Напоминание

Проектирование модели профориентационной работы в организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.


Автор: Стоборова Светлана Григорьевна
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО г. Мурманска ДЮСШ № 14
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектирование модели профориентационной работы в организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проектирование модели профориентационной работы в организации

дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Выполнил:

Стоборова Светлана Григорьевна

директор

МБУ ДО г. Мурманска ДЮСШ № 14,

тренер-преподаватель

Мурманск - 2022

Пояснительная записка

«Выбери профессию, которую ты любишь,

и тебе не придется работать ни дня в твоей жизни»

Конфуций, древний мыслитель и философ Китая

МБУ ДО г. Мурманска ДЮСШ № 14 по танцевальному спорту (далее

ДЮСШ)- единственная спортивная школа в Северо-Западном федеральном

округе России, развивающая вид спорта «танцевальный спорт».

Залогом

успешной

работы

спортивной

школы

является

наличие

специализированных высококвалифицированных кадров.

В

России

ограниченное

количество

образовательных

организаций,

реализующих программы

в области образования и педагогики в сфере

физической культуры и спорта по специальностям «хореограф» и «тренер-

преподаватель» со специализацией

танцевальный спорт, брейкинг и др.

Поэтому школа заинтересована в профессиональной подготовке и дальнейшем

трудоустройстве обучающихся, выпускников ДЮСШ - спортсменов высокого

класса мастерства по видам спорта «танцевальный спорт» и «фитнес-аэробика».

Наличие

достаточного

количества

квалифицированных

кадров

обеспечивает стабильность

в работе образовательного учреждения и дает

возможность

привлечения

большего

количества детей и

подростков

к

обучению по дополнительным образовательным программам в школе.

Проблема профессионального самоопределения, то есть проблема выбора

профессии, становления и закрепления в избранной сфере профессиональной

деятельности, всегда была актуальна для молодежи и всегда являлась

предметом изучения философов, педагогов, психологов, социологов. Выбор

профессии - каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное

словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем!

Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а

зачастую — сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная

2

жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из

важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей

необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать

буквально каждый ребенок без исключения. Подготовка к выбору профессии

является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития

личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с

нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и

физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-

воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным

моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании

общества в целом.

Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность,

специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы,

ей присущие. На современном этапе развития общества основными критериями

физического совершенства служат нормы и требования государственных

программ

в

сочетании

с

нормативами

единой

спортивной

классификации. Важное место в сфере физической культуры и спорта и в

современной системе образования нашей страны занимают спортивные школы,

являющиеся

учреждениями

дополнительного

образования

спортивной

направленности.

Решение задач, стоящих перед спортивной школой, зависит с одной

стороны, от адекватного понимания и описания системы функционирования, а

с другой – от внедрения в практику современных методик, научно-

педагогических технологий и достижений в тренировочный процесс (ТП),

направленный на конечный результат. Он предполагает не только особую

мотивационно-целевую ориентацию педагогического коллектива, но и новый

подход

к

научно-методическому

и

информационному

обеспечению,

организации работы, анализу, планированию, контролю и регулированию всей

деятельности.

3

Главная

роль

в

процессе

решения

образовательных

задач,

через

внедрение

современных

технологий,

совокупность

принципов,

методов,

средств и форм, в учреждении отводится – инструктору-методисту и тренеру-

преподавателю. Им приходится сталкиваться с возрастающей сложностью

новых задач и нести ответственность за принятые решения и конечные

результаты. Знания и опыт не всегда на практике обеспечивают принятие

единоличного правильного решения.

Профориентация

комплекс

психолого-педагогических

мер,

направленный на профессиональное самоопределение детей и подростков.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс,

урочную и внешкольную работу с учащимися ДЮСШ.

Цель профориентационной работы:

оказания

профориентационной

поддержки

обучающимся

в

процессе обучения и будущей профессиональной деятельности в области

физической культуры и спорта;

выработка у обучающихся профессионального самоопределения в

условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими

возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях

учащихся;

выработка гибкой системы сотрудничества выпускников ДЮСШ с

учреждениями профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации обучающихся:

Профессиональной просвещение.

Профессиональная диагностика.

Профессиональная консультация и др.

Этапы и содержание профориентационной работы в ДЮСШ:

Общеобразовательные программы:

4

Формирование у обучающихся ценностного отношения к труду,

понимание его роли в жизни человека и в обществе.

Развитие

интереса

к

учебно-познавательной

деятельности,

основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе

социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Постепенное расширение представлений о мире профессионального

труда в области физической культуры и спорта.

Базовый уровень:

Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении

познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности в области

физической культуры и спорта.

Представления о собственных интересах и возможностях.

Приобретение

первоначального

опыта

в

различных

сферах

социально-профессиональной практики.

Углубленный уровень:

Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью

выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля

обучения;

Профессиональное самопознание;

Коррекция

профессиональных

планов,

оценка

готовности

к

избранной деятельности.

Работа с обучающимися:

Профориентационные

мероприятия:

викторины,

беседы,

тематические классные часы, цикл занятий и др.

Расширение знаний в рамках дополнительной общеобразовательной

предпрофессиональной программы.

Участие в конкурсах и спортивных соревнованиях.

Работа с родителями:

Проведение родительских собраний.

5

Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора

профессий, учебного заведения учащимися.

«Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь,

который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в

тормоз».

Наша

задача

– не

превратить

федеральный государственный

образовательный

стандарт

второго

поколения

в

«тормоз

для

корабля

образования», – Александр Асмолов.

Трудно дать единые рекомендации, как правильно организовать труд,

чтобы

он всегда

был

эффективным: слишком сложна

и многогранна

деятельность тренера, но тренер должен знать и уметь многое, идти «в ногу со

временем», чтобы передать свой опыт ученику и помочь ему определиться с

выбором будущей профессии.

Планирование

и

организация

личной

деятельности

тренера.

