Автор: Беляк Юлия Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском»
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Этапы подготовки начинающих танцоров к соревновательной деятельности
Раздел: дополнительное образование
Этапы подготовки начинающих танцоров к соревновательной деятельности
Беляк Юлия Сергеевна
педагог дополнительного образования
объединение «Спортивные бальные танцы «Корона Данс»
ЦТ «На Вадковском», Москва
Подготовка начинающих танцоров происходит на базе ГБУ ДО ЦТ «На
Вадковском» г. Москвы. В детском объединении «Спортивные-бальные танцы «Крона
Данс» занятия проводит педагог высшей категории, Мастер Спорта России, Чемпионка
Европы и действующий судья ФТСАРР. В объединении занимаются 36 воспитанников в
возрасте от 6 лет, из разных социальных групп, имеющих разные физические возможности
для занятия танцем. Некоторые из них имеют первый спортивный разряд и являются
многократными призёрами и финалистами открытых Всероссийских турниров ФТСАРР.
С
2007 года обучение в детском объединении осуществляется в соответствии с
образовательной программой «Спортивный бальный танец», а также в соответствии с
правилами и положениями ФТСАРР.
Спортивные
бальные
танцы
привлекательны
сегодня
для
детей
и
число
спортсменов, посвятивших себя танцам, увеличивается ежегодно. Одним из важнейших
этапов методики преподавание спортивных бальных танцев является техническая
подготовка
юных
танцоров.
Подготовка
спортсменов-танцоров
требует
развития
эстетических и этических качеств личности, гармонии психики, высокого технического
мастерства, всестороннего функционального и физического развития.
В настоящее время чтобы создать равноценную конкуренцию, в танцевальном
спорте введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система
возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам. По уровню
подготовки танцоры распределяются по классам. Для выхода на первое соревнование им
присваивается «Н» - класс, который они впоследствии могут сменить на более высокий,
заняв на соревнованиях определенные места и заработав определенные баллы. «H» -
класс – стартовый класс массового спорта, в котором исполняются от 2 до 6 танцев:
медленный вальс, венский вальс, квикстеп, самба, ча-ча-ча, джайв. Набор элементов
ограничен самыми основными движениями.
Процесс формирования готовности к участию в соревнованиях не достигнет своей
цели, если ограничиться простым изучением танцевальных фигур. Важно иметь гибкий
подход к построению вариаций по каждому танцу, возможности подбора танцевальной
лексики в соответствии с уровнем сложности изучаемого материала, а не только
ограничиваться изучением танцевальных фигур. При составлении конкурсных схем по
классам «Н-2», «Н-3», «Н-4», «Н-5», «Н-6» и для их более легкого усвоения начинающими
спортсменами подбирается оптимальный вариант использования танцевальных фигур.
Также на первом этапе обучения среди основных задач решаются следующие:
развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага,
устойчивости и координации),
изучение танцевальных элементов;
развитие ритмичности, музыкальности, артистичности; воспитание трудолюбия,
терпения, навыков общения в коллективе.
Одним из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование
минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает
возможность
качественного
его
усвоения,
что
в
дальнейшем
является
прочным
фундаментом
знаний.
Разнообразие
сочетаний
танцевальных
движений
создает
впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
На первом этапе обучения дети знакомятся со следующими понятиями:
позиции ног;
позиции рук;
позиции в паре;
позиции европейских танцев «Медленный вальс» («Н»-2);
позиции латиноамериканских танцев «Ча-ча-ча», «Самба» («Н»-3-4);
линия танца;
направления движения.
Второй этап обучения спортивным бальным танцам предполагает работу с детьми
младшего
школьного
возраста.
Учащиеся
уже
владеют
определенным
запасом
танцевальной техники, первоначальной координацией движений, развито их внимание к
восприятию нового материала и т.д. На этом этапе ставятся следующие задачи:
научить слушать музыку и понимать команды,
разнообразить набор привычных движений, еще более развить чувства ритма,
музыкальность, пластику, координацию, память, внимание, заинтересовать.
В ходе занятий решаются воспитательные задачи поведения в паре.
В программу обучения по классу «Н-5» добавляется танец «Джайв». Изучаются более
сложные фигуры в танцах «Ча-ча-ча», «Самба», «Медленный вальс», «Квикстеп». Идет
отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы
стопы.
