Напоминание

Песенный фольклор - внедрение и использование в работе с детьми дошкольного возраста


Автор: Гапонова Ирина Болеславовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад" Бебелевский " МР "Ферзиковский район" Калужской области
Населённый пункт: д. Бебелево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Песенный фольклор - внедрение и использование в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Песенный фольклор – внедрение и использование в работе с детьми дошкольного возраста.

Песенный фольклор широко используем на музыкальных занятиях. Музыкальный репертуар

берем из основной программы, добавляем из методического пособия Т.А Будариной

«Знакомство детей с русским народным творчеством», «Русская народная песня для детей», Е И

Яковишиной, журналы «Музыкальный руководитель», а также используем записи фольклора

Калужской области.

Русская песня – это обилие гласных, ритмический рисунок, интересное содержание все это

необходимо в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того русская песня

обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус

ребенка, обогащают речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими

оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка ит.д.) Дети проявляют живой интерес к

содержанию, быстро запоминают текст. Подбираю материал по обучению пению детей –

народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Эти песни

чаще исполняются без сопровождения, формируют вкус, способствуют развитию слуха. Поэтому я

включаю в репертуар песни : «Во поле берёза стояла» р.н.п. в обр. Н. Римского-Корсакова; «На

горе-то калина» р. н. м. в обр. Ю. Чичкова; «Как пошли наши подружки» р. н. п. в обр.

И .Иорданского; «Ходила младешенька по борочку» р. н. п. в обр. Н. Римского- Корсакова; «Речка»

р. н. п. в обр П. Чайковского; «Со вьюном я хожу» Р. н. п. в обр. А. Гречанинова, дошкольники с

большим удовольствием поют песни: « А я по лугу», «Во кузнице», «Блины» и т.д. эти песни

хороши еще тем, что их можно инсценировать.

Работа с детьми по формированию певческих навыков. Для того чтобы развить певческие навыки

у детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить активную работу со специально

подобранным песенным репертуаром. Народные песни способствуют развитию льющего легкого

звука. Ритмический рисунок народных песен, небольшие по объему и равные по длине фразы

способствуют развитию певческих навыков. Необходимо знать возрастные особенности

голосового аппарата детей дошкольного возраста, использовать в работе по развитию певческих

способностей унисонное пение во время пения песен и попевок. При этом эффективно

формируется певческое дыхание, так как в напевных песнях используется много звуков большей

длительности. При исполнении напевных песен углубляется вдох и удлиняется выдох, это

активизирует диафрагму, ребенок учится постепенно расходовать воздух. Поэтому русские

народные песни и попевки напевного характера являются необходимым материалом для

развития певческих навыков у дошкольников. В работе с детьми при формирование певческих

способностей стараюсь разнообразить занятия и заинтересовать ребенка, для это использую

игры, хороводы, пляски, чтоб каждый ребенок мог проявить свои творческие способности и

заинтересованность не ослабла. Знакомство с песней начинаю с выразительного исполнения,

затем провожу беседу. Затем идет разучивание песни, использую пропевания мелодии, трудные

мелодические обороты пропеваем и повторяем насколько раз. Детям очень нравятся

фольклорные мелодии меленькие потешки , скороговорки, считалки. Во время разучивания

народных песен развиваю вокальные навыки - дыхание, дикция, выразительное исполнение.

Дети овладевают хоровым, сольным и ансамблевым пением. Для развития ритмического навыка

использую народные мелодии (попевка - Андрей воробей не гоняй голубей) ит.д. во время пения

дети ходят в такт хороводной песне, и выполняют различные музыкально-ритмические движения,

(хлопки в ладоши, приставные шаги и т.д.) которые помогают воспитанию чувству ритма. «Мама

била, била, била» использую различный ритм хлопков. Дети в народных песнях хорошо

запоминают интонационный символ и откладывают его в долговременную память, он всегда на

слуху у ребят, пример (считалки, дразнилки ит.д.). В занятии использую разучивание попевок,

считалок, потешок, так как попевочная формула проста и удобна для формирования правильного

дыхания, артикуляции, и чувства ритма (попевка - за высокими горами…). Для того чтобы

развивать звонкость и силу голоса, эмоциональность использую различные заклички

(жавороночек- дуда, прилети ты к нам сюда; дождик лей, лей, лей и т.д.) Очень важный момент в

народном пении это хорошая дикция. При формировании певческих навыков необходима яркая и

выразительная дикция, четкое произношение согласных и гласных, как в разговорной речи. Для

развития артикуляции, дикции также необходимо подбирать различные упражнения и распевки.