Планирование тренировочных занятий на месяц, неделю, отдельное

занятие, начинается с анализа объема и интенсивности тренировочных

нагрузок, методов тренировки.

Теоретическая

подготовка.

Освоение

тренером

передового

опыта.

Главное

здесь

мотив

профессионального

самосовершенствования.

Выделим

три

уровня

самообразования

развитие

умственной

деятельности

человека

вообще,

образование,

совершенствование

индивидуальной внутренней деятельности, формирующей личность.

Применение передового опыта. Здесь нельзя подходить механически,

нужен творческий подход с учетом условий работы.

Контроль и подведение итогов по этапам работы.

Научно - методическая работа тренера не входит в перечень прямых

тренерских обязанностей. Но научно-методическая работа – это высокая

степень в мастерстве тренера, это показатель его зрелости и настоящего опыта.

Литературные

источники.

Вся

работа

по

конспектированию

литературных

источников,

ведению

картотеки,

рецензированию,

составлению

аннотаций

должна

быть

подчинена

единой

цели

6

критическому осмыслению, выявлению сходства и противоречий, и

причин.

Научные и педагогические исследования. Создавая экспериментальные

условия и сравнивая затем эффективность использования различных

средств и методов тренировки можно повлиять на формирование

тренировочного процесса.

Целенаправленное

наблюдение.

Развитие

мышечного

(моторного)

восприятия. Именно тогда тренер фиксирует в моторной памяти объект

наблюдения.

Беседа, анкетирование, анализ.

7

Паспорт проекта

Наименование проекта

Проектирование модели профориентационной работы в

организации

дополнительного

образования

физкультурно-спортивной направленности.

Директор проекта

Стоборова Светлана Григорьевна

Руководитель проекта

Стоборова Светлана Григорьевна

Участники проекта

Обучающиеся ДЮСШ на всех этапах обучения

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Основания для инициации

проекта

Создание

условий

для

повышение

мотивационной

готовности педагога и развитие его профессиональной

компетентности, для профессиональной ориентации и

самоопределения учащихся при реализации программ

физкультурно-спортивной направленности.

Цель (цели) проекта

-

оказания

профориентационной

поддержки

обучающимся

в

процессе

обучения

и

будущей

профессиональной

деятельности

в

области

дополнительного

образования

физкультурно-

спортивной направленности и области физической

культуры и спорта;

-

выработка

у

обучающихся

профессионального

самоопределения в условиях свободы выбора сферы

деятельности,

в

соответствии

со

своими

возможностями, способностями и с учетом требований

рынка труда.

Задачи проекта

- получение данных о предпочтениях, склонностях и

возможностях учащихся;

-

выработка

гибкой

системы

сотрудничества

выпускников

ДЮСШ

с

учреждениями

профессионального образования.

Результат (результаты)

проекта

- поступление обучающихся (после окончания 9 и 11

классов)

в

профессиональные

образовательные

организации и образовательные организации высшего

образования, реализующие программы

в области

образования и педагогики, а также в сфере физической

культуры и спорта.

Критерии успеха проекта

Компетентность

педагога

в

вопросах

построения

тренировочного процесса, умение использовать новые

методические,

информационные,

технические,

компьютерные технологии.

Период реализации

проекта

На всех этапах обучения.

План мероприятий по

проекту

Приложение 1

Приложение 2

Риски реализации проекта

-

Взаимосвязь с другими

проектами

Региональный проект «Успех каждого ребенка»

Перспективы

использования

результатов

Для тренера –

повышение уровня методического и

практического

образования

тренера,

повышение

результативности,

теоретических

и

практических

знаний воспитанников.

Для ребенка – поступление после окончания 9 и 11

8

классов

в

профессиональные

образовательные

организации и образовательные организации высшего

образования, реализующие программы

в области

образования и педагогики, а также в сфере физической

культуры и спорта.

9

Практическая часть

Общеразвивающие программы.

Основная задача – базовая подготовка и определение избранного вида спорта

для дальнейшей специализации. Является основным этапом для ДЮСШ.

Критерии, используемые при анализе работы группы на данном этапе:

стабильность

состава

обучающихся.

Уровень

потенциальных

возможностей, обучающихся;

динамика

роста

индивидуальных

показателей

физической

подготовленности обучающихся;

уровень освоения основ техники;

освоение

теоретического

раздела

программ,

навыков

гигиены

и

самоконтроля.

Порядок отбора в группы начальной подготовки устанавливается учреждением

и доводится до сведения общественности.

Базовый уровень. (Предпрофессиональная программа)

Основная задача – специализация и углубленная тренировка в избранном виде

спорта. Является основным этапом для ДЮСШ.

Критерии, используемые при анализе работы группы на данном этапе:

состояние здоровья;

уровень физической подготовленности обучающихся;

динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической

подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными

особенностями;

уровень

освоения

объёмов

учебно-тренировочных

нагрузок,

предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки;

выполнение нормативов спортивных разрядов согласно программным

требованиям;

освоение теоретического раздела программы.

Углубленный уровень. (Предпрофессиональная программа)

Основная задача – совершенствование спортивного мастерства.

10

Критерии, используемые при анализе работы группы на данном этапе:

уровень

общего

и

специального

физического

развития,

и

функционального состояния организма обучающегося;

динамика

спортивных

достижений,

результаты

выступлений

в

официальных региональных и всероссийских соревнованиях;

зачисление воспитанников спортивной школы в училища, университеты,

школы высшего спортивного мастерства.

На

этап

спортивного

совершенствования

рекомендуется

зачислять

спортсменов,

выполнивших

норматив

спортивного

разряда

не

ниже

1

юношеского разряда.

Обучение

по

дополнительным

предпрофессиональным

программам

«Танцевальный спорт» и «Фитнес-аэробика»

В программах выделены специальные разделы:

- «Основы профессионального самоопределения»;

- «Инструкторская и судейская подготовка».

Данные разделы программ изучаются на этапе углубленного уровня

сложности подготовки (возраст обучающихся от 14 до 18 лет). Период

обучения 2 - 4 года.

