Напоминание

Время лучших: отечественные педагоги, изменившие мир


Автор: Запросова Наталья Геннадиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГОУ ЯО "Рыбинская общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Рыбинск, Ярославская область, Рыбинский район
Наименование материала: стендовый доклад
Тема: Время лучших: отечественные педагоги, изменившие мир
Раздел: полное образование





Назад




Время лучших:

отечественные

педагоги, изменившие

мир

Учителя, педагоги, наставники...

Сколько ещё синонимов можно подобрать, чтобы

рассказать о людях, которые так много сделали для детей,

для школы, для начальной и средней ступеней образования?

Отечественные

педагоги

признаны

одними

из лучших

в мировой

практике.

Их разработки,

методы

и теории

воспитания и образования до настоящего момента остаются

в числе используемых и уважаемых.

Педагогические системы Выготского, Макаренко,

Ушинского

и

других

нельзя

считать

частями

«педагогического пантеона», в них можно найти идеи для

решения проблем, стоящих перед современностью.

Константин Дмитриевич Ушинский

(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)

"Если педагогика хочет

воспитывать человека во всех

отношениях, то она должна

прежде узнать его тоже во всех

отношениях"

Константин Ушинский

Константина Ушинского называют основоположником русской научной

педагогики. И этот выдающийся учёный достоин такого определения, как никто

иной.

Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно

задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о

нравственном обучении как о чём-то «естественно» и «само собой разумеющемся»

было им решительно отвергнуто.

Ещё одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить

педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и

самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в

семьях и в свете говорили на нём. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень

плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О

необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остаётся образцом

педагогических воззваний.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался

в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работы – это не

только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к

детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала

возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

Лев Семёнович Выготский

(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)

"Необходимо именно выдвижение

на первый план моментов

психологического развития ребенка,

признать ведущую роль в развитии

ребёнка за развитием его социального

поведения, его личности...".

Лев Выготский

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и

лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот

известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику,

на десятилетия опередив своё время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых

направлений:

педологии

и

коррекционной

педагогики,

учёный

пришёл

к

необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и

воспитания. По мнению учёного, педагог должен строить свою работу с опорой на

научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семёнович сам не является автором конкретных методик развития или

воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в

основу

большинства

современных

дошкольных

практик,

вы

не

найдете

конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на

самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь учёный пришёл к выводу,

что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования

личности, смотрящей вперёд – за границы этой среды. Ведь только личная

деятельность ребёнка может стать основой воспитания, но никак не навязанная

извне.

Антон Семёнович Макаренко

(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)

"В общем, педагогика есть самая

диалектическая, подвижная, самая

сложная и разнообразная наука. Вот

это утверждение является основным

символом моей педагогической веры".

Антон Макаренко

В чём было новаторство Макаренко?

В яркой и чёткой идее интегративности образования. Личность не является

таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал

Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек –

каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на

активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека.

Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые

маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им

отвергнуты.

Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих

исследователей, именно Антон Семёнович стал самой яркой звездой

педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного

гуманистического образования.

Василий Александрович

Сухомлинский

(28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)

"В каждом учителе должна сиять и

никогда не угасать маленькая искорка

ребёнка".

Василий Сухомлинский

Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель

оригинальной педагогической системы, где ребёнок был, есть и остаётся высшей

ценностью. И именно личность ребёнка должна быть тем ориентиром, на который

направлены все процессы образования и воспитания.

Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому

делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на

формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с

детьми.

В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать

Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни

одной человеческой личности с пустой душой... не может быть счастливым

человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит.

Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, –

это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком,

перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность,

чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».

Симон Львович Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

"Воспитание детей – старейшее

из человеческих дел, оно ни на один день

не моложе человечества; оттого оно

кажется несложной работой: все

справляются, и мы справимся. В действительности взгляд

этот обманчив... и это сложнейшее из дел".

Симон Соловейчик

«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором

которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон

Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в

школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее,

выходящее за пределы стен, семьи и класса.

Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже

лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового

времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической

школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.

Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве

воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо

воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был

убеждён: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут

очень многому нас научить.

В

российском

образовании

провозглашён

сегодня

принцип

вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам

учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по

любой модели, включая авторские.

В этом направлении идёт и прогресс образования: разработка

различных вариантов его содержания, использование возможностей

современной дидактики в повышении эффективности образовательных

структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и

технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных

педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике

новых форм дополнительных и альтернативных государственной системе

образования,

использование

в

современных

российских

условиях

целостных педагогических систем прошлого. В этих условиях учителю,

педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных

инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на

открытие уже известного.

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику.

Она предполагает наличие определённой степени свободы действий у

соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой

работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами

существующего

опыта

и

лишь

частично

может

регулироваться

и

контролироваться

действующими

институтами.

Поэтому,

общество

вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе

свободного поиска истины, новых решений и способов реализации,

стоящих перед обществом задач, он не предпримет действий, способных в

дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода

творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью

субъекта инновационного поиска.

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом

научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей

или целых коллективов.

Но

быть

педагогически

грамотным

специалистом

нельзя

без

изучения

всего

обширного

арсенала

образовательных

технологий,

новаторских идей. Любые преобразования в системе образования должны

осуществляться высоко эрудированными специалистами.

Знакомство

с

педагогическим

опытом

педагогов-новаторов

способствует формированию профессионализма будущего педагога.

Роберт Рождественский

Учителям

Удачи вам, сельские и городские уважаемые учителя,

Добрые, злые и никакие капитаны на мостике корабля!

Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!

Особенно по утрам, когда вы входите в школьные классы,

Одни – как в клетку, другие – как в храм.

Удачи вам, занятые делами, которых не завершить всё равно,

Накрепко скованные кандалами Инструкций и окриков из гороно.

Удачи вам, по-разному выглядящие,

С затеями и без всяких затей,

Любящие или ненавидящие этих – будь они трижды… – детей.

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жить Земля,

Высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя!

Не на словах, а по вещей традиции,

Которая завтрашней жизни под стать.

Учителем надо будет родиться и только после этого – стать.

В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,

Он будет солнце нести на крыле.

Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле!



В раздел образования