Автор: Очиржапов Очиржап Баирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "1-Жемконская СОШ им.П.С.Скрябина"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, с.Тит-Эбя
Наименование материала: доклад
Тема: Деятельностная технология обучения на уроке физической культуры.
Раздел: среднее образование
МБОУ «1-Жемконская средняя общеобразовательная школа им.П.С.Скрябина»
1 Республиканская НПК педагогов «Скрябинские чтения»
Доклад
На тему: Деятельностная технология обучения на уроке
физической культуры.
Составил: Очиржапов О.Б. учитель физкультуры.
2015г.
Б. Шоу «Единственный путь, ведущий
к знанию - это деятельность».
Современное
общество
предъявляет
новые
требования
к
образованию
в
плане
формирования
личности,
готовой
к
действию,
особенно в незнакомых,
нестандартных, проблемных ситуациях.
Исходя из этого, содержание образования в области физической культуры нацеливает
не
только
на
то,
чтобы
будущие
ученики
вышли
из
школы
в
жизнь
с
достаточной
физической подготовленностью, но и чтобы они были действительно образованными в
физической культуре: владели средствами и методами совершенствования своего тела,
знали средства и методы укрепления и сохранения здоровья, повышения возможностей
основных систем организма.
Следовательно, цель
образования
обновление
содержания
образования
и
поиск
форм
обучения,
которые
дадут
возможность формировать у учащихся
других, новых умений и способностей, т.е.
компетентности. Под компетентностью в
данном случае понимаются умения и способность школьников использовать свои знания в
различных
жизненных
ситуациях,
самостоятельно
добывать
необходимые
сведения,
решать проблемы, выносить свои суждения, обосновывать их и отстаивать свою точку
зрения. Учитывая это, необходимо планировать развитие компетентности на всех уроках, в
том числе и на уроках физической культуры. Эти задачи можно успешно решать через
технологию деятельностного обучения, которая в современной педагогике и психологии
обучения
является самой продуктивной. Это технология была разработана российскими
учеными П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, З.А. Решетовой и др. Она успешно
прошла проверку на всех уровнях общего и профессионального образования.
В основе деятельностного обучения лежат субьект – субьектные отношения между
учителем
и
учеником,
где
открывается
возможность
деятельности
учителя
по
формированию компетентностного подхода в физкультурном направлении и применения в
жизненных ситуациях.
Такие занятия по физической культуре формируют ключевые
компетенции:
- Способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это может
проявляться на уроках по физической культуре, при ходьбе на лыжах, бега на длинные
дистанции, плавании);
- Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе (брать на
себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях, особенно,
когда команда проигрывает);
- Способность проявлять инициативу;
- Готовность замечать проблемы и искать пути их решения (например, в игровых
видах спорта – тактические и психологические проблемы);
- Умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для
такого
анализа
(разбор
выступления
команды
в
игровых
видах
спорта,
особенно
неудачные, разработка новых тактических схем и вариантов);
- Способность уживаться с другими (взаимоотношения в классе, школе, во дворе, на
занятиях по физической культуре, походах и т.д.);
- Умение принимать решение на основе здравых суждений – т.е. не располагая всем
необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически
(в единоборствах, игровых видах спорта «просчитывать слабые места соперников и уметь
воспользоваться этой слабостью для выигрыша).
Обобщенные предметные умения:
К ним относится умения выполнять правильно физические упражнения (плавать,
бегать, ходить на лыжах, играть в различные спортивные игры).
Прикладные предметные умения:
Это
умение
выполнять
физические
упражнения
вне
школы.
Например
–
по
окончании
школы,
на
службе
в
армии,
в
туристических
походах,
на
различных
состязаниях, в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой для жизни человека.
Жизненные навыки:
Необходимы
для
поддержания
здорового
образа
жизни
посредством
занятий
физическими упражнениями, в нестандартных ситуациях, например: переправиться через
водную
преграду
(когда
нет
плав
средств),
оказать
первую
доврачебную
помощь
пострадавшему и.т.д. Все это можно назвать функциональной грамотностью в области
физической культуры.
Исходя из этого, использование деятельностной технологии на уроке физической
культуры не только убыстряется процесс усвоения учебного материала, но и учащиеся
получив хорошую основу, уже самостоятельно строят свою деятельность, направленные
на создание условий для саморазвития: формирования внутренней учебной мотивации,
устойчивой
позитивной
самооценки,
освоения
способов
деятельности
и
умения
принимать ответственные решения.
Урок этого типа включает в себя следующую последовательность деятельностных
шагов:
1.
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Т.е.
прежде
чем
начать
формировать
новую
деятельность,
учитель
должен
позаботиться о мотивах, обеспечивающих принятие учеником планируемых знаний и
умений. Каждый учитель знает, что если ученик не хочет учиться, то его научить нельзя.
Значит, у каждого ученика должен быть мотив, побуждающий его принять намеченные
действия и знания.
Поэтому,
одним
из
путей
создания
познавательной
мотивации
–
введение
проблемной ситуации, т.к. проблема вызывает желание найти ее решение, приводит к
попытке это сделать.
Исходя из этого, на данном этапе организуется положительное самоопределение
ученика к деятельности на уроке, а именно:
-
создаются
условия
для
возникновения
внутренней
потребности
включения
в
деятельность («хочу»)
- выделяется содержательная область («могу»)
Для этого применяют доброе пожелание, моральную поддержку, беседу, сообщение.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
На
данном
этапе
происходит
актуализация
изученных
способов
действий,
достаточных для построения нового знания, их обобщение достаточных для построения
нового способа действий и в завершение этапа создается затруднение в индивидуальной
деятельности учащихся.
3. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся обдумывают план будущих учебных действий: ставят
цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему
урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим
процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем –
побуждающего.
4. Реализация построенного плана («открытие» детьми нового знания) или
процесс
усвоения, где происходит понимание закономерностей возникновения и развития нового
знания, которая является центральным, наиболее важным его этапом, создающим основу
для
формирования
новых
умений,
расширяющих
двигательные
и
физические
возможности ученика.
Исходя из этого, на этом этапе идет практическое опробование нового двигательного
действия для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. Обязательное условие на
данном этапе – ученик, осваивая какие-то базовые движения, например, обращение с
мячом, должен понимать, зачем ему это нужно.
«Например,
для чего надо учить
обращаться с мячом? Понятно, чтобы удержать мяч, чтобы его не отнял соперник. Но ведь
конечный результат – попасть в кольцо, а он зависит от умения владеть мячом, от
правильности действий. А когда ребята узнают, что от первого упражнения исходят все
остальные
элементы,
он
учится
анализу.
То
есть
происходит
целенаправленная
деятельность и, таким образом достигается осознанность действия.
В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление
возникшего ранее затруднения.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При
проведении
данного
этапа
используется
индивидуальная
форма
работы:
учащиеся
самостоятельно
выполняют
задания
нового
типа
и
осуществляют
их
самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется самооценка
учениками собственной учебной деятельности.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется
рефлексия учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее
цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели
деятельности.
Для этого можно использовать беседу: Чему научились? Что нового узнали? Каким
способом? Где используется? В чем отличие новой ситуации от ранее изученной? Где
возникло
затруднение?
Каковы
результаты
класса?(мои
собственные)?
Кого
можно
похвалить? Над чем ещё надо поработать?
Таким образом, сущность деятельностного обучения заключается в том, что ученик,
получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и
формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует
в
их
совершенствовании,
что
способствует
активному
успешному
формированию
его
общекультурных
и
деятельностных
способностей,
общеучебных
умений и более прочному усвоению об изученном движении.