Автор: Мигалкина Лидия Вениаминовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Чаранская средняя школа
Населённый пункт: с. Чаранг
Наименование материала: Математика в стихах
Тема: "Решение уравнений"
Раздел: среднее образование
Выполнила: Протопопова Айсаана
ученица 6 класса
Руководитель: Мигалкина Л. В.
учитель математики
Цель работы: Развитие логического мышления через
решение задач в стихах.
Задачи:
1.
Развивать внимание, память, наблюдательность,
мышление.
2.
Расширять кругозор.
3.
Умение
сосредоточиваться
над
текстом,
быть
смекалистым.
Актуальность работы состоит в том, что школьники
должны иметь мотивацию к обучению математики,
стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности.
Новизна работы состоит в том, что впервые в нашей
школе на занятиях ВУД в шестом классе проводится
решение уравнений в стихах.
Свободное время – это время для всестороннего развития человека, и от того,
насколько эффективно оно используется, зависит, каким будем мы, наши взгляды,
наши настроения.
Свободное время мы посвящаем своим увлечениям. Одни занимаются спортом,
читают книгу, что-то мастерят, другие предпочитают музыку, кино или театр. Но
трудно найти человека, который оставался бы равнодушным к интересной загадке,
занимательной задаче, к ловко составленной хитроумной головоломке. Разгадывание
и
составление
занимательных
задач
увлекательное
и
полезное
занятие.
Это
и
прекрасное средство отдыха.
Работа над занимательными задачами побуждает человека углублять свое
познание. В решение этих задач всегда больше успевает то, кто лучше осведомлен в
различных областях знания, кто более смекалист и сообразителен.
В нашей школе впервые на занятиях внеурочной деятельности в шестом
классе выделен час на решение уравнений в стихах. Решение уравнений в стихах
способствует активизации мыслительной деятельности, приучают к внимательному
чтению
текстов,
тренируют
наблюдательность,
быстроту
реакции,
умение
сосредоточиться. Укрепляют память, расширяют кругозор, обогащают знаниями, учат
точному
и
кратному
изложению
мыслей,
закаляют
характер,
развивают
настойчивость,
способствуют
выработки
чувства
и
создают,
наконец,
хорошее
настроение.
Задачи в стихах.
1.Задача о водоплавающих птицах.
Как-то рано поутру
Птицы плавали в пруду,
Белоснежных лебедей
Втрое больше, чем гусей.
Уток было восемь пар-
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам еще дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей?
Дано: Гуси - ? х
Лебеди-? 3х
Утки-16
Гагары-8
Найти: Сколько птиц?
Решение: 16+х=3х
2х=16
х=8 (гуси)
3х=3*8=24(лебеди)
8+24+16+8=56
Ответ:56 птиц.
2. Задача о гусях.
Гуси с юга к нам летели,
На зеленом лугу сели.
Их увидел Елисей:
-Добрый день вам, сто гусей!
-Нас не сто – сказал вожак,
Уважаемый гусак.
-Сколько же вас?-он вопрошает.
-Если к нам добавить столь же
И пол столько счетверть столько,
Да гуся, что сел на стог,
То нас будет ровно сто!
Вот скажите-ка, друзья,
Какова гусей семья?
Дано: Гуси-?х
Решение: х+х+х/2+х/4+1=100
4х+4х+2х+х+4=400
11х=396
х=36
Проверка: 36+36+18+9+1=100
Ответ: 36 гусей
3. Задача о грушах.
Если Грушам дать по груше,
То одна в избытке груше,
Если дать по паре груш,
То не хватить пары груш.
Сколько Груш?
Сколько груш?
Дано: Груши -? х
Найти: Сколько Груш?
Сколько груш?
Решение: х+1=2х-2
х=3 (Груш)
3+1=4 (груш)
Проверка: 3+1=2*3-2
4=4 Ответ: 3
Груш
4
груш
4. Задача про Вову.
Вова не много денег сберег,
Не хватило на сумку денег,
А сумка то не простая,
Стоила по сорок четыре рубля.
Узнав об этом папа
Сказав носить его подольше
Дал сыну в 3 раза больше,
Чем было денег у сына.
А мать добавила еще четыре,
И в кармане у Вовы
Стало рублей сорок четыре.
А ну-ка, угадайте
Сколько вначале было
Денег у Вовы в кармане?
Дано: Денег у Вовы -?х
Решение: х+3х+4=44
4х=44-4
4х=40
Х=10
Проверка: 10+30+4=44 Ответ: 10 денег было у Вовы
5 .Книжки на полках.
Какие интересные полки,
В ней стопки книг чудесные,
На первой полке было
В три раза больше книг,
Чем в полке выше этой.
Наша Аня положила
Во вторую еще тринадцать
И книг 73 стало.
А ты сумеешь посчитать
В двух полках сколько
Было книг в начале?
Дано: 1 полка - ? 3х
73 книг
2 полка - ? х
положила 13
Решение: 3х+х+13=73
4х=73-13
4х=60
х=15 (2 полка)
3*15=45 (1 полка)
15+45=60 книг
Проверка: 45+15+13=73 Ответ: Вначале было 60 книг.
