Напоминание

Методические рекомендации для воспитателей и родителей детей раннего возраста по развитию речи.


Автор: Коляева Лилия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\С №20"
Населённый пункт: Город Анжеро-Судженск Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации для воспитателей и родителей детей раннего возраста по развитию речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации для воспитателей и родителей детей

раннего возраста по развитию речи.

Что нужно, чтобы ребенок заговорил?

У ребенка должна возникнуть потребность заинтересованность необходимость в

общении.

Оба собеседника должны быть настроены на одну волну, то есть сосредоточены

на одной теме. Если ребенок принес мяч, чтобы поиграть, а мама спрашивает не

хочет ли он на горшок - это яркий пример того, что может мешать ребенку

вновь обратиться ко взрослому. ( я пишу мама, потому что папы в этом случае

обычно более адекватны, если им приносят машину они играют в машину, а не

начинают вытирать ребенку нос ).

То, о чем идет речь должно быть в поле интересов ребенка Речь ребенка

развивается в деятельности, обычно совместной со взрослым. Если это игра,

которая интересна ребенку, например, бросать мяч в мусорную корзину и

кричать "Бах!", то есть больше шансов на собственную речевую активность

ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой (очень настойчивой

просьбе) сортирует предметы.

Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения:

взгляда, паузы, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса.

Взрослый и сам должен активно использовать их и принимать их от ребенка в

качестве ответа. Если на ваш вопрос о том, чем бы вам заняться, ребенок принес

книгу - это и есть его ответ. "Будем читать?" уточняете вы и садитесь за книгу.

Важна благожелательность слушающего взрослого, его способность к

пониманию и правильной интерпретации любых сигналов ребенка. Например,

малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если понятно и

доброжелательно прокомментировать его просьбу и ответить ребенку он снова

и снова будет инициировать общение.

Взрослый собеседник должен ясно представлять себе речевые возможности

ребенка: с одной стороны - уровень понимания им речи, а с другой -

представлять себе, как ребенок сможет ответить, то есть знать его

экспрессивный словарь. Если взрослый знает, что в словаре ребенка нет

нужного слова, то он должен предложить ребенку другие формы ответа.

Например, вопрос "Что ты хочешь: яблоко или грушу?", в том случае, когда у

ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит ребенка

в позицию неуспеха. Если же вы держите в руках яблоко и грушу, то малыш с

радостью ответит вам жестом,а значит диалог состоится. Вы может в

дополнение прокомментировать его выбор и дать ему желаемое.

Развитию речи детей раннего возраста отводится важное место. Речь

развивается в процессе подражания, ведущая роль принадлежит взрослым.

Важно обогащать пассивный и активный словарь ребёнка используя

существительные, глаголы, прилагательные. Словарь трёхлетнего ребёнка около

1400 слов. Разговаривать с малышом необходимо обо всём, что попало в поле

его зрения и вызвало интерес.

Формированию словаря способствуют игры и упражнения:

«Куда что поместить?» ( Чашку поставить на поднос или в буфет),

«Чей малыш? Чья мама?»(Найди маму для цыплёнка, телёнка и т.д)

Необходимо учить ребёнка говорить выразительно, например

Как ветер воет тихо? ( у-у-у) Как ветер воет громко?-(У-У-У)

Как ослик тихо кричит? (иа- иа) А громко?(ИА-ИА)

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

Для тренировки речевого дыхания можно дуть, на лежащий на столе ватный

шарик «Кто дольше», на верёвочке укрепить бумажную бабочку и предложить

плавно, не надувая щёк подуть. Летит «бабочка» (для детей 2-3 лет)

На третьем году речи целесообразно обратить внимание на звуковую культуру

речи. Можно использовать звукоподражание(ууу-гудит паровоз, га-га-гогочет

гусь, тик-так-тикают часики). Дальнейшее закреплние звуков осуществляется во

фразовой речи( Са-са-са- У Сони коса) Также необходимо читать малышу

стихи, потешки, сказки.

Нормальное развитие речи ребёнка тесно связано с развитием движений рук.

Детям раннего возраста доставляет радость слушать стихотворные тексты и

выполнять «зарядку» для пальчиков. Такую зарядку можно выполнять после

работы с пластилином, красками, карандашами. Во время пальчиковых игр

садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на

одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. Для ребёнка

до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения

пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для

проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых

темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или

медленном темпе («Мальчик - пальчик», «Ладушки», «Обезьянки», «Сорока»,

«Дождик», «Пять обезьянок» и «Азбучка - Ладушки»). На первоначальном этапе

активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру

(подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение(3-4

года) - сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять

все действия вместе с ним (сидя напротив).

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами;

1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу,

он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает

движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет

другим, например, как прыгает его зайчик.

