Напоминание

Формы и приемы работы над речевым и слуховым образом слова.


Автор: Пустынникова Елена Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ 10
Населённый пункт: г. Долгопрудный
Наименование материала: статья
Тема: Формы и приемы работы над речевым и слуховым образом слова.
Раздел: начальное образование





Назад




Формы и приемы работы над речевым и слуховым образом слова.

Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической

поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей) в

условиях специально организованной среде есть основная идея перспективной

школы выявили, что, несмотря на установленные в ФГОС НОО требования к

результатам обучения русскому языку, на практике отмечается недостаточный

уровень сформированности речевого и слухового образа слова у младших

школьников. Для этого учителям необходимо использовать наиболее

результативные формы и приемы работы на уроках русского языка в начальной

школе.

Наиболее рациональным для систематизации, это подход Ладыженской Т. А.,

которая в своей работе разделила методы и приемы по двум направлениям в

соответствие с логикой процесса развития произносительно-слуховой

культуры: развитие умений слуховых и артикуляционно-произносительных.

Более понятной и действенной, на наш взгляд, окажется систематизация,

исходным пунктом которой станут звуковые единицы обучения речи, так как

процесс развития произносительно-слуховой культуры происходит в связи с

работой над ними (см. Таблицу 1).

Таблица

1

Систематизация

методов

и

приемов

по

развитию

произносительно-слухового образа слова

Методы и приемы, направленные на

развитие слуховых умений

Методы и приемы, направленные на

развитие артикуляционно-

произносительных умений

Работа над звуковой единицей речи – звук

Опора

на

фонематический

слух

(способность различать звуки речи) [16]

Метод

различения

звуков

в

словах:

определить по слуху, какие гласные и

согласные звуки произносятся в корнях

слов [4]

Определение

звукового

значения

выделенных букв [4]

Использование

образцов

хорошего

произношения звуков [24]

Анализ звуковых образцов [36]

Звуковой аналитико-синтетический метод

[23]

Чувственно-аналитико-синтетический

метод [2]

Имитативные методы («по образцу») –

отработка произношения звуков по примеру

исполнения учителем [24]

Упражнения,

вырабатывающие

навыки

нормативного произношения звуков [22]

Понимание

смыслоразличительной

роли

звуков: назвать звуки, которые различают

данные слова [4]

Определение

звукового

состава

слова:

произнести звуки в данных словах [4]

Работа со звуковыми схемами[23]

Звуковой аналитико-синтетический метод

[23]

Работа над звуковой единицей речи – слог

Анализ звуковых образцов [36]

Звуковой аналитико-синтетический метод

[23]

Деление

слова

на

слоги.

Приемы:

произнести слова по слогам; разделить

написанные

слова

горизонтальной

черточкой на слоги [24]

Проговаривание,

артикуляция,

скандирование слогов, отработка голоса

[24]

Прием речевой разминки [16]

Работа со звукослоговыми схемами [23]

Работа над звуковой единицей речи – фонетическое слово

Упражнения, вырабатывающие умения на

слух определять звуковой состав слова, не

смешивать звучание с написанием [22]

Упражнения, вырабатывающие умение на

слух определять место ударения в слове,

воспитывающее чувство речевого ритма

[22]

Упражнения,

вырабатывающие

умения

оценивать звуковой состав слова с точки

зрения проявления в нем орфоэпических

норм [22]

Анализ нормы произношения слова,

Упражнения,

вырабатывающие

навыки

нормативной постановки ударения [22]

Приемы: «назови или выкрикни слово»;

произношение слова так, чтобы один из

слогов звучал с большей силой, чем другие;

отбивание

ногой,

хлопки

или

простукивание рукой ударяемых слогов при

произношении;

скандирование

стихов

с

отстукиванием

ударных

слогов;

составление

схем

стихотворных

и

не

стихотворных

текстов

посредством

обозначения ударных(//) и неударных (_)

слогов.

