Напоминание

Приемы и постановка звука К


Автор: Котова Мария Павловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: Михайловск
Наименование материала: статья
Тема: Приемы и постановка звука К
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автоматизация звуков К и Кь

ЗВУК К. (№1)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Автоматизация звука [к]в слогах.

ка-ко-ку-кы

ко-ку-кы-ка

ку-кы-ка-ко

кы-ка-ко-ку

ак-ок-ук-ык

ок-ук-ык-ак

ук-ык-ак-ок

ык-ак-ок-ку

ак-ак-ак- бак, мак, так;

ок-ок-ок- ток, бок, сок, док;

ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук;

ык-ык-ык- бык;

ик-ик-ик- пик, веник, финик;

ек-ек-ек- век, бег, снег;

як-як-як- маяк, як.

3. Послушай и повтори.

Дождик,дождик,веселей!

Капай,капай,нежалей!

Кап! Кап! Кап!...

5. Автоматизация звука [к] в словах.

Бак, мак, так, маховик, паук, индюк, тук, бук внук, бык, бок, док, табак, поток, опенок,

паек, веник, ботинок, дубок, моток, охотник, молоток, тюбик, финик, путник, пик, як,

маяк, каюк, тупик.

ЗВУК К. (№2)1. Отгадай загадку. 2. Угадай слово, начав его звуком [к], [к']:

...окос,

...исть,

...ино,

...нига,

...ошка,

...ит,

...рот,

...ольцо,

...екс,...офе, ...ость, ...амень, ...олодец, ...орова.

3. Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву-квы

кна-кно-кну-кны

Кво-кву-квы-ква

кно-кну-кны-кна

Кву-квы-ква-кво

кну-кны-кна-кно

Квы-ква-кво-кву

кны-кна-кно-кну

ЗВУК К. (№5)

1. Повторить чистоговорки.

ка — ка — ка — наша ноша не легка;

Ниток клубок укатился в уголок.

ко — ко — ко — убежали далеко;

Клава клала лук на полку,

ку — ку — ку — покупаем мы муку.

Кликнула к себе Николку.

2. Игра « Один-много».

Кабан – кабаны

кабина – кабины,

камень – камни,

канава – канавы,

капкан - капканы,

конь – кони,

кот – коты,

канат – канаты,

комета – кометы,

конфета – конфеты,

команда – команды,

комната – комнаты.

4. Повторить чистоговорки.

На кокосы, на кокосы

На скамейке семь котят

Налетели мы, как осы,

Все котята есть хотят.

А кокосы высоко,

В миску мы кисель нальем –

Высоко и далеко.*

Вот вам миска с киселем.

2. Игра « Один-много».

Один бак – много баков

одна буква – много букв

Один мак – много маков

одна тыква – много тыкв

Один бук – много буков

одно окно – много окон

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

Произносить (читать) слоги чётко произнося звук [Р]

дра-дры-дро-дру

дры-дро-дру-дра

дро-дру-дра-дры

дру-дра-дры-дро

Произносить (читать) слова чётко произнося звук [Р]

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный ,дружить, другой.

Четко произносить (читать) чистоговорки

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро — у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

Четко произносить (читать) чистоговорки

Тра, тра, тра — погуляли до утра.

Тра, тра, тра — мы сидели у костра.

Тры, тры, тры — наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры — зажигаются костры.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И

–ДР-

Произносить (читать) предложения по образцу: У Кон-др-ата много др-узей. На

тр-аве вё-др-а.

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры.

Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Ведро стоит на

траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего

друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр.

Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна стра-

ни

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов

Говорит взрослый. Говорит ребенок

Рая едет на базар ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Федор подметает двор, ор-ор-ор, ор-ор-ор.

У корыта много кур, ур-ур-ур, ур-ур-ур.

Ираида пьет кефир ир-ир-ир, ир-ир-ир.

Ровный красный помидор ор-ор-ор-, ор-ор-ор.

Фермера зовут Захар, ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Мастер разрезает шнур, ур-ур-ур, ур-ур-ур.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ БЕЗ УДАРЕНИЯ НА СЛОГЕ

Произносить (читать) слова по образцу: а — р — буз, ве-те — р — , о-гу — р — -

цы.

