Автор: Квашнина Анна Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с №10"
Населённый пункт: г. Ачинск
Наименование материала: Подборка речевых игр с камешками Марблс
Тема: "Картотека речевых игр с камешками Марблс"
Раздел: дошкольное образование
1
Картотека
речевых игр
с камешками
Марблс
Учитель-логопед
МБДОУ «Д/с №10»:
А.Ю. Квашнина
г. Ачинск
2022 г.
2
№
п/п
Содержание:
Страница:
1.
Игры на автоматизацию, дифференциацию поставленных
звуков
3
2.
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи
7
3.
Игры на развитие фонематического слуха и восприятия
8
4.
Игры на развитие связной речи
9
3
Игры на автоматизацию, дифференциацию поставленных звуков:
Игра «Дорожка звуков, слогов, слов» (младший, средний и старший
дошкольный возраст)
Цель:
закрепление
правильного
звукового
уклада
в
речи
ребенка
в
изолированном
произнесении
поставленного
звука,
в
слогах,
словах,
развитие мелкой моторики рук.
Описание:
1
вариант:
Перед
ребенком
кладется
карточка
с
нарисованными
на
дорожке кружками, ребенок произносит отрабатываемый звук правильно и
кладет
на
кружок
камешек.
Задача
ребенка
–
заполнить
всю
дорожку
камешками, правильно произнося звук или слог с заданным звуком.
2 вариант: «Веселая гусеница»
3 вариант: Ребенку дается карточка. Предлагается положить камешки на
кружочки, проговаривая слоги (например, «ра» - «ры»)
4
вариант:
Ребенок
заполняет
дорожку
камешками,
проговаривая
названия картинок на поставленный звук.
4
5 вариант:
Цель: дифференциация звуков в слогах.
Описание:
Ребенок
заполняет
дорожку
камешками
двух
цветов
с
одновременным
проговариванием
слогов
с
дифференцируемыми
звуками
(например, «са-ша-са-са-ша-ша и т.д.»)
Игра
«Выложи
букву,
которую
ты
учишься
говорить»
(старший
дошкольный возраст)
Цель:
закрепление
правильного
звукового
уклада
в
речи
ребенка
в
изолированном
произнесении
поставленного
звука,
в
слове,
обучение
грамоте, развитие мелкой моторики рук.
Описание:
Ребенок
выкладывает
на
карточке
букву
из
камешков,
и
картинку с этим звуком, одновременно проговаривая нужный звук и слово.
Игра «Допиши букву» (старший дошкольный возраст)
Цель:
закрепление
правильного
звукового
уклада
в
речи
ребенка
в
изолированном
произнесении
поставленного
звука,
профилактика
дисграфии, развитие мелкой моторики рук.
5
Описание: педагог выкладывает перед ребенком букву из камешков, не
закончив ее. Ребенок должен догадаться, что это за буква и «дорисовать» ее.
Игра-бродилка с кубиком (средний и старший дошкольный возраст)
Цель:
закрепление
правильного
звукопроизношения
в
словах,
предложениях,
развитие
грамматического
строя
речи,
развитие
мелкой
моторики рук.
Описание: играть можно подгруппой и индивидуально. Камешки Марблс
разного цвета используются в качестве фишек. Детям дается игровое полотно
с
картинками
на
отрабатываемый
звук
и
два
кубика.
На
одном
кубике
изображены точки с количеством ходов, на втором кубике – задания в форме
схем, которые ребенок должен выполнить с картинкой, на которую встала
фишка (например, составить предложение, разделить на слоги, назвать слово
ласково и т.д.). Водящий бросает одновременно два кубика, ходит камешком
своего цвета и выполняет задание со второго кубика.
Игра «Чудесный мешочек» (средний и старший дошкольный возраст)
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в словах, развитие
грамматического
строя
речи
(согласование
существительных
с
числительными), развитие мелкой моторики рук.
Описание:
Задание
1:
В
мешочек
складываются
по
5
фигурных
камешков
с
отрабатываемым
звуком
в
названии
(например,
слон,
желудь,
яблоко).
Ребенок на ощупь определяет, какой камешек ему попался, называет фигурку
и проговаривает «Я достал из мешочка желтое яблоко».