Такая демонстрация особенно полезна для ещё неловкого и стеснительного

ребёнка. Главное, чтобы малыш порадовался своему успеху. От лепета к

лепетным словам

Игры и упражнения, способствующие развитию речи.

Пример игры, позволяющей стимулировать появление первых слов.

Теремок

Выберите сказку, к которой вы можете подобрать игрушки, например,

"Теремок" и играйте медленно, с паузами, давая ребенку возможность вставить

реплику, сделать жест или движение.

В сказке - драматизации паузы обоснованы (зверь идет, затем пришел, потом

стучит, потом по очереди выглядывают "жильцы" и т.д.) и потому не

раздражают детей.

Зверей должно быть немного, на пример, для начала три, а потом придет

большой медведь и сломает теремок.

Теремком может быть коробка из-под обуви с отверстиями, из которых

выглядывают звери, а медведь ее опрокинет.

Стоит коробка на длинном ребре дном к ребенку. Окна вырезаны не полностью

и держатся на одной стороне, то есть их можно открывать и закрывать. Заходят

звери сбоку и сразу появляются в окне.

Комментируйте кратко, эмоционально, используйте звукоподражания и

эмоциональные возгласы ( топ-топ, прыг-прыг, ква-ква, бах, ой-ой-ой) итд.

Вначале все роли выполняет взрослый, но потом постепенно ребенок начинает

участвовать в игре. Первые реплики или движения, которые вы ему поручаете,

должны быть в его репертуаре, чтобы ребенок почувствовал успех.

От слов к фразе. Стимуляция появления простой фразы.

Слово часто выступает в роли однословного предложения. Так слово «мама»

может означать просьбу взять на руки, то есть заменить собой фразу «мама,

возьми меня на руки», а слово «Ди!» - «Мама, иди сюда!»

Объем словаря. Для появления двухсловной фразы важно чтобы в активном

словаре ребенка было, как минимум 30 лексических единиц.

Состав словаря. Среди слов, входящих в словарь ребенка должны быть не

только слова-названия, но и слова-действия.

Первыми двухкомпонентными высказываниями могут быть сочетания слова и

жеста. Напомним, что словом мы, в данном случае, считаем любой звук, слог,

звукоподражание несущие постоянный смысл. Так сочетание указательного

жеста в сочетании со звукоподражанием «ав-ав» означает «это собака» и может

считаться первой фразой. Это в полной мере относится к сочетаниям этого же

звукоподражания и жеста «спит».

Приведем советы, которые могут помочь вашему малышу строить фразы из

двух компонентов:

Если ваш малыш использует одно слово или жест в качестве фразы,

постарайтесь «развернуть» это высказывание.

Первый способ – это повторение с дополнением. Приведем пример того, что

может сделать взрослый в определенной ситуации. Итак, ребенок увидел кошку,

спящую на солнышке, и сказал «ксс».

Подтвердите правильность сообщения ребенка: Да, это кошка - киса

Повторите слово ребенка и добавьте к нему еще одно: «Киса спит»

Вводите в свое высказывание доступные ребенку слова. «Киса спит – бай-бай».

Если у ребенка нет слова «бай-бай», то произнесите то, что ребенок уже умеет

говорить, например «а-а-а».

Если у ребенка совсем нет слова, обозначающего действие «спит»,

используйте жест, сопроводив его лепетным словом.

Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-

бай»

Второй способ – это повторение с уточнением

Повторите за ребенком слово, которое он произнес, и подтвердите

правильность сообщения: «Да – это киса»

Задайте ребенку вопрос, который поможет ему произнести второе слово или

сделать жест. Это может быть вопрос: «Что киса делает?» или более простой:

«Киса кушает или СПИТ?» В этом случае, вы можете голосом выделить

нужный ответ.

Подтвердите правильность ответа ребенка: «Да, киса спит бай-бай». Если у

ребенка нет слова, введите в высказывание жест.

Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-

бай»

Еще один пример: если ребенок, увидев молоток, говорит «папа», то развернуть

фразу можно так:

1 способ: «Да, папа стучал молотком – тук-тук!»

2 способ: «Как папа стучал молотком?» Слово, которое скажет ребенок в ответ,

включается во фразу: «Да, папа стучал – тук-тук, папа тук-тук». Если при ответе

на вопрос ребенок вместо слова использовал жест, то взрослый в своей фразе

использует и жест и лепетное слово.

Еще раз напоминаем: если ребенок уже использует облегченные взрослые

слова: тата (трактор), бака (собака), тина/титина (машина), то повторять их так,

как произнес ребенок нельзя, нужно повторить их правильно, уже не

сопровождая лепетным словом.

Многие игры и занятия сопровождаются стихами, потешками, песенками,

поговорками, которые отражают знакомые детям события.