ар - арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,

картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан

ур - пурга, огурцы, шнурки.

ир - кирка, кирпич.

ер - веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак,

чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Произносить (читать) предложения. Проговаривать слова, чётко произнося звук

[Р].

Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а

мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. Фёдор надевает куртку.

В комнате яркий абажур. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие

бабочки.

- Егор, Егор, укажи свой двор!

- А вон мой двор, голубой забор.

Четко произносить (читать) чистоговорки

Ар-ар-ар - стоит самовар.

Ар-ар-ар - улетел мой шар.

Ор-ор-ор - Вова несёт топор.

Ор-ор-ор - красный помидор.

Ур-ур-ур - щенок гоняет кур.

Ур-ур-ур - у нас короткий шнур.

Ыр-ыр-ыр - мы едим сыр.

Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.

Ир-ир-ир - мы пьём кефир.

Ер-ер-ер - дядя Федя - офицер.

Ёр-ёр-ёр - на стене ковёр.

Арки-арки-арки - Рая собирает марки.

Орка-орка-орка - во дворе крутая горка

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ТЕКСТЕ

Произносить (читать) текст.

УТРО

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе

есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир

освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор

и едет на стройку. Трудовое утро начинается. Шел Егор через двор, Нес топор

чинить забор.

Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов

Говорит взрослый. Говорит ребенок

В парке ровная гора, ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Утром едем на метро, ро-ро-ро, ро-ро-ро.

Краской красим конуру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

В парке кружат комары, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

У ворот стоит баран, ран-ран-ран, ран-ран-ран.

Кира, украшай пирог, рок-рок-рок, рок-рок-рок.

К озеру идем с ведром, ром-ром-ром, ром-ром-ром.

В огороде есть горох. рох-рох-рох, рох-рох-рох.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ

Произносить (читать) слова

РА-РА-РА- дыра, баранки, пирамида, детвора, гора, таракан

РА-РА-РА- рак, рама, работа, радио, рана, ракета

РО-РО-РО- рот, ров, робот, Родина, роза

РО-РО-РО- мороз, творог, ворона

РУ-РУ-РУ- руль, Русь, руки, рукав

РУ-РУ-РУ- парус, кукуруза, шнур

РЫ-РЫ-РЫ- рыба, рыбак ,рынок,рысь

РЫ-РЫ-РЫ- корыто, перышко, бурый

Произносить (читать) слова с двумя звуками

Простор, разгар, размер, разговор, квартира, кругозор, проверка, проворный,

фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, разбирать, распороть,

трактор, тротуар, скоро-

варка, скороговорка, транспорт, программа, рупор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Произносить (читать) словосочетания

Румяный рулет. Рукав рубашки.

Рубец на руке. Русский рубеж.

Русая русалка. Рукавицы на руках.

Рундук для робы. Румынские руины.

Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Произносить (читать) предложения

Ветер раздувает парус. Захар кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр.

У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы

идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На

чердаке воет ветер. На опушке порхают яркие бабочки. Шофёр заводит мотор, и

машина трогается.

Четко произносить (читать) чистоговорки

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ра-ра-ра - Рае нравится жара.

Ра-ра-ра - Кате спать пора

ра-ра-ра — у лисы нора

Ра-ра-ра - у мышки есть нора.

Ро-ро-ро - в городе метро.

Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.

Ро-ро-ро - у Розы старое перо.

Ру-ру-ру - заяц ободрал кору.

Ру-ру-ру - коза грызёт кору.

Ру-ру-ру - ягод наберу.

Ры-ры-ры - Рома видит рыб.

Ры-ры-ры - застучали топоры.

Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.

Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Ры-ры-ры - не заметили жары.

Вра, вра, вра — у нас дома нет ковра.

Бра, бра, бра — пожелаем всем добра.

Гра, гра, гра — у нас новая игра.

Кра, кра, кра — очень вкусная икра.

Бро, бро, бро — охраняет пёс добр

Бры, бры, бры — дружные бобры

.

Автоматизация звука Л

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий.

Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20

минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя

допускать возникновения утомления у малыша.

Звук л произносится длительно и только при неподвижном

языке. Когда язык отрывается от альвеол, получается гласный

звук.

Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен

научиться правильно произносить

изолированный звук

.

Произносить (читать) слоги.

Ла - ло - лу - лы

Ло - лу - ла - лы

Лу - лы - лы - ло

лы - лу - ло - ла

ла - лы - лу - ло

лы - ла - ло - лу

ал - ол - ул - ыл

ял - ёл - юл - ил - ел

ал - ял - ол - ёл

Произносить (читать) слова.

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила,

лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз,

палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела,

мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела,

лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок,

болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный,

поломка.

Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп,

белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш,

полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок,

лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы,

получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый,

спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы,

вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка,

спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал,

вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва,

маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал,

топал, щупл, выгнал.

Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка,

полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул,

тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул,

выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.

Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий,

бутылка.

Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял,

менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял,

веялка, сеялка.

Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел,

котел, новосел, щелкать, метелка.

Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел,

сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел,

вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил,

купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка,

пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил,

высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

"Трудные" слова с двумя звуками л:

лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил,

ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал,

глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил,

положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил,

улыбался.

Слова со стечением согласных:

благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс,

кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка,

платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг,

флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба,

площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать,

хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок,

клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга,

глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

Произносить (читать) предложения.

Мила ела салат.

Луша взяла лопатку.

Ласточка свила гнездо.

Мама сделала молочную лапшу.

Мила вымыла ладони.

Около палаток лопухи и полынь.

Наступила зима.

Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу.

Мила видела слона.

Слава идет в кладовую за веслами.

В глубоком колодце вода холодная.

В лавке спелые и сладкие яблоки.

Володя - смелый пловец и не боится глубины.

Клава надела на голову белый платок.

Подберите картинки: лопата, лодка, мыло, кукла. Начните

предложение, а ребенок будет заканчивать по картинке, затем

повторит предложение целиком.

Дядя Лука копает клумбу (лопатой).

Володя и Слава плывут на (лодке).

Клава мыла ладони (мылом).

Собака унесла в чулан (куклу).

Володя поехал на (велосипеде).

Михаил смотрел на (глобус).

Павел ловил (голубя).

Павел сел за (стол).

Дядя Михаил коня напоил.

Дедушка Нил поймал рой пчел.

Павел поймал галку.

Брат уехал на футбол.

Вова поставил бутылку на полку.

Папа купил елку.

Стул упал на пол, и я испугался.

На елке Павел увидел белку.

Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Дядя Нил повязал галстук и вышел.

Отец поехал на вокзал.

Во дворе лаял пес.

По реке плыл плот.

Котенок лакал молоко.

Павел пригладил волосы.

Нил получил письмо от Михаила.

Нил сам выгладил полотенце и платки.

Я нашел и положил в банку много червей.

Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.

Солдат доложил, что выполнил задание.

Петя сломал, а потом наладил велосипед.

Володя забыл, куда положил пенал.

Во дворе полаял и замолк пес.

Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.

Кол около стола, стол около кола.

Вот веселый колобок покатился, как клубок.

Произносить (читать) тексты.

Загадки.

Белое одеяло землю одевало.

Солнце напекло, одеяло потекло.

(Снег)

Отстегал по ушам, отхлестал по щекам,

шапку с головы сорвал и… удрал.

(Ветер)

Кукла Мила.

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые

глаза, Светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша

назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша

была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и

расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала.

Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать.

Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она

таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не

оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком

обменяла, и Луша не догадалась.

Наш кот.

Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку.

Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал

кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

Рыболов.

Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится

плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло.

Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал

удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и

крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку.

Толкнул лодку и поплыл домой.

Выучи наизусть стихотворения.

Зима.

Все бело, бело, бело. Много снегу намело.

Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!

Солдатик.

Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.

Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.

И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью.

Где был за всех, и за него стояли все до одного! (В. Аушев)

Елка.

Елка плакала сначала от домашнего тепла.

Утром плакать перестала, задышала, ожила. (С. Маршак)

Белый цвет.

Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела, белой даже не была. (И. Токмакова)

Заяц белый.

Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.



В раздел образования