Задание 2: когда все фигурки вынуты, ребенку предлагается посчитать
камешки до 5 (например, один слон, два слона, …, пять слонов)
Игра «Цветочная поляна» (средний и старший дошкольный возраст)
6
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в словах, развитие
фонематического слуха.
Описание: Перед ребенком лежит карточка с картинками на заданный
звук, ребенок четко проговаривает слово на картинке и, если слово сказано
без ошибок, накрывает картинку цветочком Марблс. Игра продолжается,
пока все картинки не накроют цветочки.
Усложнение: Ребенку предлагается «сорвать» цветочки определенного
цвета и выполнить задание. Например, сорви розовые цветочки и составь
предложение с каждой картинкой. Сорви синие цветочки и раздели слова на
слоги. И т.д.
Игра «Угостим Карлсона яблочками» (старший дошкольный возраст)
Цель: дифференциация звуков [л-р], развитие фонематического слуха и
восприятия, развитие грамматического строя и связной речи.
Описание: Ребенку дается карточка с картинками. На каждое правильно
названное слово ребенок выкладывает на картинку яблочко Марблс.
Усложнение:
Ребенку
предлагается
выполнить
задания
с
яблочками.
Например, возьми три яблочка красного цвета и посчитай каждое слово до
пяти, возьми три яблочка желтого цвета, составь предложения с каждым
словом и т.д.
Игра «Зеркало» (старший дошкольный возраст)
Цель:
развитие
навыков
анализа
пространственных
соотношений
элементов букв, тактильно двигательной координации.
Описание:
Педагог
рассказывает
детям
историю
о
том,
что
буквы-
модницы так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались;
где они и где их отражения. После чего показывает детям буквы правильно и
зеркально
изображенные.
Предлагает
помочь
буквам,
убрать
их
неправильные отражения.
Усложнение:
Необходимо
найти
правильное
изображение
буквы
и
выложить ее из камешков.
Предлагаются варианты заданий
(
выложить букву
по
образцу,
выложить
букву
по
представлению
после
кратковременного
7
предъявления,
выложить
букву
по
речевой
инструкции
(описанию
правильного положения буквы).
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи:
Игра
«Сухой
бассейн»
(младший,
средний
и
старший
дошкольный
возраст)
Цель: развитие тактильных ощущений, расширение словарного запаса,
автоматизация поставленных звуков.
Описание:
1 вариант:
в емкости с сыпучим наполнителем
(крупа, песок и
т.п.)
спрятаны фигурные камешки. Педагог предлагает ребенку найти фигурки,
спрятанные в бассейне с открытыми глазами, сначала одной, затем другой
рукой. Усложнение: поиск фигурок закрытыми глазами, определить что это.
2 вариант: в емкости наполненной овальными камешками Марблс педагог
прячет детали конструктора, либо разрезную (предметную или сюжетную)
картинку на заданную лексическую тему. Ребенок находит в бассейне все
детали.
Собирает
картинку
и
составляет
по
картинке
предложение
или
рассказ.
Игра «Соседи» (средний и старший дошкольный возраст)
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, развивать связную речь.
Описание:
Педагог
кладет
перед
ребенком
плоскостное
изображение
многоэтажного дома с рядом окошек и дает фигурки Марблс (рыбку, слона,
дельфина, ракушку и т.д.). Затем просит ребенка взять, например, розовую
рыбку и поселить ее в правый верхний угол, взять желтого слона и поселить
его
под
рыбкой
и
так
далее.
После
этого
педагог
предлагает
ребенку
рассказать, кто живет в доме и придумать рассказ о том, как живут такие
дружные соседи в доме.
Игра «Зоркий глаз» (младший, средний и старший возраст)
Цель: развивать память, мышление, речь.
Описание: Педагог выкладывает перед ребенком от 3 до 6 (в зависимости
от возраста ребенка) разных фигурок Марблс, просит ребенка запомнить их
последовательность. Затем прячет фигурки за ширму и просит повторить их
последовательность.
8
Усложнение: Можно попросить ребенка закрыть глаза и поменять две
фигурки местами, либо убрать одну, либо добавить лишнюю и попросить
ребенка сказать, что изменилось.
Игра «Чудесный мешочек» (младший, средний, старший возраст)
Цель:
развитие
грамматического
строя
речи
(согласование
существительных с прилагательными).
