Напоминание

Проектная деятельность школьника как средство формирования ключевых компетенций обучающихся"


Автор: Сафонова Елена Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ КШ №7 имени В.В. Кашкадамовой город Ульяновск
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность школьника как средство формирования ключевых компетенций обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Как научить школьника проектной деятельности?

Одна

из

главных

задач

современной

начальной

школы

-

создание

необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и

формирование

его

активной

позиции.

В

связи

с

этим

возникает

необходимость

подготовки

учащихся

начальной

школы

к

такой

деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои

действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт

условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет

адекватно оценивать свою работу. В связи с этим основная цель педагога -

проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении

знаний,

что

позволяет:

-

выявить

творческие

способности

ребёнка;

-

улучшить

контакт

с

учащимися,

родителями;

-

развить

исследовательские

и

коммуникативные

умения,

навыки

сотрудничества;

- дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их

самоутверждения.

Какие именно универсальные учебные действия формируются в проектной

деятельности?

Навыки

коллективного

планирования

Умение

взаимодействовать

с

любым

партнером

Навыки

взаимопомощи

в

группе

в

решении

общих

задач

Навыки

делового

партнерского

общения

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

В учебном процессе важно использовать различные типы проектов в

зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие,

игровые,

информационные,

социально-значимые.

Организация

проектной

деятельности

в

начальной

школе.

Начиная работу над проектами, стоит продумать следующие вопросы, на

которые

требовалось

дать

ответы

в

первую

очередь:

Какими учебными и вспомогательными источниками информации можно

обеспечить

работу?

(фонд

библиотеки,

энциклопедии,

хрестоматии,

сборники,

периодическую

печать,

Интернет

и

т.п.).

Какие виды деятельности возможны в работе? (использование методов

анализа;

проведение

анкетирования,

опрос,

наблюдение;

работа

индивидуально,

в

парах,

в

группах;

логическое

рассуждение).

Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить

инициативу?

Какие критерии позволять учителю и ученику оценить успехи? (активность

на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся).

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?

(собеседование

в

процессе

работы,

анкетирование).

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все

этапы проектной деятельности, кажется сомнительной и даже пугающей. Но

эти страхи и сомнения рассеиваются сразу же, как только начинается

реальная

проектная

деятельность.

Информационно-операционный

этап.

Это

реализация

проекта.

Собирается

материал,

вся

информация

перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном

этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение

опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый

трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно

работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно,

чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного

возраста

быстро

теряют

интерес

к

проделанной

работе.

Во

время

консультаций

помогаю

систематизировать

собранную

информацию.

Рефлексивно-оценочный

этап.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада,

дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники

обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями,

задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения

полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап

проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие

научной

речи,

возможность

продемонстрировать

свои

достижения,

пополнение

знаний.

Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением

как авторов других проектов, так и зрителей. По итогам защиты поощряются

не только те, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности те дети,

кто задавал умные, интересные вопросы. Особое внимание хочется обратить

на то, что учитель не должен допустить присуждения мест за проект. В

начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в

выполнении проекта. При оценке процесса проектирования я предлагаю

учащимся

следующие

вопросы:

Правильно

ли

сформулировали

задачу?

Соответствовал

ли

ваш

проект

поставленным

целям?

Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать

этот

проект?

Насколько

хорошо

вы

использовали

время?

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно

надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным:

сумеет

планировать

собственную

деятельность,

ориентироваться

в

разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е.

адаптироваться к меняющимся условиям жизни.



В раздел образования