Автор: Цирихова Белла Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт: город Беслан, РСО-Алания
Наименование материала: Занятие
Тема: "Необыкновенный мир магнитов"
Раздел: дошкольное образование
Необыкновенный
мир магнитов
Конспект занятия в старшей группе
«Необыкновенный мир магнитов»
(исследовательская деятельность в
лаборатории профессора Всезнайки)
Воспитатель: Цирихова Б.Н.
Цель:
Развитие
познавательной
активности
ребенка
в
процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:1. Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная
сила».
Сформировать
представление
о
свойствах магнита.
Формирование
умений
приобретать
знания
посредствам
проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
2. Развивать у детей интерес и конкретные представления
о магните и
его
свойствах
посредствам
опытно
–
экспериментальной деятельности.
3. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование и материалы: Ширма, ткань, иллюстрации,
рукавичка
с магнитом
внутри
коробки,
металлические
и
пластмассовая ложки, теннисный мяч, деревянный кирпичик и
карандаш, металлическая крышка от банки, большой гвоздь,
поднос, магниты, мяч.
Оборудование
и
материалы
для
ребенка:
Железные,
пластмассовые, 1деревянные, резиновые предметы; кусочек
ткани и бумаги, магниты разного вида, железные рыбки;
тарелки для раздаточного материала, картонные «трассы»,
стаканы и тазы с водой, скрепки, бабочки и машинки из бумаги.
Ход НОД:
Организационный момент
Встанем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (воспитатель в халате и
шапочке)
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Я сотрудник научной лаборатории профессора
Всезнайкина. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: (где проводят эксперименты, где надевают специальную
одежду.)
Воспитатель: Да, лаборатория-это то место, где ученые
проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: А кто такие ученые исследователи?
Дети: (это люди, которые что-то изучают )
Воспитатель: Да, ученые- это люди которые занимаются
исследования
разных
предметов,
природных
явлений,
человеческого организма, создают новые лекарства растения,
приборы и т.д.)
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы на некоторое время стать
учеными исследователями и побывать в такой лаборатории?
Дети: (да)
Воспитатель: Тогда нужно встать в круг, сказать волшебные
слова:
(звучит музыка)
Крибле! Крабле! Бумс!
Вокруг себя повернись.
Маленьких ученых,
Исследователей - превратись.
(На столе воспитателя: письмо и мешочек)
Основная часть (Поисково-практический этап)
Воспитатель - Ну вот мы с вами очутились в волшебной
лаборатории. А вы знаете, какие правила нужно соблюдать в
лаборатории?
Дети: (соблюдать тишину, соблюдать порядок на столе, нужно
надевать специальную одежду, без разрешения старшего ничего
не брать, соблюдать инструкцию, исследовать все по инструкцию,
ничего не разбивать, не разливать, быть внимательным и
аккуратным, в рот ничего брать нельзя каждую вещь нужно класть
на место.)
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что в лаборатории нужно
надеть специальную одежду.
Пожалуйста, пройдите и наденьте специальную одежду.
Сначала надевайте шапочки, а потом халатики.(дети одевают
спец. одежду)
Воспитатель:- Посмотрите, у нас на столе лежит мешочек и
письмо. Кто же нам его прислал? Написано: от профессора
Всезнайкина.
« Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас в нашей
лаборатории.
Приготовил
вам
интересные
задания.
Нам
поступил предмет на исследование. Определите на ощупь, какой
это предмет?»
Воспитатель: Сейчас наша команда ученых будет исследовать
предмет.
- Амина, подойди, пожалуйста, сюда. Потрогай и опиши свои
ощущения, ребята, а вы внимательно слушайте.
(в мешочке спрятан магнит)
- Амина: твердый, тяжелый, холодный.
Воспитатель: Вы догадались, что это может быть?
Дети: (камень)
Воспитатель:
Давайте
проверим
наши
предположения.
Потрогайте, какой он твердый, тяжелый и холодный. Этот камень
называется железная руда. Из таких камней на производстве
изготавливают магниты. А вы где-нибудь встречали магнит?
Дети: (в гараже, на доске, на холодильнике)
Воспитатель:
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Важное дело эксперимент -
В нём интересен каждый момент.
- Внимание, ребята, а у нас видео звонок от Профессора
Всезнайкиной.
Профессор: Ребята, магнит- это чудесный камень. Он имеет
невидимое
поле,
которые
воздействуют
на
предметы
и
притягивает их к себе. Проверьте, какие предметы притягивает
магнит.
Воспитатель: Чтобы проверить, нужно отправиться с вами к 1-
ой площадке.
(оборудование
на
столе:
деревянные
карандаши
,кубики,
пластмассовые грибочки от мозаики, гвозди, булавки, скрепки,
монеты бумажный листок ,ткани, пластмассовая ложка,
металлическая ложка, теннисный мячик, деревянный кирпичик,
металлическая крышка, большой гвоздь)
Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»
Воспитатель: Посмотрите, перед вами различные предметы,
назовите их?
Дети: (называют предметы)
Воспитатель: Скажите, из каких материалов изготовлены эти
предметы?
Дети: (деревянные, металлические пластмассовые, бумажные,
тканевые)
Воспитатель: Как мы с вами можем узнать, какие предметы
притягиваются?
Дети: (с помощью магнита)
Воспитатель: Мы с вами должны исследовать предметы в
каждом секторе возьмите магниты. (раздаю каждому магнит)
Попробуйте притянуть магнитом по очереди каждый предмет в
разных секторах.
