Автор: Анна Алексеевна Шаповалова
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Новоропская школа - интернат"
Населённый пункт: Брянская область, р-н Климовский, с. Новый Ропск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Эффективные методы и формы работы учителя-дефектолога с семьей, имеющего ребенка с особыми образовательными потребностями"
Раздел: дополнительное образование
Эффективные методы и формы работы учителя-дефектолога с семьей,
имеющего ребенка с особыми образовательными потребностями
Шаповалова Анна Алексеевна
учитель- дефектолог
ГБОУ «Новоропская школа-интернат»
Народная мудрость гласит:
«Если хочешь, чтобы год помнили - сажай цветы,
долго помнили - посади дерево, вечно помнили - учи детей».
Важной особенностью современного этапа развития российского
образования является то, что родители призваны играть особую роль в
управлении образовательными организациями. Родители на законодательном
уровне
имеют
возможность
стать
полноправными
участниками
образовательных отношений.
Одним из важных направлений в деятельности учителя-дефектолога
является работа с семьями (родителями) детей с особыми образовательными
потребностями.
Главная цель в работе педагога-дефектолога с семьей ребенка с особыми
образовательными потребностями - помочь семье справиться с непростой
задачей
воспитания
ребенка
с
ограниченными
возможностями,
способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности,
сделать родителей не только своими союзниками, но и компетентными
помощники, активизируют родителей, обращают их внимание на те
коррекционно-педагогические задачи, которые выполняются в работе с
детьми, делая воспитание и образование ребенка в семье и в образовательном
учреждении
более
последовательным,
а
их
взаимовлияние
более
эффективным.
Работа специалиста не будет эффективной без сотрудничества с семьей
ребенка. В частности, с родителями.
Что значит работать с родителями?
сотрудничество
включение
участие
обучение
партнерство
Процесс осуществления родительской поддержки длительный и требует
обязательного всестороннего участия всех специалистов, наблюдающих за
ребенком (педагога-психолога, педагога-дефектолога и т.д.).
1
Задачами реализации психолого-педагогического сопровождения семьи для
учителя
–
дефектолога
в
образовательном
учреждении
являются
следующие:
Оказывать квалифицированную поддержку родителям (социально-
правовую, психолого-педагогическую);
повысить
грамотность
в
области
коррекционной
педагогики,
пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
создать условия для активного участия родителей в воспитании и
образовании ребенка;
формировать адекватные отношения между родителями и их детьми;
прививать привычку обращаться за помощью к врачам и учителям в
вопросах коррекции образования и воспитательной работы.
Определив цель и задачи работы учителя-дефектолога с семьями,
воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями,
рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с
родителями.
Формы взаимодействия дефектолога с родителями - это способы
организации их совместной деятельности и общения.
В педагогической практике существуют основные формы взаимодействия
с
семьей:
индивидуальная,
коллективная
(групповая)
и
наглядно-
информационная формы работы с родителями.
Использование индивидуальных, коллективных (групповых) и наглядно-
информационных форм работы с родителями учащихся с ограниченными
возможностями позволяет поднять взаимодействие школы и семьи на новый
уровень и тем самым значительно повысить эффективность всего процесса
воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями.
Наиболее
эффективными
формами
организации
коррекционно-
педагогической работы учителя-дефектолога с семьей, являются:
консультативно-рекомендательная;
лекционно-просветительская;
наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся;
практические занятия для родителей;
индивидуальные и групповые занятия с родителями и их ребёнком.
Рассмотрим каждую из них подробно.
1. Консультативно-рекомендательная работа – включает первичное и
повторное психолого-педагогическое обследование:
Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять
состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную
практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то
изменить в сложившейся ситуации).
2
Лист
вопросов учителю-дефектологу
от
родителей:
родители
пишут
вопросы, учитель – дефектолог в виде:
Индивидуальной консультации. Это практическая помощь родителям детей с
ограниченными возможностями, суть которой заключается в поиске решений
проблемных ситуаций психологического, образовательного, педагогического,
медицинского,
социального
и
т.д.
характера;
на
индивидуальных
консультациях
сообщают
результаты
диагностики,
рассказывают
об
индивидуальных психических особенностях ребенка, дают рекомендации о
путях и методах решения проблем в разработке.
Индивидуальная беседа отвечает на вопросы родителей. Это наиболее
доступная форма установления связи между дефектологом и родителем. Она
используется самостоятельно, так и с другими формами.
Анкетный опрос. С его помощью можно выявить общий план семьи, уровень
образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком.
Проанализировав результаты анкетирования родителей, мы составляем
долгосрочный план работы с родителями и формы работы.
Интервью позволяет создать соответствующую атмосферу в сфере общения
с родителями, установить обратную связь об их отношении, дальнейших
ожиданиях от оказываемой помощи.
Опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным
проблемам.
Бюллетени (объявления, просьба, информация)
2. Лекционно-просветительская работа – проведение лекций с целью
получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам
воспитания и образования детей.
Лекционно-воспитательная работа также включает в себя участие родителей
в тематических встречах, проводимых дефектологом совместно с другими
специалистами
образовательного
учреждения.
Большое
практическое
значение
имеет
стенд
для
родителей
"Эксперты
советуют",
где
в
занимательной форме собрана вся полезная информация.
Проведение лекционных занятий. Организация специального курса для
родителей по определенной теме
Университет педагогических знаний (данная форма помогает вооружить
родителей основами педагогической культуры, ознакомить их с актуальными
вопросами воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями).).
Классные и общешкольные родительские собрания
.
