Напоминание

Деятельностная технология обучения на уроке физической культуры.


Автор: Очиржапов Очиржап Баирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "1-Жемконская СОШ им.П.С.Скрябина"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, с.Тит-Эбя
Наименование материала: доклад
Тема: Деятельностная технология обучения на уроке физической культуры.
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «1-Жемконская средняя общеобразовательная школа им.П.С.Скрябина»

1 Республиканская НПК педагогов «Скрябинские чтения»

Доклад

На тему: Деятельностная технология обучения на уроке

физической культуры.

Составил: Очиржапов О.Б. учитель физкультуры.

2015г.

Б. Шоу «Единственный путь, ведущий

к знанию - это деятельность».

Современное

общество

предъявляет

новые

требования

к

образованию

в

плане

формирования

личности,

готовой

к

действию,

особенно в незнакомых,

нестандартных, проблемных ситуациях.

Исходя из этого, содержание образования в области физической культуры нацеливает

не

только

на

то,

чтобы

будущие

ученики

вышли

из

школы

в

жизнь

с

достаточной

физической подготовленностью, но и чтобы они были действительно образованными в

физической культуре: владели средствами и методами совершенствования своего тела,

знали средства и методы укрепления и сохранения здоровья, повышения возможностей

основных систем организма.

Следовательно, цель

образования

обновление

содержания

образования

и

поиск

форм

обучения,

которые

дадут

возможность формировать у учащихся

других, новых умений и способностей, т.е.

компетентности. Под компетентностью в

данном случае понимаются умения и способность школьников использовать свои знания в

различных

жизненных

ситуациях,

самостоятельно

добывать

необходимые

сведения,

решать проблемы, выносить свои суждения, обосновывать их и отстаивать свою точку

зрения. Учитывая это, необходимо планировать развитие компетентности на всех уроках, в

том числе и на уроках физической культуры. Эти задачи можно успешно решать через

технологию деятельностного обучения, которая в современной педагогике и психологии

обучения

является самой продуктивной. Это технология была разработана российскими

учеными П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, З.А. Решетовой и др. Она успешно

прошла проверку на всех уровнях общего и профессионального образования.

В основе деятельностного обучения лежат субьект – субьектные отношения между

учителем

и

учеником,

где

открывается

возможность

деятельности

учителя

по

формированию компетентностного подхода в физкультурном направлении и применения в

жизненных ситуациях.

Такие занятия по физической культуре формируют ключевые

компетенции:

- Способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это может

проявляться на уроках по физической культуре, при ходьбе на лыжах, бега на длинные

дистанции, плавании);

- Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе (брать на

себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях, особенно,

когда команда проигрывает);

- Способность проявлять инициативу;

- Готовность замечать проблемы и искать пути их решения (например, в игровых

видах спорта – тактические и психологические проблемы);

- Умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для

такого

анализа

(разбор

выступления

команды

в

игровых

видах

спорта,

особенно

неудачные, разработка новых тактических схем и вариантов);

- Способность уживаться с другими (взаимоотношения в классе, школе, во дворе, на

занятиях по физической культуре, походах и т.д.);

- Умение принимать решение на основе здравых суждений – т.е. не располагая всем

необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически

(в единоборствах, игровых видах спорта «просчитывать слабые места соперников и уметь

воспользоваться этой слабостью для выигрыша).

Обобщенные предметные умения:

К ним относится умения выполнять правильно физические упражнения (плавать,

бегать, ходить на лыжах, играть в различные спортивные игры).

Прикладные предметные умения:

Это

умение

выполнять

физические

упражнения

вне

школы.

Например

по

окончании

школы,

на

службе

в

армии,

в

туристических

походах,

на

различных

состязаниях, в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой для жизни человека.

Жизненные навыки:

Необходимы

для

поддержания

здорового

образа

жизни

посредством

занятий

физическими упражнениями, в нестандартных ситуациях, например: переправиться через

водную

преграду

(когда

нет

плав

средств),

оказать

первую

доврачебную

помощь

пострадавшему и.т.д. Все это можно назвать функциональной грамотностью в области

физической культуры.

Исходя из этого, использование деятельностной технологии на уроке физической

культуры не только убыстряется процесс усвоения учебного материала, но и учащиеся

получив хорошую основу, уже самостоятельно строят свою деятельность, направленные

на создание условий для саморазвития: формирования внутренней учебной мотивации,

устойчивой

позитивной

самооценки,

освоения

способов

деятельности

и

умения

принимать ответственные решения.

Урок этого типа включает в себя следующую последовательность деятельностных

шагов:

1.

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Т.е.

прежде

чем

начать

формировать

новую

деятельность,

учитель

должен

позаботиться о мотивах, обеспечивающих принятие учеником планируемых знаний и

умений. Каждый учитель знает, что если ученик не хочет учиться, то его научить нельзя.

Значит, у каждого ученика должен быть мотив, побуждающий его принять намеченные

действия и знания.

Поэтому,

одним

из

путей

создания

познавательной

мотивации

введение

проблемной ситуации, т.к. проблема вызывает желание найти ее решение, приводит к

попытке это сделать.

Исходя из этого, на данном этапе организуется положительное самоопределение

ученика к деятельности на уроке, а именно:

-

создаются

условия

для

возникновения

внутренней

потребности

включения

в

деятельность («хочу»)

- выделяется содержательная область («могу»)

Для этого применяют доброе пожелание, моральную поддержку, беседу, сообщение.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На

данном

этапе

происходит

актуализация

изученных

способов

действий,

достаточных для построения нового знания, их обобщение достаточных для построения

нового способа действий и в завершение этапа создается затруднение в индивидуальной

деятельности учащихся.

3. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся обдумывают план будущих учебных действий: ставят

цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему

урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим

процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем –

побуждающего.

4. Реализация построенного плана («открытие» детьми нового знания) или

процесс

усвоения, где происходит понимание закономерностей возникновения и развития нового

знания, которая является центральным, наиболее важным его этапом, создающим основу

для

формирования

новых

умений,

расширяющих

двигательные

и

физические

возможности ученика.

Исходя из этого, на этом этапе идет практическое опробование нового двигательного

действия для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. Обязательное условие на

данном этапе – ученик, осваивая какие-то базовые движения, например, обращение с

мячом, должен понимать, зачем ему это нужно.

«Например,

для чего надо учить

обращаться с мячом? Понятно, чтобы удержать мяч, чтобы его не отнял соперник. Но ведь

конечный результат – попасть в кольцо, а он зависит от умения владеть мячом, от

правильности действий. А когда ребята узнают, что от первого упражнения исходят все

остальные

элементы,

он

учится

анализу.

То

есть

происходит

целенаправленная

деятельность и, таким образом достигается осознанность действия.

В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление

возникшего ранее затруднения.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При

проведении

данного

этапа

используется

индивидуальная

форма

работы:

учащиеся

самостоятельно

выполняют

задания

нового

типа

и

осуществляют

их

самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется самооценка

учениками собственной учебной деятельности.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется

рефлексия учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее

цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели

деятельности.

Для этого можно использовать беседу: Чему научились? Что нового узнали? Каким

способом? Где используется? В чем отличие новой ситуации от ранее изученной? Где

возникло

затруднение?

Каковы

результаты

класса?(мои

собственные)?

Кого

можно

похвалить? Над чем ещё надо поработать?

Таким образом, сущность деятельностного обучения заключается в том, что ученик,

получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и

формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно

участвует

в

их

совершенствовании,

что

способствует

активному

успешному

формированию

его

общекультурных

и

деятельностных

способностей,

общеучебных

умений и более прочному усвоению об изученном движении.



В раздел образования