Воспитатель:
- Приступаем! Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Дети:
Я
провел магнитом
над
предметами,
и
все
металлические предметы притянулись к нему.
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок
ткани, бумагу, деревянный карандаш.
ВЫВОД: магнит притягивает только металлические предмет.
Видеозвонок
Профессор Всезнайкин: У меня в руках игровое поле,
посмотрите, как легко перемещается бабочка с одного цветка на
другой. Почему это происходит?
Воспитатель: Какую сложную задачу нам поставил Профессор
Всезнайка. А чтобы узнать это, уважаемые исследователи, мы
отправимся ко второй площадке.
ОПЫТ № 2 « Летающая бабочка»
(дети садятся за столы, у каждого поле с 2 цветочками и
бабочка)
Воспитатель: Перед вами те же предметы, которые использовал
профессор Всезнайка. Подумайте, как их использовать, чтобы
перемещать
бабочку
с
цветка
на
цветок.
Пожалуйста,
попробуйте. И я попробую вместе с вами. Получается, отложите
все.
Воспитатель: Почему у нас получилось перемещение бабочек?
Дети: (потому что к бабочке прикреплена железная скрепка, а
магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Посмотрите, между магнитом и бабочкой у нас что-
то находилась? Что это?
Дети: (доска пластиковая)
Воспитатель: Правильно, какой же мы можем сделать вывод?
ВЫВОД: на бабочке скрепка, магнит притягивает даже через
пластик.
Воспитатель: Профессор с нова на связи. Подойдем ближе,
чтобы его услышать.
Профессор Всезнайкин: Проверьте, будет ли действовать магнит
через воду.
Воспитатель:
Предлагаю вам, мои юные исследователи,
отправиться
ко
3-ей
площадке,
будем
испытывать магнит
дальше.
Опыт № 3. «Не замочи руки»
Воспитатель: Ребята, скажите, а действует ли магнит через
другие материалы? Как вы думаете?
Воспитатель: Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук?
Дети: Версии детей.
Воспитатель: Давайте опустим скрепку в стакан с водой. А
затем надо приложить магнит к внешней стороне стакана снизу и
вести магнит вверх. (Дети выполняют)
Воспитатель: Расскажите, что получилось?
Дети: Скрепка следует за движением магнита вверх.
Воспитатель: Что же двигало скрепку? (варианты детей)
Воспитатель: Скрепку двигала Магнитная сила.
Вывод:
Значит сила магнита действует и сквозь стекло, и
сквозь воду.
Музыкальная физминутка
Воспитатель: у нас на связи профессор Всезнайкин
Профессор Всезнайкин: Исследуйте, может
ли устроить
автомобильные гонки на бумажной трассе?
Опыт №4. Игра «Бумажные гонки»
Воспитатель: Юные исследователи, отправляемся к 4-ой
площадке.
Воспитатель: У нас автомобильные гонки. Ребята, а как вы
думаете, можно ли завести машинку на бумажной трассе?
Дети: (Ответ детей)
Воспитатель: Давайте проверим, положим машинку на лист
картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по
нарисованным дорожкам. Приступаем к гонкам.
В
оспитатель
: На картонном листе нарисована трасса гонок (2
дорожки), нужно установить автомобили на старте. Автомобили
двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети
двигают под картоном.
Вывод:
Значит, магнитная сила проходит через картон
Игра «магнит и предметы»
Воспитатель: Теперь я вам предлагаю отдохнуть. Мы с вами
немножко поиграем. Представьте, что я – магнит, а вы –
предметы. Сейчас вы по очереди будете называть любые
предметы. Если эти предметы притягиваются к магниту, то с вами
мы будем хлопать в ладоши. А если не притягиваются, то мы
будем топать. (дети называют предметы)
Воспитатель: Ребята, снова профессор на связи , проходите на
стулья присядьте.
Профессор Всезнайкин: о магнитах существует легенда,
послушайте его.
Презентация (видео-ролик)
Воспитатель: Видео звонок то профессора Всезнайкина.
Профессор Всезнайкин: Последнее задание, составьте схему
картинок. Спасибо вам большое за проделанную работу. До
скорой встречи. (отключаюсь)
Воспитатель: Спасибо Профессору за его задания для нас.
Как вы думаете, мои юные ученые, мы справились с заданием?
Рефлексия
Воспитатель: Вы молодцы. Подойдите к 5-ой площадке (рядом
с доской)
Схема картинок на доске
- Какой предмет мы исследовали?
Дети: (магнит, вешаем картинку наверху доски)
- Какие предметы магнит притягивает?
Дети: (металлические)
(дети выбирают картины с изображением металлических
предметов и вешают на доску снизу)
- Какие свойства магнита мы изучили?
Дети: (магнит действует даже через стекло, воду, пластик и
картон)
(дети выбирают картинки с изображением предметов, через
которые проходит магнитная сила)
В
оспитатель:
А теперь пора прощаться.
В детский сад нам возвращаться.
Мы покидаем нашу лабораторию. Вы сегодня хорошо
потрудились, молодцы!
Снимаем
колпачки,
халаты,
закрываем глаза
и скажем
волшебные слова: Крибле, Крабли, Бумс!
Вот мы и в группе. Спасибо вам за сегодняшнюю работу.
Поаплодируйте себе. Профессор прислал вам на память о
сегодняшнем занятии – магниты.
Наше занятие подошло к концу.