Автор: Альмухаметова Флюза Римовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида "Теремок"
Населённый пункт: село санатория Алкино Чишминский район Республики Башкортостан
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Моя семья
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности
с детьми младшего дошкольного возраста по теме:
«Моя семья»
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Интеграция: Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие
Цель: формирование целостной картины мира, формирование первичных
представлений о себе, о семье.
Задачи:
образовательные:
- формировать первичные представление о себе (знает свое имя, возраст,
пол), о семье (первичные гендерные представления: мужчины смелые,
сильные; женщины нежные, заботливые);
- формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно
отвечать на него;
развивающие:
- обогащать словарный запас, развивать память, внимание,
наблюдательности
- развивать умение выкладывать на листе бумаги готовые детали разной
формы, составляя целостную картину.
воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в семье:
- приучать детей к вежливости.
Методы: наглядный метод: элементы теневого театра, перчаточный,
демонстрация; словесный: беседа.
Приемы: рассматривание семейных фотографий, пальчиковые игры,
загадывание
загадок,
ответы
на
вопросы.
Предварительная работа: Составление семейного фотоальбома с
родителями; Беседы на тему: « Я и моя семья», « Животные и их детёныши»,
«Как
мы
отдыхали
всей
семьей».Рассматривание
иллюстраций
с
изображением диких и домашних животных, птиц и их детенышах в
организованной
деятельности
и
самостоятельной
деятельности;
рассматривание картинок с изображением членов семьи и их занятий.
Чтение художественной литературы: Л.Квитко «Бабушкины руки»; А.
Яковлев Мама»; Дора Габе «Моя семья»; JI. Воронкова «Что сказала бы
мама», К.Д.Ушинский «Петушок с семьей», разучивание стихотворений и
потешек о семье.
Дидактические игры: «Чей малыш», «Назови ласково», «Собери
картинку»,
« Семья». Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Строим дом».
Подвижные игры: «Курочка-хохлатка», «Мамины помощники».
Пальчиковые игры: «Ладушки», «Моя семья», «Кто живет у нас в
квартире?».
Рассматривание семейных фотографий каждого ребёнка. Побуждение
детей к
рассказу о людях, с которыми они живут.
Оборудование: Колокольчик для игры «Назови свое имя», кукла
Машенька-персонаж в яркой одежде; ширма с лампой и белым полотном,
игрушки, силуэты предметов: для игры «Чья тень?» с элементами теневого
театра, семейные фотографии, перчаточный театр «Семья», цветок для
игры «Назови ласково», два стола, магнитофон со спокойной, музыкой,
ватман с нарисованной вазой, вырезанные силуэты конфет из цветной
бумаги.
Обогащение словаря: картатай, неней, эти, эни, мин, гаиля
Ход:
Воспитатель с детьми входит в группу, дети встают произвольно лицом к
воспитателю.
В: Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Гости здесь у нас с утра,
Поздороваться пора!
Д: Здравствуйте! ( дети садятся на стульчики)
В: А сейчас, мы с вами поприветствуем друг друга.
Игра «Здравствуйте, ребята!»
В: Здравствуйте, ребята!
Вы - котята? (Нет)
Вы - цыплята? (Нет)
Вы - утята? (Нет)
А кто вы?
Д: Дети.
В: Как меня зовут?
Д: Дина Романовна
В: А как вас зовут? Назовите себя!
Д: Дети называют своё имя.
В: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит...
Здравствуй, Маша! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?
Маша: У меня есть папа,
У меня есть мама,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
У меня есть братик,
А у них есть я.
Это вся моя.....
Д: Семья.
Маша: Правильно, молодцы! Я живу в этом доме со своей семьёй.
Мы живем дружно, помогаем и заботимся друг о друге.
В: Ты знаешь, Маша, у каждого из наших детей тоже есть семья!
Правда, ребята?
Д: Да.
Маша: Ой, как интересно, расскажите мне о них!
В: Рассказать нам поможет семейный фотоальбом.
Воспитатель открывает стенд с фотографиями.
В: Посмотрите, дети, сколько у нас семейных фотографий.
-Петр, покажи свою семью.
-Как зовут твою маму? А папу?
-Даша, у кого на руках ты сидишь?
-Кто стоит рядом?
В: Молодцы! Обо всех родных рассказали!
В: Ребята, Маша предлагает немного отдохнуть.
Физминутка «Ёжики»
Два притопа, два прихлопа (по 2 раза топаем ногами, хлопаем в ладоши)
Ежики, ежики, (показываем растопыренные пальцы)
Наковальня, наковальня, (ударяем кулак о кулак)
Ножницы, ножницы. (руками показываем ножницы)
Бег на месте, бег на месте (бежим на месте)
Зайчики, зайчики. (показываем уши)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе:
Девочки! (все девочки кричат: «Ааа!»
Мальчики! (все мальчики в кричат: «Ууу!»)
В: Мы живем с вами в республике Башкортостан
.
В ней живут люди разных
народов и говорят на разных языках.
-Ребята, Маша предлагает поиграть в пальчиковую игру «Семья». Покажите
свои красивые пальчики.
Воспитатель одевает перчаточный театр «Семья» ( Звучит тихая башкирская
мелодия)
Пальчиковая игра «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка – картатай.
Этот пальчик – бабушка - неней.
Этот пальчик – папочка – эти.
Этот пальчик – мамочка- эни.
Этот пальчик – я – мин.
Вот и вся моя семья!- гаиля.
В: В каждой семье все друг друга уважают, заботятся друг о друге и любят.
Маша говорит: « А меня дома ласково называют – умненькой,
хорошенькой!»
А вас как называют ласково?( Ответы детей)
В: А вы друг друга в семье как называете?
Маша предлагает поиграть в игру «Назови ласково»
Игра «Назови ласково»
Наводящие вопросы воспитателя:
В: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая?
Д: Ласковая, добрая, милая, нежная.
В: Когда бабушка улыбается, смеётся, какая она?
Д: Весёлая.
В: А если вы папу и дедушку любите, то они какие?
Д: Любимые.
В: Когда бабушка заботится о вас, какая она?
Д: Заботливая.
В: Когда дочка слушается , помогает , она какая?
Д: Послушная.
В: Когда папа передвигает что-то тяжелое, он какой?
Д: Сильный.
В: Когда брат ничего не боится, он какой?
Д: Смелый.
В: Молодцы! Вот сколько чудесных слов сказали о своих родных.
Маша: Дети, какие вы умненькие, хорошие. Вы любите отгадывать загадки?
Д: Да.
(Воспитатель приглашает к домику присесть на коленочки)
Маша: Тогда угадайте, чью тень увидите в окошке и найдите такую же
игрушку.
Игра «Чья тень?»
Игрушки на столе: очки, руль, неваляшка, машинка, утюг, молоток.( Дети
называют предмет и кому в семье он может пригодиться).
В :Маша как интересно мы с тобой провели время.
В: Ребята, сегодня Маша была нашей гостьей. А гостей принято угощать.
Давайте поблагодарим Машу и угостим её конфетами. Наполним эту пустую
вазочку.
Аппликация «Вазочка с конфетами»( дети приклеивают вырезанные
конфеты на нарисованную вазочку)
Маша: Спасибо, ребята, за угощение. И мне было с вами интересно играть,
познакомиться с вашими семья
ми, узнать как вы друг друга называете.
Рефлексия «Круг дружбы»
В: Ребята, а мы тоже с вами большая семья. Давайте все подружимся и
обнимемся.
Воспитатель и дети говорят всем «До свидания!»