Автор: Шатилова Ксения Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДДТ им. А.И.Ефремова
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Специфика образовательного процесса в ансамбле народного танца в условиях дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования города
Новосибирска «Дом детского творчества им. А. И. Ефремова»
Статья по теме:
Специфика образовательного процесса в ансамбле народного танца в
условиях дополнительного образования. Из опыта работы
Заслуженного коллектива народного творчества РФ ансамбля
народного танца «Сибирские узоры»
Я Шатилова Ксения Александровна являюсь педагогом дополнительного
образования Заслуженного коллектива народного творчества Ансамбля
народного танца «Сибирские узоры». Звание «Заслуженный коллектив
народного творчества РФ» получил в 2016 году под руководством Ирины
Анатольевны
Овечкиной.
На
сегодняшний
день
художественным
руководителем ансамбля является Шкаровский Всеволод Николаевич. В
коллективе занимается около двухсот детей в возрасте от 4 до 20 лет.
Репертуар ансамбля включает более 40 танцевальных постановок для
различных возрастных групп. Ансамбль народного танца «Сибирские узоры»
- это сплоченный коллектив детей, педагогов, родителей, выпускников,
которые преданы хореографическому искусству, для которых коллектив стал
второй
семьей.
В
коллективе
сейчас
работают
5
педагогов
и
4
концертмейстера. Я как педагог работаю на младшей и средней группах
коллектива и сейчас я кратко опишу как осуществляется образовательный
процесс на разных ступенях обучения.
О младшей группе. Занятия в младшей группе проходят четыре раза в
неделю по 2,5- 3 часа, занимаются дети 9-11лет этот возраст является
наиболее благоприятным для восприятия движения в хореографии. В этой
группе гимнастика остается в уроке, но занимает всего 10- 15 минут, и
служит как разогрев перед уроком, она как бы включает ребенка в урок.
Далее идет традиционная форма занятий - работа у станка, делаем основные
движения классического танца (плие….), потому что именно классический
танец позволяет добиться единого благородного стиля исполнения танца,
одинаково красивой осанки, манер и так далее. Классический танец – это
основа любого танца. В этой группе экзерсис у станка по классическому
танцу уже переводится (частично) одной рукой и длиться около 1 часа.
Все движения русского танца, изученные раннее, соединяются уже в
сложные комбинации и исполняются на середине зала.
В
этой
группе
отдельно
выделяется
время
для
занятий
с
концертмейстером. Дети должны сначала хорошо освоить простейшие
музыкальные ритмы размером на 2\4, 4\4,а затем сложные на 3\4 и так далее.
Это вводиться, потому что уже с этой группы дети знакомятся с
простейшими дробями и хлопушками.
Младшая группа коллектива уже много выступает, а также принимает
участие в конкурсах и фестивалях.
Если в младших группах закладывается элементарная основа, без
которой в дальнейшем не может крепнуть и развиваться исполнительское
мастерство детей, то в средней группе, опираясь на фундамент, созданный в
младших, дети осваивают более сложный материал.
О средней группе. Средняя группа нашего коллектива – это дети в
возрасте 12-14 лет. У детей этого возраста меняются пропорции тела,
утолщаются кости, нарастает мышечная масса, увеличивается выносливость.
Именно
поэтому в
этой группе весь экзерсис классического танца
переводится одной рукой за палку и вводиться урок народного танца. Дети
начинают сначала лицом к станку, а потом и одной рукой осваивать такие
упражнения, как «каблучное», «флик фляк», «веревочка». Занятия в средней
группе проходят четыре раза в неделю по 3 часа. В этой группе 2 часа
девочки и мальчики занимаются отдельно и только на последней час вместе.
В средней группе ребята не только учат и осваивают свой репертуар, они
знакомятся с репертуаром старшей группы.
Еще одна традиция в нашем коллективе: начиная со средней группы
практикуется еще один способ укрепления знаний - это домашнее задание.
Если ученик повторил и закрепил дома новый материал, хотя бы порядок
комбинации, то на уроке уже будет отрабатываться только качество
исполнения, это даст возможность педагогу сэкономить время (которого не
хватает) чтобы дать новый материал. Конечно сначала нам надо убедить
детей в том, что повторить дома - это необходимость, но потом это входит в
привычку, кроме того ребятам очень не нравиться чувствовать себя неловко
не умея исполнить то или иное движение среди тех, кто его уже освоил.
Таким образом, в средней группе воспитывается самоконтроль и более
внимательное отношение к занятиям. Все это приводит к высоким
результатам.
И в заключении хочется сказать следующее. Одаренные дети – понятие
растяжимое. Есть дети, наделенные природными данными, но отсутствие
желания учиться не позволяет им достичь чего-то. Есть дети не так
одаренные от природы, но своим трудолюбием достигающие хороших
результатов.