Автор: Гапонова Ирина Болеславовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад" Бебелевский " МР "Ферзиковский район" Калужской области
Населённый пункт: д. Бебелево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Песенный фольклор - внедрение и использование в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Песенный фольклор – внедрение и использование в работе с детьми дошкольного возраста.
Песенный фольклор широко используем на музыкальных занятиях. Музыкальный репертуар
берем из основной программы, добавляем из методического пособия Т.А Будариной
«Знакомство детей с русским народным творчеством», «Русская народная песня для детей», Е И
Яковишиной, журналы «Музыкальный руководитель», а также используем записи фольклора
Калужской области.
Русская песня – это обилие гласных, ритмический рисунок, интересное содержание все это
необходимо в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того русская песня
обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус
ребенка, обогащают речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими
оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка ит.д.) Дети проявляют живой интерес к
содержанию, быстро запоминают текст. Подбираю материал по обучению пению детей –
народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Эти песни
чаще исполняются без сопровождения, формируют вкус, способствуют развитию слуха. Поэтому я
включаю в репертуар песни : «Во поле берёза стояла» р.н.п. в обр. Н. Римского-Корсакова; «На
горе-то калина» р. н. м. в обр. Ю. Чичкова; «Как пошли наши подружки» р. н. п. в обр.
И .Иорданского; «Ходила младешенька по борочку» р. н. п. в обр. Н. Римского- Корсакова; «Речка»
р. н. п. в обр П. Чайковского; «Со вьюном я хожу» Р. н. п. в обр. А. Гречанинова, дошкольники с
большим удовольствием поют песни: « А я по лугу», «Во кузнице», «Блины» и т.д. эти песни
хороши еще тем, что их можно инсценировать.
Работа с детьми по формированию певческих навыков. Для того чтобы развить певческие навыки
у детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить активную работу со специально
подобранным песенным репертуаром. Народные песни способствуют развитию льющего легкого
звука. Ритмический рисунок народных песен, небольшие по объему и равные по длине фразы
способствуют развитию певческих навыков. Необходимо знать возрастные особенности
голосового аппарата детей дошкольного возраста, использовать в работе по развитию певческих
способностей унисонное пение во время пения песен и попевок. При этом эффективно
формируется певческое дыхание, так как в напевных песнях используется много звуков большей
длительности. При исполнении напевных песен углубляется вдох и удлиняется выдох, это
активизирует диафрагму, ребенок учится постепенно расходовать воздух. Поэтому русские
народные песни и попевки напевного характера являются необходимым материалом для
развития певческих навыков у дошкольников. В работе с детьми при формирование певческих
способностей стараюсь разнообразить занятия и заинтересовать ребенка, для это использую
игры, хороводы, пляски, чтоб каждый ребенок мог проявить свои творческие способности и
заинтересованность не ослабла. Знакомство с песней начинаю с выразительного исполнения,
затем провожу беседу. Затем идет разучивание песни, использую пропевания мелодии, трудные
мелодические обороты пропеваем и повторяем насколько раз. Детям очень нравятся
фольклорные мелодии меленькие потешки , скороговорки, считалки. Во время разучивания
народных песен развиваю вокальные навыки - дыхание, дикция, выразительное исполнение.
Дети овладевают хоровым, сольным и ансамблевым пением. Для развития ритмического навыка
использую народные мелодии (попевка - Андрей воробей не гоняй голубей) ит.д. во время пения
дети ходят в такт хороводной песне, и выполняют различные музыкально-ритмические движения,
(хлопки в ладоши, приставные шаги и т.д.) которые помогают воспитанию чувству ритма. «Мама
била, била, била» использую различный ритм хлопков. Дети в народных песнях хорошо
запоминают интонационный символ и откладывают его в долговременную память, он всегда на
слуху у ребят, пример (считалки, дразнилки ит.д.). В занятии использую разучивание попевок,
считалок, потешок, так как попевочная формула проста и удобна для формирования правильного
дыхания, артикуляции, и чувства ритма (попевка - за высокими горами…). Для того чтобы
развивать звонкость и силу голоса, эмоциональность использую различные заклички
(жавороночек- дуда, прилети ты к нам сюда; дождик лей, лей, лей и т.д.) Очень важный момент в
народном пении это хорошая дикция. При формировании певческих навыков необходима яркая и
выразительная дикция, четкое произношение согласных и гласных, как в разговорной речи. Для
развития артикуляции, дикции также необходимо подбирать различные упражнения и распевки.
