Автор: Салиева Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБДОУ Кутеремский д/с "Василёк" МБДОУ Кельтеевский д/с
Населённый пункт: д. Большой Кельтей
Наименование материала: Доклад
Тема: «Художественный труд как средство развития творческого потенциала дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Филиал МБДОУ Кутеремский детский сад «Василек» МР Калтасинский
район РБ Кельтеевский детский сад
Доклад
на тему
«Художественный труд как средство развития
творческого потенциала дошкольников»
Подготовила: Салиева Н.С.
2022 год
Художественный труд — как средство развития
творческого потенциала дошкольников
.
Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в
окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.
Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые
служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые
становятся ненужными. Их называют бросовым материалом, от чего мы
взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное
ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать
увидеть в них что-то необычное. Наблюдая за игрой детей видно, какое
значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки
ткани, пуговицы и т. д.). Иногда кажется, что, это ненужные вещи – хлам,
мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» -
бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы,
фантик – тропическая бабочка. Именно это наталкивает нас более
углубленно заняться данной темой.
Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому
наших детей.
По результатам педагогической диагностики и в процессе общения с
детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни
мы выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Для
того чтобы шире и глубже познать и изучить мир дизайна, приобщить
ребенка к миру искусства.
Имея художественные и творческие способности, мы почувствовали
потребность и желание глубже ознакомиться с данной темой, ответить себе
на вопрос: «Нужны ли эти знания детям и взрослым?», и выявить родителей
– единомышленников. С этой целью мы провели анкетирование среди
родителей. Проанализировав анкеты, мы увидели их заинтересованность
данным вопросом, но отсутствие каких- либо глубоких знаний и умений в
этой области. Чтобы пополнить знания родителей о художественном труде,
мы провели ряд консультаций: «Что такое художественный
труд?», «Роль художественного труда в жизни детей», и др.
После нашего общения родители проявили искренний интерес к вопросу
детского творчества и желание заниматься художественной деятельностью
вместе с детьми
Первые шаги в искусство художественного труда настолько просты, что
не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для
себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с
легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме
того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании
гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь
и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее
значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и
приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.
Задачи:
• формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными
материалами для творчества и возможность переноса сформированных
навыков и умений работы с одним материалом на другой
• создавать условия для экспериментирования с
различными художественными материалами, инструментами
• направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений,
переживаний, чувств в художественной форме; проявлять инициативу;
поддерживать личностное творческое начало
• развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для
придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и
выразительности
• развивать фантазию, воображение и индивидуальность в работе
• развивать мелкую моторику рук, глазомер
• воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение
Условия успешной организации творческой деятельности:
• насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для
детского художественного творчества предметно - развивающая среда
• свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с
ними
• создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в
процессе совместной педагогической деятельности с детьми
• использование созданных детьми продуктов художественного
творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов
спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея
детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг
• непосредственное вовлечение родителей в
процесс творческой деятельности с детьми
• провоцировать родителей на оценивание результатов художественного
творчества детей
Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную
деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует
определенный результат. Ребенок знакомится с
разными художественными приемами и поделочными материалами, с
доступными способами изготовления и украшения своих изделий:
скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием,
прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением,
склеиванием, плетением и др.
В саду есть уголок красоты (поделки, выполненные детьми
самостоятельно или совместно с воспитателями, или родителями, постоянно
действующая выставка детских работ, уголки творчества, репродукции
картин, книги об искусстве. Знакомим детей с различными видами
деятельности, их характеристиками историей.
Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по
приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую
подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей,
способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.
В нашей группе родители принимают участие в проектах, конкурсах,
выставках и праздниках. Родители воспитанников очень помогают нам в
овладении новых технологий. Они сами заинтересованы этим и в свободное
время приходят в группу, и помогают нам. Без помощи родителей мы не
достигли бы результатов.
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество
открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает
ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит
субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для
ребенка его первостепенность.
Полученный результат – первая и очень важная ступенька
детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное
образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю
интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался
всесторонне. Занятия художественным трудом призваны воздействовать на
ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А
также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет
состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Эта тема
актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы в детском саду с детьми
– чувствовать, познавать, творить!
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество
открытий, добивается личных достижений.
Советы педагога:
• поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия
(развитие собственного "я”)
• не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему
• уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой
бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением
• творить и играть вместе с детьми, рядом, иногда меняться ролями
• не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять
логику творческого воображения ребенка
• вносить разнообразие в занятия, используя свои методические
разработки, рекомендации
• создавать ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую
ребенка к творчеству
У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения.
В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность
каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник
исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе
продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному
формированию у детей творческого мышления.