К возрасту 14 лет обучающиеся ДЮСШ имеют спортивный разряд (не

ниже 2 спортивного разряда). Высокий уровень общей физической и

специальной

подготовки

позволяет

обучающимся

передавать

в

ходе

тренировочного процесса свой опыт спортивных достижений и оказывать

практическую помощь молодым спортсменам.

Одной из задач школы является подготовка обучающихся к роли

помощника тренера-преподавателя.

В

течение

всего

периода

обучения

по

предпрофессиональным

программам

занимающиеся

самостоятельно

ведут

дневник

учета

тренировочных

и

соревновательных

нагрузок,

учатся

регистрировать

спортивные

результаты

тестирований,

анализировать

выступления

на

соревнованиях.

11

В процессе обучения по разделу программы «Основы профессионального

самоопределения» обучающиеся:

овладевают основными методами построения тренировочного занятия;

приобретают умение подбирать музыкальное сопровождение, совместно с

тренером-преподавателем проводить разминку;

приобретают

умение

правильно

демонстрировать

танцевальные

элементы, обучать технике исполнения упражнений, замечать и исправлять

ошибки при выполнении упражнений другими обучающимися, помогать

обучающимся

младших

возрастных

групп

в

разучивании

отдельных

упражнений и элементов;

приобретают умение самостоятельно составлять комплексы упражнений

для

различных

частей

тренировочного

занятия:

разминка,

основная

и

заключительная часть.

Важной задачей школы является подготовка обучающихся к участию в

соревнованиях в качестве «юного спортивного судьи».

Привитие судейских навыков в процессе обучения по разделу программы

«Инструкторская и судейская подготовка» осуществляется путем изучения

правил проведения соревнований, системы подсчета результатов, привлечения

обучающихся

к

непосредственному

выполнению

отдельных

судейских

обязанностей (в качестве линейного судьи для обслуживания соревнований

начинающих спортсменов, помощника судьи при участниках, члена счетной и

регистрационной

комиссий,

судьи-информатора),

ведения

протоколов

соревнований, работы в группе награждения финалистов и победителей

соревнований.

Результат освоения разделов программы:

1) Раздел «Основы профессионального самоопределения»

- формирование социально значимых качеств личности;

- развитие коммуникативных навыков, лидерского потенциала, приобретение

умений работы в группе;

12

- развитие организаторских качеств и ориентация на педагогическую, в т.ч.

тренерскую профессии;

-

приобретение

практического

опыта

педагогической

деятельности,

предпрофессиональная подготовка обучающихся.

2) Раздел «Инструкторская и судейская подготовка»

- освоение методики судейства физкультурных и спортивных соревнований и

правильного ее применения на практике;

- знание этики поведения спортивных судей;

- освоение квалифицированных требований спортивного судьи, предъявляемых

к квалификационной категории «юный спортивный судья» по избранному виду

спорта.

Обучение по предпрофессинальным программам «Танцевальный спорт» и

«Фитнес-аэробика способствует:

- повышению уровня знаний о содержании конкретной профессии, ее

положении на рынке труда в регионе, стране, за рубежом; способах освоения

профессии

в

профессиональных

образовательных

организациях

и

образовательных

организациях

высшего

образования

после

окончания

обучения в спортивной школе; способах самореализации;

- общему практическому знакомству с содержанием деятельности в рамках

профессии, формированию навыка выполнения конкретных действий;

- определению и оценке обучающимися уровня своих знаний и навыков через

практическую деятельность и получение обратной связи от носителя профессии

– тренера-преподавателя;

-

формированию

траектории

развития

имеющихся

знаний,

навыков,

компетенций и восполнения дефицитов в рамках данной профессии, в т.ч.

построению индивидуального учебного плана обучения;

-

формированию

собственного

отношения

к

данной

профессии

и

ее

функциональным составляющим.

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение

календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики

13

вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной

подготовки

и

устанавливается

администрацией

спортивной

школы

в

соответствии с правилами и календарным планом танцевального спорта.

Анализируя собственный педагогический опыт, хочется отметить, что на

этапе начальной подготовки не только важно знать, чему учить и как учить, не

менее важно больше знать о том, кого учить, согласно новым требованиям,

диктуемым современным спортом.

Важно знать о способностях своих учеников к избранному виду спорта,

выявить их перспективу. Среди детей нет бесперспективных воспитанников,

просто у каждого есть своя предрасположенность к тому или иному виду

спорта. Особенности телосложения, отличия в уровне силы, быстроты,

выносливости, силы воли – в определенной степени уже дают толчок к выбору

вида спорта танцевальный спорт.

Чтобы судить правильно о своих учениках, не стоит надеяться лишь на

свои

наблюдения,

обратите

внимание

на

показатели

индивидуальных

особенностей ученика.

Утверждение

списочного

состава

групп

начальной

подготовки,

спортивно-оздоровительных групп /вновь набираемых/ производится в течении

одного месяца с начала учебного года.

Наполняемость учебных групп и объём учебно-тренировочной нагрузки

определяется с учетом техники безопасности в соответствии с программой

обучения.

Недельный

режим

учебно-тренировочной

нагрузки

является

максимальным и устанавливается в зависимости от специфики танцевального

спорта, периода и задач подготовки.

При объединении в одну группу обучающихся разных по возрасту и

спортивной подготовленности рекомендуется не превышать разницу в уровне

их спортивного мастерства свыше двух спортивных разрядов.

Перевод обучающихся /в том числе досрочно/ в группу следующего года

обучения

или

этапа

спортивной

подготовки

рекомендуется

проводить

решением тренерского совета на основании критериев используемые при

14

анализе работы группы на данном этапе, а также заключения врача по

спортивной медицине.

Обучающимся,

не

выполнившим

предъявляемые

требования

рекомендуется предоставлять возможность продолжить обучение повторно на

том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ.

Общий перспективный план (для группы обучающихся) состоит из следующих

разделов:

1.

краткая характеристика группы

2.

цели и главные задачи

3.

