Автор: Сафонова Елена Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ КШ №7 имени В.В. Кашкадамовой город Ульяновск
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность школьника как средство формирования ключевых компетенций обучающихся"
Раздел: среднее образование
Как научить школьника проектной деятельности?
Одна
из
главных
задач
современной
начальной
школы
-
создание
необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и
формирование
его
активной
позиции.
В
связи
с
этим
возникает
необходимость
подготовки
учащихся
начальной
школы
к
такой
деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои
действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт
условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет
адекватно оценивать свою работу. В связи с этим основная цель педагога -
проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении
знаний,
что
позволяет:
-
выявить
творческие
способности
ребёнка;
-
улучшить
контакт
с
учащимися,
родителями;
-
развить
исследовательские
и
коммуникативные
умения,
навыки
сотрудничества;
- дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их
самоутверждения.
Какие именно универсальные учебные действия формируются в проектной
деятельности?
Навыки
коллективного
планирования
Умение
взаимодействовать
с
любым
партнером
Навыки
взаимопомощи
в
группе
в
решении
общих
задач
Навыки
делового
партнерского
общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
В учебном процессе важно использовать различные типы проектов в
зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие,
игровые,
информационные,
социально-значимые.
Организация
проектной
деятельности
в
начальной
школе.
Начиная работу над проектами, стоит продумать следующие вопросы, на
которые
требовалось
дать
ответы
в
первую
очередь:
Какими учебными и вспомогательными источниками информации можно
обеспечить
работу?
(фонд
библиотеки,
энциклопедии,
хрестоматии,
сборники,
периодическую
печать,
Интернет
и
т.п.).
Какие виды деятельности возможны в работе? (использование методов
анализа;
проведение
анкетирования,
опрос,
наблюдение;
работа
индивидуально,
в
парах,
в
группах;
логическое
рассуждение).
Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить
инициативу?
Какие критерии позволять учителю и ученику оценить успехи? (активность
на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся).
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?
(собеседование
в
процессе
работы,
анкетирование).
Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все
этапы проектной деятельности, кажется сомнительной и даже пугающей. Но
эти страхи и сомнения рассеиваются сразу же, как только начинается
реальная
проектная
деятельность.
Информационно-операционный
этап.
Это
реализация
проекта.
Собирается
материал,
вся
информация
перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном
этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение
опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый
трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно
работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно,
чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного
возраста
быстро
теряют
интерес
к
проделанной
работе.
Во
время
консультаций
помогаю
систематизировать
собранную
информацию.
Рефлексивно-оценочный
этап.
На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада,
дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники
обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями,
задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения
полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап
проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие
научной
речи,
возможность
продемонстрировать
свои
достижения,
пополнение
знаний.
Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением
как авторов других проектов, так и зрителей. По итогам защиты поощряются
не только те, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности те дети,
кто задавал умные, интересные вопросы. Особое внимание хочется обратить
на то, что учитель не должен допустить присуждения мест за проект. В
начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в
выполнении проекта. При оценке процесса проектирования я предлагаю
учащимся
следующие
вопросы:
Правильно
ли
сформулировали
задачу?
Соответствовал
ли
ваш
проект
поставленным
целям?
Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать
этот
проект?
Насколько
хорошо
вы
использовали
время?
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно
надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным:
сумеет
планировать
собственную
деятельность,
ориентироваться
в
разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е.
адаптироваться к меняющимся условиям жизни.