Напоминание

Организация проектной деятельности в начальной школе


Автор: Ефимова Надежда Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Цивильская СОШ № 1 им. М. В. Силантьева"
Населённый пункт: г. Цивильск, Чувашская Республика
Наименование материала: Методический семинар Организация проектной деятельности
Тема: Организация проектной деятельности в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Методический семинар

"Организация проектной деятельности обучающихся"

С1 - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Надежда Вячеславовна Ефимова.

Работаю я учителем начальных классов в Цивильской средней общеобразовательной

школе № 1 им. Героя Советского Союза М. В. Силантьева.

- Для Вас я проведу методический семинар «Организация проектной деятельности

обучающихся».

С2

– Свой семинар я хочу начать с вопроса «Зачем нужно учиться?» Ответ на этот «детский»

вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с образованием, бывает

трудно его сформулировать, хотя, вроде бы, все понятно. А детям, которые еще только

начинают путь к знанию, необходима четкость.

«Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?

«Учиться нужно, чтобы поступить в вуз». А зачем поступать в вуз? Чтобы снова

учиться?

«Учиться нужно, чтобы в настоящей взрослой жизни уметь по-настоящему жить». А

как это связано с учебой?

Ответ порождает вопрос…вопрос…вопрос… эту «бесконечность» оставим на

обсуждение философам. А что же педагогика.. Обсудим конкретные вопросы: как научить

ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни. Каждый из нас

сталкивается с необходимостью достичь поставленной цели. Мы должны осознать, чего

хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные

методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное.

В современной школьной системе детям нужно не только получить готовый

результат. Они должны сами сделать что-нибудь подобное, причем с самого начала. Им

необходимо понимать, что каждому фокусу предшествует долгий период подготовки, что

кролика в цилиндр нужно подложить.

Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые

является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. Помогает

нам в этом метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают

этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

С3

Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой

последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной

проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Цель

предоставление

учащимся

возможности

самостоятельного

приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем,

требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта,

консультанта. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания

теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации

педагогического управления, является одним из эффективных средств построения

личностно - ориентированной педагогической системы.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты,

бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Они такие разные, что просто оторопь берет: почему

все они называются одинаково? Что же такое проект?

С 4

Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические

документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин,

приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план,

замысел». Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую

черту – проект предполагает определение цели. Далее - «Проектировать – 1)составлять

проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план». Если следовать логике этих

определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор

подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт в квартире

(разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и

воспитание детей…

Проекты различают по доминирующей деятельности учащихся

(практико-

ориентированный, исследовательский; информационный; творческий);

по характеру контактов; по

продолжительности

(мини-проекты,

краткосрочные;

недельные,

годичные

);

по

организационным формам проведения работы над проектом; по составу участников

(индивидуальные; парные; групповые проекты)

и т.д.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться,

что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать

собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно

работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

С 5

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

1.

возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

2.

содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового

проекта;

3.

навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

4.

заинтересованностью ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта

(Этапы работы над проектом является: выбор темы, сбор сведений, систематизация материала,

оформление результатов проекта, презентация проекта)

Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что

большинство ребят еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы непостоянны.

Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не

угас интерес.

Практическая часть (из опыта работы).

Девизом

проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы:

«Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».

Проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но

интересный

и

увлекательный.

Участие

детей

в

проекте

даёт

возможность

экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему

миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, младшие

школьники в процессе реализации проекта получают большую творческую тренировку,

что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе - это социализация

детей.

В нашей школе проектной работе уделяется пристальное внимание. С 2016 года

проекты являются обязательными для всех учащихся школы с первого по одиннадцатый

класс. Безусловно, эта работа требует много сил и времени не только от ученика, но и от

учителя, и от родителей, которые являются координаторами данных работ: направляют,

помогают, корректируют.

Проект в начальной школе это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, красочное

действие. В его основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений

самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном

пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, а также

развивать критическое мышление.

Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или

из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая

проблема.

В работе над проектом так важно ничего не упустить и тогда отличные продукты

проектной деятельности появляются на свет!

Проектная деятельность применяется мною на уроках, во внеурочной деятельности,

внеклассной работе. Вот некоторые из них.

С 6

Во 2 классе ребята класса трудился над проектной работой «Гербарий травянистых

растений».

Целью,

которого, было создание гербария травянистых растений. Ребята

должны были узнать, что такое гербарий; изучить технологию изготовления гербария;

разработать план действий; выбрать необходимые материалы для работы; собрать всю

информацию о растениях, изготовить сам гербарий.

Интересна здесь и сама история начала проекта. В первом классе, на уроке

окружающего мира мы рассматривали гербарий растений, он был сделан мною во время

учебы в педагогическом институте. Факт «сделан мною своими руками» стал отправной

точкой – и совместно было принято решение о том, «а не сделать ли нам самим похожий

гербарий». И работа «закипела». Итогом - стал гербарий травянистых растений, который

мы используем в нашей работе.

С7

Проект

«Дневник

безопасного

движения

ученика»

разрабатывался

учащимися

совместно с родителями. Цель этого проекта было: 1) повысить безопасность движения

ребенка в школу и обратно. Продуктом стал разработанный совместно с родителями

маршрут - схема движения школьника "дом-школа-дом"

С8 Проект «Огород в классе» проводился в два этапа. Целью первого было вырастить

зеленый лук, второго: использовать его в приготовление салата из овощей.

С9 Проект «Мой любимый журнал» был начат для того, чтобы познакомить ребят с

многообразием периодической литературы, привития любви к чтению.

С10 Реализация проекта «Я спешу рассказать друзьям!» дает возможность ученику

класса рассказать об интересных местах, выставках, музеях и т.д., которые он посетил,

поделиться своими впечатлениями.

С11,С12

«Мастерской»

по

реализации

проектной

деятельности

являются

уроки

технологии и изобразительного искусства, когда в течение урока на свет «рождаются»

замечательные «продукты»!

С 13 Творческий проектом «Моя семья». Целью работы: знакомство с историей семьи,

традициями. Итогом работы стало построенное генеалогическое древо, собранная

информация о семейных традициях, выпуск газеты «Моя семья».

С14 Проект «ВторБум» - позволил не только собрать макулатуру, но и затронул вопросы

бережного отношения к природе.

Проектная деятельность

не нуждается в рекламе. Он активно используется

педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение

интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной

теме.

СЛАЙД 15 Традиционным стало участие ребят класса в пректах-акциях «Георгиевская

ленточка» и «Бессмертный полк». Хочу отметить особое отношение, как детей, так и

родителей.

С 16 В чём достоинства проектной деятельности?

Прежде

всего,

в

том,

что

ограниченный

временными

рамками

урок

«выплескивается» во внеурочную деятельность.

1.

Учащиеся видят перед собой конечный результат.

2.

Развить творческие способности учащихся,

3.

Учится решать новые задачи.

4.

Развитие деловые качества детей.

5.

Помогает

ученику

профессионально

самоопределиться

именно

при

выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я

способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться,

чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

6.

Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное,

слабым – по их реальным возможностям.

7.

Сплачивает детей.

С17 - Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого

философа и драматурга Лессинга (Готхольд Эфраим):

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, размышляйте, и хотя и криво, да сами!».

Благодарю за внимание!



В раздел образования