Необходимо использовать упражнения, которые будут убирать дефекты речи у детей, затем
нужно выравнивать гласные и согласные.
Не менее важно в работе по формированию певческих навыков, что бы дети научились
правильно дышать во время пения. Вдох должен быть одновременно через нос и рот, выдох
должен быть спокойный и медленной до конца музыкальной фразы. В пении у детей существуют
тенденции «перебирания» дыхания или «запирания», что не дает возможности хорошей подачи
звука. Музыкальная фраза должна быть плавной и неразорванной на маленькие кусочки.
Народная песня ( во поле береза стояла) учу детей петь на одном дыхании, в старшем
дошкольном возрасте учимся петь по фразам (по цепочке). Для формирования правильного
дыхания использую специальные упражнения.
В пении используем «мягкую атаку» звука, так как «твердая» вредит голосу и искажает
правильное звучание. При пении обращаю внимание детей, что петь нужно напевно, протяжно,
без выкриков. Певческие навыки вырабатываются во время распеваний, которые помогают
разогревать и подготавливать голосовой аппарат. На занятиях певческие навыки формируются от
простого к сложному. В фольклоре разучивание и исполнения песен происходит « на слух»,
удобные по диапазону. Чистоты интонации добиваюсь благодаря слушанью песен чисто
интонирующих детей, взрослых, исполнения песен сольно и ансамблем. Применяю
систематическое повторение выученных песен, поем (а капелла). Детей, которые нечисто
интонируют, сажаю с детьми, которые поют правильно, также ближе к инструменту, чтоб видели
правильное исполнение.
Исполнение песен с детьми без сопровождения.
Во время исполнения детьми народных песен без музыкального сопровождения формируются
певческие способности чистота интонации, протяжность и напевность, дети тренируют свой
внутренний слух, учатся слышать музыку как бы внутри себя. Дети перенимают мелодию с голоса,
она воспринимается ими гораздо легче, так как мелодию закрывает сложный аккомпанемент. При
исполнении а капелла дети контролируют свой голос, внимание активизируется, развивается
чистота интонирования. При обучении народному пению поддерживаю голос ребенка своим,
пропеваем и повторяем сложные мелодические обороты.
Использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании
знакомого детям фольклорного репертуара.
При исполнении народной песни применяем с детьми хореографические движения, это
необходимо для развития у ребенка музыкально – ритмических способностей, вырабатывается
навык согласованных движений и музыки, укрепляется дыхание, чистота интонации, улучшается
дикция, качество хорового исполнения. При слиянии пения и хореографии у детей дошкольного
возраста развивается воображение, творческие способности. Дети очень любят при исполнении
народной песни выражать и показывать ее содержание музыкально-ритмическими движениями,
так же реализуется двигательная активность ребенка.
Включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную
деятельность .
Дети очень любят выступать на праздниках и развлечениях, в которых дети с удовольствием
исполняют народные песни, заклички, потешки, участвуют в фольклорных обрядах. Включаем
массовые хороводы с пением, игры, частушки, особый интерес проявляется у детей в
инсценировках шуточных песен. Детям нравиться исполнять песни сольно, они проявляют свои
творческие способности, это побуждает их к знакомству освоению музыкального фольклора. В
самостоятельной деятельности дети используют песенки, дразнилки, попевки в повседневной
жизни в группе и на прогулках. Вместе с воспитателями и родителями дети изготавливают
жаворонков к празднику «Встреча весны», кукол. В детском саду силами взрослых и детей создан
мини-музей «Русская изба», здесь проходят праздники и занятия, в организации предметно-
развивающей среды большую помощь оказали родители. На фольклорных праздниках
воспитатели и родители принимают активное участие вместе с детьми, исполняют частушки,
народные песни, участвуют в инсценировках небольших сказок, и обрядах. В празднике
«Посиделки» родители вместе с детьми исполняют припевки, поговорки, русские песни. На
«Масленицу» водят хороводы с песнями, участвуют в обрядах, играют в народные игры с детьми
(«Ручеек» ит.д.) угощаются блинами. В «Русской избе» устраиваем чаепитие, дети знакомятся с
русскими традициями, покачивают зыбку, поют колыбельные песенки. Знакомство с фольклором
проходит вне занятий, это раскрепощает детей и взрослых, позволяет добиваться хороших
успехов и развивает творческие способности.