этапы подготовки и их продолжительность

4.

основные соревнования на каждом этапе

5.

основная направленность тренировочного процесса по этапам

6.

распределение занятий, соревнований и отдыха на каждом этапе

7.

спортивно-технические показатели по этапам

8.

контрольные нормативы, характеризующие различные стороны

подготовленности спортсменов

9.

педагогический и врачебный контроль

Индивидуальный перспективный план включает следующие разделы:

1.краткая характеристика спортсмена

2.цель и главные задачи подготовки

3.этапы подготовки и их продолжительность

4.основные соревнования на каждом этапе

5.основная направленность тренировочного процесса по этапам /основные

задачи и их значимость/

6.распределение занятий, соревнований и отдыха на каждом этапе

7.спортивно-технические показатели по годам

15

8.контрольные нормативы, характеризующие различные стороны

подготовленности спортсмена

9.основные средства тренировки и их распределение по этапам

10.ориентировочный объём и интенсивность тренировочных нагрузок по

этапам

11.педагогический и врачебный контроль

Годовой учебный план включает в себя основные формы учебно-

тренировочного процесса:

групповые учебно-тренировочные занятия

теоретические занятия

работа по индивидуальным планам

медико-восстановительные мероприятия

тестирование

медицинский контроль

участие в соревнованиях

учебно-тренировочные сборы

инструкторская и судейская практика

Для обеспечения круглогодичного учебно-тренировочного процесса,

спортивной подготовки и активного отдыха обучающихся в период каникул

организуются оздоровительно-спортивные лагеря и учебно-тренировочные

сборы.

Мезоциклы (планы на месяц) и микроциклы (планы на неделю). Каждый

из

этих

планов

предполагает

четкую

детализацию

того,

что

было

запланировано. Формы составления месячных и недельных планов могут быть

различными. Во многом они зависят от специфики вида спорта, квалификации

спортсмена, условий подготовки, опыта практической работы тренера.

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ.

Классификация подготовки по наиболее значимым признакам:

16

1.

По преимущественному влиянию на те или иные компоненты

готовности спортсмена

Техническая – направлена на обучение спортсмена технике движений и

доведение их до совершенства, характеризуется тем, что умеет спортсмен

выполнять и как владеет техникой освоенных действий.

Общая

техническая

направлена

на

овладение

разнообразными

двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной

деятельности.

Специальная техническая – направлена на овладение техникой движений

в танцевальном спорте

Тактическая – направлена на овладение спортивной тактикой и достижение

спортивного мастерства в танцевальном спорте. Это совокупность форм и

способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Общая тактическая – направлена на обучение спортсмена разнообразным

тактическим приемам

Специальная

тактическая

направлена

на

овладение

и

совершенствование спортивной тактики в танцевальном спорте

Физическая – направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование

телосложения

спортсмена,

повышение

функциональных

возможностей

организма,

развитие

физических

способностей

силовых,

скоростных,

координационных, выносливости и гибкости.

Общая физическая – процесс всестороннего развития физических

способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или

иначе обуславливающих успех спортивной деятельности

Специальная

физическая

направлена

на

развитие

физических

способностей,

отвечающих

специфике

танцевального

спорта,

ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Психологическая – совокупность психолого-педагогических мероприятий и

соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсмена,

направленных на формирование у них таких психических функций, процессов,

17

состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач

тренировки и участия в соревнованиях.

Общая психическая – направлена на развитие и совершенствование у

спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые

необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для

достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства.

Специальная психическая – направлена на формирование у спортсмена

психологической готовности к участию в конкретных соревнованиях.

Спортивно-танцевальная деятельность - это вид спортивной деятельности,

которая имеет общие и специфические психологические характеристики

структуры и содержания. Общее для всех видов спортивной деятельности:

1) при занятиях спортом объектом сознания и деятельности человека является

он сам, его движения, чувства, эмоции;

2)

спортивная

деятельность

связана

с

интенсивными

физическими

и

психическими нагрузками;

3) спорту присуща борьба за высшие достижения - соревнование, которое

предполагает не столько участие, сколько победу.

Исходя

из

психологической

структуры

спортивной

деятельности,

ее

существенными элементами являются объективные и субъективные условия.

Объективные

условия

спортивной

деятельности

это

особенности

тренировки, особенности внешней среды, особенности соревнования. К

субъективным условиям относятся: особенности мотивации, особенности

свойств

личности,

особенности

психических

процессов.

Рассмотрим

объективные и субъективные условия спортивно-танцевальной деятельности.

Особенности тренировки в танцевальном спорте заключаются в значительном

разнообразии

ее

видов

и

форм:

физической,

хореографической,

психофизиологической, например на тренировку вестибулярного аппарата

(исполнение венского вальса без хорошо натренированного вестибулярного

аппарата невозможно), психомоторной (отработка всех элементов и их связок в

ритме определенного танца), психологической. Танцоры проводят тренировку

18

самостоятельно (индивидуально или в паре), под руководством тренера

(хореографа, психолога), а также в группе.

Особенности внешней среды - это целостная ситуация на турнире, куда входит

состояние паркета (размер, качество покрытия), санитарно-гигиенические

нормы (зачастую соревнования проходят в помещениях, не оснащенных

современной

системой

вентиляции

воздуха,

с

высокими

показателями

громкости звука); дистанция, отделяющая спортсменов от болельщиков и судей

(в большинстве залов эта небольшая дистанция); специфическая система

судейства, которая в танцевальном спорте еще не вышла на достаточный

уровень объективности; дизайн костюмов (может как повысить самооценку и

уверенность танцоров, так и наоборот).

Особенности соревнования состоят в факторе неопределенности, т.е. новизне

музыкального сопровождения, количестве пар в заходе, соотношения сильных/

слабых пар, длительности музыкального фрагмента по каждому танцу.

Складываются уникальные соревновательные ситуации в каждом заходе и на

турнире в целом. Таким образом, в танцевальном спорте существуют

объективные условия для формирования у спортсменов психологических

качеств, необходимых для успешности именно в данном виде спорта.

