Автор: Тамбовцева Любовь Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО д/с №7
Населённый пункт: город Борисоглебск Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Значение дидактических игр в воспитании детей младшего возраста".
Раздел: дошкольное образование
Значение дидактических игр в воспитании детей младшего
возраста.
Занятия в дошкольном учреждении могут быть либо полностью
построены на дидактической игре, либо включать в себя ее элементы.
Знания, полученные во время занятий, закрепляются в игре.
Дидактическая игра как метод воспитания играет значимую роль в
воспитание ребенка. Эти игры эффективны для повышения памяти и
внимания, для развития речевых навыков и для развития мышления.
Учебные, познавательные и игровые задачи связаны между собой,
поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на
присутствие в занятиях заинтересованности, игра должна захватывать
малышей, только тогда она станет им интересной. Воспитателю
следует настроить малышей на игру. Это можно сделать разными
способами, например, предложить тематические загадки или потешки.
При обучении детей раннего возраста предпочтение отдается
дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам,
матрешкам и т.д.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой
характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку,
подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ.
Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими
игрушками дает право объединять их с дидактическими играми. Такой
вид деятельности называют игровыми занятиями.
Важным аспектом в игровых занятиях является взаимодействие
воспитателя и детей. Воспитатель воздействует на малышей,
продумывает содержание игр, методические приемы их проведения,
добивается, что бы дидактические задачи были приняты всеми
детьми. По мере вникания детей в рабочий процесс педагог усложняет
материал и через дидактические игры доносит для детей
необходимые знания, совершенствует детское восприятие, мышление,
речь.
Особенностью использования в занятиях дидактических игр
заключается в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в
практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и
запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала.
Различают
три
основных вида дидактических игр:
- предметные игры, с использованием различных предметов или
природных материалов;
- настольные игры;
- словесные игры.
Первый вид игр способствует развитию предметно – игровой
деятельности. Совершая необходимые, по условиям игры, действия с
предметами малыши узнают их элементарные свойства. Зная
элементарные свойства предметов, дети с легкостью собирают
пирамидки.
Так же к предметным играм мы можем отнести игры с природным
материалом, т.е. с водой, песком, воздухом. Целью таких игр является
донесение до детей информации о свойствах воды, воздуха, песка.
Такие опыты не только познавательны, но и очень интересны
малышам.
Второй вид дидактических игр способствует развитию наглядно –
действенного мышления у детей первой младшей группы. Цель таких
игр научить детей играть не с предметами, а с их изображениями, что
так же способствует развитию воображения у ребенка. Парные
картинки, лото, пазлы из двух или трех крупных частей, волшебные
коврики вот неполный перечень настольных игр для детей от 1-5 лет.
Эти игры решают такие задачи, как обобщение предметов по
элементарным признакам, установление взаимосвязи между
предметами, составление целого из частей.
Начиная игру с дидактическими настольными играми, воспитатель
проводит подготовительную работу. Например, педагог показывает
игрушку, называет ее свойства, а потом предлагает картинку, на
которой дети должны найти изображение этой игрушки.
Для поддержания интереса детей к игровым занятиям следует решать
с ними одни и те же образовательные задачи, только на разных
дидактических пособиях. Раскладывать по цвету и размеру шарики,
кубики, палочки, использовать разборные материалы, имеющие
форму и цвет.
Третий вид дидактических игр: словесные игры играют большую роль
в развитие речи ребенка. Они формируют слуховое внимание, умение
прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.
Воспитатель учит детей воспринимать потешки, прибаутки, сказки.
Дидактические игры играют важную роль в воспитание детей разных
возрастов. Преподносить материал в каждой группе надо с учетом
возрастных особенностей детей. Например, в первой младше группе
интерес к дидактическим играм вызван практическим осуществлением
предметных действий. Дети сравнивают основные свойства
предметов: цвет, форму, величину. Малыши учиться соотносить цвета,
сравнивать форму, накладывать друг на друга предметы.
Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой
обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт
детей, раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических
игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о
свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об
окружающем мире.