Автор: Дещица Наталия Иосифовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №15 Югорка
Населённый пункт: ХМАО ЮГРА Мегион
Наименование материала: Статья
Тема: Использование инновационных коррекционно-образовательных технологий в работе учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование
Без стремления к новому нет жизни, нет
развития, нет прогресса.
В.Г. Белинский
Использование инновационных коррекционно-образовательных
технологий в работе учителя-логопеда
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей
совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных
возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для
детей с особыми образовательными потребностями.
Находясь на границе соприкосновения таких наук, как педагогика, психология и
медицина, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям
наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук,
которые помогают оптимизировать работу учителя- логопеда. В логопедии эти
методы нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью
общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени,
новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для
создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу
сохранных и активизации нарушенных психических функций.
На современном этапе развития специального образования актуальной является
разработка образовательных программ и педагогических технологий,
обеспечивающих всестороннее развитие детей с нарушениями в развитии.
Понятие «инновация», с одной стороны, тесно связано с понятием «новый», что
означает — возникший недавно, малоизвестный, с другой — происходит от
латинского слова «inovatis» (in — в, novus — новый), и в переводе означает
«обновление, новинка, изменение»; в переводе с английского — «нововведение».
Стремление всех педагогов, в том числе учителей-логопедов, придать своей
профессиональной деятельности инновационный характер, прежде всего,
обусловлено переходом российского образования на позиции личностно-
ориентированной педагогики. Учителя-логопеды, использующие инновации в
коррекционно-педагогической работе, стремятся развивать у детей с нарушениями
речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не
ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков.
Таким образом, инновационной логопедической технологией можно считать
продуманную во всех деталях технологию, основанную на внедрении современных,
новых методов и приемов коррекционной работы, направленной на повышение ее
качества.
Специфика обучения детей c речевыми нарушениями исключает стандартный
подход или методику, каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий
работы, поэтому игры и упражнения необходимо умело сочетать и комбинировать в
зависимости от механизма нарушения, уровня языковой способности.
Предлагаю рассмотреть инновационные логопедические технологии, которые
считаю целесообразным использовать в работе учителя-логопеда с детьми,
имеющими речевые нарушения. Так, в современной логопедической практике
возможно использование следующих технологий:
Информационно-комуникационные технологии
Компьютеры сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое. С
каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу
жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и
знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения
эффективности образовательного процесса.
Применение компьютера позволяет предъявлять информацию в игровой форме,
что вызывает у детей огромный интерес. Несет в себе образный тип информации,
понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекают
внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей
деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет
моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для
закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль
заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при
повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой,
постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все
коррекционно–развивающие и формирующие программы. Вот почему следует
помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.
Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с
произнесением определенного речевого материала играет существенную роль, как в
формировании произношения, так и в развитии естественности движений. На
современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой
систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно
оформленной речи и ритмической способности.
Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными
направлениями работы по коррекции речи у дошкольников:
- развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного
звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
- формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной
насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой
функции, темпа и ритма речи;
- развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и
др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения
выше обозначенными навыками.
Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении
движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых
органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с
движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».
Сенсорно-координаторные тренажёры В.Ф. Базарного
Опыт показал, что занятия по подготовке к обучению грамоте эффективны в
данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный
анализатор.
Кроме того, повышение эффективности восприятия и потенциала зрительной
системы достигается за счет построения многих этапов занятия в режиме подвижных
объектов, например, при работе с “коромыслами”. На них развешивается различный
наглядный материал к занятию, а работа строится в зависимости от творчества
учителя-логопеда. “Коромысла” во время работы должны находиться в движении, что
достигается путем удара по ним указкой.
Все это способствует развитию зрительно-моторной реакции.
ЛЕГО-технологии
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и
конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению
таких технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они
дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и
связанные с ней неречевые виды деятельности.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность
коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение
ЛЕГО-технологий, которые ориентированы на развитие мелкой моторики являются
незаменимыми в логопедической работе.
При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые
преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми
приёмами, используемыми для развития речи :
- С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не
рискуя испортить. Конструктор безопасен.
- При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и
привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков.
Он испытывает психическое состояние успеха.
- Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся
логопедическая работа воспринимается им как игра.
- Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на
ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять
статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных
детей.
- Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка,
разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать
свои желания и возможность их реализации.
Работа с помощью ЛЕГО-конструктора даёт возможность детям с речевыми
нарушениями запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный
анализаторы.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами
конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию
взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и
ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо
увеличения лексического запаса, увеличить объем активного словаря.
Логопедическая работа с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный
процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не
вызывает у них негативизма.
Методическое пособие «ЛОГИКО-Малыш» представляет собой планшет и
комплекты заданий к нему. К сожалению, материал, предлагаемый данным пособием,
не всегда соответствует сформированным произносительным навыкам детей.
Изготовление дополнительные комплектов к пособию, которые состоят из
заданий, направленных на: «Развитие фонематических процессов», «Найди пары слов,
противоположных по смыслу», «Работа с буквой» – целью данного комплекта
является профилактика дисграфии, «Готовимся к школе», позволяет разнообразить
деятельность детей на логопедических занятих.
Каждая карточка также предполагает выполнение основного (центрального)
задания и ряд дополнительных вопросов, направленных на автоматизацию
скорректированных звуков, развитие связной речи, формирование лексико-
грамматических средств языка. К этим заданиям и вопросам можно неоднократно
возвращаться, дополняя и усложняя их по своему усмотрению.
С помощью дополнительных комплектов решаются следующие задачи:
- Пробуждать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе
исправления звукопроизношения.
- Оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового,
двигательного, кожно-кинестического, зрительного анализаторов.
- Формировать двигательные навыки, навык звукового анализа и синтеза, звуко-
слоговую структуру слова, навыки ориентировки на плоскости, умение
осуществлять самоконтроль.
- Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, фонематических слух,
глазодвигательные функции.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
- Повышать познавательную активность и работоспособность детей.
Группу компенсирующей направленности посещают дети, у которых наряду с
дефектами произношения и проблемами в различении звуков имеется
несформированность лексико-грамматических средств языка и связной речи.
С целью решения этих проблем был создан «Тренажер речевой активности».
Варианты работы с ТРА практически ничем не ограничены и подчиняются
задачам, стоящим перед взрослым и ребенком. Главное – поддерживать на занятии
высокий темп работы, не вызывая утомления у ребенка и поддерживая его интерес.
Работа с ТРА – не игра, а упражнения для развития устной речи. А развитие
устной речи – залог успешного овладения письменной речью. Упражнения
организуются так: количество осваиваемых слов увеличивается постепенно, что
полностью соответствует принципу от простого к сложному. За кажущейся простотой
ТРА скрывается активная работа над коррекцией речевых недостатков, над речевым
высказыванием. ТРА раскрепощает ребенка и дает ему возможность почувствовать
радость от общения, а значит, способствует развитию личности в целом.
Таким образом, инновационные технологии в деятельности учителя-логопеда
становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими нарушения речи. Эти технологии принадлежат к числу эффективных
средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в
преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне
комплексной логопедической помощи инновационные технологии, не требуя особых
усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению
всего организма.
Статью подготовила учитель-логопед: Дещица Н.И.