Автор: Черемхина Марина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Черемховский детский сад"
Населённый пункт: с.Черемхово
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние чтения на психологическое развитие младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Ребенок и книга»
Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный
объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от
новорожденного до пяти огромное расстояние» - писал Л.Н.Толстой. путь
дошкольника очень ответственный. Он трудный и радостный, где много
разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного
события, действия, человека. Поэтому взрослым надо помнить: все, что
происходит в непосредственном окружении малыша преобразуется в его
душе.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир
большой литературы проводниками для детей становится родители и
воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку?
Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе?
Кто встретится на пути?» падение интереса к чтению вызывает беспокойство
во всем мире. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше,
когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей
информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более
сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его
может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые
источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше
сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его
сознании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь
представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь-
это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие,
очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с
развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше
читать.
Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение,
обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и мальчиков, для
бедных и богатых, для здоровых и больных. От взрослого в большой степени
зависит и то, станет ли ребенок настоящем читателем или встреча с книгой в
дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его
жизни.
Чтобы книга не была случайным эпизодом в жизни маленького человека
воспитатели нашего детского сада организовали совместное посещение
вместе с родителями детской городской библиотеки.
Сотрудники библиотеки встретили маленьких посетителей с большой
радостью. Заведующая библиотекой Ольга Константиновна показала и
рассказала ребятам книги, где они хранятся, зачем у каждой книги есть
номер. Провела по залам библиотеки. Наблюдая за детьми, можно было
видеть с каким интересом они слушают, рассматривают книги.
Видя заинтересованные лица детей, понимаешь, что не зря мы это сделали.
После похода в библиотеку многие родители поняли, что семейное чтение
сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и
радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и
любящее сердце.
Мы надеемся, что в каждой семье появится традиция семейного чтения –
очень важная часть семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдет в
прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники
информации.
Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и
лучший способ общения и ненавязчивого восприятия, которое и есть самое
действенное. Родители через семейное чтение помогают привлечь интерес к
чтению у детей. Одна из особенностей семейного чтения состоит в том, что
дети занимаются совместно с родителями.
Это позволяет:
родителям глубже понять своего ребенка;
сплотить семью через чтение художественных произведений;
развивать индивидуальность ребенка, его нравственные основы.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не
стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества
душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто
неизвестно откуда взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский.