Напоминание

«Буквы А-О в корне - ЛАГ - ЛОЖ - »


Автор: Харченко Юлия Сергеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: Моздокский район, село Троицкое
Наименование материала: учебная программа
Тема: «Буквы А-О в корне - ЛАГ - ЛОЖ - »
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

«Буквы А-О в корне - ЛАГ - ЛОЖ - »

Подготовила учитель русского языка и литературы

Харченко Юлия Сергеевна

МБОУ СОШ с.Троицкого им. Н.Д.Дронова

г. Моздок

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Буквы А-О в корне - ЛАГ - ЛОЖ -»

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Цели урока:

образовательные:

познакомить учащихся с орфограммой «Буквы О-А в корне –ЛАГ- - -ЛОЖ-»; расширить и углубить знания учащихся по

темам: «Пунктуация. Культура речи», «Лексика», «Морфемика», «Орфография»;

продолжить обучению ЗУН, позволяющим отбирать нужную информацию, анализировать текст, строить связное устное

высказывание, работать с тестом.

развивающие:

развивать речь и память учащихся;

логически обосновывать высказывания;

делать обобщения и выводы, активизировать позитивную мотивацию к учению, познавательную деятельность;

совершенствовать умение учащихся писать упражнения, тесты;

воспитательные:

прививать детям любовь к родному языку,

воспитывать чувство прекрасного,

формировать эстетический вкус.

Задачи урока:

развивать универсальные учебные действия.

Планируемые результаты:

личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса,

самому образовательному процессу, объектам познания;

метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать

достигнутые результаты;

предметные: знать правило написания букв О-А в корне_-ЛАГ- - -ЛОЖ-, знать о единообразном написании приставки с,

правильно писать приставки на –з и -с, графически обозначать условия выбора правильных написаний;

коммуникативные: учить культурному общению, умению сотрудничать в различных видах деятельности.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный;

проблемный;

частично-поисковый (эвристический);

исследовательский метод.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с индивидуальным заданием, доска, учебник.

УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. учеб. для общеобразоват. организаций.

В 2 ч. Ч. 1. – 5 –е изд. М.: Просвещение, 2015.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационны

й момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться,

меня зовут Юлия Сергеевна. Я очень рада нашей сегодняшней встрече.

Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость,

будет интересным и полезным. Итак, вперед.

На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему

настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение…Я готова продуктивно работать с вами.

Улыбнемся друг другу.

Учащиеся слушают учителя,

приветствуют, готовятся к уроку.

2. Мотивация к

учебной

деятельности.

1.Безударные гласные существуют трех видов: 1) проверяемые, 2)

непроверяемые, 3) чередующиеся.

Сегодня мы продолжим изучение корней с чередованием и узнаем много

интересного

2.Давайте вспомним, что такое «

чередование звуков»?

ПРИЛАГАЕТСЯ ПРИЛОЖЕНИЕ

- Попробуйте подобрать проверочные слова.

- Не получается?

- Очевидно, здесь работает какое – то другое правило.

Обдумывают ответы на вопросы.

Формулируют собственные мысли,

высказывают и обосновывают свою

точку зрения.

При образовании и изменении

слов может происходить замена

одних звуков другими в одной и

той же части слова.

Эту замену называют чередованием

звуков.

3. Целеполагание и

построение

алгоритма выхода

из затруднения.

(слайд 2)

- В какой морфеме находится орфограмма?

- Какие гласные пишутся в этих корнях?

- Кто догадался, в каком случае пишется О, а в каком – А?

- Сделайте вывод, сформулируйте правило.

-Догадались, какая у нас сегодня тема урока?

-Записываем число, классная работа, тема.

Откройте учебник и сверьте свои ответы по материалу параграфа 84.

- Какая проблема стоит перед нами теперь?

- Какой цели мы должны достичь на уроке?

- Запомните, корни –ЛАГ- ЛОЖ- являются чередующимися вариантами одного и

того же корня. Подбирать проверочные слова нельзя.

Ученики отвечают на вопросы.

Запись темы урока.

Буквы О-А в корнях –ЛАГ-(-ЛОЖ-)

Наша цель – узнать, в каких случаях

происходит чередование гласных

о-а в указанных корнях, и

владеть

способом выбора А-О в корнях -лаг-

лож-

4.Выявление места

и причины

затруднения.

1.«В гостях у лингвистической сказки».

Лингвистическая сказка о корнях ЛАГ-ЛОЖ

За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая

царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-. И она никак не

могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в

окружении других слуг: гласных и согласных. Не выдержала Царица, кликнула

клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных

слуг — братьев -лаг-и -лож-, того награжу по-царски». Со всех земель

невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение,

Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но

не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной

показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные г и ж, оказались самыми

шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. Согласная г быстро

подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица — к брату -лож-. Да так и остались

навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную г, то уже

знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу ж — то

братец -лож-. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с

согласными г и ж.