Описание:
Ребёнок
достаёт
из
мешочка
камешек
любого
цвета
и
соотносит
цвет
с
предметом
(картинкой),
учась
при
этом
правильно
согласовывать слово-предмет и слово-признак. (Например, зелёный камешек
– зелёный огурец, лук, крокодил и т.д. Жёлтый камешек – жёлтое солнце,
жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т.д.)
Игра «Раздели на слоги»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов.
Описание:
Перед
детьми
выкладываются
картинки
на
определенную
лексическую тему. Каждый ребенок берет по одной картинке, делит слово на
слоги и выкладывает под картинкой столько камешков, сколько слогов в
слове он определил, остальные дети следят за правильностью выполнения
задания.
А
затем
сравнивают слова:
где камешков
больше?
Какое
слово
самое длинное? Какое слово самое короткое?
Игры на развитие фонематического слуха и восприятия:
Игра «Гласный – согласный» (средний и старший дошкольный возраст)
Цель: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
Описание: У каждого ребенка в руках по одному камешку синего и
красного цвета. Педагог называет изолированно любой гласный или твердый
согласный
звук,
дети
показывают
камешек
соответствующего
цвета.
(на
гласный звук – поднимают красный камешек, на согласный звук – камешек
синего цвета)
Игра «Мягкий или твердый?» (старший дошкольный возраст)
Цель: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
Описание: Перед детьми стоят подносы с камешками синего и зеленого
цвета. Педагог произносит звук или слог, дети повторяют его кладут камешек
определенного
цвета
в
нужный
домик
(Синие камешки в
домик
с
синей
крышей, зелёные камешки в домик с зелёной крышей).
Игра «Звуковой мешочек»
(старший дошкольный возраст)
9
Цель: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа, учить
подбирать слова на заданный звук.
Описание: Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или
красного цвета) и подбирает слово на соответствующий звук (синий цвет —
твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий
согласный звук).
Игра «Звуковые дорожки»
(старший дошкольный возраст)
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Описание: На подносе перед детьми камешки синего, красного и зеленого
цвета.
Педагог
выкладывает
перед
ребенком
картинку
и
предлагает
ему
выложить звуковую дорожку данного слова.
Игра «Веселый поезд» (старший дошкольный возраст)
Цель: Учить детей определять позицию звука в слове, автоматизация
звуков в словах.
Описание:
Перед
ребенком
выкладывается
плоскостное
изображение
поезда
с
вагонами
и
ряд
картинок
(картинки
подбираются
на
автоматизируемый
звук).
Ребенку
дается
задание:
назвать
картинку,
определить место звука в слове и положить камешек в первый вагончик, если
звук в слове слышится в начале, во второй вагончик, если в середине слова, и
в третий вагончик, если в конце слова.
Игра «Зажги фонарики»
Цель: развитие навыков звукобуквенного анализа.
Описание: У детей карточки со словом, написанным печатным шрифтом.
Дети,
прочитав
слово,
проводят
звуковой
анализ
и
под
каждой
буквой
выкладывают
цветной
камешек
—
«фонарик»,
символ,
соответствующий
данному звуку.
Условие: написание букв должно совпадать со звучанием
Игры на развитие связной речи:
Игровое упражнение: «Составь предложение»
Цель: развитие связной речи.
Описание: Ребенку предлагается рассмотреть картинку (предметную или
сюжетную), составить по ней предложение, затем сосчитать количество слов
в предложении и выложить камешками схему.
10
Игровое упражнение: «Воспоминание о лете»
Цель: формирование
умения
составлять
рассказы,
используя
схемы-
модели, развитие творческого воображения.
Описание: У детей разлинованные листы бумаги. Педагог читает текст о
лете: «Солнце светит ярко. По небу плывут легкие облака. Идет теплый
летний дождик. Появляется радуга. На деревьях зеленеют листочки. На лугу
распустились яркие цветы. Над ними летают бабочки, стрекозы. По травинке
ползет
божья
коровка».
Затем
педагог
читает
по
одному
предложению,
предлагая детям отобразить в клетках прочитанные предложения с помощью
камешков. Изображения могут быть достаточно схематичными. Далее дети
пересказывают текст, ориентируясь на опорные рисунки.