Напоминание

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»


Автор: Журба Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Севастополя "Детский сад №111".
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Методическая разработка. Мастер-класс для педагогов.
Тема: Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема:

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у

детей дошкольного возраста» (Слайд№1)

Цель мастер-класса:

повышение профессионального мастерства и обмен

опытом с педагогами по использованию нетрадиционной техники рисования

пластилином в практической деятельности. (Слайд №2)

Задачи мастер класса:

(

Слайд №3)

• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;

• познакомить с видами пластилинографии;

• обучение участников мастер-класса технике «пластилинография»;

• развивать интерес к нетрадиционному способу рисования и способствовать

широкому применению в своей работе.

Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается

в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему изображений

на

горизонтальной

поверхности.

Понятие «пластилинография» имеет

два

смысловых корня: «графия» - значит создавать, изображать, а «пластилин» -

материал, используемый в работе.

(

Слайд №4)

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития

и обучения детей, так как способствуют: (Слайд №5)

- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,

- развитию воображения, творческих способностей;

- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной

координации детей;

- развитию самостоятельности, произвольности поведения.

Эти занятия помогают реализовывать впечатления, знания, эмоциональное

состояние в творчестве. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до

конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка укрепляется сила рук, движения

обеих рук становятся более согласованными, ребенок подготавливает руку к

письму. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Методы,

используемые

в

работе

при

знакомстве

с

техникой пластилинографии: (Слайд №6)

• наглядность (показываем детям образцы готовых картин и схемы поэтапного

выполнения поделки);

• словесные методы работы (рассказ, беседа, объяснение порядка выполнения

приема пластилинографии);

• практические методы (дети отрабатывают приемы различных техник,

экспериментируют с сочетанием приемов и техник, придумывают различные

игровые действия с готовыми поделками).

В ДОУ овладение пластилинографией предполагает использование тех же

приемов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционной технике

лепки на занятиях с детьми:

раскатывание «колбасок» -

кусочек пластилина раскатывается

между

ладонями;

скатывание «шариков» - бесформенный кусочек пластилина формируется в

шарик круговыми движениями ладоней;

отщипывание - от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;

прищипывание - кусочки соединяются в один элемент;

оттягивание – кончиками пальцев пластилиновой детали придается

заостренная форма;

сплющивание в «блинчики» - пластилиновой детали придается форма

лепешки.

А также, дошкольники знакомятся с новыми приемами, используемыми

именно в технике пластилинографии: (Слайд №7)

размазыванием – пластилин размазывается по готовой поверхности

кончиками пальцев;

примазыванием и придавливанием - соединением деталей для получения

цельного сюжета;

налепливанием – нанесением элементов из пластилина на шаблон;

заглаживанием – приемом, когда пластилин заглаживается смоченными в

воде пальцами по поверхности для подготовки основы;

смешиванием разноцветных брусков пластилина для получения новых

оттенков.

– в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок

одного цвета, а в средней и старших группах учатся аккуратно налепливать

кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.

Освоение детьми приемов работы с пластилином для изготовления поделок в

традиционной и нетрадиционной техниках ведется параллельно.

Виды пластилинографии, используемые в ДОУ:

прямая пластилинография -картина

оформляется

на

горизонтальной

поверхности

(дети

скатывают

детали

из пластилина

в

форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку

может быть заранее нанесен контур рисунка). Занятия можно начинать проводить

уже со второго семестра первой младшей группы. (Слайд №9)

обратная пластилинография или витражная (пластилиновые детали дети

выкладывают на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по

нанесенным заранее контурам). Занятия проводятся со старшими детьми с 5-7 лет.

(Слайд №12)

контурная-

картина

выкладывается

жгутиками

(тонкими «колбасками»)

разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по

границам

изображения-

так

ему

придается

объем,

затем

жгутиками

выкладываются внутренние элементы картины, занятия проводят во втором

семестре второй младшей группы или в средней группе в зависимости от уровня

подготовки детей; (Слайд №14)

мозаичная техника- выкладывание картины шариками из пластилина разного

размера, занятия уже проводятся с детьми второй младшей, средней групп;

(Слайд №16)

многослойная лепка- изображение получается последовательным нанесением

слоев пластилина (из «лепешек» разного цвета делаем «слоеный пирог» от темных

оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску»,

разрезаем на детали, занятия проводятся с детьми старших групп; (Слайд №19)

модульная

лепка-

элементы

выполняются

в

разных

видах

техники

(«шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и прочее, а затем эти

модули собираются в единую композицию;

фактурная

техника-создание пластилиновых картин

разной

степени

выпуклости (барельеф-изображение выделяется на фоне менее чем наполовину,

горельеф- образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф-

рисунок углубляется в фон, занятия организуются с детьми подготовительной

группы.

рельефная лепка- создание пластилиновых картин путем нанесения рисунка

стекой или наложения формы на основу, такие занятия проводятся с детьми

старшего дошкольного возраста.

Что же лучше использовать в работе?

•пластилин используем ярких оттенков, поддающийся лепке, нежирный;

•для

основы

-

картон,

прозрачный

пластик

или

оргстекло

(витражная пластилинография);

•графические трафареты, контурные шаблоны, обычные раскраски;

•дощечки для лепки, стеки, скалочки для раскатывания пластов пластилина,

шприц без иглы;

•бросовый материал для декорирования поделок.

Доказано, пластилинография снижает внутреннее напряжение, помогает

расслабиться и избавиться от излишнего мышечного тонуса. Нестандартная

техника

рисования

намного

эффективнее

развивает

детское

воображение,

художественный вкус и пространственное мышление.



В раздел образования