наполеон Бонапарт потерпел поражение?

а) под Лейпцигом б) под Аустерлицем г) при Маренго д) у Ватерлоо д) при

Люцене

Назовите европейских современников Екатерины II.

а) Генрих VIII в) Д. Дидро

д) О. Кромвель

б) Людовик XVI г) Ж. Кальвин

е) Ж. Дантон

2. Соотнесите эпоху европейской истории с имеющими отношение к ней именем и

термином

Великие географические открытия в. з

Реформация б. д

Великая Английская революцияя а, м

Просвещение е, ж

Великая французская революция г, и

Образование США д, к

а) О.Кромвель

б) М.Лютер

в) Ф.Магеллан

г) Ж.Дантон

д) Т.Джефферсон

е) Ш.Монтескье

ж) деизм

з) конкиста

и) Жиронда

к) Конгресс

л) гугеноты

м) индепенденты

Раздел II. Блиц-опрос по истории России

Куда Святослав I хотел перенести столицу Руси? Переяславец-на-Дунае

Как назывался летописный свод по истории Древней Руси? Повесть временных лет

На какой реке, являвшейся частью пути «из варяг в греки», стоит Новгород? Волхов

Как называется икона Богоматери, увезенная в XII в. из Вышгорода? Владимирская

Назовите имя ордынского хана, сжегшего в 1382 г. Москву. Тохтамыш

Как называли «царев удел» при Иване Грозном? Опричнина

С кем Россия подписала Андрусовское перемирие? Речь Посполитая

С какой войной связано 1-е вступление русской армии в Берлин? Семилетняя война

Как называлась категория крестьян, освобождаемых от крепостной зависимости на

основе указа 1803 г.? Вольные хлебопашцы

Как назывался устав Союза Благоденствия? Зеленая книга

При каком императоре в России появилось рабочее законодательство? Александр III

Какой принцип комплектования армии был упразднен с введением всеобщей воинской

повинности? Рекрутская повинность

Раздел III. Государственные учреждения и реформы

1.

Соотнесите понятие с правителем и направлением реформ

Кормление

Мировой посредник

Присяжный поверенный

Коллегии

Урок

Министерства

1. Кн. Ольга

2. Иван III

3. Иван IV

4. Петр I

5. Александр I

6. Александр II

а) отмена крепостного права

б) реформа центрального

отраслевого управления

в) реформа местного

управления

г) судебная реформа

д) налоговая реформа

2.

Расположите учреждения по хронологии их создания

А) Московский университет

Г) Бестужевские Высшие женские курсы

Б) Славяно-греко-латинская академия

Д) Смольный институт

В) Академия наук

БВАДГ

Раздел IV. Военная история

1.

Работа с таблицей. Заполните пропуски

Война,

сражение,

поход

Дати-

ровка

Кто

начал

военные

действия?

Против кого?

Результаты, значение,

последствия

Поход на

Херсонес

988

Владимир I

Византийская

империя

Город после осады был взят,

Владимир добился приезда

принцессы Анны и женился на

ней. Согласно Повести

временных лет, в Херсонесе

(Корсуне) он с дружиной

принял крещение, а по

возвращении из похода начал

крещение Руси.

Ливонска

я война

1558-

1583

Иван IV

Ливонский орден,

Польша, Литва (с

1969 г. Речь

Посполитая),

Швеция. Дания

Прекращение существования

ордена. Истощение России,

осложнение внутреннего

положения, территориальные

уступки Речи Посполитой по

Ям-Запольскому перемирию,

Швеции по Плюсскому

перемирию.

Прутский

поход

1711

Османская

империя

Россия

Русская армия попала в

безвыходное положение, Петр I

вынужден был согласиться на

возврат Азова и отказ от

вмешательства в польские дела

2.

Работа с картой

О каких военных действиях идет

речь?

Осада Севастополя (сент.1854 –

авг.1855)

К какой войне они относятся, годы

войны

Крымская война (1853-1856)

Каким был их исход? В чем их

значение?

После взятия противником

Малахова кургана защитники по

понтонному мосту были

переведены на северный берег

бухты, южная часть города была

оккупирована. За время осады

гарнизон продемонстрировал

навыки активной обороны с

совершением боевых вылазок в

лагерь противника. союзники

понесли большие потери.

Затяжная осада Севастополя

истощила их силы, сорвала планы

вторжения в северное

Причерноморье, позволила

(наряду с успехами на Кавказе)

минимизировать ущерб России

при заключении Парижского

трактата.

Раздел V. Персоналии

1.

Чьи прозвища указаны ниже? (указать правителя, годы правления, происхождение

прозвища).

Темный: Василий II (1425-1462). Был ослеплен в ходе междоусобной борьбы.

Миротворец: Александр III (1881 – 1894). Россия в годы его правления не участвовала в

войнах.

Калита: Иван I (1325-1340). Калита – денежный мешок, кошель. Прозвище

символизировало его богатство, накопленное за счет использования права на сбор дани

ордынцам. Более узкое значение связано с его привычкой носить кошель на поясе для

раздачи денег нищим.

2.

Кто кому кем приходится?

Владимир Мономах Ярославу Мудрому внук

Елена Глинская Василию III жена

Иван VI Анне Иоанновне внучатый племянник (сын племянницы)

3. Определите, какая историческая тема объединяет большинство перечисленных имен,

вычеркните лишние имена.

И.И. Болотников, К.А. Булавин, П.П. Ляпунов, Филарет Романов, М. Мнишек,

М.В. Скопин-Шуйский, А.Ф. Адашев, К.М. Минин, Г.Б. Отрепьев, патриарх Гермоген,

И.А. Хованский, И.М. Заруцкий

Тема Смутное время

Раздел VI. История в живописи

Рассмотрите изображение и ответьте на

вопросы /3 балла/

Кто

изображен

на

картине?

Какому

автору она принадлежит?

Царевна Софья, старшая сестра Петра

I. Автор – И.Е. Репин

Какая историческая ситуация получила

здесь отражение?

Софья, являвшаяся в 1682-1689 гг.

регентом при несовершеннолетних

Иване V и Петре I, потерпела

поражение в борьбе за власть и была

заключена в Новодевичий монастырь.

На картине царевна изображена в

момент расправы Петра с мятежными

стрельцами, являвшимися, согласно

следствию, сторонниками ее

возвращения к власти (1698 г.).



В раздел образования