Прежде

всего,

это

особенности

мотивации.

Важной

характеристикой

спортивной деятельности является потребность в достижении цели, мотивация

достижения. Мотивация в спорте связана с психическим напряжением,

которого спортсмен не стремится избежать (по сравнению с большинством

других видов деятельности), а, наоборот, видит в нем положительную сторону

соревновательной борьбы. Спортивная деятельность постоянно протекает на

фоне

выраженной

соревновательной

установки

-

активного

состояния,

проявляющегося в желании и готовности спортсмена соревноваться, в

стремлении не только к самому процессу соревнования, но и достижению

победы.

Особую роль в деятельности и поведении спортсмена играют нравственные

мотивы,

характеризующие

направленность

его

личности.

Благодаря

19

нравственной

направленности

личности

отношение

спортсмена

к

тренировочным занятиям и участию в соревнованиях формируется как

отношение к деятельности общественного характера.

Такое отношение

вызывает у спортсмена чувство ответственности и долга перед коллективом,

общественную заинтересованность результатами деятельности, способствует

реализации его творческих возможностей.

Для танцевального спорта также важна интенсивность и стабильность значимой

мотивации, оптимальность уровня притязаний и адекватность его изменения по

отношению к успехам и неуспехам, серьезное отношение к тренировке и

повышению спортивного мастерства, высокий уровень коллективной и личной

ответственности спортсменов и др.

Наиболее существенными из них являются:

1) преобладание волевых качеств, мобилизующих спортсмена на преодоление

возникающих препятствий и трудностей, над тревожностью и неуверенностью

в себе;

2) преобладание психической устойчивости и самоконтроля над эмоциональной

возбудимостью.

Личностные

качества

спортсменов-танцоров

-

решительность,

смелость,

ответственность,

уверенность

в

себе,

в

партнере,

тренере,

дисциплинированность, стремление к успеху. Безусловно, для достижения

успеха спортсмен-танцор должен обладать такими психическими качествами,

как «чувство ритма», хорошая двигательная память, развитое переключение

внимания, сформированный социальный интеллект, точная пространственно-

временная

ориентировка,

оперативное

мышление,

высокая

психофизиологическая готовность перед выходом на паркет и т.д.

В танцевальном спорте эффективность деятельности непосредственно зависит

от уровня развития психомоторных, сенсомоторных качеств, психической

(эмоциональной

устойчивости),

способности

к

саморегуляции

на

непроизвольном и произвольном уровнях. Для танцоров важна способность

сохранять отчетливое восприятие различных компонентов движения при

20

высоких нагрузках. Способность спортсменов-танцоров к саморегуляции на

непроизвольном

и

произвольном

уровнях

непосредственно

перед

выступлением

необходимое

условие

успешного

выступления.

Непроизвольная регуляция предстартового состояния осуществляется путем

реализации

определенных

программ,

автоматизированных

в

процессе

подготовки. Сознательная регуляция предстартового состояния основана на

выработанном умении спортсмена контролировать его проявления и причины,

целенаправленно

создавать

образы-представления,

концентрировать

и

переключать внимание на любые объекты, отвлекаться от воздействия

отрицательных

психогенных

факторов

и

раздражителей,

использовать

словесные формулировки и специальные приемы для воздействия на состояние

мышц, вегетативные функции и эмоциональное возбуждение.

Установлено, что в тех видах спорта, где эффективность деятельности

определяется взаимодействием партнеров (например, в спортивных играх, в

парных

видах

спорта),

компонентом

надежности

являются

социально-

психологические факторы, прежде всего, особенности функциональной и

эмоциональной

структур

группы

и

их

взаимосвязь.

Чем

более

четко

дифференцированы роли и функциональные обязанности спортсменов в

тренировке и соревнованиях, тем больше интеллектуальная согласованность и

эмоциональная сплоченность в спортивном коллективе, тем более он надежен.

В танцевальном спорте социальная психология воплощается в понятии диада.

Все

социально-психологические

трудности

и

преимущества

конкретной

танцевальной пары напрямую отражаются на результатах соревновательной

деятельности. Если в паре достигнуто ценностно-ориентационное единство,

сплоченность и способность оперативно регулировать конфликты, то с

большой вероятностью танцорам удаются адекватные тактические решения и

положительная динамика спортивной карьеры.

Итак, психологические особенности спортивно-танцевальной деятельности:

1)

мотивы

эстетического

самовыражения,

художественного

воплощения

демонстрируемых танцевальных образов;

21

2) личностные качества спортсменов-танцоров - стрессоустойчивость в

условиях неопределенности соревновательной ситуации и недостаточной

объективности судейства, социально-психологическая сплоченность в диаде;

3) психические процессы - чувство ритма, хорошая двигательная память,

развитое переключение внимания, сформированный социальный интеллект,

точная пространственно-временная ориентировка, оперативное мышление,

высокая психофизиологическая готовность перед выходом на паркет и т.д.

Теоретическая

(интеллектуальная)

-

направлена

на

осмысление

сути

спортивной

деятельности,

непосредственно

связанных

с

ней

явлений,

процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не

мыслится достижение высоких спортивных результатов. Это готовность

спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации

поведения

и

спортивной

деятельности,

но

и

способность

мыслить

самостоятельно, творчески, продуктивно.

2.

По характеру взаимосвязи со спортивной специализацией

- Общая

- Специальная

3.

По степени соединения, сочетания и реализации в условиях

тренировочной

и

соревновательной

деятельности

различных

сторон

подготовленности, качеств и способностей

Интегральная – направлена на объединение и комплексную реализацию

различных

компонентов

подготовленности

спортсмена

технической,

физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе

тренировочной

и

соревновательной

деятельности.

Является

одним

из

важнейших

факторов

приобретения

и

совершенствования

спортивного

мастерства.

Теоретизация качества планирования и организации методической,

научноисследовательской

и

профориентационной

работы

в

ДЮСШ

определяется в контексте реализации адаптивно-продуктивного и продуктивно-

креативного подходов.

