Автор: Штребель Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» г. Кингсеппа
Населённый пункт: город Кингисепп, Ленинградская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: «Овощи. Огород»
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.
Тема «Овощи. Огород»
Цель:
Составление описательного рассказа по картинкам-символам.
Задачи:
- расширять знания об овощах и их значении в жизни человека;
- формировать умение составлять описательный рассказ по картинкам-символам.
- формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- усвоение глаголов с различным значением;
- подбор относительных прилагательных к существительным;
- употребление в речи предложений со значением противопоставления;
- развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи»;
- развивать мыслительную деятельность, внимание;
- воспитывать у детей интерес к окружающему;
- вырабатывать навыки правильного питания;
Ход НОД
Организационный момент:
Доброе утро!
Улыбнись скорее,
И весь день сегодня будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, хорошее
настроение.
А выдохните через рот все обиды и огорчения.
- Я хочу вам загадать загадки. Отгадав их узнаете о чём мы сегодня будем
говорить.
1. Отгадывание загадок.
На огороде в образцовом порядке,
Как на параде построились… (грядки).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста).
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная… (картошка).
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я - … (свёкла).
Летом в огороде - свежие, зеленые,
А зимою в бочке - желтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас… (Огурцы).
- Молодцы, правильно отгадали загадки.
-Как все это можно назвать, одним словом? (Овощи).
- Кто догадался, о чём мы будем говорить?
- Верно.
Основная часть.
- Ребята, сегодня у нас на доске размещено несколько картин.
- Кто скажет, что на них изображено?
- Какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква,
огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).
- Где растут овощи? (на земле, под землёй)
- Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)
- Как собирают овощи, которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)
- Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.
-Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).
- Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец
собирают).
- Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)
- Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)
Дидактическая игра “Поможем козе собрать овощи”.
- Посмотрите, какая на картинке нарисована коза Лиза. Она держит корзинку, тоже
хочет пойти в огород и собрать овощи. Давайте ей поможем.
(Дети находят картинки с изображениями овощей среди других картинок.)
Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует:
- Я срезаю капусту.
- Я дёргаю морковь.
- Я срываю горох.
- Я снимаю огурцы.
- Я копаю картошку.
- Я срезаю кабачок.
- Я выдергиваю редиску.
- Скажите, а все ли овощи одинаковые? (нет)
- Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу…)
- Что можно приготовить из овощей? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты,
икру овощную…)
- Скажите, как готовят овощи? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят,
маринуют, замораживают, запекают)
- Ребята, сегодня утром нам в группу позвонила Елена Михайловна, экскурсовод
выставочного зала, и сказала, что ей нужна наша помощь. Она просит
нас составить рассказ к одной из картин.
- А поможет вам в этом схема.
- Давайте вспомним, что обозначают эти символы. (цвет, форма, вкус, где растет,
как растет, что готовят)
Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам
Помидор - это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый,
красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп.
Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.
- Какие же вы молодцы.
Физминутка.
В огород пойдем,
Урожай соберем (шаги на месте.)
Мы моркови натаскаем (вытаскивают).
И картошки накопаем (копают).
Срежем мы кочан капусты, (срезают).
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками — три раза).
Щавеля нарвем немножко (рвут).
И вернемся по дорожке (шаги на месте).
- Давайте заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, (Хватательные движения обеими руками.)
Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
И набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.)
Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)
- Поздним летом в огороде
Собирается народ
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай?
Игра «Собираем урожай»
1. Здесь весною было пусто.
Летом выросла ….. (капуста - капустка)
2. Собираем мы в лукошко
Очень крупную…..(картошку-картошечка)
3. От дождя земля намокла –
Вылезай толстушка….. (свекла - свеколка)
4. Из земли – за чуб плутовку!
Тянем сочную……. (морковку-морковочка)
5. Помогает деду внук –
Собирает с грядки …. (лук - лучок)
6. Вкусно выглядит синьор,
Ярко-красный ……(помидор - помидорчик)
7. Под листом укрылся молодец
Зеленый, длинный …….(огурец - огурчик)
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
- Овощи можно называть ласково. Игра «Ласковые слова»
Помидор – помидорчик.
Огурец – огурчик.
Морковь – морковочка.
Репа – репочка.
Редиска – редисочка.
Свёкла – свеколочка.
Лук – лучок.
Перец – перчик.
Картошку - картошечка
капуста - капусточка
- Молодцы!
- Я вам предлагаю сравнить овощи. В этом нам поможет игра «Сравни овощи»
Свекла - сладкая, а морковь – слаще.
Редька - сочная, а помидор –
Дыня - нежная, а арбуз –
Петрушка – мягкая, а салат –
Тыква – красивая, а редис –
Перец - яркий, а морковь –
Кабачок – плотный, а картофель –
Баклажан – твердый, а огурец
Из овощей можно приготовить множество блюд. Давайте скажем, какой сок или
салат может получиться из овоща.
Игра «Назови сок, салат».
Сок из моркови – морковный
Сок из капусты - капустный
Сок из свёклы - свёкольный
Салат из огурцов - огуречный
Салат из картофеля - картофельный
Суп из гороха - гороховый
Икра из кабачков – кабачковая
Итог. Рефлексия
Вот мы и поиграли с вами в разные игры.
-Какая вам игра понравилась больше всего?
-А когда вы испытали трудности?
- Почему овощи полезно употреблять в пищу?
Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо занимались и составляли рассказы.
Вопросы к схеме рассказа «Овощи»
1.
Что это?
2.
Где растут овощи? /в огороде на грядках /
3.
Какой цвет?
4.
Какая форма?
5.
Какой вкус?
6.
Что можно приготовить из овощей?
7.
Любишь ты овощи есть или нет? Почему?