Автор: Стукалова Светлана Николаевна
Должность: Учитель логопед
Учебное заведение: Детский сад №94
Населённый пункт: Каменск-Уральский
Наименование материала: логопедическое занятие
Тема: Дифференциация звуков [т] – [д]
Раздел: дошкольное образование
Логопедическое занятие
С группой учащихся 3 класса, имеющих диагноз ФФНР, дисграфия
Логопедическая тема – «Дифференциация звуков [т] – [д] и букв «т – д»;
Грамматическая тема – «Парные звонкие и глухие согласные;
Лексическая тема – «Город Мастеров»
Общеобразовательные задачи:
упражнять учащихся в чёткой дифференциации фонем [т], [д] по звонкости -
глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
устранять на письме специфические ошибки, связанные со смешением букв
«т», «д»;
развивать фонематическую дифференциацию звуков [т] – [д] в изолированной
позиции; в слогах; в словах, предложениях;
развивать умение находить синонимы, антонимы;
учить подбирать родственные слова с помощью словоизменения.
Коррекционные задачи:
развивать психологическую базу речи;
развивать опосредованное запоминание;
совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа
и синтез слов сложной слоговой структуры;
активизировать, обогащать и уточнять словарный запас, навыки словообразо-
вания;
развивать логическое мышление путём включения игровых развивающих
упражнений;
Воспитательные задачи:
воспитание познавательного интереса, формирование положительной учебной
мотивации;
воспитание усидчивости, умения работать индивидуально и в составе коллек-
тива детей;
формировать навыки трудолюбия.
Словарь:
названия профессий и соответствующая глагольная лексика - дворник,
садовник, продавец, художник, доктор, портной, почтальон, строитель, точильщик, води-
тель; подметать, ухаживать, взвешивать, писать, лепить, кроить, разносить, строить, ма-
стерить; мастерская, мастер, мастерок, подмастерье, архитектор, творец, трудолюбивый,
трудовой.
Дидактические средства:
ФРОНТАЛЬНЫЕ:
- карта города
- буквы для составления слов «Город Мастеров»
- пословицы на доске
- предметные картинки: 10 карточек, метла, лейка, весы, кисть и краски, таблетки,
катушка, письмо, мастерок, руль, нож, ножницы.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:
- флажки жёлтого и коричневого цветов
- карточки для слогового анализа с пропущенным слогом
- карточки - части пословиц
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед просит назвать:
- месяцы, содержащие в названии звуки «т-т’»;
- дни недели со звуками «т», «д», «д-д’», «т-д».
Дети называют и садятся на свои места.
- Какое сегодня число, день недели? Какое будет завтра? Какое было вчера?
2. Сообщение темы
- Чтобы узнать, какая работа предстоит на уроке, нужно из букв составить слова.
Здесь на столе, лежат буквы двух цветов, разные по величине. Составим 2 слова: из букв
жёлтого цвета, начинается с самой большой до самой маленькой (дети составляют слово
«Городок»); из
букв коричневого
цвета,
начинается
с самой
большой
(слово
«Мастеров»). Читаем!
Дети читают: Город мастеров.
-Сегодняшнее занятие мы проводим в Городке мастеров.
3. Дифференциация изолированных звуков [т] – [д]
- Если посмотреть на карту, то видно, что в городке 2 части: жёлтого цвета и корич-
невого. И постоянно слышатся разные звуки. На жёлтой половине слышатся звонкие зву-
ки, а на коричневой - глухие. Звонкие звуки - это звуки жёлтого молоточка, глухие - зву-
ки коричневого молоточка.
- О каком звуке сказано?
Языком, передним краем,
В дёсна верхние ударим.
Звук короткий, звук взрывной,
Звук без голоса, глухой.
Дети произносят звук [т] дают ему характеристику, доказывают глухость раз-
личными приёмами контроля: пальцы - на голосовых связках, уши закрыты ладонями.
Языком в десну ударим,
Звонкий голос мы добавим.
Аналогично - работа со звуком [д]
- Так чем же похожи и чем отличаются звуки [т] и [д]? (Сходны местом и способом
образования, различаются участием голоса).
4. Дифференциация в слогах
- Сейчас будем петь песенки двух молоточков (индивидуально, по цепочке дети по
инструкции произносят слоги, сопровождая речь поднятием жёлтого или коричневого
флажка)…………???
……………???
5. Дифференциация в словах
- Ребята, почему у нас не город, а городок? (Он маленький). Какая часть слова сдела-
ла слово маленьким, превратив город в городок? (-ок). А кто живёт в нашем городке?
(Мастера). Кто такой мастер? (Подытожить ответы: мастером можно назвать человека
любой профессии, кто прекрасно знает своё дело). А можно ли ученика молодого работ-
ника, маленького мастера, назвать «мастерок» (с помощью -ок)? Нет нельзя. Молодой,
начинающий помощник называется «подмастерье».