1

2

сопоставительный анализ нормы и ее

нарушений. [4]

Упражнения, направленные на формирование

артикуляционно-произносительных

навыков (дикции) [22]

Прием:

произношение

скороговорок

в

замеленном и обычном темпах [16]

Замена ошибочных вариантов произношения

нормативными[4]

Прием: исправление ошибок в произношении

слов [4]

Заучивание

стихотворных

строк,

где

нормативный

вариант

произношения

поддерживается ритмом и рифмой [4]

Проговаривание вслух по слогам тех слов,

вариант

произношения

которых

нужно

запомнить [4]

Работа над звуковой единицей речи - фраза

Упражнения,

вырабатывающие

умение

правильно

воспринимать

и

оценивать

интонационную структуру фразы [22]

Звуковой анализ (наблюдение над каким-

то одним моментом интонации и над

различными интонационными средствами

в их единстве) [22]

Прием:

выделение

из

звучащей

речи

звуков,

которые создают выразительность речи,

выделение

средств

звуковой

выразительности из звучащей речи [22]

Анализ

нормы

произношения

фразы,

Упражнения,

вырабатывающие

умения

воспроизводить

в

собственной

речи

все

элементы фразовой интонации [22]

Упражнения,

вырабатывающие

навыки

выразительного чтения [22]

Приемы: чтение в соответствие с прямыми

указаниями в отношении интонации [22]

Упражнения на соотнесении интонации со

знаками препинания [22]

Упражнения,

предполагающие

самостоятельный выбор нужной интонации в

соответствии

с

грамматико-смысловой

структурой

предложения

или

его

сопоставительный анализ нормы и ее

нарушений [4]

эмоциональным

наполнением [22]

Упражнения,

вырабатывающие

умение

самостоятельно строить фразу с нужной

интонацией [22]

Прием:

интонационное

преобразование

фразы [22]

Имитативные

методы

(«по

образцу»)

(воспроизведение фразовой интонации как

непосредственная имитация прослушанного

или

результат

предварительного

интонационного анализа) [36]

Составление словосочетаний, предложений с

языковыми средствами, норму произношения

которых нужно запомнить [4]

Интонирование

предложений,

работа

над

паузами, ударением [24]

Метод

ролевой

игры

(проигрывание

нормативного произношения высказываний

персонажей) [24]

Работа над звуковой единицей речи - текст

Анализ звуковых образцов небольших по

объему

и

несложных

по

содержанию

текстов [36]

Прием: выделение из звучащей речи звуков,

которые создают выразительность речи,

выделение

средств

звуковой

выразительности из звучащей речи [22]

Звуковой аналитико-синтетический анализ

текста, предшествующий чтению.

Упражнения, направленные на отработку

отдельных

элементов

звуковой

выразительности и на отработку средств

звуковой

выразительности в их единстве [22]

Составление

небольшого

текста

с

языковыми

средствами,

норму

произношения которых нужно запомнить

[4]

Различные

виды

пересказа

небольших

текстов с языковыми средствами, норму

которых нужно запомнить [24]

Упражнения,

вырабатывающие

навыки

выразительного чтения текстов [22]

Упражнение,

вырабатывающие

умения

звукового

оформления

монологических

высказываний [22]

Методы

и

приемы

аналитического

и

аналитико-синтетического

типометодические принципы, которые должны быть учтены при реализации

данных методов и приемов:

1)

Работа должна осуществляться как с изолированными словами, так и

со словами, включенными в предложения и связный текст.

2)

При

выборе

заданий,

направленных

на

предупреждение

или

преодоление в речи учащихся орфоэпических ошибок, нужно учитывать

характер этих ошибок.

3)

Прочное

усвоение

орфоэпических

навыков

требует

постоянной

тренировки.

Формирование у детей прочных произносительно-слуховых навыков требует

повторяемости методов и приемов в фонетических упражнениях,

систематичности их использования. Для того, чтобы обеспечить эту работу,

требуется разработать методическое обеспечение. Наиболее предпочтительным

станет комплекс упражнений (методов), направленных на развитие

произносительно-слуховой культуры, так как именно эта форма позволяет

объединить совокупность методов (упражнений) с конкретной целью и в

определенной системе.

Список литературы:

1.

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение : 6-е изд.,

перераб. и доп. – М: Просвещение, 1984. – 383 с.

2.

Аристова Т. А., Шлыков А. Ю. Речемыслительная деятельность как

способ реализации системно-деятельностного подхода в период обучения

грамоте // Начальная школа. 2016. №4.

3.

Бабанский Ю.К. Педагогика – М: Просвещение, 1983.

4.

Баранов М. Т, Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р.

Методика преподавания русского языка в школе : Учебник для студ. высш. пед.

учеб. заведений / под ред. М. Т. Баранова – М.: Издательский центр

«Академия», 2000. – 368 с.

5.

Баранов С. П., Володина Л. Р. Развитие речи. М. : Просвещение, 1987.

– 130 с.



В раздел образования