Игры-потешки, хороводные игры включают повторы слов с четкой концовкой

(«топ-топ», «да-да» и т. п.) и действий. Они полезны тем, что слушание

ребенком речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и

движения. В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт

взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи

взрослого. По мере овладения речью ребенок начинает самостоятельно играть в

эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией».

В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух,

интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Этому же

способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству,

рифмованию. Они также очень полезны для развития чувства родного языка,

овладения его фонетическим и грамматическим строем.

Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют

развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и

грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития

планирующей и регулятивной функций речи.

Можно организовать несложные импровизации с использованием игрушек,

персонажей кукольного театра по мотивам сказок, рассказов, песенок, стихов.

Во время инсценировок воспитатель разыгрывает сценки, разговаривая от

имени персонажей, комментирует их действия, обращается к детям с вопросами.

Со временем можно привлекать детей к участию в таких спектаклях.

Развитию у детей умения слушать речь взрослого способствует просмотр

диафильмов.

Показ диафильма следует сопровождать рассказом, останавливаясь подробно на

каждом кадре. Лучше всего показывать сказки, содержащие повторы одних и

тех же слов, на фоне которых вводятся новые слова («Колобок», «Репка»,

«Теремок», «Курочка Ряба», «Кто сказал „мяу“» и др.). Это помогает ребенку

овладеть новыми словами и закрепить уже известные слова.

Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное со взрослым

чтение книг, рассматривание красочных иллюстраций. Помимо сказок, о

которых речь шла выше, рекомендуем читать детям «Телефон» К. Чуковского,

«Глупый мышонок», «Ребята и зверята» С. Маршака, короткие стихи А. Барто,

С. Михалкова, Б. Заходера, З. Александровой, Ю. Тувима, И. Токмаковой, Э.

Мошковской, В. Лунина и др.

Во время чтения взрослый должен показать детям иллюстрации, задать

вопросы, в случае затруднения сам называть предметы, персонажей, их

действия, стимулируя малышей к повторению речевых образцов.

Рассматривание картинок можно организовать иначе: взрослый называет

предметы и персонажей и просит ребенка показать их. Эти занятия следует

проводить индивидуально или с небольшой группой детей, чтобы каждый

малыш мог участвовать в разговоре.

Во время чтения взрослый должен показывать детям картинки, задавать

вопросы, при затруднениях сам называть предметы, персонажей, их действия,

побуждая малышей воспроизводить речевые образцы.

Особое место в работе по развитию речи детей занимают занятия и игры с

предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым,

малыши узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их,

вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с

картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая

картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные

словесные обозначения – названия. Рассматривая изображения и называя их,

дети называют и те предметы, которые в данный момент не воспринимают, но

названия которых хранятся в их памяти. Это свойство картинок особенно важно

для развития речи детей раннего возраста. Оно способствует постепенному

освобождению слова от привязанности к конкретному объекту; развитию у

детей способности оперировать словесным материалом без опоры на

наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и

самостоятельно пересказывать их.

Можно использовать разнообразные тематические наборы картинок (посуда,

одежда, овощи, животные и т. п.); сюжетные картинки с изображением

действий («кошка пьет молоко», «дети катаются на санках», «девочка

одевается» и др.) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам).

В играх с картинками дети могут не только называть изображенные на них

предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто

отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода

лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок –

заменителей реальных предметов (игры в «магазин», «зоопарк», «больницу» и

др.).

Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса,

формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя

речи, стимулирует активное ее использование. Картинки играют важную роль и

в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными

словом.

Время от времени, в том числе по просьбе детей, можно предлагать им

самостоятельно поиграть с картинками. Малыши могут раскладывать картинки,

называть изображенные на них предметы, классифицировать их, придумывать

сюжеты, обмениваться картинками, распределять их между собой и пр. Такие

игры способствуют развитию творческого воображения, стимулируют активную

речь и речевое общение со сверстниками.

Для развития умения слушать, понимать и пересказывать содержание текста

можно использовать рассказы без наглядного сопровождения. Это позволяет

ребенку выйти за рамки наглядной ситуации, способствует формированию

вербального общения и мышления, побуждает использовать в речи

сложноподчиненные предложения, слова, обозначающие свойства объектов и

их действия.

Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное

придумывание загадок. В подобных играх дети учатся узнавать предметы по

словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие. Например, можно

разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и

предложить ребенку найти одну из них по ее словесному описанию. Более

старшие дети могут отгадывать простые загадки и без опоры на зрительное

восприятие.

В процессе игры

Во время свободной игры взрослый может подсесть к ребенку и завязать с ним

беседу: «Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?» При этом

обращения взрослого не должны нарушать ход игры, они должны органично

вплетаться в нее, способствовать ее обогащению.



В раздел образования