Автор: Немова Марина Георгиевна
Должность: учитель русского языка, литературы
Учебное заведение: МАОУ ОШ 99
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок – путешествие по теме «Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень»
Раздел: среднее образование
Урок – путешествие по теме «Степени сравнения прилагательных. Сравнительная
степень»
(урок-объяснение нового материала в 6 классе)
Демонстрационный материал: путеводные листы, мультимедиа
Цели:
Образовательная: дать понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать
знания о морфологических признаках имен прилагательных;
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии;
развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки
учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру общения; воспитывать толерантность; воспитание
трудолюбия и аккуратности.
Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме,
умение вести монологическую и диалогическую речь.
ХОД УРОКА
I.
Вступительное слово учителя .
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Георгиевна. Сегодня я ваш
учитель. И на этом уроке русского языка мы с вами проведем путешествие в
город «Прилагательное». Но прежде, чем начать путешествие по городу,
давайте вспомним, что мы знаем о прилагательном.
1. Фронтальный опрос
1) Что такое прилагательное?
2) Как изменяются имена прилагательные?
3) Имена прилагательные делятся на 3 разряда…
4) С какой частью речи больше всего «дружит» имя прилагательное?
5) Как правило, имена прилагательные в предложениях бывают…
2 этап. Улица «Познание»
Тема нашего путешествия: Степени сравнения прилагательных. Степени сравнения
бывают: сравнительная и превосходная. Сегодня мы знакомимся только со
сравнительной степенью имени прилагательного. Внимание на экран.
Сравнительная степень прилагательного образуется двумя способами: с помощью
суффиксов - е,ее,ей,ше. И с помощью слов – более, менее. Но в этом вопросе нам
необходимо разобраться более подробно. Поэтому еще одна цель нашего путешествия
- узнать, что такое сравнительная степень прилагательного и как она образуется. А
поможет нам в этом прогулка по улице под названием Сравнительная.
3 Этап. Улица «Сравнительная». К новому материалу.
1) Давайте задумаемся и попробуем объяснить название улицы.
- Какая перед вами часть речи?
- Расскажите мне об этом слове, как о прилагательном.
- А теперь поиграем со значением слова «сравнительная». Что, по-вашему, оно
обозначает?
2) Молодцы. Сравнительный – значит тот, который сравнивает. Вот и у
прилагательных есть такая способность выражать сравнение признаков предмета.
Прилагательные в сравнительной степени обозначают тот признак предмета, который
может проявляться в нем в большей или в меньшей степени по сравнению с другими
признаками.
Например: Правда светлее солнца.
3) А теперь давайте попробуем самостоятельно от полных прилагательных образовать
прилагательные сравнительной степени, используя ту информацию, которую мы знаем
на данный момент.
СЛАЙД.
СВЕТЛЫЙ-
СВЕТЛЕЕ -
БОЛЕЕ СВЕТЛЫЙ
СИЛЬНЫЙ -
ТОНКИЙ –
ВЕСЕЛЫЙ –
4) Давайте пронаблюдаем за способом образования прилагательных сравнительной
степени и найдем от чего и с помощью чего они образуются.
- Посмотрите на третий столбик. Что можно сказать об образовании этих
прилагательных?
_ Прилагательные третьего столбика образуются путем прибавления к простым
прилагательным слов более или менее.
- По способу образования прилагательные сравнительной степени делятся на две
формы: простая и составная.
- Как образуются прилагательные простой сравнительной степени?
- Как образуются прилагательные составной сравнительной степени?
3 Этап. Улица «Практическая»
Ну что, вот и пришло время попрактиковаться. Мы на улице Практической. Здесь
обычно все путешественники останавливаются, чтобы попрактиковаться в новых
полученных знаниях.
Внимание на экран. Перед вами две пословицы.
1)
Слово сильнее стрелы разит.
2)
Хорошему человеку везде хорошо.
- Прочитайте их. Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.
- Найдите здесь предложение, в котором есть наше прилагательное сравнительной
степени.
- Назовите прилагательное.
- Выделите суффиксы.
- Попробуйте определить, каким членом предложения является данное
прилагательное?
Прилагательное сильнее является сказуемым.
Прилагательные в простой сравнительной степени чаще всего в предложении
являются сказуемым, а в составной сравнительной степени – определением.
4 Этап. Улица «Олимпийская»
Молодцы. С заданием справились. Мы и не заметили, как оказались на улице,
быстрых, смелых, спортивных. Мы с вами на улице Олимпийской. Пришло время
физкультминутки.
Музыкальная минутка.
5 Этап. Улица «Смешная»
Мы на улице Смеха. И здесь нас тоже ждет задание. Посмотрите на экран. Перед вами
три столбика прилагательных.
- Определите разряд прилагательного в первом столбике?
- Во втором?
- В третьем?
Образуйте от данных прилагательных сравнительную степень (по рядам).
- Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Только качественные прилагательные могут образовывать
сравнительную степень.
6 Этап. Улица «Итоговая»
Незаметно пролетело время, и наше путешествие по городу Прилагательное привело
нас к Итоговой улице, на которой все путешественники делятся впечатлениями и
знаниями, подводя итоги. Вот и мы с вами должны вспомнить все, о чем говорили, что
нового узнали и подвести итоги.
- С какой степенью сравнения прилагательного мы познакомились?
- Какие формы есть у сравнительной степени?
- От чего с помощью чего образуются прилагательные простой сравнительной
степени?
- От чего с помощью чего образуются прилагательные составной сравнительной
степени?
- От какого разряда каких прилагательных можно образовывать сравнительную
степень?
Мы с вами прошли все улицы имени прилагательного. Благодарю вас за вашу работу.
И предлагаю вам оценить наш урок при помощи прилагательных.