Напоминание

Дифференциация звуков [т] – [д]


Автор: Стукалова Светлана Николаевна
Должность: Учитель логопед
Учебное заведение: Детский сад №94
Населённый пункт: Каменск-Уральский
Наименование материала: логопедическое занятие
Тема: Дифференциация звуков [т] – [д]
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедическое занятие

С группой учащихся 3 класса, имеющих диагноз ФФНР, дисграфия

Логопедическая тема – «Дифференциация звуков [т] – [д] и букв «т – д»;

Грамматическая тема – «Парные звонкие и глухие согласные;

Лексическая тема – «Город Мастеров»

Общеобразовательные задачи:

упражнять учащихся в чёткой дифференциации фонем [т], [д] по звонкости -

глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;

устранять на письме специфические ошибки, связанные со смешением букв

«т», «д»;

развивать фонематическую дифференциацию звуков [т] – [д] в изолированной

позиции; в слогах; в словах, предложениях;

развивать умение находить синонимы, антонимы;

учить подбирать родственные слова с помощью словоизменения.

Коррекционные задачи:

развивать психологическую базу речи;

развивать опосредованное запоминание;

совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа

и синтез слов сложной слоговой структуры;

активизировать, обогащать и уточнять словарный запас, навыки словообразо-

вания;

развивать логическое мышление путём включения игровых развивающих

упражнений;

Воспитательные задачи:

воспитание познавательного интереса, формирование положительной учебной

мотивации;

воспитание усидчивости, умения работать индивидуально и в составе коллек-

тива детей;

формировать навыки трудолюбия.

Словарь:

названия профессий и соответствующая глагольная лексика - дворник,

садовник, продавец, художник, доктор, портной, почтальон, строитель, точильщик, води-

тель; подметать, ухаживать, взвешивать, писать, лепить, кроить, разносить, строить, ма-

стерить; мастерская, мастер, мастерок, подмастерье, архитектор, творец, трудолюбивый,

трудовой.

Дидактические средства:

ФРОНТАЛЬНЫЕ:

- карта города

- буквы для составления слов «Город Мастеров»

- пословицы на доске

- предметные картинки: 10 карточек, метла, лейка, весы, кисть и краски, таблетки,

катушка, письмо, мастерок, руль, нож, ножницы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:

- флажки жёлтого и коричневого цветов

- карточки для слогового анализа с пропущенным слогом

- карточки - части пословиц

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед просит назвать:

- месяцы, содержащие в названии звуки «т-т’»;

- дни недели со звуками «т», «д», «д-д’», «т-д».

Дети называют и садятся на свои места.

- Какое сегодня число, день недели? Какое будет завтра? Какое было вчера?

2. Сообщение темы

- Чтобы узнать, какая работа предстоит на уроке, нужно из букв составить слова.

Здесь на столе, лежат буквы двух цветов, разные по величине. Составим 2 слова: из букв

жёлтого цвета, начинается с самой большой до самой маленькой (дети составляют слово

«Городок»); из

букв коричневого

цвета,

начинается

с самой

большой

(слово

«Мастеров»). Читаем!

Дети читают: Город мастеров.

-Сегодняшнее занятие мы проводим в Городке мастеров.

3. Дифференциация изолированных звуков [т] – [д]

- Если посмотреть на карту, то видно, что в городке 2 части: жёлтого цвета и корич-

невого. И постоянно слышатся разные звуки. На жёлтой половине слышатся звонкие зву-

ки, а на коричневой - глухие. Звонкие звуки - это звуки жёлтого молоточка, глухие - зву-

ки коричневого молоточка.

- О каком звуке сказано?

Языком, передним краем,

В дёсна верхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной,

Звук без голоса, глухой.

Дети произносят звук [т] дают ему характеристику, доказывают глухость раз-

личными приёмами контроля: пальцы - на голосовых связках, уши закрыты ладонями.

Языком в десну ударим,

Звонкий голос мы добавим.

Аналогично - работа со звуком [д]

- Так чем же похожи и чем отличаются звуки [т] и [д]? (Сходны местом и способом

образования, различаются участием голоса).

4. Дифференциация в слогах

- Сейчас будем петь песенки двух молоточков (индивидуально, по цепочке дети по

инструкции произносят слоги, сопровождая речь поднятием жёлтого или коричневого

флажка)…………???

……………???

5. Дифференциация в словах

- Ребята, почему у нас не город, а городок? (Он маленький). Какая часть слова сдела-

ла слово маленьким, превратив город в городок? (-ок). А кто живёт в нашем городке?

(Мастера). Кто такой мастер? (Подытожить ответы: мастером можно назвать человека

любой профессии, кто прекрасно знает своё дело). А можно ли ученика молодого работ-

ника, маленького мастера, назвать «мастерок» (с помощью -ок)? Нет нельзя. Молодой,

начинающий помощник называется «подмастерье».