22

Адаптивно-продуктивный подход определяет оптимальные возможности

развития

личности

с

различным

уровнем

сформированности

и

формируемости способностей к определённому виду деятельности и

решению определённого типа и класса задач развития, самореализации,

социализации,

самореализации

и

продуктивного

становления

в

избранном

поле

смыслов

и

способов

объективизации

качества

самоактуализации личности; адаптивная составляющая в уровневой

модели

является

персонифицированной

системой

фасилитации

и

поддержки личности, подготовкой для самостоятельного продуктивного

развития и самореализации.

Продуктивно-креативный подход определяет оптимальные возможности

развития личности в контексте формируемых конструктов и основ

креативности

и

поливариативности

продуктивного

решения

задач

организуемой и корректируемой деятельности, в выделенном способе

теоретизации и оптимизации качества решения задач развития личность

создает универсальные, уникальные, конкурентоспособные решения,

определяемые

в

таких

системах,

как

патентоведение,

авторские

разработки различных уникальных способов решения задач развития

личности и реализации идей продуктивного использования получаемых

объектов и продуктов деятельности личности в спорте, образовании,

искусстве, культуре, науке, технике и пр.

Переход от адаптивно-продуктивного подхода к продуктивно-креативному

подходу

осуществляется

в

сложном

выборе

условий

и

возможностей

обновления сознания личности и коллектива, в унификации условий и идей

гуманизации личности через использование педагогической поддержки и

научного

донорства,

фасилитации

и

возрастосообразных

технологий

оптимизации качества развития личности в избранном виде деятельности.

Выделим

модели

«модели

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ», «функции

организации методической, научно-исследовательской и профориентационной

23

работы

в

ДЮСШ»,

«принципы

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ», «педагогические

условия

повышения

качества

организации

методической,

научноисследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ».

Модели

организации

методической,

научно-исследовательской

и

профориентационной работы в ДЮСШ – идеальные теоретизируемые и

уточняемые

составляющие

научного

поиска

и

научной

теоретизации

составляющие, в генерируемой и используемой в деятельности системе

раскрывающие возможность научного изучения и визуализации составляющих

и продуктов процесса организации методической, научно-исследовательской и

профориентационной работы в ДЮСШ.

Модели

организации

методической,

научно-исследовательской

и

профориентационной работы в ДЮСШ:

- адаптивная модель организации методической, научно-исследовательской и

профориентационной работы в ДЮСШ;

- игровая модель организации методической, научно-исследовательской и

профориентационной работы в ДЮСШ;

- ученическая модель организации методической, научно-исследовательской и

профориентационной работы в ДЮСШ;

- базовая модель организации методической, научно-исследовательской и

профориентационной работы в ДЮСШ;

-

проективно-конструктивная

модель

организации

методической,

научноисследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

- вариативная модель организации методической, научно-исследовательской и

профориентационной работы в ДЮСШ;

- уровневая модель организации методической, научно-исследовательской и

профориентационной работы в ДЮСШ;

-

возрастосообразная

модель

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

24

-

социально

ориентированная

модель

организации

методической,

научноисследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

-

персонифицированная

модель

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

- стратегическая модель организации методической, научно-исследовательской

и профориентационной работы в ДЮСШ;

- тактическая модель организации методической, научно-исследовательской и

профориентационной работы в ДЮСШ;

- универсальная модель организации методической, научно-исследовательской

и профориентационной работы в ДЮСШ;

-

концептуальная

модель

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

-

функциональная

модель

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

- процессуальная модель организации методической, научно-исследовательской

и профориентационной работы в ДЮСШ;

-

технологическая

модель

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

-

гуманистическая

модель

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

-

здоровьеформирующая

модель

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

- мотивационная модель организации методической, научно-исследовательской

и профориентационной работы в ДЮСШ;

- прогрессивная модель организации методической, научно-исследовательской

и профориентационной работы в ДЮСШ;

- классическая модель организации методической, научно-исследовательской и

профориентационной работы в ДЮСШ;

- инновационная модель организации методической, научно-исследовательской

и профориентационной работы в ДЮСШ и пр.

25

Функции

организации

методической,

научно-исследовательской

и

профориентационной работы в ДЮСШ – основные задачи в осуществлении и

коррекции качества реализации идей целостности, системности, корректности и

продуктивности

постановки

и

использования

в

практике

развития

обучающихся ДЮСШ идей и моделей организации методической, научно-

исследовательской и профориентационной работы.

Функции

организации

методической,

научно-исследовательской

и

профориентационной работы в ДЮСШ:

- функция адаптации в организации методической, научно-исследовательской и

профориентационной работы в ДЮСШ;

- функция ориентации в организации методической, научно-исследовательской

и профориентационной работы в ДЮСШ;

-

функция

социализации

в

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

-

функция

самореализации

личности

в

организации

методической,

научноисследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

- функция позитивного уточнения качества развития и самочувствия личности в

организации методической, научно-исследовательской и профориентационной

работы в ДЮСШ;

-

организационно-педагогическая

функция

организации

методической,

научноисследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

-

мотивационная

функция

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

-

инновационная

функция

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ.

Принципы

организации

методической,

научно-исследовательской

и

профориентационной работы в ДЮСШ – основные положения теории

педагогики, регламентирующие качество формирования ценностей и смыслов,

мотивов и целей, форм и методов, способов и технологий решения задач

26

организации методической, научноисследовательской и профориентационной

работы в ДЮСШ.

Принципы

организации

методической,

научно-исследовательской

и

профориентационной работы в ДЮСШ:

- принцип научности в организации методической, научно-исследовательской и

профориентационной работы в ДЮСШ;

-

принцип

возрастосообразности

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

-

принцип

интеграции

образования,

спорта

и

науки

в

организации

методической, научно-исследовательской и профориентационной работы в

ДЮСШ;

- принцип разнообразия методов, форм, средств, технологий в организации

методической, научно-исследовательской и профориентационной работы в

ДЮСШ;

- принцип культуросообразности как основы целостности и востребованности

личности

в

деятельности

при

организации

методической,

научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ;

- принцип природосообразности при учете генетической составляющей

развития личности при разработке и оптимизации качества организации

методической, научноисследовательской и профориентационной работы в

ДЮСШ;

- принцип повышения уровня профессионализма личности при организации

методической, научно-исследовательской и профориентационной работы в

ДЮСШ.

