Автор: Горбунова Татьяна Аркадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Умка"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: НОД
Тема: "Вперёд, к приключениям!"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по физкультуре
«Вперёд, к приключениям!»
Старшая группа
Подготовила: Горбунова Т.А.
Программные задачи:
Совершенствовать у детей ходьбу и бег в колонне по одному.
Закрепить навыки детей в ходьбе на носках, на пятках, с высоким подниманием бедра, в
полуприсяде, а также в ходьбе змейкой.
Повторить с детьми ходьбу по гимнастической скамейке приставным шагом.
Закрепить прыжки на двух ногах из обруча в обруч, продвигаясь вперед.
Закрепить умение подлезать под дугу левым и правым боком.
Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции,
координацию движений.
Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в занятии.
Воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать другим.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству и к народным играм.
Оборудование:
Обручи, дуги, гимнастические скамейки, малые мячи для ОРУ.
ХОД:
1.Вводная часть (различные виды ходьбы и бега).
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы идем в поход опять.
Так и тянет нас на волю
Приключения искать.
Только слабеньким, друзья,
В наш поход идти нельзя.
Вы сначала тренируйтесь,
Бегайте и соревнуйтесь.
Посмотрите все на нас,
Мы спортсмены – высший класс!
Построение в колонну. Повороты направо, налево.
Ходьба обычная в сочетании с имитационной ходьбой (с заданием на движение рук).
Бег, высоко поднимая колени, бег с преодолением «лесных преград» (скамейка-
перепрыгивание, подлезание, наклонная доска бег на носках)
Перестроение в три колонны.
2.Воспитатель: Первый привал. Мы выполним несколько упражнений, чтобы проверить
вашу силу и выносливость.
О.Р.У. (
малые мячи )
1.И.п. – о.с., мяч в правой руке. 1-2 – руки через стороны за голову, переложить мяч в
левую руку, 3-4 и.п.
( Повтор 6-7 раз)
2. И.п. – стоя ноги врозь, мяч в правой руке. 1- поворот влево, правой рукой с мячом
коснуться левого плеча, левую руку за спину, 2 – и.п.; 3- переложить мяч за спиной в
левую руку, 4 – и.п. (Повтор 6-7 раз)
3. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, мяч в правой руке; 1-2 –
колени приблизить к подбородку, голени сомкнуты, положить на них мяч; 3-4 –
выпрямить ноги, поймать мяч скатившийся с ног, опустить ноги в и.п. (Повтор 6-7 раз)
4. И.п. – то же, мяч зажат между ступнями, руки вверх; 1-2 – поворот со спины на спину в
правую сторону; 3-4 – в др. сторону. (Повтор 6-7 раз)
5. И.п. – о.с., мяч в руках пред собой. 1- присесть, бросить мяч о пол; 2- поймать мяч,
выпрямится; 3- подбросить мяч вверх, 4 – поймать и.п.(Повтор 6-7 раз)
6. И.п. – о.с. руки в стороны, мяч в правой руке. 1-2 – поднять правую ногу и переложить
мяч в левую руку, 3-4 то же левой рукой. (Повтор 6-7 раз)
7. И.п. – стоя на правой ноге, мяч зажат под коленом левой, руки на поясе. Прыжки 1-8 на
правой, то же на левой. (Повтор 3 раза чередуя с ходьбой.)
Ходьба на месте с восстановлением дыхания.
3.Воспитатель: Теперь вы готовы к трудному походу.
Первое испытание – «Перейди болото»
(Дети прыгают на двух ногах через обручи.) (2 раза)
Второе испытание - «Пролезть под упавшим деревом»
(Подлезание под дугу)
(3 раза)
Посмотрите, а на дереве кто-то сидит . Кто же это? (Сова)
Игра «Сова»
Дети стоят полукругом перед педагогом, изображая сов, выполняя действия по тексту.
Педагог говорит:
Совушка-сова – большая голова
На суку сидела, головой вертела,
То направо,
(дети до отказа поворачивают голову направо – мышцы шеи напрягаются),
То налево
(дети до отказа поворачивают голову налево – мышцы шеи напрягаются),
Ничего не разглядела
(шея расслаблена, голова слегка качается из стороны в сторону, как при жесте «нет, нет»).
Третье испытание –«Пройди по узкому мостику»
(Дети проходят по гимнастической скамейке приставным шагом) (2-3 раза)
4.Посмотрите, к нам кто-то идет. (Медведь) Он нас не пропустит, пока мы с ним не
поиграем.
Игра «Ловишка с мячом».
Правила игры: Дети стоят по кругу. Ловишка в центре круга. У его ног лежат 2 мяча.
Ловишка проделывает ряд движений: подскоки, наклоны, приседания, хлопки и т.п.
