Автор: Пустынникова Елена Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ 10
Населённый пункт: г. Долгопрудный
Наименование материала: статья
Тема: Формы и приемы работы над речевым и слуховым образом слова.
Раздел: начальное образование
Формы и приемы работы над речевым и слуховым образом слова.
Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической
поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей) в
условиях специально организованной среде есть основная идея перспективной
школы выявили, что, несмотря на установленные в ФГОС НОО требования к
результатам обучения русскому языку, на практике отмечается недостаточный
уровень сформированности речевого и слухового образа слова у младших
школьников. Для этого учителям необходимо использовать наиболее
результативные формы и приемы работы на уроках русского языка в начальной
школе.
Наиболее рациональным для систематизации, это подход Ладыженской Т. А.,
которая в своей работе разделила методы и приемы по двум направлениям в
соответствие с логикой процесса развития произносительно-слуховой
культуры: развитие умений слуховых и артикуляционно-произносительных.
Более понятной и действенной, на наш взгляд, окажется систематизация,
исходным пунктом которой станут звуковые единицы обучения речи, так как
процесс развития произносительно-слуховой культуры происходит в связи с
работой над ними (см. Таблицу 1).
Таблица
1
–
Систематизация
методов
и
приемов
по
развитию
произносительно-слухового образа слова
Методы и приемы, направленные на
развитие слуховых умений
Методы и приемы, направленные на
развитие артикуляционно-
произносительных умений
Работа над звуковой единицей речи – звук
Опора
на
фонематический
слух
(способность различать звуки речи) [16]
Метод
различения
звуков
в
словах:
определить по слуху, какие гласные и
согласные звуки произносятся в корнях
слов [4]
Определение
звукового
значения
выделенных букв [4]
Использование
образцов
хорошего
произношения звуков [24]
Анализ звуковых образцов [36]
Звуковой аналитико-синтетический метод
[23]
Чувственно-аналитико-синтетический
метод [2]
Имитативные методы («по образцу») –
отработка произношения звуков по примеру
исполнения учителем [24]
Упражнения,
вырабатывающие
навыки
нормативного произношения звуков [22]
Понимание
смыслоразличительной
роли
звуков: назвать звуки, которые различают
данные слова [4]
Определение
звукового
состава
слова:
произнести звуки в данных словах [4]
Работа со звуковыми схемами[23]
Звуковой аналитико-синтетический метод
[23]
Работа над звуковой единицей речи – слог
Анализ звуковых образцов [36]
Звуковой аналитико-синтетический метод
[23]
Деление
слова
на
слоги.
Приемы:
произнести слова по слогам; разделить
написанные
слова
горизонтальной
черточкой на слоги [24]
Проговаривание,
артикуляция,
скандирование слогов, отработка голоса
[24]
Прием речевой разминки [16]
Работа со звукослоговыми схемами [23]
Работа над звуковой единицей речи – фонетическое слово
Упражнения, вырабатывающие умения на
слух определять звуковой состав слова, не
смешивать звучание с написанием [22]
Упражнения, вырабатывающие умение на
слух определять место ударения в слове,
воспитывающее чувство речевого ритма
[22]
Упражнения,
вырабатывающие
умения
оценивать звуковой состав слова с точки
зрения проявления в нем орфоэпических
норм [22]
Анализ нормы произношения слова,
Упражнения,
вырабатывающие
навыки
нормативной постановки ударения [22]
Приемы: «назови или выкрикни слово»;
произношение слова так, чтобы один из
слогов звучал с большей силой, чем другие;
отбивание
ногой,
хлопки
или
простукивание рукой ударяемых слогов при
произношении;
скандирование
стихов
с
отстукиванием
ударных
слогов;
составление
схем
стихотворных
и
не
стихотворных
текстов
посредством
обозначения ударных(//) и неударных (_)
слогов.
