Автор: Комнюкова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1310
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект интегрированной ООД по развитию речи в средней группе
Тема: "Чтение стихотворений об осени и коллективная аппликация "Осень"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №1310 Дошкольное отделение №2
г. Москва ул. Перовская д.42Б
Конспект интегрированной организационной образовательной
деятельности
по развитию речи и аппликации в средней группе №6
«Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
(отрывок из «Евгения Онегина»)
Подготовила и провела
воспитатель:
Комнюкова С.В.
Москва
Октябрь 2022г.
Области: «Познавательная», «Речевая», «Художественно-эстетическая».
Цель: Учить детей понимать и различать времена года, природные явления,
научить видеть красоту окружающей природы через эстетическое восприятие
художественного слова, учить приемам обрывной аппликации.
Задачи: совершенствовать знания о смене времен года, учить запоминать приметы
осени, обогащать и активизировать словарный запас; развивать образное мышление,
память, наблюдательность, мелкую моторику кистей рук, воспитывать чувство
прекрасного, желание отразить красоту окружающей мира на листе бумаги.
Предварительная работа: прослушивание «Времена года» Чайковский, Вивальди,
Чтение стихотворений об осени И. Бунина «Листопад», А. Плещеева «Осенью», беседы,
рассматривание картин, экскурсии по территории детского сада.
Ход ООД: (дети сидят произвольно на ковре)
-Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в осенний лес. Представьте себе, как
красиво в лесу ранней осенью. Листья еще не совсем раскрашены в разные цвета, небо
голубое, грибы под деревьями и на полянках, веет легкий ветерок, солнце светит, может и
не так ярко и жарче, как летом. С полей пахнет свежевспаханной землей. Птицы
собираются в стаи, учат своих подросших птенцов летать, скоро им на юг улетать.
Один замечательный русский поэт А.Фет написал такие строчки:
«Есть в осени первоначальной,
Короткая, но дивная пора,
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»
Эта прекрасная пора называется сентябрь-первый месяц осени.
Но вот тучи все чаще и чаще заслоняют солнце и заволакивают небосвод, чаще идет
дождь, заметно похолодало, люди стали одевать теплые куртки и плащи. Вот хорошо
отозвался об этом А. Плещеев:
«Осень наступила
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты
Вянет и желтеет
Травка на лугах
Только зеленеет
Озимь на полях
Туча небо кроет
Солнце не блестит
Ветер в поле воет
Дождик моросит
Зашумели воды
Быстрого ручья
Птички улетели
В теплые края».
-О каком времени года говорится в этих стихах? (Осень)
Природа ликует и немного грустит о прошедшем лете. Вокруг все словно застыло в
ожидании зимы, которая вот-вот придет и усыпит природу до весны.
Словесная игра: «Подбери действие»
-Листья осенью что делают? (Желтеют, опадают, летают и т.д.)
-Давайте покажем, как листья могут кружиться и летать, а затем тихо ложиться на землю
(дети встают и медленно кружатся, размахивая руками и потихоньку присаживаются на
ковер, на свои места под музыку Чайковского)
-Дождь осенью стучит, идет, моросит (дети стучат пальчиками по полу)
-Как птицы улетают в теплые края (дети имитируют полет птиц, машут руками и плавно
передвигаются по комнате)
-Как ветер качает деревья (дети качаются с поднятыми руками)
Ребята, помните, вы раскрашивали фигурки лесных жителей: медведя, лисы и других
животных? Вот сегодня мы их отправим в лес. Сделаем коллективную работу по
аппликации «Осенний лес». А для начала я прочитаю еще одно стихотворение А.С.
Пушкина. Внимательно послушайте его:
«Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась
Ложился на поля туман
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора»
-Понравилось вам стихотворение? Очень красивая пора-осень. Какие изумительные слова
нашел поэт, чтобы выразить красоту увядающей природы. Ребята, слова «лесов
таинственная сень с печальным шумом обнажалась…» означает что с листья облетали с
деревьев, обнажая стволы и ветки.
-Теперь я покажу как мы будем на этом листе бумаги располагать наших животных и
разноцветные листья, которые еще на деревьях и некоторые уже слетели на землю.
На столах у вас лежат полоски разноцветной бумаги: надо взять полоску и отрывать от
нее небольшие кусочки и приклеивать их на полотно. Вот так (показ). Все понятно?
Приступаем к работе. (воспитатель вывешивает полотно, на котором уже приклеены леса,
поля, река, на мольберт, ребята рассматривают его и начинают работу.
Рефлексия:
-Вот ребята, мы с вами побывали в осеннем лесу, увидели много красоты, послушали
стихи об осени, немного поиграли, сделали коллективную работу и вернулись в свой
детский сад. Что вам больше всего понравилось? Выслушивает ответы.
-А теперь я хочу поблагодарить вас за замечательную работу, за ваше терпение и
старание. Молодцы!