Дети повторяют несколько раз
- А есть ли слово «мастерок»?
Да, но оно обозначает название инструмента. Демонстрируется картинка.
- Кто пользуется мастерком?
- Сейчас мы будем угадывать, люди каких профессий живут в городе, с помощью
вывесок. Рассмотрите, назовите, кто живёт и что делает. Составим 2 предложения, во
втором - не менее 4-ёх слов.
Предъявляются картинки: метла, лейка, весы, кисти и краски, лекарство, письмо,
руль, мастерок, катушка, нож и ножницы.
Дети составляют предложения. (Здесь
живёт дворник. Он убирает улицы, подметает мусор и т.д.). Затем помещаем картинку,
в зависимости от наличия звонкого или глухого звука, на желтую или коричневую улицу.
- Куда поместим жить доктора? Водителя? (Между улицами есть и звук [т] и звук
[д].
- Чем отличаются звонкие звуки в словах «доктор» и «водитель»?
Запоминание
- Я буду называть слова, а вы подумайте, с какой картинкой связано слово по смыс-
лу, и запомните его.
Сад (лейка), ателье (катушка), почта (письмо), картина (кисть и краски), прилавок
(весы), машина (руль).
- А теперь с опорой на картинки назовите слова. (Показываю картинку: лейка,
ребёнок произносит: сад.)
Запись в тетради: запишем слог, в котором встречаются звук [т] или [д], из
названия профессий.
Дворник (дети пишут: двор), садовник (пишут: дов), художник (пишут: дож) и т.д.
Слова: дворник, портной, садовник, почтальон, продавец, точильщик, доктор, воспи-
татель, строитель (2 слога).
6. Физминутка
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». (Дети изображают дей-
ствия людей различных профессий)
7. Работа со словами - паронимами
- Скажите, дети, а может ли один звук или буква изменить слово? Проверим! (Про-
водится работа со словами - паронимами сначала устно, затем письменно). заме-
ним в последнем слове звук [т] на звук [д], (букву «т» на букву «д»).
Назовём мы книгу «том»
Для жилья построим …(дом).
Под Москвой есть город Тверь.
В доме открываем …(дверь).
По реке плывут плоты,
Зеленеют на ветвях …(плоды).
Соловей выводит трель.
Слесарь с сеть включает …(дрель).
Архитекторы - творцы
Строят чудесные …(дворцы).
8. Слого-звуковой анализ слова «архитектор»
(отработка сложной слоговой
структуры)
- Кто построил дворцы? Кто такой архитектор? (Чтение статьи из словаря). архи-
тектор - это художник и строитель, но он не строит здание, а придумывает его строе-
ние, поэтому он творец.
Слоговой анализ:
- Произнесём слово архитектор по слогам, определяя открытый или закрытый слог
(на открытый слог показываем ладонь, на закрытый - кулак).
- Начертим его схему с помощью гласных: (предложить кому-нибудь из детей сде-
лать на доске, по желанию)
А И Е О
- Запишем под схемой количество звуков в слогах:
А И Е О
2 2 3 3
- Допишем в схему согласные;
- Вставим в карточки пропущенный слог (у детей карточки с записанными четыре-
жды словом, в котором последовательно пропущены 1, 2, 3, 4-ый слоги)
__хитектор
ар__тектор
архи__тор
архитек__
- Заучим наизусть строки об архитекторе.
9. Дифференциация в предложении
- А есть ли дворец в нашем городе? Кто там живёт?
Слова:
- Угадаем?
1-ый звук - это 1-ый звук слова «ткач»
2-ой звук - ║- работа
3-ий - ║- утро
4-ый - ║- доктор
- Верно, труд. А почему он самый главный в городе мастеров?
(Краткая беседа о значении труда).
- Давайте подарим несколько слов слову «труд»! Назовём слова, близкие по смыслу
слову труд (дело, работа, знание). А какие слова будут противоположными (лень, безде-
лье, отдых).
- Назовём слова родственные слову труд, отвечающие на вопрос какой? (трудный,
трудовой, трудолюбивый)
- Вспомним мудрость народа о труде!
На доске - начало четырёх пословиц, у детей - окончания. В тексте пропущены бук-
вы «т», «д». дети читают деформированный текст, записывая его графически.
На доске:
Без __ру__а не вы__ащишь рыбку …
Какие __ру__ы - …
Дело масс__ера …
__ерпенье и __ру__ …
На карточках:
─ из пру__а
─ __акие пло__ы
─ бои__ся
─ всё пере__ру__
10. Подведение итогов занятия
- Хорошо ли мы трудились? Вспомним задания. Какое было трудным? Интересным?
Кто назовёт слова, родственные словам «труд»? «Мастер»? Профессии со звуками
[д], [т], [д’], [т’]?
- Кто помнит слова, запоминаемые по картинкам? Чему научил нас Городок Масте-
ров?