Играющие повторяют за ним эти движения. По сигналу воспитателя «беги из круга» дети
разбегаются в разные стороны, а ловишка быстро берет мячи с земли и бросает, стараясь
попасть в убегающих. После этого по сигналу педагога «раз, два, три – в круг скорей
беги» дети снова образуют круг; выбирается новый ловишка, игра продолжается. В конце
игры подводится итог – кто же из ловишек был самым метким.
5.Дыхательная гимнастика: «Ветер» (глубокий вдох через нос, на выдохе ветер воет «у-у-
у».)
6. Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой.
Все закройте глаза, повернитесь вокруг себя, сделайте хлопок – открывайте глаза – мы
очутились дома.
Заключительная часть. (5 мин.)
Игра: ПЕРЕДАЛ - САДИСЬ.
Правило игры: дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана.
Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в
руках становится напротив своей команды на расстоянии 2-3 м от нее.По сигналу
воспитателя капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает
обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, а затем и
третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану
приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх
над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше
выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на
свое место и передать мяч капитану.
Подвести итог занятия. Дети идут по кругу и выходят из зала.
Муниципальное образование город Ноябрьск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад общеразвивающего вида
«Умка»
муниципального образования город Ноябрьск
Цикл дидактических игр по развитию звуковой культуры речи
(4 – 7 лет)
Подготовила Горбунова Т.А.
Для детей 4 – 5 лет.
Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить
их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,
похожие по звучанию, правильно ставить ударение, развитие речевого дыхания, слуха и
голоса.
« Угадай, чей голос»
Цель: Учить угадывать голоса животных и птиц, называть большое это животное или
маленькое.
«Будь внимательным»
Цель: Закрепить названия транспорта, уметь слышать в рассказе эти слова.
При чтении рассказа предложить детям хлопать в ладоши, когда они услышат названия
средств передвижения. Читать нужно медленно, выделяя голосом нужные слова.
«Покатаем на машинке»
Цель: Учить детей правильно назвать игрушку, в названии которой есть звук С.
Наглядность: слон, собачка, лиса, поросенок, гусь, мишка, кукла и т.д.
Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос, предлагается прокатить игрушку на
машинке вокруг стола.
«Мухи»
Цель: Упражнять в произношении звука Ж, правильно произносить слова.
Ход игры:
Дети делятся на две группы: одна группа делает круг, другая изображает мух.
Дети в кругу ходят и говорят: Ах, как мухи надоели!
Развелось их, просто страх.
Вот закроем мы окошки,
Переловим всех сейчас.
Этот текст повторяется до тех пор, пока воспитательница не произнесет: «Хлоп, окна
закрываются». Дети опускают руки, и некоторые мухи оказываются пойманными, они
жужжат. Играющие меняются ролями.
«Подбери похожие слова»
Цель: Учить детей подбирать слова, близкие по звучанию, закрепить правильное
произношение слов.
Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: кошки-ложки, ушки-пушки и т.д.
Затем произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова,
близкие по звучанию. Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова,
произносили их внятно, чисто.
«Знакомство с игрушками»
Цель: Учить рассматривать и называть предметы и их части, общаться со взрослыми и
другими детьми, учить сравнивать предметы, правильно произносить звукоподражания.
«Вейся венок»
Цель: Учить детей водить хоровод и проговаривать текст игры. Развивать внимание детей,
менять свои движения в соответствии с правилами.
«Найди маме детеныша»
Цель: Закрепить название домашних птиц и их детенышей. Учить объединять картинки в
соответствии с заданием.
« Птички и дождик»
Цель: Учить детей ходить и бегать по сигналу, упражняться в произношении звуков
Потешка «Вышла курочка гулять»
Цель: Учить детей исполнять роли в соответствии с текстом потешки.
«Угадай, что в руке»
Цель: Учить детей правильно произносить название предмета.
Дети по очереди достают из мешка предмет и правильно, четко его произносят.
«Чего не стало»
Цель: развивать у детей внимание, память, упражнять в правильном произношении слов.
Желательно предметы должны быть объединенные общим смыслом (игрушки, животные,
одежда и т.д.)
«Доскажи слово»
Цель: Учить детей быстро и правильно добавлять недостающий слог, четко произносить
звук Р(РЬ).
Ра-ра-ра – начинается иг(ра)
Ры-ры-ры – у мальчика ша(ры)
Ро-ро-ро – у нас новое вед(ро)
Ру-ру-ру – продолжаем мы иг(ру)
Ре-ре-ре – стоит дом на го(ре)
Ри-ри-ри – на ветках снеги(ри)
Ар-ар-ар – кипит наш саамов(ар)
Ре-ре-ре – носим воду мы в вед(ре)
«Подбери нужное слово»
Цель: Упражнять детей в подборе соответствующих слов, развивать слуховое восприятие.
