Напоминание

" Современное общение детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками".


Автор: Медведева Елена Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Школа №30 (Дошкольное отделение"Земляничка")
Населённый пункт: Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: " Современное общение детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками".
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭССЕ НА ТЕМУ:

«Современное общение детей раннего возраста со взрослыми и

сверстниками».

Выполнила:

воспитатель

Медведева Е.В.

Г.о. Балашиха, 2022.

Общение имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства, без

общения мы не можем представить себе жизнь человека. Ребенок, получает новые

знания взаимодействуя с другими людьми.

На разных этапах жизни человека мы видим, что ребенок по-разному общается со

взрослыми и сверстниками.

Но в раннем возрасте общение особенно важно, так как зарождается основа

личности и деятельности человека. Чем младше ребенок, тем большее значение для

него имеет общение со взрослыми. Общение является важнейшим условием

развития

ребенка,

как

внутреннего

(личностного,

эмоционального,

мотивационного), так и внешнего (двигательная активность, общий статус

развития и др.). И только полноценное общение между взрослыми и ребенком

способствует нормальному развитию, и может быть педагогическим «лекарством»

при задержке развития.

Что же я вкладываю в понятие полноценное общение?

Непосредственный контакт, взаимодействие с ребенком, совместное выполнение

дел дома с родителями или в саду с воспитателем (убраться в комнате, группе

разложить игрушки, накрыть на стол, постирать носочки…). На данном этапе

ребенку

важно

научиться

сотрудничать,

получать

и

принимать

помощь.

Необходимо помнить, что в данном возрасте ребенок предпочитает предметно-

практическую деятельность, все действия лучше озвучивать, проговаривать,

«пропевать» и выполнять вместе с ребенком.

Контакты со сверстниками дают ребенку дополнительные впечатления.

Возможность

продемонстрировать

свои

способности,

стимулируют

яркие

переживания, являются полем для проявления инициативы. Все эти качества и

способности важны для развития самосознания детей.

Выдающиеся отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.

Рубинштейн показали, что психика ребенка развивается в основном путем

«социального наследования», «присвоения» общественного опыта. Важную роль

для человека играет общественно-исторический опыт предшествующих поколений

людей, воплощенный в продуктах материальной и духовной культуры. Поскольку

исторически сформировавшееся содержание человеческого опыта обобщено в

словесной форме, то передача и усвоение его предполагают участие речи в этом

процессе.

Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С

развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и всех

основных психических процессов (восприятия, мышления и др.)

Ребенок не может самостоятельно открыть и освоить не только систему научных

понятий, но и любое культурное орудие. Поэтому развитие детской психики

обусловлено взаимодействием со взрослым, который открывает ребенку правила

употребления различных орудий, раскрывает значения знаков и способов

движения в системе научных понятий. Именно это приводит в конечном счете к

высшим достижениям: осознанности и произвольности психики. Значит, роль

взрослого, по Л.С. Выготскому, заключается не только в обеспечении его

жизнедеятельности, но и в руководстве детским развитием.

Таким образом, определилось понятие общения. Общение-взаимодействие двух

(или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с

целью налаживания отношений и достижения общего результата.

По мнению М.И. Лисиной, «общение имеет самое прямое отношение к развитию

личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно-

эмоциональной,

форме

оно

приводит

к

установлению

связей

ребенка

с

окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля», или

«целокупности» (термин А.Н. Леонтьева), общественных взаимоотношений,

который и составляет сущность личности». Предложенный М.И. Лисиной подход к

изучению

формирования

личности

в

контексте

общения

основан

на

общеметодологической

концепции,

разрабатывавшейся

в

отечественной

психологии

Б.Г.

Ананьевым,

А.Н.

Леонтьевым,

В.Н.

Мясищевым,

С.Л.

Рубинштейном.

В

концепции

М.И.

Лисиной

общение

рассматривается

как

особый

вид

деятельности – коммуникативная деятельность. Такая деятельность включат в себя

следующие специфические структурные компоненты, такие как потребность,

предмет, мотивы и средства. Предметом деятельности общения является другой

человекпартнер по общению.

Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей,

а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Конкретными

мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества

самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение.

Средствами общения являются операции, с помощью которых осуществляется

коммуникативная

деятельность.

Эти

средства

могут

быть

экспрессивно-

мимическими, предметно-действенными и речевыми.

Отличительной чертой данного этапа развития, по словам Д.Б. Эльконина, является

то, что теперь ребенок «…живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его

помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним». Взрослый

становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не

только

поставщиком

самих

предметов,

но

и

образцом

человеческих,

специфических предметных действий.

Возрастные

особенности

детей,

с

одной

стороны,

открывают

широкие

возможности и резервы раннего возраста, которые могут быть реализованы только

при участии взрослого.

При взаимодействии с детьми раннего возраста, необходимо:

1. Включения в детскую деятельность, только взрослый может научить, показать,

как играть, передает детям необходимые правила и способы игровых действий,

«заражает» интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает активность.

Наблюдая за детьми раннего возраста, заметила, что именно включение взрослого

в деятельность дает самый яркий и гарантированный отклик детей, даже самых

застенчивых и тех, кто плохо говорит.

2. Необходимость личной обращенности к ребенку. Индивидуальный подход

педагога к каждому ребенку важен во всех возрастах. Однако в раннем возрасте

индивидуальный подход имеет решающее значение потому, что маленький

ребенок может воспринять только адресное обращение взрослого, направленное

лично. Малыши не воспринимают призывы обращенные к целой группе. Им

необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение.

3. Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста — неэффективность

любых чисто вербальных методов воспитания.

Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию по отношению к

ним оказываются бесполезными. Воздействие ситуации (окружающие предметы,

движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем

значение слов взрослого. Слова обязательно должны быть включены в контекст

реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться

соответствующими жестами и движениями. Следует помнить, что педагог

воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками. Из этого

следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных

занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают».

Такие занятия не неэффективны. Задача воспитания в этом возрасте состоит в том,

чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание

действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Поведение взрослого

должно

быть

выразительным,

эмоциональным,

требуется

повышенная

чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика,

артистизм.

4. Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое

подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.

Это означает полное признание человека без всяких условий. Ребенок должен быть

уверен: что бы он ни сделал, что бы ни сказал, его не отвергнут. Взрослый

постарается понять его и помочь. Другими словами, вы можете выражать по

отношению к ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но

не имеете права оскорблять его личность.

5. Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является

эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Это качество, которое позволяет войти

во внутренний мир другого человека. Оно дает нам возможность лучше понять

чувства ребенка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова,

но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт. В ходе эмпатического

общения взрослый выслушивает малыша, раскрывает ему свое понимание его

переживания и ищет подтверждения своей правоты. Признаком того, что такое

общение состоялось, являются облегчение и удовольствие, которые испытывают от

беседы оба партнера.

Все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу и

родителям, однако применительно к раннему возрасту они приобретают особую

значимость и являются проводниками для полноценного общения с детьми и

полноценного развития личности человека.



В раздел образования