Автор: Ивашкина Елизавета Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Часцовская СОШ дошкольное отделение - детский сад №43
Населённый пункт: Московская область, Одинцовский городской округ, п. Покровский Городок
Наименование материала: Конспект по художественно-эстетическому развитию
Тема: "Воздушный шар" (рисование)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию
в рамках тематической недели «Транспорт»
на тему: «Воздушный шар» (рисование).
Подготовила и провела:
воспитатель Ивашкина Е.А.
п. Покровский Городок
Формы проведения: групповая, индивидуальная.
Цель: расширение знаний детей о воздушном транспорте – воздушный шар.
Задачи:
закрепить знания детей о разных видах транспорта;
закрепить умения и навыки работы с пастелью;
воспитывать аккуратность, старательность, трудолюбие;
развивать
образное
и
пространственное
мышление,
зрительно-
двигательную координацию;
обогатить словарный запас детей новыми словами: гелий.
Предварительная работа:
проведение беседы на тему «Воздушный транспорт»;
рассматривание иллюстраций «Транспорт. Воздушный транспорт»;
чтение художественной литературы о транспорте, о воздушном шаре
(Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», глава 6 «Как Знайка
придумал воздушный шар»);
просмотр кукольного мультфильма «Как Знайка придумал воздушный
шар» (1972);
тонировование акварельных листов.
Материалы и оборудование:
Оборудование:
модель воздушного транспорта: воздушный шар и небольшая плетеная
корзина;
ИКТ: ноутбук, телевизор, презентация «Воздушный шар»;
музыкальное сопровождение.
2
Для воспитателя:
образец работы;
материалы и инструменты для демонстрации выполнения трудового
приёма: пастель, готовый тонированный акварельный лист, салфетка;
дополнительный наглядный материал: демонстрационные картинки
«Транспорт».
Для детей:
тонированные листы акварельной бумаги, пастель;
готовый клеевой рисунок воздушного шара;
салфетка.
Продукт образовательной деятельности:
материализованный – рисунок
«Воздушный
шар»;
нематериализованный
–
представление
детей
о
воздушном транспорте – воздушный шар.
3
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Звучит музыка.
Дети приветствуют гостей и проходят в игровую зону.
Воспитатель:
Ребята, давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу и
нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
- Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
- Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
- Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки)
- Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).
2. Игровая мотивация.
1. Загадки о транспорте.
Дети садятся на ковер полукругом.
Воспитатель: Дорогие ребята, у нас будет необычное занятие. Мы совершим
с вами путешествие в мир транспорта и познакомимся с необычным
транспортом.
Воспитатель включает презентацию.
Воспитатель: Давайте вспомним, какой транспорт бывает. Предлагаю вам
отгадать загадку:
4
Тяжести возить привык,
Я огромный … (грузовик).
Дети: грузовик.
Воспитатель: Грузовик – это какой вид транспорта?
Дети: наземный.
Воспитатель показывает картинки других транспортов (автобус, автомобиль,
пожарная машина) дети называют их.
Воспитатель: следующая загадка
Он торопится вперед,
Пассажиров он везет.
По морям, по океанам,
Что за судно? (теплоход)
Дети: теплоход.
Воспитатель: Теплоход – это какой вид транспорта?
Дети: водный.
Воспитатель: Посмотрите и назовите, какие еще водные транспорты есть.
Воспитатель показывает картинки (корабль, яхта, лодка), дети называют.
Воспитатель: послушайте такую загадку
Быстрый транспорт городской,
Но особенный такой -
Под землёй вагоны катят,
Места всем доехать хватит! (метро)
Дети: метро.
5
Воспитатель: К какому виду транспорта мы относим метро?
Дети: к подземному.
2. Сбор пазла «Воздушный шар».
Воспитатель: Вы хорошо отгадывали загадки. Следующий вид транспорта
вы узнаете, когда соберете вместе большой пазл.
Воспитатель организует на ковре сбор пазла, дети собирают вместе пазл.
Воспитатель: Итак, скажите, что у вас получилось?
Дети: воздушный шар.
Воспитатель показывает картинки другого воздушного транспорта.
Воспитатель: Посмотрите и назовите транспорт.
Дети: вертолет, самолет, ракета.
3. Рассматривание картинок (Знайка и его друзья запускают воздушный
шар). Знакомство с устройством воздушного шара.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто же из сказочных героев совершал
путешествие на воздушном шаре?
Дети: Незнайка и его друзья.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки на слайде.
6
Воспитатель: Вспомните, из чего Знайка сделал воздушный шар?
Дети: из резины.
Воспитатель: Посмотрите на картинки,
скажите, что герои с помощью
насоса закачивают в резиновый шар?
Дети: Знайка и его друзья накачивают воздухом резиновый шар.
Воспитатель: Что герои делают дальше?
Дети: они соединили ткань с корзиной и обматывают тканью воздушный
шар.
Воспитатель:
Давайте узнаем, что произошло с героями дальше. Что
изображено на картинке?
Дети: ребята скинули мешки и взлетели.
Воспитатель:
Как вы думаете, зачем Знайка и его друзья построили
воздушный шар?
Дети: отправиться в путешествие.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я держу в руках?
Воспитатель показывает детям модель воздушного шара.
Дети: воздушный шар.
Воспитатель: Когда-то давным-давно на нашей планете Земля не было
транспорта. Люди ходили пешком. Любуясь полётами птиц, человек всегда
мечтал летать. Сначала люди придумали крылья, но не смогли подняться в
небо.