Учитывая эти сложности, необходимо всячески поддерживать интерес детей к танцу,
например, продолжать изучать танцы-игры или же, напротив, делать акцент на изучении
танцевальных новинок, которые привлекают внимание детей среднего возраста, вводить в
уроки соревновательный момент, как можно активней включать в занятия элементы новой
танцевальной техники.
На третьем этапе обучения осваиваются танцы класса «Н-6» с более сложной
координацией, и ведением в паре: «Медленный вальс», «Венский вальс», «Квикстеп»,
«Самба», «Ча-ча-ча», «Джайв». Кроме того, улучшаются позиции в паре, развивается
память
логическая
и
мышечная,
отрабатывается
техника
движений,
достигается
музыкальность и ритмичность.
В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность
подачи информации о движении. Танец начинается «от пола», и следует показать и
объяснить в последовательности:
куда наступаем (как переносим вес);
как ставим ногу (как работает стопа);
что делает колено;
как работают бедра;
что делает корпус;
как танцуют руки;
куда направлен взгляд (что делает голова).
Успешное усвоение всех позиций классов «Н-2», «Н-3», «Н-4», «Н-5», «Н-6» должно
сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог,
свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к
делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости,
интереса и веселья, побуждает их к творчеству.
На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который
позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
Обучаясь на любом из трех этапов, дети должны понять, что любой танец есть
эмоциональное пластическое выражение музыки. В противном случае он становится лишь
физическим упражнением под музыку.
Важно чтобы обучение танцевальным движениям происходило путем практического
показа и словесных объяснений. Излишнее и подробное устное объяснение приводит к
потере внимания обучающихся. В то же время нельзя ограничиваться только практическим
показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.
Большое внимание на занятиях должно уделяться правилам подачи учебного
материала и построению урока. При изучении нового и повторении пройденного
материала необходимо как можно чаще менять построение детей в зале. Кроме того, при
перестроении создается оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная
разрядка.
Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывался не сразу, а
постепенно, так как процесс усвоения материала по программе классов «Н-2», «Н-3», «Н-
4», «Н-5», «Н-6» предполагает поэтапность, с учетом возрастных особенностей.
Залогом успешного формирования любого двигательного навыка, особенно
танцевального, в сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением
движений по принципу – мысль опережает движение. Целесообразно постоянно
напоминать детям: думай, что делаешь и как делаешь.
Для запоминания движений можно использовать короткие образные подсказки типа
детских считалок. Это звучит так: «топнуть, шлепнуть, топнуть, хлопнуть».
Даже самый несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений, и
танцующий должен мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер
шага, темпо-ритм, скорость,
меняя сами движения в другом рисунке, ракурсе,
ориентируясь в пространстве зала.
Все новые элементы, которые усложняют уже заученное движение, развивают
ловкость и умение переключаться с одного движения на другое. Это учит детей ощущать
свои движения в соответствии с темпо-ритмом музыки.
После каждого этапа, обучающиеся получают достаточно знаний, умений и
навыков, у них развивается интерес к творческой деятельности, развиваются умения
анализировать результаты своей деятельности, что помогает в дальнейшей подготовке к
выступлениям на соревнованиях.
Завершающим этапом подготовки танцоров становится участие в соревновательной
деятельности, где спортсмены могут получить возможность сравнить полученные
результаты с результатами других участников.
Полученные оценки на соревновании позволяют проанализировать и сделать вывод об
уровне собственной подготовки с точки зрения техники исполнения танцев.
Данный
опыт
позволяет
реализовать
многие
задачи
совершенствования
танцевального мастерства воспитанников. Благодаря своим возрастным особенностям,
спортсмены усваивают более сложные танцевальные схемы и быстрее переходят из одного
танцевального класса в другой.
Литература:
1.
Шутиков Ю.Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым
классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. – СПб.,
ООО Синус Пи, 2006.
2.
Современный спортивный бальный танец: исторический опыт,
современные проблемы, перспективы развития: II Межвузовская
научно-практическаяконференция,28февраля2015г.-
СПб.:СПбГУП,2014.- 92с.
3.
Танец в диалоге культур и традиций : VII Межвузовская научно-
практическая конференция, 24 февраля 2017 г. — СПб. : СПбГУП, 2017.
— 110