Дети повторяют несколько раз

- А есть ли слово «мастерок»?

Да, но оно обозначает название инструмента. Демонстрируется картинка.

- Кто пользуется мастерком?

- Сейчас мы будем угадывать, люди каких профессий живут в городе, с помощью

вывесок. Рассмотрите, назовите, кто живёт и что делает. Составим 2 предложения, во

втором - не менее 4-ёх слов.

Предъявляются картинки: метла, лейка, весы, кисти и краски, лекарство, письмо,

руль, мастерок, катушка, нож и ножницы.

Дети составляют предложения. (Здесь

живёт дворник. Он убирает улицы, подметает мусор и т.д.). Затем помещаем картинку,

в зависимости от наличия звонкого или глухого звука, на желтую или коричневую улицу.

- Куда поместим жить доктора? Водителя? (Между улицами есть и звук [т] и звук

[д].

- Чем отличаются звонкие звуки в словах «доктор» и «водитель»?

Запоминание

- Я буду называть слова, а вы подумайте, с какой картинкой связано слово по смыс-

лу, и запомните его.

Сад (лейка), ателье (катушка), почта (письмо), картина (кисть и краски), прилавок

(весы), машина (руль).

- А теперь с опорой на картинки назовите слова. (Показываю картинку: лейка,

ребёнок произносит: сад.)

Запись в тетради: запишем слог, в котором встречаются звук [т] или [д], из

названия профессий.

Дворник (дети пишут: двор), садовник (пишут: дов), художник (пишут: дож) и т.д.

Слова: дворник, портной, садовник, почтальон, продавец, точильщик, доктор, воспи-

татель, строитель (2 слога).

6. Физминутка

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». (Дети изображают дей-

ствия людей различных профессий)

7. Работа со словами - паронимами

- Скажите, дети, а может ли один звук или буква изменить слово? Проверим! (Про-

водится работа со словами - паронимами сначала устно, затем письменно). заме-

ним в последнем слове звук [т] на звук [д], (букву «т» на букву «д»).

Назовём мы книгу «том»

Для жилья построим …(дом).

Под Москвой есть город Тверь.

В доме открываем …(дверь).

По реке плывут плоты,

Зеленеют на ветвях …(плоды).

Соловей выводит трель.

Слесарь с сеть включает …(дрель).

Архитекторы - творцы

Строят чудесные …(дворцы).

8. Слого-звуковой анализ слова «архитектор»

(отработка сложной слоговой

структуры)

- Кто построил дворцы? Кто такой архитектор? (Чтение статьи из словаря). архи-

тектор - это художник и строитель, но он не строит здание, а придумывает его строе-

ние, поэтому он творец.

Слоговой анализ:

- Произнесём слово архитектор по слогам, определяя открытый или закрытый слог

(на открытый слог показываем ладонь, на закрытый - кулак).

- Начертим его схему с помощью гласных: (предложить кому-нибудь из детей сде-

лать на доске, по желанию)

А И Е О

- Запишем под схемой количество звуков в слогах:

А И Е О

2 2 3 3

- Допишем в схему согласные;

- Вставим в карточки пропущенный слог (у детей карточки с записанными четыре-

жды словом, в котором последовательно пропущены 1, 2, 3, 4-ый слоги)

__хитектор

ар__тектор

архи__тор

архитек__

- Заучим наизусть строки об архитекторе.

9. Дифференциация в предложении

- А есть ли дворец в нашем городе? Кто там живёт?

Слова:

- Угадаем?

1-ый звук - это 1-ый звук слова «ткач»

2-ой звук - ║- работа

3-ий - ║- утро

4-ый - ║- доктор

- Верно, труд. А почему он самый главный в городе мастеров?

(Краткая беседа о значении труда).

- Давайте подарим несколько слов слову «труд»! Назовём слова, близкие по смыслу

слову труд (дело, работа, знание). А какие слова будут противоположными (лень, безде-

лье, отдых).

- Назовём слова родственные слову труд, отвечающие на вопрос какой? (трудный,

трудовой, трудолюбивый)

- Вспомним мудрость народа о труде!

На доске - начало четырёх пословиц, у детей - окончания. В тексте пропущены бук-

вы «т», «д». дети читают деформированный текст, записывая его графически.

На доске:

Без __ру__а не вы__ащишь рыбку …

Какие __ру__ы - …

Дело масс__ера …

__ерпенье и __ру__ …

На карточках:

─ из пру__а

─ __акие пло__ы

─ бои__ся

─ всё пере__ру__

10. Подведение итогов занятия

- Хорошо ли мы трудились? Вспомним задания. Какое было трудным? Интересным?

Кто назовёт слова, родственные словам «труд»? «Мастер»? Профессии со звуками

[д], [т], [д’], [т’]?

- Кто помнит слова, запоминаемые по картинкам? Чему научил нас Городок Масте-

ров?



В раздел образования