Необходимо использовать упражнения, которые будут убирать дефекты речи у детей, затем

нужно выравнивать гласные и согласные.

Не менее важно в работе по формированию певческих навыков, что бы дети научились

правильно дышать во время пения. Вдох должен быть одновременно через нос и рот, выдох

должен быть спокойный и медленной до конца музыкальной фразы. В пении у детей существуют

тенденции «перебирания» дыхания или «запирания», что не дает возможности хорошей подачи

звука. Музыкальная фраза должна быть плавной и неразорванной на маленькие кусочки.

Народная песня ( во поле береза стояла) учу детей петь на одном дыхании, в старшем

дошкольном возрасте учимся петь по фразам (по цепочке). Для формирования правильного

дыхания использую специальные упражнения.

В пении используем «мягкую атаку» звука, так как «твердая» вредит голосу и искажает

правильное звучание. При пении обращаю внимание детей, что петь нужно напевно, протяжно,

без выкриков. Певческие навыки вырабатываются во время распеваний, которые помогают

разогревать и подготавливать голосовой аппарат. На занятиях певческие навыки формируются от

простого к сложному. В фольклоре разучивание и исполнения песен происходит « на слух»,

удобные по диапазону. Чистоты интонации добиваюсь благодаря слушанью песен чисто

интонирующих детей, взрослых, исполнения песен сольно и ансамблем. Применяю

систематическое повторение выученных песен, поем (а капелла). Детей, которые нечисто

интонируют, сажаю с детьми, которые поют правильно, также ближе к инструменту, чтоб видели

правильное исполнение.

Исполнение песен с детьми без сопровождения.

Во время исполнения детьми народных песен без музыкального сопровождения формируются

певческие способности чистота интонации, протяжность и напевность, дети тренируют свой

внутренний слух, учатся слышать музыку как бы внутри себя. Дети перенимают мелодию с голоса,

она воспринимается ими гораздо легче, так как мелодию закрывает сложный аккомпанемент. При

исполнении а капелла дети контролируют свой голос, внимание активизируется, развивается

чистота интонирования. При обучении народному пению поддерживаю голос ребенка своим,

пропеваем и повторяем сложные мелодические обороты.

Использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании

знакомого детям фольклорного репертуара.

При исполнении народной песни применяем с детьми хореографические движения, это

необходимо для развития у ребенка музыкально – ритмических способностей, вырабатывается

навык согласованных движений и музыки, укрепляется дыхание, чистота интонации, улучшается

дикция, качество хорового исполнения. При слиянии пения и хореографии у детей дошкольного

возраста развивается воображение, творческие способности. Дети очень любят при исполнении

народной песни выражать и показывать ее содержание музыкально-ритмическими движениями,

так же реализуется двигательная активность ребенка.

Включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную

деятельность .

Дети очень любят выступать на праздниках и развлечениях, в которых дети с удовольствием

исполняют народные песни, заклички, потешки, участвуют в фольклорных обрядах. Включаем

массовые хороводы с пением, игры, частушки, особый интерес проявляется у детей в

инсценировках шуточных песен. Детям нравиться исполнять песни сольно, они проявляют свои

творческие способности, это побуждает их к знакомству освоению музыкального фольклора. В

самостоятельной деятельности дети используют песенки, дразнилки, попевки в повседневной

жизни в группе и на прогулках. Вместе с воспитателями и родителями дети изготавливают

жаворонков к празднику «Встреча весны», кукол. В детском саду силами взрослых и детей создан

мини-музей «Русская изба», здесь проходят праздники и занятия, в организации предметно-

развивающей среды большую помощь оказали родители. На фольклорных праздниках

воспитатели и родители принимают активное участие вместе с детьми, исполняют частушки,

народные песни, участвуют в инсценировках небольших сказок, и обрядах. В празднике

«Посиделки» родители вместе с детьми исполняют припевки, поговорки, русские песни. На

«Масленицу» водят хороводы с песнями, участвуют в обрядах, играют в народные игры с детьми

(«Ручеек» ит.д.) угощаются блинами. В «Русской избе» устраиваем чаепитие, дети знакомятся с

русскими традициями, покачивают зыбку, поют колыбельные песенки. Знакомство с фольклором

проходит вне занятий, это раскрепощает детей и взрослых, позволяет добиваться хороших

успехов и развивает творческие способности.



В раздел образования