Автор: Медведева Елена Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Школа №30 (Дошкольное отделение"Земляничка")
Населённый пункт: Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: " Современное общение детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками".
Раздел: дошкольное образование
ЭССЕ НА ТЕМУ:
«Современное общение детей раннего возраста со взрослыми и
сверстниками».
Выполнила:
воспитатель
Медведева Е.В.
Г.о. Балашиха, 2022.
Общение имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства, без
общения мы не можем представить себе жизнь человека. Ребенок, получает новые
знания взаимодействуя с другими людьми.
На разных этапах жизни человека мы видим, что ребенок по-разному общается со
взрослыми и сверстниками.
Но в раннем возрасте общение особенно важно, так как зарождается основа
личности и деятельности человека. Чем младше ребенок, тем большее значение для
него имеет общение со взрослыми. Общение является важнейшим условием
развития
ребенка,
как
внутреннего
(личностного,
эмоционального,
мотивационного), так и внешнего (двигательная активность, общий статус
развития и др.). И только полноценное общение между взрослыми и ребенком
способствует нормальному развитию, и может быть педагогическим «лекарством»
при задержке развития.
Что же я вкладываю в понятие полноценное общение?
Непосредственный контакт, взаимодействие с ребенком, совместное выполнение
дел дома с родителями или в саду с воспитателем (убраться в комнате, группе
разложить игрушки, накрыть на стол, постирать носочки…). На данном этапе
ребенку
важно
научиться
сотрудничать,
получать
и
принимать
помощь.
Необходимо помнить, что в данном возрасте ребенок предпочитает предметно-
практическую деятельность, все действия лучше озвучивать, проговаривать,
«пропевать» и выполнять вместе с ребенком.
Контакты со сверстниками дают ребенку дополнительные впечатления.
Возможность
продемонстрировать
свои
способности,
стимулируют
яркие
переживания, являются полем для проявления инициативы. Все эти качества и
способности важны для развития самосознания детей.
Выдающиеся отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн показали, что психика ребенка развивается в основном путем
«социального наследования», «присвоения» общественного опыта. Важную роль
для человека играет общественно-исторический опыт предшествующих поколений
людей, воплощенный в продуктах материальной и духовной культуры. Поскольку
исторически сформировавшееся содержание человеческого опыта обобщено в
словесной форме, то передача и усвоение его предполагают участие речи в этом
процессе.
Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С
развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и всех
основных психических процессов (восприятия, мышления и др.)
Ребенок не может самостоятельно открыть и освоить не только систему научных
понятий, но и любое культурное орудие. Поэтому развитие детской психики
обусловлено взаимодействием со взрослым, который открывает ребенку правила
употребления различных орудий, раскрывает значения знаков и способов
движения в системе научных понятий. Именно это приводит в конечном счете к
высшим достижениям: осознанности и произвольности психики. Значит, роль
взрослого, по Л.С. Выготскому, заключается не только в обеспечении его
жизнедеятельности, но и в руководстве детским развитием.
Таким образом, определилось понятие общения. Общение-взаимодействие двух
(или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с
целью налаживания отношений и достижения общего результата.
По мнению М.И. Лисиной, «общение имеет самое прямое отношение к развитию
личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно-
эмоциональной,
форме
оно
приводит
к
установлению
связей
ребенка
с
окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля», или
«целокупности» (термин А.Н. Леонтьева), общественных взаимоотношений,
который и составляет сущность личности». Предложенный М.И. Лисиной подход к
изучению
формирования
личности
в
контексте
общения
основан
на
общеметодологической
концепции,
разрабатывавшейся
в
отечественной
психологии
Б.Г.
Ананьевым,
А.Н.
Леонтьевым,
В.Н.
Мясищевым,
С.Л.
Рубинштейном.
В
концепции
М.И.
Лисиной
общение
рассматривается
как
особый
вид
деятельности – коммуникативная деятельность. Такая деятельность включат в себя
следующие специфические структурные компоненты, такие как потребность,
предмет, мотивы и средства. Предметом деятельности общения является другой
человек–партнер по общению.
Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей,
а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Конкретными
мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества
самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение.
Средствами общения являются операции, с помощью которых осуществляется
коммуникативная
деятельность.
Эти
средства
могут
быть
экспрессивно-
мимическими, предметно-действенными и речевыми.
Отличительной чертой данного этапа развития, по словам Д.Б. Эльконина, является
то, что теперь ребенок «…живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его
помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним». Взрослый
становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не
только
≪
поставщиком
≫
самих
предметов,
но
и
образцом
человеческих,
специфических предметных действий.
Возрастные
особенности
детей,
с
одной
стороны,
открывают
широкие
возможности и резервы раннего возраста, которые могут быть реализованы только
при участии взрослого.
При взаимодействии с детьми раннего возраста, необходимо:
1. Включения в детскую деятельность, только взрослый может научить, показать,
как играть, передает детям необходимые правила и способы игровых действий,
«заражает» интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает активность.
Наблюдая за детьми раннего возраста, заметила, что именно включение взрослого
в деятельность дает самый яркий и гарантированный отклик детей, даже самых
застенчивых и тех, кто плохо говорит.
2. Необходимость личной обращенности к ребенку. Индивидуальный подход
педагога к каждому ребенку важен во всех возрастах. Однако в раннем возрасте
индивидуальный подход имеет решающее значение потому, что маленький
ребенок может воспринять только адресное обращение взрослого, направленное
лично. Малыши не воспринимают призывы обращенные к целой группе. Им
необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение.
3. Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста — неэффективность
любых чисто вербальных методов воспитания.
Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию по отношению к
ним оказываются бесполезными. Воздействие ситуации (окружающие предметы,
движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем
значение слов взрослого. Слова обязательно должны быть включены в контекст
реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться
соответствующими жестами и движениями. Следует помнить, что педагог
воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками. Из этого
следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных
занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают».
Такие занятия не неэффективны. Задача воспитания в этом возрасте состоит в том,
чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание
действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Поведение взрослого
должно
быть
выразительным,
эмоциональным,
требуется
повышенная
чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика,
артистизм.
4. Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое
подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.
Это означает полное признание человека без всяких условий. Ребенок должен быть
уверен: что бы он ни сделал, что бы ни сказал, его не отвергнут. Взрослый
постарается понять его и помочь. Другими словами, вы можете выражать по
отношению к ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но
не имеете права оскорблять его личность.
5. Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является
эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Это качество, которое позволяет войти
во внутренний мир другого человека. Оно дает нам возможность лучше понять
чувства ребенка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова,
но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт. В ходе эмпатического
общения взрослый выслушивает малыша, раскрывает ему свое понимание его
переживания и ищет подтверждения своей правоты. Признаком того, что такое
общение состоялось, являются облегчение и удовольствие, которые испытывают от
беседы оба партнера.
Все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу и
родителям, однако применительно к раннему возрасту они приобретают особую
значимость и являются проводниками для полноценного общения с детьми и
полноценного развития личности человека.