Автор: Мальцева Татьяна Валентиновна
Должность: Педагог
Учебное заведение: МБУДО "ДДТ" г.Анива
Населённый пункт: Сахалинская область, г.Анива
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: В стране звуков
Раздел: дополнительное образование
Тема занятия:
«В гостях у звуковят»
Мальцева Татьяна Валентиновна,
педагог дополнительного образования
Объединение «Дошкольник»
Возраст детей: 6 лет
Цель:
Продолжать формировать умение соотносить звук и букву.
Задачи:
1. Закреплять умение составлять и читать короткие слова определённых букв; различать
гласные и согласные; определять место звука в слове; составлять предложения по картине.
2. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Развивать внимание, мелкую моторику рук, правильную, грамотную речь.
3. Воспитывать интерес к слову, культуру речи, усидчивость.
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Оборудование и материально-техническое оснащение:
компьютер, экран, проектор,
магнитофон.
Учебно-методические пособия: презентация по теме занятия, магнитная доска, сюжетная
картина, набор букв, магниты, тетради в линейку, простые карандаши, розовые и синие
обручи, мяч, мешочек с объемными буквами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Слайд №1 Здравствуйте, ребята! Послушайте сказочную историю: Жили-были себе в
одном замке «дедушки», «бабушки» - предложения, «мамы» и «папы» - слова и их
«детки» - звуки. Жили они дружно, весело и счастливо. Но вот однажды гласные звуки
поссорились с согласными. Каждый из них решил, что он самый главный и может делать,
что угодно. Они бесчинствовали, скакали, бегали с места на место и выталкивали своих
«соседей» и, в конце концов, разбежались в разные стороны, заблудились и не могут
найти дорогу в свои слова и предложения. В замке начался беспорядок. Никто ничего не
может рассказать, услышать и понять. И сегодня мы отправимся в интересное, но сложное
путешествие, полное приключений и неожиданностей, чтобы помочь звукам найти свой
дом. Вы согласны? Тогда в путь! Так как замок необычный, то и в путешествие мы
отправимся необычным образом: с помощью фантазии. А что такое фантазия? – ответы
детей (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, выдумываем то, чего нет
на самом деле).
2. Основная часть.
Итак, отправляемся. А полетим мы с вами на воздушном шаре. Слайд №2. Вот он какой,
посмотрите на экран. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на
воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его
окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха.
Открываем глаза и повторяем за мной:
У-У-У- я лечу.
О-О-О- далеко.
Ши-Ши-Ши- выше крыши.
Шо-Шо-Шо- хорошо.
Педагог: Вот мы и прибыли. Слайд №3. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. А на
воротах – замок. Давайте его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок».
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней,
не расцепляя пальцы).
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя,
попеременно меняя их).
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок
полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
Слайд №4 Замок мы открыли, молодцы!.
2. Повторение пройденного материала.
На магнитной доске буквы А, О, У, Ы, Э. Дети все хором читают буквы.
Педагог: Ребята, что мы слышим и произносим? (Звуки) А что мы видим и пишем?
(Буквы)
А кто скажет, чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки поются,
произносятся с помощью голоса, их можно тянуть. Звук не встречает преград.)
Педагог: А какие преграды на своем пути встречает согласный звук? (Язык, зубы и
губы).
Игра «Гласные – согласные»
Педагог: Ребята, я буду называть слова. Если первый звук в слове гласный – вы
хлопаете в ладоши, если согласный – топаете ногами.
Арбуз, бритва, облако, крыша, игра, мама, ухо, глаза.
Педагог: Молодцы, справились!
На столе у каждого ребенка лежат карточки с буквами Л, У, Ж, К. На доске картины с
изображением жука и лука.
Педагог: Из предложенных букв составьте слово ЖУК. (Группа выполняет задание на
местах. Один ребенок у доски).
Что нужно сделать, чтобы ЖУК превратился в слово ЛУК. (Поменять Ж на Л)
Педагог: Правильно. Замените. Сколько звуков в слове ЖУК?
Назовите первый звук. Какой это звук – гласный или согласный?
Твердый или мягкий? Назовите второй звук. Какой это звук –
гласный или согласный? Назовите последний звук. Звук К
гласный или согласный? Твердый или мягкий? А есть ли пара у
этого звука? Какой звук является парным для звука К? Сколько
всего звуков в слове ЛУК? Сколько гласных звуков? Если в слове один гласный звук, то
сколько частей в этом слове? (Одна) Давайте проверим. (Дети прохлопывают).
Назовите слова, которые состоят из двух частей. А теперь из трех частей. (Дети
называют и проверяют хлопками). Молодцы, я вижу, что вы поняли как слова делятся на
части.
Ребята, подумайте и ответьте как называются несколько слов, связанных между собой
по смыслу? (Предложение).
А теперь внимательно послушайте и скажите, где предложение, а где просто набор
слов ?
Купить, папа, елка. Нарядить, елка, мы, красивая. (Это набор слов)
Педагог: А если я скажу так: Папа купил елку. Мы нарядили красивую елку. (Это
предложения. В них есть смысл).
На доске сюжетная картина из сказки «Маша и медведь».
Педагог: По мотивам какой сказки эта картина? (Маша и медведь) Кто изображен на
этой картине? (Медведь) Что несет медведь? (Корзину) Кто сидит в корзине? (Маша) Где
идет медведь? (По мостику) Кого вы еще видите на картине? (Лягушку и муравья) Что
делает лягушка? (Сидит рядом с муравейником) Что делает муравей? (Ползет по травке)
Дети самостоятельно составляют предложения по картине.
3.Физкультминутка
Игра «Живые буквы» (в рекреации)
В руках у каждого ребенка карточка с гласной или согласной буквой. На полу
разложены синие и красные обручи. Под музыкальное сопровождение «буквы» бегают
между обручами. По сигналу «Буквы, домой» гласные встают в красные обручи, а
согласные – в синие.
Работа в тетрадях.
Педагог: Ребята мы с вами составляли предложения. Какими бывают предложения?
(Короткими и длинными) Что стоит в конце предложения? (Знак препинания) Превратите
короткое предложение в длинное.
Идет снег. (Идет пушистый снег). Светит солнце. (Летом светит яркое солнце)
Педагог: Давайте вместе составим схему последнего предложения. (Дети в тетради
выстраивают схему предложения)
Молодцы, все справились с заданием.
Педагог: Буквы очень любят играть. Особенно им нравится игра «Прятки». (Дети по
очереди наощупь находят и определяют букву, спрятанную в мешочке.)
Отлично! Все буквы определили правильно.
Игра «Звук потерялся»
Педагог: Ребята, звуки просят найти в стихах своих потерявшихся друзей. Поможем
им?
Педагог читает стихи, а дети подбирают слова, которые походят по смыслу и говоря какой
звук потерялся в каждом слове.
« Землю роет старый к…от (крот),
Под землёю он живёт.»
Уточняю с детьми, что потерялся звук «Р».
«В зоопарке живёт с…он (слон)
Словно дом, огромный он.»
Уточнить с детьми, что потерялся звук «Л».
4. Заключительная часть
Педагог:
Дорогие мои дошколята, с вашей помощью гласные и согласные звуки
помирились и каждый из них нашел дорогу домой. И нам пора в обратный путь.
5.Рефлексия Слайд №5
Педагог: Наше путешествие близится к завершению. Закрываем глаза и представляем, что
мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим
журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Вспомните, что вы делали
в замке звуковят, какую помощь им оказывали, в какие игры играли. Вот мы и дома. Вы
хотели бы еще раз совершить такое путешествие. О чем вы расскажете своим родителям?
(Ответы детей)