Автор: Гайшенец Оксана Николаевна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: МОУ "Черёмушская ООШ"
Населённый пункт: п.Черёмушский Архангельской области
Наименование материала: Технологическая карта урока по химии
Тема: "Строение атома"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Предмет: химия
Класс: 8
Учитель: Гайшенец Оксана Николаевна, высшая кв.кат.;
Тема урока: «Основные сведения о строении атома»
Тип урока. Урок «открытия» нового знания.
Цель - формирование представлений учащихся о строении атома, составе
ядра.
Задачи:
образовательные: объяснить физический смысл порядкового номера
химического элемента; изучить строение атома, состав ядра; научить
вычислять состав атома и ядра;
развивающая:
продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать
причинно-следственные связи, делать выводы;
воспитательная:
создать условия для ситуации успеха, способствовать
формированию коммуникативных УУД у учащихся, развитию способностей
анализировать и обобщать.
Оборудование: учебник
О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. М. «Дрофа»;
раздаточные карточки.
Методы и формы учебной деятельности. Работа в группах и парах,
самостоятельная работа, диалоговое обучение.
Планируемые результаты урока:
Предметные: знать понятия «атом», «химический элемент»; уметь объяснять
физический смысл порядкового номера химического элемента; уметь
вычислять состав атома и ядра.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению,
готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению.
Метапредметные:
*Познавательные
- умение находить сходства и различия между объектами: анализ, сравнение;
*Регулятивные
-умение выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.
* Коммуникативные
-умение использовать источники информации для получения знаний;
-умение формулировать высказывания: правильно задавать вопросы и
отвечать на поставленные полным ответом;
- умение вести диалог.
Межпредметные связи: история, физика, математика.
№
Этап урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный
Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.
- приветствие;
- проверка подготовленности учащихся к учебному занятию;
- организация внимания учащихся;
Проверяют готовность к уроку
2.
Актуализация опорных знаний.
Проводить самоанализ и самоконтроль проделанной работы (Регулятивные УУД).
Умение доказывать собственное мнение (Коммуникативные УУД).
На столе у каждого лежит карточка с заданием, давайте проверим вашу готовность к
уроку.
1. В предложение вставить слова «атом» и «молекула»:
А)… водорода образована … водорода;
Б)… углекислого газа образована … углерода и … кислорода.
2. Записать формулу вещества и вычислить его относительную молекулярную массу, если
известно, что в состав его молекулы входят: А) 2 атома азота;
Б) 2 атома фосфора и 5 атомов кислорода.
Проверка правильности выполнения карточки
Работают индивидуально и участвуют в проверке задания.
3.
Создание проблемной ситуации.
Постановка учебной задачи
Информационный поиск (Познавательные УУД).
Выделение учебной цели (Регулятивные УУД).
Создание проблемной ситуации
:
ребята, вспомните,
в каких 3 формах может
существовать любой химический элемент?
- из чего состоит сложное вещество? (Из атомов разных химических элементов);
-из чего состоит молекула простого вещества? (Из атомов одного химического элемента)
Что общего в этих понятиях? (атомы)
Ещё у нас есть свободные атомы. Выкладывает схему с терминами и определениями на
доске.
- А кто из вас знает как устроен атом?
Посмотрите на доску и прочитайте тему нашего урока.
Как вы думаете, что нового вы должны узнать сегодня на уроке?
Откроем тетради и запишем число и тему нашего урока. Исходя из нашей темы, какую
учебную цель для урока мы с вами поставим?
С помощью наводящих вопросов помогает ученикам в определении цели урока.
(Изучить из чего состоит атом)
Находят ответы на поставленные вопросы.
(сложные вещества, простые вещества,
свободные атомы
).
Участвуют в обсуждении.
Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем
4.
Изучение нового материала
а) Восприятие и осмысление учащимися нового материала
Включать учащихся в действие поиска, отбора и структурирования необходимой
информации.
(Познавательные УУД)
Одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного
строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, ведь
в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно. Работая в группе,
составьте Лист рассказа. Организует работу в группе.
Электрон вращается вокруг ядра атома с невообразимой скоростью. Так, за 1 с он делает
столько оборотов вокруг ядра атома, сколько оборотов делает пропеллер самолета вокруг
оси за 5–5,5 лет непрерывной работы двигателя.
Но и это не все. Оказывается, и крошечное атомное ядро состоит из частиц двух видов -
протонов и нейтронов. Познакомимся с основными характеристиками элементарных
частиц
.
(Фронтальная устная работа с учебником стр.45).
Какие частицы находятся в ядре?
Какие из них имеют заряд?
А ядро будет иметь заряд?
За счет каких частиц?
Атом имеет массу?
За счет каких частиц?
Электроны вносят вклад в массу атома?
Значит в какой части атома сосредоточена его масса?
Как обозначается
Задание. Расставьте понятия «электроны», «атом», «нейтроны», «ядро», «электронная
оболочка», «протоны» на соответствующие им места в схеме.
2. Как определить количество протонов, нейтронов, электронов? Используя текст
учебника на стр. 45-46, составьте алгоритм, которым будете руководствоваться при
нахождение числа протонов, электронов, нейтронов.
Самостоятельно в группах читают, анализируют. Выделяют главное. Составляют рассказ.
Готовятся к выступлению.
б) Первичная проверка понимания
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным
эталоном, коррекция,
коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные
– построение логической цепи рассуждений, доказательств.
1.Определите состав атомов серы, кремния, железа, цинка, брома. Заполните таблицу.
Сравните результаты друг с другом. Если у вас есть расхождения, поправьте друг друга.
Если вы в чем-то не уверены, попросите помощи.
Сравните результаты записей с контрольными.
Организовать парную работу обучающихся с учебником и раздаточным материалом.
2.Определите химический элемент по составу его атома.
А)
6
протонов,
6
нейтронов,
6
электронов:
Б)
12
протонов,
12
нейтронов,
12
электронов:
В) 56 протонов, 81 нейтрон, 56 электронов
Каждая пара учащихся находит нужную информацию и заполняет таблицу.
5.
Физкультминутка
Сменить деятельность
Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся
Учащиеся отдохнули и готовы продолжать работу.
6.
Закрепление материала.
Обеспечить умения сотрудничества: умение слушать и понимать партнёра. (Регулятивные
УУД)
Организовать закрепление с помощью приема технологии РКМЧП «Верные и неверные
утверждения».
Выбирают верные утверждения по теме и осуществляют проверку.
7.
Рефлексия учебной деятельности.
Фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности и
намечаются цели последующей деятельности
Подводит итог урока. Возврат к проблеме урока.
Вернемся к началу урока.
У нас осталось немного времени. Загадайте, пожалуйста, химический элемент. Его
порядковый номер умножьте на 2, прибавьте к этому произведению 5. Теперь всю сумму
умножьте на пять. По очереди говорите мне ответ, а я скажу вам порядковый номер
вашего загаданного элемента.
(Разгадка: От предложенного ответа необходимо отбросить последнюю цифру и вычесть
от оставшегося числа 2. Получится порядковый номер задуманного элемента в таблице
Д.И.Менделеева).
Самооценка учениками деятельности на уроке
8.
Инструктаж домашнего задания
Сделать правильный выбор
Задает дифференцированное задание: п.7 (для всех);
стр.49 задание или составить
синквейн (по выбору).
Учащиеся записывают домашнее задание по выбору