6. Жуки и пауки.
У меня в одной коробке есть жуки
И еще в другой коробке пауки.
Мало их, в одну минуту можно счесть.
Пауков с жуками вместе – только шесть.
Стал читать в двух коробках, сколько ног.
Очень долго сосчитать их я не мог.
Оказалось, ног не мало – сорок две,
Ну, скажите теперь мне, сколько тут жуков?
И еще сочти отдельно пауков.
Дано: Жуки -? х
Пауки - ? у
Способ сложения:
Решение: х+у=6 /-6
6х+8у=42
-6х-6у=-36
6х+8у=42
-------------------------
2у=6
у=3 (пауки)
х+3=6
х=3 (жуки)
Проверка:
3+3=6
3*6+3*8=42
Ответ: 3 жука
3 паука
Способ подстановки:
Решение:
х+у=6 х=6-у замена
6х+8у=42
6*(6-у)+8у=42
36-6у+8у=42
2у=6
у=3 (пауки)
х=6-3
х=3(жуки)
Ответ:3жука
3 паука
7. Игрушки Андрюшки.
Расставил Андрюшка
Свои игрушки в ряд
У него барашки,
И много, много кур.
Оказалось у него 19 голов,
И сорок шесть ног.
Помогите Андрюшке.
Посчитать свои игрушки.
Дано: Барашки-? Х
Кур-? у
Способ сложения:
Решение:
х+у=19 /-4
4х+2у=46
-4х-4у=-76
4х+2у=46
_______________
-2у=-30
у=15 (кур)
х+15=19
х=19-15
х=4 (барашки)
Проверка:
4+15=19
16+30=46
Ответ: 15 кур
4 барашки
Способ подстановки:
Решение: х+у=19 х=19-у замена
4х+2у=46
4*(19-у)+2у=46
76-4у+2у=46
-2у=-30
у=15 (кур)
х=19-15=4 (барашки)
Проверка:
4+15=19
16+30=46
Ответ: 15 кур
4 барашки
8. Про нашу ферму.
На ферме нашей
Есть и кролики,
И фазаны.
Всего то, в общем
35 голов и 94 ножек
Посчитай-ка поскорей,
Сколько в нашей ферме
И кроликов и фазанов?
Дано: Кролики-? у
Фазаны-? х
Способ сложения:
Решение:
х+у=35 /-2
2х+4у=94
-2х-2у=-70
2х+4у=94
______________
2у=24
у=12 (кролики)
х+12=35
х=35-12
х=23 (фазаны)
Проверка:
23+12=35
46+48=94
Ответ: 23 фазаны
12 кролики
Способ подстановки:
Решение: х+у=35 х=35-у замена
2х+4у=94
2*(35-у)+4у=94
70-2у+4у=94
2у=94-70
2у=24
у=12 (кролики)
х=35-12=23 (фазаны)
Проверка:
23+12=35
46+48=94
Ответ: 23 фазаны
12 кролики
9.Игры во дворе.
Мальчишки нашего двора
Катали велосипеды,
Которых было двадцать три,
Все были очень рады.
Велосипеды были разные,
Да говорят еще какие
С двумя, тремя колесами
Ребята смастерили сами.
Помогите посчитать
Велосипедов разных,
Если вместе колес посчитать
Получится пятьдесят пять.
Дано: двумя колесами-? х
тремя колесами-? у
Способ сложения:
Решение: х+у=23 /-2
2х+3у=55
-2х-2у=-46
2х+3у=55
__________________
у=9 (тремя колесами)
х+9=23
х=23-9
х=14 (двумя колесами)
Проверка:
14+9=23
28+27=55
Ответ: 14 двумя колесами
9 тремя колесами
Способ подстановки:
Решение: х+у=23 х=23-у замена
2х+3у=55
2*(23-у)+3у=55
46-2у+3у=55
у=55-46
у=9 (тремя колесами)
х=23-9=14 (двумя колесами)
Проверка: 14+9=23
28+27=55
Ответ: 14 двумя колесами
9 тремя колесами
Заключение.
В заключении можно сказать, что решение задач в стихах развивает
логическое
мышление
в
параллели
с
грамматическим
осмысливанием.
Потому что при решении задач нужно полностью осмыслить содержания
текста,
сопоставлять
данные,
найти
искомое
слово.
Каждая
задача
затрагивает широкий круг вопросов, поэтому решить его быстро не удается.
Надо последовательно и внимательно прочитать все вопросы условий с тем,
чтобы
найти
слова,
которые
будут
являться
как
бы
первоначальным
«ключом» для дальнейшего решения задачи.
Увлекаясь решением задач, появляется желание и самому попробовать
составить задачи. Если сама удачно составила задачу, то почувствуешь
удовлетворения и доставляет радостные ощущения.
Из этого следует,
что процесс решения задач в стихах развивает
мыслительную способность,
логическое мышление,
укрепляет память,
расширяет
кругозор,
обогащает
знаниями,
учит
точному
и
кратному
изложению
мыслей,
закаляет
характер,
развивает
настойчивость,
способствует выработке чувства любознательности и смекалки, а также
повышает мотивацию к урокам математики.