1
2
сопоставительный анализ нормы и ее
нарушений. [4]
Упражнения, направленные на формирование
артикуляционно-произносительных
навыков (дикции) [22]
Прием:
произношение
скороговорок
в
замеленном и обычном темпах [16]
Замена ошибочных вариантов произношения
нормативными[4]
Прием: исправление ошибок в произношении
слов [4]
Заучивание
стихотворных
строк,
где
нормативный
вариант
произношения
поддерживается ритмом и рифмой [4]
Проговаривание вслух по слогам тех слов,
вариант
произношения
которых
нужно
запомнить [4]
Работа над звуковой единицей речи - фраза
Упражнения,
вырабатывающие
умение
правильно
воспринимать
и
оценивать
интонационную структуру фразы [22]
Звуковой анализ (наблюдение над каким-
то одним моментом интонации и над
различными интонационными средствами
в их единстве) [22]
Прием:
выделение
из
звучащей
речи
звуков,
которые создают выразительность речи,
выделение
средств
звуковой
выразительности из звучащей речи [22]
Анализ
нормы
произношения
фразы,
Упражнения,
вырабатывающие
умения
воспроизводить
в
собственной
речи
все
элементы фразовой интонации [22]
Упражнения,
вырабатывающие
навыки
выразительного чтения [22]
Приемы: чтение в соответствие с прямыми
указаниями в отношении интонации [22]
Упражнения на соотнесении интонации со
знаками препинания [22]
Упражнения,
предполагающие
самостоятельный выбор нужной интонации в
соответствии
с
грамматико-смысловой
структурой
предложения
или
его
сопоставительный анализ нормы и ее
нарушений [4]
эмоциональным
наполнением [22]
Упражнения,
вырабатывающие
умение
самостоятельно строить фразу с нужной
интонацией [22]
Прием:
интонационное
преобразование
фразы [22]
Имитативные
методы
(«по
образцу»)
(воспроизведение фразовой интонации как
непосредственная имитация прослушанного
или
результат
предварительного
интонационного анализа) [36]
Составление словосочетаний, предложений с
языковыми средствами, норму произношения
которых нужно запомнить [4]
Интонирование
предложений,
работа
над
паузами, ударением [24]
Метод
ролевой
игры
(проигрывание
нормативного произношения высказываний
персонажей) [24]
Работа над звуковой единицей речи - текст
Анализ звуковых образцов небольших по
объему
и
несложных
по
содержанию
текстов [36]
Прием: выделение из звучащей речи звуков,
которые создают выразительность речи,
выделение
средств
звуковой
выразительности из звучащей речи [22]
Звуковой аналитико-синтетический анализ
текста, предшествующий чтению.
Упражнения, направленные на отработку
отдельных
элементов
звуковой
выразительности и на отработку средств
звуковой
выразительности в их единстве [22]
Составление
небольшого
текста
с
языковыми
средствами,
норму
произношения которых нужно запомнить
[4]
Различные
виды
пересказа
небольших
текстов с языковыми средствами, норму
которых нужно запомнить [24]
Упражнения,
вырабатывающие
навыки
выразительного чтения текстов [22]
Упражнение,
вырабатывающие
умения
звукового
оформления
монологических
высказываний [22]
Методы
и
приемы
аналитического
и
аналитико-синтетического
типометодические принципы, которые должны быть учтены при реализации
данных методов и приемов:
1)
Работа должна осуществляться как с изолированными словами, так и
со словами, включенными в предложения и связный текст.
2)
При
выборе
заданий,
направленных
на
предупреждение
или
преодоление в речи учащихся орфоэпических ошибок, нужно учитывать
характер этих ошибок.
3)
Прочное
усвоение
орфоэпических
навыков
требует
постоянной
тренировки.
Формирование у детей прочных произносительно-слуховых навыков требует
повторяемости методов и приемов в фонетических упражнениях,
систематичности их использования. Для того, чтобы обеспечить эту работу,
требуется разработать методическое обеспечение. Наиболее предпочтительным
станет комплекс упражнений (методов), направленных на развитие
произносительно-слуховой культуры, так как именно эта форма позволяет
объединить совокупность методов (упражнений) с конкретной целью и в
определенной системе.
Список литературы:
1.
Аванесов Р. И. Русское литературное произношение : 6-е изд.,
перераб. и доп. – М: Просвещение, 1984. – 383 с.
2.
Аристова Т. А., Шлыков А. Ю. Речемыслительная деятельность как
способ реализации системно-деятельностного подхода в период обучения
грамоте // Начальная школа. 2016. №4.
3.
Бабанский Ю.К. Педагогика – М: Просвещение, 1983.
4.
Баранов М. Т, Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р.
Методика преподавания русского языка в школе : Учебник для студ. высш. пед.
учеб. заведений / под ред. М. Т. Баранова – М.: Издательский центр
«Академия», 2000. – 368 с.
5.
Баранов С. П., Володина Л. Р. Развитие речи. М. : Просвещение, 1987.
– 130 с.