Информирование и обсуждение с родителями задач и содержания
коррекционно-воспитательной работы;
решение организационных вопросов;
3
информирование
родителей
о
взаимодействии
подразделения
с
другими организациями, включая социальные службы.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями,
которая дает родителям возможность не только слушать лекции учителей, но
и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Родительские
конференции (общешкольные,
классные)
Родительская
конференция - это одна из форм повышения педагогической культуры
родителей. Ценность такого рода работы заключается в том, что в ней
участвуют не только родители, но и общественность.
Консультаций для
получения
необходимых
теоретических
знаний
по
различным вопросам воспитания и обучения детей.
Участие родителей в тематических встречах, проводимых дефектологом
совместно с другими специалистами образовательного учреждения. Его
можно провести онлайн с помощью Skype.
Использование стенда для родителей - это "Советы экспертов", где вся
полезная информация собрана в занимательной форме. Информирование
родителей об организации коррекционно-воспитательной работы в ОУ.
Информация для ознакомления родителей с вопросами дефектологии и
обогащения их знаний об особенностях развития и воспитания детей,
Элементом лекционно-просветительской работы является использование
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ)
в
работе
с
родителями:
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
Использование сайта школы (страничка «Советы учителя-дефектолога»),
Собственный интернет сайт.
Использование электронных носителей, мультимедийные презентации.
Переписка: общение по электронной почте, по телефону. Главное условие –
это доброжелательный тон переписки.
3. Из наглядно-информационных форм работы дефектолог используются
следующие:
информационные брошюры для родителей; •
памятки;
буклеты,
организация выставки книг, методической литературы в кабинете или
"уголке" для родителей;
информационные
стенды
и
уголки.
Размещайте
визуальную
информацию, которая необходима в данный момент, чтобы помочь
родителям;
записи на магнитофон (диктофон) разговоров с детьми;
4
выставки
детских
работ.
Привлечение
и
активизация
интереса
родителей к продуктивной деятельности их ребенка;
доставка книг родителям на дом;
подготовка письменных предложений по домашнему заданию или
предстоящим мероприятиям, возможностям отдыха;
демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе,
каникул с целью детального анализа определенных этапов воспитания и
обучения;
4. Практические занятия для родителей
Семинары-практикумы (выступлений, бесед, ролевых игр и др.) Знакомство и
обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со
стороны семьи детям с проблемами в развитии
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по
предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки
позволяют
избежать
многих
конфликтов,
вызванных
незнанием
и
непониманием родителями специфики учебной деятельности). Задания и
методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
Родительский клуб
- особая форма взаимодействия между участниками.
Создание
единого
образовательного
пространства,
оптимизация
сотрудничества педагогов с родителями.
Главная цель - заинтересовать
родителей. Представляют собой объединение родителей для обмена опытом
семейного воспитания, общения, приобретения знаний, реализации какой-
либо деятельности, проведения активного досуга и т. д.
Круглые столы. Обмен опытом между родителями, которые воспитывают
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Проводятся
в
непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться,
рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других.
Мастер-классы. Проводятся
в
непринужденной
обстановке.
Родители
знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах, видя,
что их понимают, что другие также прошли через подобное состояние. Во
время этих встреч родители получают полезную информацию (например, где
оформить инвалидность ребенка, какие документы при этом необходимы и
т.д.), а также очерчивают круг тех вопросов, на которые еще не смогли
получить ответы.
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать
оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более
удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные
конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает
общение с ребенком, постигает новые истины.
5
Дни открытых дверей. Знакомство с ОУ, направлениями и условиями его
работы.
Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных,
спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.
(Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят
своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их
ребенка увидят другие родители ; сам ребенок получит возможность
социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. ) Эти
встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг
вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы. Подготовка и
проведение родительских бесед и «круглых столов» должно происходить с
участием всех специалистов. Такие мероприятия очень важны во всём
коррекционно-развивающем процессе.
5. Индивидуальные и групповые занятия с родителями.
Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в учебно-
воспитательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с
ОВЗ и способах коррекции
Во
время
занятий
учитель-дефектолог
использует
личностно-
ориентированный
подход,
направленный
на
выявление
и
поддержку
положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для
успешного сотрудничества со своим ребёнком. При этом дефектологу
необходимо учитывать состояние родителей, и поэтому он должен начинать
работать только тогда, когда поймет, что родители смогут его «услышать».
Индивидуальная и групповая работа с родителями совместно с их детьми
включает следующие формы:
демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком на коррекционно-
развивающих занятиях, для дальнейшей коррекции ребенка в домашних
условиях;
посещение семьи (индивидуальная работа с ребенком и родителями,
обучение на дому).
конспектирование
родителями
занятий, проводимых
учителем
-
дефектологом; выполнение домашних заданий со своим ребёнком;
чтение родителями литературы, рекомендованной специалистом;
реализация творческих замыслов родителей в работе с ребёнком.
Таким образом, данная система работы учителя – дефектолога с родителями
позволяет:
оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
6
привлечь к коррекционно-воспитательной работе всю семью ребенка;
информировать родителей о проведенных занятиях, предлагать задания
для закрепления изученного материала;
разъяснить и показать родителям, в чем состоит коррекционно-
развивающая работа ОУ, подчеркнуть полезность разумных требований к
ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях в домашних
условиях;
повысить педагогическую культуру родителей. повысить грамотность в
области
коррекционной
педагогики,
пробудить
интерес
и
желание
заниматься со своими детьми
Доверяйте родителям, создавайте условия для их активного участия в
воспитании и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите
у них на поводу и не допускайте панибратства, будьте терпеливы и
корректны, уверенны и последовательны.
Список используемой литературы
1.
Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога
в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
2.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с
отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003.
3.
Ткачёва В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с
отклонениями в развитии / В.В.Ткачева // Обучение и воспитание детей с
нарушениями в развитии. – 2004.
7