В аквариуме плавают…..рыбки.
Высоко на дубу сидит и каркает…..ворона.
На лугу пасется …..корова.
На огороде вырос большой зеленый ……огурец.
У Вовы лопнул красный……шар.
Хорошо водит машину…….шофер.
«Сдуй пушинку»
Цель: Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный
выдох.
«Паровозик»
Цель: Учить двигаться в разном темпе, менять направление, показывать и называть
предметы, передавать характерные движения животных, птиц. Упражнять в
произношении звуков (Ч, Ш, Р, Л)
«Отгадай, кто к нам пришел?
Цель: Развивать внимание, речь. Учить по звукоподражанию называть названия
животных. Закрепить с детьми название домашних животных.
Для детей 5 – 6 лет.
Цель: развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать
смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста.
Воспитание речевого слуха, речевого дыхания, звукопроизношения.
«Водичка»
Цель: Развитие речевого дыхания (произнесения звука на одном выдохе, протяжно),
формирование правильного произношения звука «с».
«Угадай, что в руке»
Цель: Учить детей правильно произносить звук Ш, определять и называть предметы на
ощупь.
Воспитатель расставляет на столе предметы. Дети рассматривают и называют их. Убрав
предметы, дети по очереди, выходя к столу, наощупь узнают предмет и называют его.
(шапка, мишка, карандаши, шнурок, шарик и др.)
«Кому что нужно»
Цель: Учить правильно произносить звук Ж, выделяя его голосом.
Из серии предметных картинок называются слова в которых есть звук Ж, и определяется,
для чего нужен этот предмет.(ножницы, нож и др.)
«Угадай»
Цель: Упражнять детей отгадывать и называть изображаемое действие.
- Здравствуйте, дети,
Где вы бывали,
Что вы видали?
- Что мы видели – не скажем,
А что делали – покажем.
Дети изображают какое – нибудь действие (моют руки, лицо, играют на гармошке, бегут,
как лошадки). Спрашиваемый должен отгадать изображаемое действие, потом на его
место становится следующий.
«Магазин»
Цель: Учить детей правильно и четко произносить слова.
Одна группа детей – продавцы, другая- покупатели.
«Клички животных»
Цель: Учить детей находить несоответствия в тексте и исправлять их.
Воспитатель предварительно обсуждает с детьми, какие клички можно дать курице,
корове, кошке, собаке. Курицу можно назвать «Хохлаткой». Затем предлагает послушать
стихотворение, а потом сказать, правильно ли названы клички животных.
Жили-были дед и баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой
А Хохлаткою они звали жеребенка
А еще была у них курица Буренка
А еще у них была собачонка Мурка
А еще - два козла – Сивка да Бурка.
(Ю.Черных).
«Назови слова с заданным звуком»
Цель: Упражнять детей в придумывании и называние слов с заданным звуком.
«Чудесный мешочек»
Цель: Упражнять в произношении звука Ч, упражнять в правильном произношении слов.
Воспитатель показывает детям сундучок, говорит, что этот сундучок чудесный, потому
что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит, только надо
сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети поочереди
вынимают из сундучка картинки, показывают всем и четко называют их.
«Кто наблюдательнее»
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука Щ в словах. Находить и
называть слова со звуком Щ.
Расставить предметы и игрушки в игровой комнате, дети их находят и называют.
(Щетка, щенок, прищепка, плащ, клещи и др.)
«Назови первый звук в слове»
Цель: Упражнять детей слышать и называть звук в слове.
«Угостим кукол чаем»
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука Ч во фразовой речи. Учить
детей выразительной речи.
Предложить детям напоить кукол чаем, сопровождая свои действия рассказом.
«Звук заблудился»
Цель: Упражнять детей слышать смысловые несоответствия в тексте, уметь их исправить.
- Подготовлен …амолет, он отправится в полет»
- Наша Таня …ромко плачет, уронила в речку мячик.
- Зайку …росила хозяйка, под дождем остался зайка.
Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно,
выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян.
«Что прибавилось?»
Цель: Упражнять детей в произношении звука Р в словах.
На стол выставляются 4 предмета или игрушки. Дети отворачиваются, в это время
добавляется еще одна игрушка или предмет. Дети должны определить и назвать предмет.
(рыба, ручка, пароход, ведро, шар, Буратино и т.д.)
«Кто может жить в лесу»
Цель: Развивать память, диалогическую речь детей. Развивать внимание. Закрепить
название диких животных.
«Назови ласково»
Цель: Учить детей образовывать ласковые слова. Расширить словарный запас детей.
Объяснить детям, как важно пользоваться такими словами при общении друг с другом.
«Кап – кап - кап»
Цель: Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания
громко и тихо.