Напоминание

" Система работы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ (задания 9.1, 9.2, 9.3)"


Автор: Мешалкина Людмила Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Светочегорская основная школа"
Населённый пункт: Красносельского муниципального района Костромской области
Наименование материала: Учебно-методическое пособие
Тема: " Система работы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ (задания 9.1, 9.2, 9.3)"
Раздел: среднее образование





Назад




Занятия элективного курса

Курс внеурочной деятельности

Занятия-консультации

Уроки русского языка

Сочинение-рассуждение

Мешалкина Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Светочегорская

основная школа»

Красносельского района Костромской области

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В 9 КЛАССЕ В ФОРМЕ ОГЭ

(ЗАДАНИЯ 9.1, 9.2, 9.3)

Государственная итоговая аттестация в 9 классе в форме ОГЭ предполагает

выполнение задания открытого типа с развёрнутым ответом, проверяющего умение

создавать собственное

высказывание

на

основе

прочитанного

текста.

Учащимся

предлагается выбрать один из вариантов альтернативного творческого задания: 9.1 –

сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, 9. 2 - сочинение-рассуждение на тему,

связанную с анализом содержания текста (морально-этического характера), 9.3 –

сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста (толкование

значения слова). Каждое из сочинений пишется по особому алгоритму, но все они

опираются

на

работу

с

текстом

и

требуют

планомерной,

последовательной,

целенаправленной подготовки.

Ресурс учебного времени по русскому языку в 9 классе для качественной подготовки к

написанию

сочинения-рассуждения

недостаточен,

поэтому

считаю

целесообразным

осуществление подготовки не только через уроки русского языка, но и через занятия элективного

курса,

занятия-консультации, внеурочную деятельность.

Систему работы можно представить в виде следующей схемы:

1

Представленные компоненты дополняют друг друга и служат общей цели –

обеспечению успешного выполнения заданий 9.1, 9.2, 9.3 экзаменационной работы

ГИА посредством формирования лингвистической, языковой и коммуникативной

компетенций.

1. УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Обучение сочинению – рассуждению предполагает работу над содержанием,

построением

и

оформлением

высказывания.

Она

включает

формирование

и

совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять

основную мысль, характеризовать текст с точки зрения стиля и типа речи, правильно

отбирать языковые средства. Данная работа может осуществляться не только на уроках

развития речи, но и на уроках изучения грамматических тем.

8 класс

Раздел

Тема урока

Примерные задания и упражнения

Повторение

Строение

текста.

Стили речи

1. Прочитайте текст.

2. Определите стиль и тип текста (докажите своё

мнение).

3. Объясните, как вы понимаете выражение

меркантильный интерес.

Синтаксис

и

пунктуация

Словосочетание

как

синтаксическая

единица

1. Определите тип связи в словосочетаниях:

тетрадь для письма, читать вслух, дом напротив и

др.

2. Письменно ответьте на вопрос: «В чём состоит

сходство и различие словосочетания и простого

предложения?»

Порядок

слов

в

предложении

1. Прочитайте текст.

2.

Найдите

предложения,

в

которых

автор

использует инверсию.

3.

Составьте

свои

предложения,

применяя

инверсию.

4. Найдите в тексте поэмы М.Ю. Лермонтова

«Мцыри» примеры инверсий.

5. Дайте развёрнутый ответ на вопрос «Зачем

нужна инверсия?»

Двусоставное

предложение

Обобщение

по

теме «Простое и

составное

сказуемое»

1.

Прочитайте

текст

И.

Соколова-Микитова

«Пробуждение леса».

2. Докажите, что это текст художественного

стиля.

3. Найдите предложение, в котором выражена

главная мысль. Запишите её своими словами.

4. Найдите предложения с простым и составным

глагольным сказуемым, обоснуйте свой ответ.

5. Письменно ответьте на вопрос: «В чём состоит

сходство и различие простого и составного

глагольного сказуемого?»

Тире

между

подлежащим

и

сказуемым

1.

Приведите

примеры

предложений

из

художественной литературы на это правило.

2. Выучите правило и расскажите его перед

2

ребятами,

убедите

ваших

слушателей

в

необходимости

постановки

тире.

3. Вспомните другие случаи постановки тире

(прямая речь, диалог) и напишите сочинение-

рассуждение на тему «Зачем нужно тире?»

Второстепенные

члены

предложения.

Определение

1. Прочитайте текст Д.С. Лихачёва «Русский

язык».

2. Определите тему и главную мысль текста,

подчеркнув

(выписав)

ключевые

слова.

3. Определите тип речи, докажите своё мнение.

4. Продолжите текст, выразив своё отношение к

утверждениям Д.С. Лихачёва.

