Автор: Коляева Лилия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\С №20"
Населённый пункт: Город Анжеро-Судженск Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры и игрушки для сенсорного развития"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет»
Проблема: Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3
играют очень важную роль .Поэтому для похода в магазин игрушек
родителям желательно ознакомиться с особенностями возраста
своего малыша и играми которые будут эффективно влиять на
его развитие. Но как часто бывает, родители заботятся о том,
чтобы купить детям как можно больше игрушек, и притом
сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают, что
этим доставят детям больше удовольствия и будут способствовать
их развитию. Но в этом они ошибаются!
Вопрос: Какие игрушки и игры нужны ребенку в возрасте 2-
3лет для сенсорного развития.
Для начала надо сказать, что, сенсорное развитие
представляет собой комплекс мероприятий, направленных на
развитие ощущений и представлений о предметах и явлениях,
существующих в мире. Сенсорное развитие нужно начинать с
раннего возраста. Пик развития малышей приходится на детей 2-
3 лет. Они в этом возрасте очень быстро схватывают!
Качественное обучение малыша во многом зависит от того,
насколько он ознакомлен с восприятием предметов, объектов и
явлений. Ребёнок начинает познавать окружающий мир
посредством анализа тех явлений, которые вокруг него
происходят (которые он видит, слышит, или ощущает). Познание
мира происходит через органы чувств, а полученная
информация уже анализируется головным мозгом ребёнка и на
основании результатов анализа вырисовывается общая картина
какого-то конкретного события. Развитие сенсорных
способностей ребёнка лучше всего развивать в процессе игры.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ 2-3 ЛЕТ
Собирать самостоятельно пирамидку из 2-3 колец
контрастных размеров.
Выполнять поручения взрослого по подбору предметов того или
иного цвета ( сначала взрослый показывает нужный цвет).
Различать большие и маленькие предметы, называть их размер.
Узнавать и называть геометрические фигуры (2-3 фигуры).
Выполнять дидактические задания на подбор, соотнесение и
группировку предметов; сравнение по форме, цвету величине и
др. признакам, обобщению по выделенным признакам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕМЬЕ.
Желательно чтобы ребенка окружали игрушки из различных
материалов – дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей и
т.п. Необходимы игрушки контрастных размеров, цветов,
различной формы. Развивающую среду следует пополнить
разрезными картинками, кубиками с картинками, парными
картинками, пирамидками, формами-вкладышами, шнуровками и
т.д. Развивающие и обучающие книги для детей , которые
помогают ребенку развиваться, приобретать новые знания в
различных областях. Развивающую среду необходимо пополнять
занятиями по изодеятельности: аппликация, лепка, рисование.
ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
2-3 ЛЕТ
Ориентировка в цвете.
Игра «Цветное лото» (четыре цвета на разнообразном материале)
Учить ребенка подбирать по образцу разнообразные предметы
(картинки), окрашенные в 4 основных цвета, к
соответствующему фону. Взрослый дает ребенку карточки-фоны,
окрашенные в основные цвета. Затем показывает изображения
знакомых предметов, окрашенных в основные цвета, чередуя эти
цвета.
Варианты заданий: «Найди картинки для этой карточки-фона.
Скажи, что это? Под какую карточку-фон положим?»
Называния цветов от ребенка не требовать. Ориентировка в цвете
(на однородном материале ). Фиксировать внимание ребенка на
тождестве предметов по цвету. Учить подбирать по образцу и
слову взрослого предметы трех, затем четырех основных цветов.
Не акцентировать внимание ребенка на названии цветов.
Варианты заданий: Найди для куклы вторую синюю варежку
(выбрать из разложенных в следующем порядке: красная,
зеленая, синяя, зеленая). Найди такие же палочки, разложи палочки
по кучкам. "Положи в такие же коробочки (группировка
однородных игрушек: шариков, кубиков и др.). «Сервируем стол»
и др.
Знакомство с красным цветом.
Задание №1
Учить ребенка находить разнообразные предметы красного цвета
сначала среди дидактического материала, а затем в
окружающей обстановке; называть цвет; использовать красный
цвет в рисовании.
Вопросы и задания:
а) С дидактическими игрушками; «Найди красный шарик. Это
красный шарик? А этот? («Этот не красный.»). Где еще красный
шарик? Какой это шарик? («Этот красный.»). Кати красный шарик,
еще кати красный шарик. Те же задания с колечками, кубиками,
кирпичиками и др.
б) рисование: «Возьми красный карандаш. Нарисуй палочки
(клубочки, колечки, солнышко и др. в зависимости от
изобразительных навыков ребенка). Какое солнышко?»
в) экскурсия по комнате: «Найти в комнате предметы красного
цвета, назови их».
Знакомство с синим цветом
Какой? (только синий)
Цель и порядок упражнений см. в занятии № 1 :
а) с дидактическими игрушками,
б) выбор нужного карандаша среди других, рисование синим
карандашом («дождик», «колечки», «тучка» и др.),
в) экскурсия по комнате.
Задание с чередованием двух цветов
Какой? (синие и красные) Учить ребенка чередовать предметы по
цвету, не отступая от поставленной задачи, правильно называть
два цвета.
Варианты заданий: «Сделать заборчик из красных и синих
кирпичиков (кирпичики чередовать). Собрать пирамидку из
красных и синих колец, нарисовать лесенку из красных и
синих ступенек (две вертикальные линии рисует взрослый, а
ребенок - ступеньки). Цвет ступенек чередовать. Нарисовать
красное солнышко и синюю тучку, рассказать о своем рисунке.
(«Я нарисовал красное солнышко и синюю тучку» и т.п.)».
Ориентировка в форме. «Занимательная коробка» (простой
вариант)
• Учить ребенка действовать не методом проб и ошибок, а
методом зрительного соотнесения отверстия и соответствующей
формы; действовать по словесной инструкции: «Дай такой же».
• Варианты заданий: «Найди такие, опусти в окошко. Собери
пирамидку (из различных геометрических тел, чередуя их по
показу взрослого: шар, куб, цилиндр, кольцо и др.)».
Самое главное, что нужно помнить при обучении
ребенка - это то, что занятия должны приносить
малышу удовольствие, быть в радость.