2.Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним

правило.

-ЛАГ-А -ЛОЖ –

(ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ.) записываем в тетрадь.

- У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам

слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую

карточку.

Прил…гательное, прил…жение, прил…гать, пол…житься, пол…гаться,

пол…жение, пол…жу, пол…гание, , предл…жение, предпол…жить, предпол…

гать, предпол…жение, сложение, слагаемое, разложить, излагать.

- МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

Слушают сказку.

На столах у каждого ученика лежат

сигнальные карточки с буквами

«А и О». Слушают слово, устно

определяют нужную букву и

поднимают с ней карточку.

5. Практическая

деятельность по

реализации

алгоритма.

3. Распределительный диктант (класс делится на две команды:1 вариант,

2 вариант). Первая команда выписывает слова с корнем лож, вторая – с

корнем лаг)

Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать,

изл_жить, прил_гательное, предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать.

4. Найти третье лишнее, графически объяснить орфограмму (устно)

(слайд 3)

1. Возл...гать, предл...жение, изл...гать

2. Ул...жить, сл...жить, предл...гать

3. Изл...жение, прил...жение, прил...гать

4. Зал...жить, прил...гательное, сл...гать

5. Восстановите текст, используя слова для справок. Вставьте пропущенные

буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова и знаки

препинания (слайд 4)

Когда наступило утро, мы а…уратно__________ вещи в рю…зак и отправились по

__________

маршруту.

______________на

опушке

среди

м…лодых

берез.

Выбранное нами место ___________ нед…леко от реки. Взрослые __________ к…

стер, а дети поб…жали на бере… играть.

Слова для справок: распол..галось,

сл..жили,

предпол..гаемому,

разл..жили,

распол..жились.

Записать

слова

(под

диктовку),

распределяя их в два столбика в

зависимости

от

варианта

корня.

Корень обозначить графически.

С объяснением.

Устно работают с данным заданием.

Выполняют данную работу

самостоятельно в тетрадях.

6. Физминутка.

-Устали, ребята? Давайте немного разомнёмся. Встаём.

«А» - хлопаем в ладоши; «О» - приседаем.

Возложить венок, проложить путь, прилагать усилие, сложить вещи, отложить

празднование, возлагать надежды, предложить блины, безотлагательное дело,

радостное предположение, расположиться у костра.

Выполняют задание.

7.Закрепление

полученных

знаний.

6.Распредели слова по орфограммам (на магнитной доске)

Гласные в корне

чередуются

Распределите слова

Гласные в корне не

чередуются

Пол...гать

Геол…г

Фл…г

Прил...гать

Изл...жение

Стелл...ж

Предпол..жение

7. У меня для вас есть еще одна очень важная информация! Посмотрим на

интерактивную доску (слайд 5).

8. Учимся правильно говорить! (слайд 6)

Положить или класть?

Прочтите предложения и вместо точек поставьте глагол класть или положу.

1. Закончив уроки, я собираю книги, тетради и .......их в портфель.

2. Я прочитаю книгу и ....... её на место.

3. Для сохранения здоровья не ........ в еду много соли.

9. «Графический диктант».

На столах у вас лежат таблички с ячейками. Я читаю вам слова, вы записываете

ТОЛЬКО букву А или О в ячейки по порядку.

Слова: изложение, располагаться, прилагательное,

сложение, возложить, предполагаемый, сложить, выложить, предложение,

излагать, полагать, полог,

Учащиеся по очереди выходят к

доске, определяют слово в одну из

колонок, вставляют букву и

объясняют её написание.

Остальные ученики записывают в

тетради.

Читаем правило на слайде.

Устно выполняем задание.

Выполняют задание. Вставляют

буквы в ячейки.

о

а

а

о

о

а

о

о

о

а

а

о

о

о

а

о

о

а

а

о

приложение, переложить, слагать, заложить, отложить,

возлагать, предполагать, вложить.

10.Распределить слова по группам (на слайде даны слова с пропущенными

гласными на правописание корней лаг-, -лож- (Слайд 7)

Прил..гать, перел..жить, сл..гать, нал..гать, отл..жить, сл..жить, дол..жить,

пол..жение, зал..жить, предпол..гать, изл..жение.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга

Самостоятельно распределяют

слова по группам.

Производят взаимопроверку в

парах.

8.Рефлексия

деятельности.

Приём «Солнышко».

На доске прикреплен круг солнышка, у детей по 2 лучика (желтый и голубой).

Каждый ученик выходит и прикрепляет соответствующий лучик к солнышку

(желтого цвета- мне очень понравилось занятие, получили много интересной

информации, голубого цвета- занятие не интересное).

Каждый ученик выходит и

прикрепляет соответствующий

лучик к солнышку.



В раздел образования