Напоминание

«Художественный труд как средство развития творческого потенциала дошкольников»


Автор: Салиева Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБДОУ Кутеремский д/с "Василёк" МБДОУ Кельтеевский д/с
Населённый пункт: д. Большой Кельтей
Наименование материала: Доклад
Тема: «Художественный труд как средство развития творческого потенциала дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Филиал МБДОУ Кутеремский детский сад «Василек» МР Калтасинский

район РБ Кельтеевский детский сад

Доклад

на тему

«Художественный труд как средство развития

творческого потенциала дошкольников»

Подготовила: Салиева Н.С.

2022 год

Художественный труд — как средство развития

творческого потенциала дошкольников

.

Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в

окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые

служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые

становятся ненужными. Их называют бросовым материалом, от чего мы

взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное

ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать

увидеть в них что-то необычное. Наблюдая за игрой детей видно, какое

значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки

ткани, пуговицы и т. д.). Иногда кажется, что, это ненужные вещи – хлам,

мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» -

бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы,

фантик – тропическая бабочка. Именно это наталкивает нас более

углубленно заняться данной темой.

Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому

наших детей.

По результатам педагогической диагностики и в процессе общения с

детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни

мы выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Для

того чтобы шире и глубже познать и изучить мир дизайна, приобщить

ребенка к миру искусства.

Имея художественные и творческие способности, мы почувствовали

потребность и желание глубже ознакомиться с данной темой, ответить себе

на вопрос: «Нужны ли эти знания детям и взрослым?», и выявить родителей

– единомышленников. С этой целью мы провели анкетирование среди

родителей. Проанализировав анкеты, мы увидели их заинтересованность

данным вопросом, но отсутствие каких- либо глубоких знаний и умений в

этой области. Чтобы пополнить знания родителей о художественном труде,

мы провели ряд консультаций: «Что такое художественный

труд?», «Роль художественного труда в жизни детей», и др.

После нашего общения родители проявили искренний интерес к вопросу

детского творчества и желание заниматься художественной деятельностью

вместе с детьми

Первые шаги в искусство художественного труда настолько просты, что

не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для

себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с

легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме

того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании

гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь

и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее

значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и

приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

Задачи:

• формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными

материалами для творчества и возможность переноса сформированных

навыков и умений работы с одним материалом на другой

• создавать условия для экспериментирования с

различными художественными материалами, инструментами

• направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений,

переживаний, чувств в художественной форме; проявлять инициативу;

поддерживать личностное творческое начало

• развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для

придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и

выразительности

• развивать фантазию, воображение и индивидуальность в работе

• развивать мелкую моторику рук, глазомер

• воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение

Условия успешной организации творческой деятельности:

• насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для

детского художественного творчества предметно - развивающая среда

• свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с

ними

• создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в

процессе совместной педагогической деятельности с детьми

• использование созданных детьми продуктов художественного

творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов

спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея

детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг

• непосредственное вовлечение родителей в

процесс творческой деятельности с детьми

• провоцировать родителей на оценивание результатов художественного

творчества детей

Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную

деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует

определенный результат. Ребенок знакомится с

разными художественными приемами и поделочными материалами, с

доступными способами изготовления и украшения своих изделий:

скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием,

прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением,

склеиванием, плетением и др.

В саду есть уголок красоты (поделки, выполненные детьми

самостоятельно или совместно с воспитателями, или родителями, постоянно

действующая выставка детских работ, уголки творчества, репродукции

картин, книги об искусстве. Знакомим детей с различными видами

деятельности, их характеристиками историей.

Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по

приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую

подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей,

способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

В нашей группе родители принимают участие в проектах, конкурсах,

выставках и праздниках. Родители воспитанников очень помогают нам в

овладении новых технологий. Они сами заинтересованы этим и в свободное

время приходят в группу, и помогают нам. Без помощи родителей мы не

достигли бы результатов.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество

открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает

ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит

субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для

ребенка его первостепенность.

Полученный результат – первая и очень важная ступенька

детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное

образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю

интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался

всесторонне. Занятия художественным трудом призваны воздействовать на

ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А

также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет

состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Эта тема

актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы в детском саду с детьми

– чувствовать, познавать, творить!

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество

открытий, добивается личных достижений.

Советы педагога:

• поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия

(развитие собственного "я”)

• не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему

• уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой

бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением

• творить и играть вместе с детьми, рядом, иногда меняться ролями

• не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять

логику творческого воображения ребенка

• вносить разнообразие в занятия, используя свои методические

разработки, рекомендации

• создавать ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую

ребенка к творчеству

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения.

В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность

каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник

исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе

продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному

формированию у детей творческого мышления.



В раздел образования