Педагогические условия повышения качества организации методической,

научноисследовательской

и

профориентационной

работы

в

ДЮСШ

составляющие единой системы оптимизации и контроля качества реализуемых

успешных

решений

задач

развития

личности

и

повышения

качества

организации методической, научно-исследовательской и профориентационной

работы в ДЮСШ.

27

Педагогические условия повышения качества организации методической,

научноисследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ:

- интеграция науки, образования, искусства, культуры, спорта в развитии

личности в ДЮСШ;

- объективизация потребностей современного обучающегося и осознанность

обучающегося в выборе того или иного решения через процессы самопознания

и самовыражения;

- реализация идей и технологий гибкого управления качеством развития

личности в ДЮСШ;

- проективное уточнение условий персонифицированного решения задач

развития и самореализации в ДЮСШ;

- контроль качества развития личности в ДЮСШ на основе традиционных и

инновационных методик и технологий анализа качества достижений личности в

ДЮСШ как учреждении образования, социализации, развития, самореализации

и пр.;

- объективизация уровня профессионализма тренера в универсальном рейтинге

по выделенному профилю деятельности.

Заключение

28

Методическая, научно-исследовательская и профориентационная работа в

ДЮСШ определяется как система самоорганизации качества деятельности

тренера, выделенные модели и основы теоретизации методической, научно-

исследовательской и профориентационной работы в ДЮСШ позволят подойти

к проблеме системного анализа и разработки технологии целостного развития

обучающегося и тренера ДЮСШ в совместной деятельности и сотрудничестве.

Выпускники ДЮСШ:

ориентированы после окончания 9 и 11 классов на поступление в

профессиональные образовательные организации и образовательные

организации высшего образования, реализующие программы

в

области образования и педагогики, а также в сфере физической

культуры и спорта.

ежегодно поступают в образовательные организации:

- ГАПОУ МО «Мурманский педагогический колледж»;

- ГБПОУ Брянский профессионально-педагогический колледж;

- Калининградский областной музыкальный колледж им. С.В. Рахманинова,

хореографическое отделение;

- Национальный государственный университет физической культуры, спорта

и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, факультет летних олимпийских видов спорта;

-

Московский

государственный

институт

культуры,

хореографический

факультет, специализация «Педагогика спортивного бального и современного

танца»;

- Санкт-Петербургский гуманитарный университет Профсоюзов, кафедра

хореографии;

- Мурманский арктический государственный университет.

Обучаясь в ДЮСШ по предпрофессиональным программам, наиболее

успешные обучающиеся имеют возможность трудоустройства в ДЮСШ, в

должности

спортсмена-инструктора

(учебно-вспомогательный

персонал).

Продолжая свою спортивную соревновательную деятельность и одновременно

обучаясь на очном или заочном отделениях в образовательных организациях,

29

реализующих программы в области образования и педагогики, они имеют

возможность пройти более углубленную профессиональную подготовку.

После получения диплома об окончании образовательных организаций

выпускники

ДЮСШ

возвращаются

в

школу

работать

тренерами-

преподавателями.

На сегодняшний момент

в ДЮСШ работают в должности тренера-

преподавателя 10 выпускников школы, в должности спортсмена-инструктора 5

спортсменов.

Приложение 1

30

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

I. ИНФОРМАЦИОННО-

АНАЛИТИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.

Анализ трудоустройства и

поступления в учебные

заведения выпускников

сентябрь

Зам. директора УВР

Тренеры-

преподаватели

2.

Проведение

социологического опроса

выпускников ДЮСШ с

целью выявления

профессиональных

намерений и их реализации

2 раза в год

Сентябрь,

март

Инструктор-

методист

Тренеры-

преподаватели

3.

Выявление обучающихся

базового и углубленного

уровней, не

определившихся с выбором

профессии

март

Инструктор-

методист

Тренеры-

преподаватели

4.

Анализ работы по

реализации программы

май

Администрация

5.

Анализ работы по

профориентации с

учащимися и их

родителями

март-апрель

Администрация

II.

ОРГАНИЗАЦИОННО-

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАБОТА

1.

Подготовка плана работы

по профориентации на

Май-июнь

Администрация

31

учебный год

2.

Организация

взаимодействия(в том

числе и сетевое

взаимодействие) ДЮСШ с

заинтересованными

организациями

Май

Инструктор-

методист

3

Создание

информационного стенда с

информацией:

потребности рынка труда;

профессиограмма тренера-

преподавателя (описание

профессии);

- справочники о

профильных учебных

заведениях ( ССУЗы,

ВУЗы);

- методические материалы

по вопросам

профориентации для

педагогических работников

В течение

года

Зам. директора УВР

Инструктор-

методист

4

Проведение для

обучающихся на

углубленном этапе

обучения дней

профориентации в форме

теоретических занятий

рассказывающих о работе

тренера-преподавателя

В течение

года

Тренеры-

преподаватели

5

Обзор новинок

регулярно

Инструктор-

32

методической литературы

по профориентации,

проведение выставки книг

под условным названием

«Профессия - тренер»

методист

6

Обеспечение ОУ

документацией и

методическими

материалами по

профориентации

регулярно

Инструктор-

методист

7

Вовлечение обучающихся

в тренерскую деятельность

через реализацию раздела

«Инструкторская и

судейская практика»

Регулярно, в

соответствии

с учебным

планом

Тренеры-

преподаватели

8

Разработка опросных

листов для проведения

анкетных опросов детей и

их родителей

октябрь

Инструктор-

методист

III. РАБОТА С

ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ

КАДРАМИ

1.