Время шло, но интерес к полётам в небо остался, и человек придумал
воздушный шар. Люди стали совершать путешествия на воздушных шарах.
Воспитатель: Давайте вспомним, почему воздушный шар может летать.
Ответы детей. В случае затруднений ответа детей, воспитатель помогает с
помощью наводящих вопросов.
7
Воспитатель: Что находится в шаре?
Дети: воздух.
Воспитатель: Правильно. А каким должен быть воздух по температуре в
шаре, чтобы он смог взлететь вверх? Холодным или горячим?
Дети: горячим.
Воспитатель: Верно, горячий воздух намного легче холодного, поэтому шар
может взлететь.
Воспитатель: Давайте вспомним, что придумал Знайка, чтобы воздух в шаре
всегда мог быть горячим?
Дети: придумали специальный прибор.
Воспитатель: Правильно, герои изобрели котел, который наполняет шары
горячим воздухом.
Воспитатель: Получилось ли у наших героев совершить полет на воздушном
шаре?
Дети: получилось!
4. Эксперимент «Воздушный шар».
Воспитатель: Хотите увидеть необычное явление?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Хочу показать вам еще один способ, как может воздушный
шар взлететь, но это не будет являться транспортом для людей.
Воспитатель показывает корзинку с грузом. Затем убирает груз из корзинки.
Воспитатель: Когда я убрала груз, что произошло?
Дети: Воздушный шар взлетел.
8
Воспитатель:
Ребята, воздушный шар взлетел еще и потому, что он
наполнен не воздухом, а необычным газом – гелием. Гелий легче, чем воздух,
поэтому шар, наполненный гелием, легко взлетел к потолку.
3. Постановка игровой и учебной задачи.
Воспитатель: Ребята, у Незнайки и его друзей получился замечательный
воздушный шар. Хотите тоже сделать свой воздушный шар и отправится на
нем в путешествие?
Дети: хотим!
Воспитатель приглашает детей к рабочим местам.
4. Руководство продуктивной деятельностью.
а) показ и анализ образца
Воспитатель: Посмотрите внимательно на образец. Как вы думаете, что мы
будем делать?
Дети: закрашивать пастелью рисунок.
9
Воспитатель: Правильно, но прежде чем приступить к рисованию, нужно
размять наши пальчики.
б) пальчиковая гимнастика «Как воздушный шарик путешествовал»
Шарик мой воздушный –
Легкий, непослушный!
(показываем перед собой большой воздушный шарик)
Надувал я шар, пыхтел …
(показываем, как надуваем шарик)
А он … раз – и улетел!
Шарик по небу летал,
(поднимаем руки вверх)
Шарик всюду побывал.
(разводим руки широко в стороны)
Отражались к нем озера,
Реки синие и горы.
(потираем глазки кулачками)
Отражались иногда
В нем большие города…
(показываем крыши домов)
Отдохнуть решил немножко –
Опустился мне в ладошки.
(складываем руки «лодочкой»)
Полежит, поспит, вздохнет –
10
(показываем, как шарик спит)
Вновь отправится в полет,
Шар вернется завтра к нам
(взмахиваем руками, как крыльями)
С отраженьем дальних стран.
(руки выставляем перед собой ладошками вперед и двигаем руками из
стороны в сторону)
в) определение последовательности действий
Воспитатель:
Ребята, как думаете, с чего начать заполнять пастелью
рисунок?
Дети: с шарика.
Воспитатель: Согласна, лучше сначала заполнять пастелью шар, а потом
переходить к корзине.
г) объяснение и показ трудового приёма
Воспитатель: Давайте посмотрим, как нужно наносить пастель на бумагу.
Воспитатель: Держать мелок нужно как карандаш. Толщина линии меняется
от давления на мелок. Чем сильнее вы давите на мелок, чем толще
получается линия и больше пастели остается на листе.
Воспитатель: Наносим кончиком пастели штрихи. Можно использовать
разные цвета. Затем нужно выровнять цвет, для этого при помощи пальца
руки аккуратно смешать пастель. Если вы использовали разные цвета, то при
их смешивании будут получаться красивые цветные переходы.
д) деятельность детей под руководством воспитателя
Дети
приступают
к
рисованию
пастелью.
Воспитатель
осуществляет
индивидуальную помощь детям, у которых возникают трудности.
11
е) организованное завершение продуктивной деятельности
Воспитатель
предлагает
детям
убрать
рабочие
места
и
выполнить
физкультминутку.
Динамическая пауза «Воздух»
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось?
12
Дети прикрепляют свои работы на доску.
Воспитатель: У каждого получился неповторимый красивый воздушный
шар. Куда бы вы хотели отправиться на своем воздушном шаре?
Ответы детей.
Воспитатель: Хотели бы вы взять кого-нибудь с собой в путешествие? Кого?
Ответы детей.
5. Рефлексия, подведение итогов работы.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Скажите, пожалуйста,
чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: У всех ли сохранилось такое же хорошее настроение, которое
было в начале нашего путешествия.
Воспитатель раздает картинки («Солнышко», «Солнышко и тучка», «Тучка»)
и просит детей выбрать ту картинку, которая соответствует настроению
ребенка.
Воспитатель: Я благодарю вас ребята за вашу активную работу, за старание
и трудолюбие. У меня для вас есть подарок.
Воспитатель открывает сундучок и раздает каждому ребенку воздушный
шарик.
Воспитатель: Вы все отлично справились. Спасибо всем за внимание!
13