Автор: Журба Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Севастополя "Детский сад №111".
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Методическая разработка. Мастер-класс для педагогов.
Тема: Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Тема:
Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у
детей дошкольного возраста» (Слайд№1)
Цель мастер-класса:
повышение профессионального мастерства и обмен
опытом с педагогами по использованию нетрадиционной техники рисования
пластилином в практической деятельности. (Слайд №2)
Задачи мастер класса:
(
Слайд №3)
• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;
• познакомить с видами пластилинографии;
• обучение участников мастер-класса технике «пластилинография»;
• развивать интерес к нетрадиционному способу рисования и способствовать
широкому применению в своей работе.
Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается
в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему изображений
на
горизонтальной
поверхности.
Понятие «пластилинография» имеет
два
смысловых корня: «графия» - значит создавать, изображать, а «пластилин» -
материал, используемый в работе.
(
Слайд №4)
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития
и обучения детей, так как способствуют: (Слайд №5)
- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,
- развитию воображения, творческих способностей;
- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной
координации детей;
- развитию самостоятельности, произвольности поведения.
Эти занятия помогают реализовывать впечатления, знания, эмоциональное
состояние в творчестве. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до
конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка укрепляется сила рук, движения
обеих рук становятся более согласованными, ребенок подготавливает руку к
письму. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Методы,
используемые
в
работе
при
знакомстве
с
техникой пластилинографии: (Слайд №6)
• наглядность (показываем детям образцы готовых картин и схемы поэтапного
выполнения поделки);
• словесные методы работы (рассказ, беседа, объяснение порядка выполнения
приема пластилинографии);
• практические методы (дети отрабатывают приемы различных техник,
экспериментируют с сочетанием приемов и техник, придумывают различные
игровые действия с готовыми поделками).
В ДОУ овладение пластилинографией предполагает использование тех же
приемов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционной технике
лепки на занятиях с детьми:
•раскатывание «колбасок» -
кусочек пластилина раскатывается
между
ладонями;
•скатывание «шариков» - бесформенный кусочек пластилина формируется в
шарик круговыми движениями ладоней;
•отщипывание - от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;
• прищипывание - кусочки соединяются в один элемент;
•оттягивание – кончиками пальцев пластилиновой детали придается
заостренная форма;
•сплющивание в «блинчики» - пластилиновой детали придается форма
лепешки.
А также, дошкольники знакомятся с новыми приемами, используемыми
именно в технике пластилинографии: (Слайд №7)
•размазыванием – пластилин размазывается по готовой поверхности
кончиками пальцев;
•примазыванием и придавливанием - соединением деталей для получения
цельного сюжета;
•налепливанием – нанесением элементов из пластилина на шаблон;
•заглаживанием – приемом, когда пластилин заглаживается смоченными в
воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
•смешиванием разноцветных брусков пластилина для получения новых
оттенков.
– в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок
одного цвета, а в средней и старших группах учатся аккуратно налепливать
кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.
Освоение детьми приемов работы с пластилином для изготовления поделок в
традиционной и нетрадиционной техниках ведется параллельно.
Виды пластилинографии, используемые в ДОУ:
•прямая пластилинография -картина
оформляется
на
горизонтальной
поверхности
(дети
скатывают
детали
из пластилина
в
форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку
может быть заранее нанесен контур рисунка). Занятия можно начинать проводить
уже со второго семестра первой младшей группы. (Слайд №9)
•обратная пластилинография или витражная (пластилиновые детали дети
выкладывают на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по
нанесенным заранее контурам). Занятия проводятся со старшими детьми с 5-7 лет.
(Слайд №12)
•контурная-
картина
выкладывается
жгутиками
(тонкими «колбасками»)
разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по
границам
изображения-
так
ему
придается
объем,
затем
жгутиками
выкладываются внутренние элементы картины, занятия проводят во втором
семестре второй младшей группы или в средней группе в зависимости от уровня
подготовки детей; (Слайд №14)
•мозаичная техника- выкладывание картины шариками из пластилина разного
размера, занятия уже проводятся с детьми второй младшей, средней групп;
(Слайд №16)
•многослойная лепка- изображение получается последовательным нанесением
слоев пластилина (из «лепешек» разного цвета делаем «слоеный пирог» от темных
оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску»,
разрезаем на детали, занятия проводятся с детьми старших групп; (Слайд №19)
•модульная
лепка-
элементы
выполняются
в
разных
видах
техники
(«шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и прочее, а затем эти
модули собираются в единую композицию;
•фактурная
техника-создание пластилиновых картин
разной
степени
выпуклости (барельеф-изображение выделяется на фоне менее чем наполовину,
горельеф- образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф-
рисунок углубляется в фон, занятия организуются с детьми подготовительной
группы.
•рельефная лепка- создание пластилиновых картин путем нанесения рисунка
стекой или наложения формы на основу, такие занятия проводятся с детьми
старшего дошкольного возраста.
Что же лучше использовать в работе?
•пластилин используем ярких оттенков, поддающийся лепке, нежирный;
•для
основы
-
картон,
прозрачный
пластик
или
оргстекло
(витражная пластилинография);
•графические трафареты, контурные шаблоны, обычные раскраски;
•дощечки для лепки, стеки, скалочки для раскатывания пластов пластилина,
шприц без иглы;
•бросовый материал для декорирования поделок.
Доказано, пластилинография снижает внутреннее напряжение, помогает
расслабиться и избавиться от излишнего мышечного тонуса. Нестандартная
техника
рисования
намного
эффективнее
развивает
детское
воображение,
художественный вкус и пространственное мышление.