Разработка рекомендаций

тренерам-преподавателям

по планированию

профориентационной

работы с обучающимися

апрель

Заместитель

директора по УВР

2.

Предусмотреть в планах

работы рассмотрение

вопросов методики

профориентационной

работы, обмен опытом ее

проведения

Заместитель

директора по УВР

3.

Проведение совещаний при

директоре ДЮСШ с

1 раз в

квартал

Директор

33

условной темой

«Состояние

профориентационной

работы с обучающимися»

4.

«Круглые столы»

тренеров-преподавателей

по обмену опытом

профориентационной

работы

1 раз в

четверть

Зам. директора по

ВР

IV. РАБОТА С

РОДИТЕЛЯМИ

1.

Включение в повестку

родительских собраний

вопросов

профориентационной

тематики

По графику

проведения

Тренеры-

преподаватели

2.

Индивидуальные

консультации для

родителей по вопросам

профориентации

Постоянно

Тренеры-

преподаватели

3.

Проведение анкетирования

родителей с целью

выявления их отношения к

профессии тренера-

преподавателя

Ежегодно

Инструктор-

методист

Тренеры-

преподаватели

4.

Обобщение и пропаганда

лучшего опыта воспитания

в семье по подготовке

детей к сознательному

выбору профессии

1 раз в год

Инструктор-

методист

Тренеры-

преподаватели

34

5.

Организация для родителей

встреч с выпускниками

ДЮСШ, обучающимися в

профильных

образовательных

учреждениях или

работающими в сфере

образования и физической

культуры и спорта

март

Заместитель

директора по УВР

V. РАБОТА С

ОБУЧАЮЩИМИСЯ

1

Профориентационные

занятия в рамках

реализации раздела

образовательной

программы

«инструкторская и

судейская практика».

Согласно

учебного

плана

Тренеры-

преподаватели

2

Проведение

индивидуальных

профконсультаций с

неопределившимися

учащимися, в первую

очередь «группы риска»

регулярно

Инструктор-

методист

Тренеры-

преподаватели

3

Мониторинг

профнамерений

обучающихся

Сентябрь-

октябрь

Инструктор-

методист

Тренеры-

преподаватели

4

Организация встреч с

бывшими выпускниками с

профориентационной

целью

Ежегодно

февраль

Инструктор-

методист

Тренеры-

преподаватели

35

Приложение 2

Основные

направления

Содержание работы

Сроки

выполнения

Трудовое воспитание

Установление графика дежурств по уборке

мест занятий после тренировки

в течение года

Привлечение к участию в субботниках

Помощь в оформлении наглядной

агитации

Нравственное

воспитание

Состояние и развитие спорта в России

сентябрь

Воспитание нравственных и волевых

качеств спортсменов

ноябрь

Беседа с детьми по профилактике

беспризорности

январь

Беседа «Питание и его значение для

сохранения здоровья»

март

Эстетическое

воспитание

Посещение учебно-тренировочных занятий

и соревнований старших спортсменов

в течение года

Беседа «Питание и его значение для

сохранения здоровья»

апрель

Беседа «Красота тела и души»

Безопасность

жизнедеятельности

Беседа с учащимися «Правила поведения в

спортивном зале и на спортплощадке»

в течение года

Инструктаж по технике безопасности ПДД

Беседа «Правила поведения при угрозе

террористического акта»

Инструктаж по ТБ «Опасность

пользования пиротехническими

средствами и взрывчатыми веществами»

Инструктаж по ТБ «По правилам

безопасного поведения на водоемах в

зимнее время»

Работа с одаренными

детьми

Проведение внутришкольных

соревнований с целью выявления

одаренных обучающихся для участия в

в течение года

36

соревнованиях различного уровня

согласно календарю спортивно-массовых

мероприятий (все группы)

Работа с родителями

- Проведение родительского собрания (все

группы)

- Индивидуальные беседы с родителями

(по необходимости)

по мере

необходимости

Профориентационная

работа

Встреча с интересным человеком

(спортсменом, тренером)

май

Список литературы

1.

Конституция Российской Федерации

37

2.

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической

культуре и спорте в Российской Федерации»

3.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от

29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

4.

Методические

рекомендации

/

Министерство

спорта

РФ,

2015

Требования

к

обеспечению

подготовки

спортивного

резерва

для

спортивных сборных команд Российской Федерации.

5.

Васильев

В.В. Информационное

обеспечение

управления

общеобразовательной школой. Воронеж, 1990

6.

Габриелян

К.Г.,

Ермолаев

Б.В.,

Кутателадзе

И.О.

Программно-

методическое обеспечение преподавания основ здоровьесберегающих

технологий

в

неспециализированном

вузе

//

Теория

и

практика

физ.культуры 2003, №11

7.

Егорова А.В., Круглов Д.Г., Левочкина О.Е., Столов И.И., Усков С.В.,

Черноног

Д.Н.

Нормативно-правовое

и

программное

обеспечение

деятельности спортивных школ в Российской Федерации. М.. 2007

8.

Загайнов Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена. М.,

2006

9.

Иорданская

Ф.А.,

Юдинцева

М.С.

Мониторинг

здоровья

и

функциональная

подготовленность

высококвалифицированных

спортсменов

процессе

учебно-тренировочной

работы

и

соревновательной деятельности). М., 2006

10.Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в

системе «учитель-ученик». М., 1999

11. Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А. Человек и профессия (с электронным

приложением). М., 2007, 2008.

12. Климов В.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 2006.

13.

Кореко

А.В.

ИКТ

в

профессиональном

самоопределении

старшеклассников: рекомендации, диагностический материал. Волгоград,

2010.

38

14. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 2006.

15.

Михайлина М.Ю., Павлова М.А., Нелюбова Я.К. Сопровождение

профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика,

рекомендации, занятия. Волгоград, 2009.

16.

Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Диагностика и

развитие профессиональной деятельности. М., 2005.

17.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального

самоопределения: Учеб.-метод. пособие. М., 2004.

39



В раздел образования