Ораторская речь.

Публичное

выступление

1. Прочитайте текст Д.С. Лихачёва. Назовите

важнейшие признаки хорошей публичной речи.

2. Составьте памятку – какой должна быть

хорошая публичная речь.

3. Составьте текст - публичное выступление об

интересном факте из истории вашего края.

Односоставное

предложение

Обобщающий

урок

по

теме

«Односоставное

предложение

с

одним

главным

членом

сказуемым»

Составьте сложный план ответа на вопрос «Что я

знаю об односоставных предложениях?»

Назывные

предложения

На

основании

текстов

из

художественной

литературы (стихотворений А.А. Фета, Ф.И.

Тютчева и др.) определите роль односоставных

назывных предложений в речи.

Неполные

предложения

Понятие

о

неполных

предложениях

1. Прочитайте текст Л. Леонова об охране

природы, определите главную мысль текста и его

стилистическую

принадлежность.

Свой

ответ

аргументируйте.

2. Напишите небольшую заметку в газету о

бережном

отношении

к

природе,

подберите

заглавие, стремитесь к тому, чтобы язык заметки

был живым и выразительным.

Обособленные

члены

предложения

Обособленные

приложения

1.

Проанализируйте

предложения

с

обособленными приложениями.

2.

Составьте

или

найдите

в

произведениях

художественной

литературы

предложения

с

обособленными приложениями.

3. Напишите небольшое сочинение-рассуждение

«Обособленные определения и приложения. Их

сходство и различие»

Обособление

уточняющих

членов

предложения

1. Прочитайте текст.

2.

Выполните

задания

по

анализу

текста:

докажите, что это текст, определите тему и

основную мысль, стиль и тип текста (обоснуйте

своё

мнение),

подберите

к

последнему

3

предложению

синтаксический

синоним,

определите способ связи между 1 и 2, 2 и 3

предложениями,

графически

обозначьте

обособленные члены.

Предложения с

обращениями,

вводными

словами

и

междометиями

Обращение

и

знаки препинания

при нём

1. Найдите стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю.

Лермонтова, которые начинаются с обращения.

2. В стихотворении В.А. Жуковского «Море»

понаблюдайте, чем интересны в нём обращения,

какую роль они играют.

Повторение

изученного в 8

классе

Повторение

Прочитайте

стихотворение

в

прозе

И.С.

Тургенева «Воробей». Выполните задания по

анализу

текста:

определите стиль текста,

понаблюдайте,

как

автор воздействует на чувства, какие приёмы

использует.

9 класс

Повторение

изученного в 5-

8 классах

Текст. Стили речи

1. Прочитайте данные фрагменты. Можно ли их

совокупность считать текстом? Что надо сделать,

чтобы

из

фрагментов

«сложился»

текст?

2.

По

восстановленному

тексту

выполните

задания:

Какова

тема

текста?

Сформулируйте

его

основную мысль. Дайте тексту своё название.

Сколько

частей

вы

выделили

в

тексте?

Укажите в тексте микротемы, составьте его план.

Подумайте, как связаны между собой части

текста.

3. Даны тексты разных стилей речи. Определите

принадлежность текста к тому или иному стилю.

4. По первой фразе определите, к какому стилю

будет относиться будущий текст.

5. Прочитайте высказывания. Согласны ли вы с

автором? Разверните тезис, приведя аргументы

«за» и «против».

Союзные

сложные

предложения.

Сложносочинё

нное

предложение

Основные группы

сложносочинённы

х предложений по

значению

и

союзам

1. Прочитайте отрывок из повести В. Распутина

«Уроки

французского».

2.Выполните

задания:

определите стиль и тип текста (обоснуйте);

назовите средства выразительности в 1 абзаце

(какие и для чего используются);

найдите

сложносочинённые

предложения

с

разными союзами, охарактеризуйте их.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для

чего нужны сочинительные союзы?»

Сочинение-

рецензия

на

литературное

произведение

1. Вспомните понятия: тема, идея, проблема,

композиция,

авторская

позиция,

критическая

оценка.

2.

Выполните

задания

по

тексту.

3.

Назовите

основные

виды

вступлений

к

сочинению (лирическое размышление, назывные

4

предложения,

ряд

риторических

вопросов,

цитата).

4.

Напишите

вступление

к

сочинению.

(сочинение – рецензия выполняется дома).

Сложноподчин

ённое

предложение

Понятие о

сложноподчинённ

ом предложении

1.Прочитайте текст.

2. Определите тему, главную мысль, стиль, тип

текста, средства выразительности.

3. Выпишите из текста сложноподчинённые

предложения с союзом и союзным словом, дайте

их характеристику.

4. Выпишите из текста сложноподчинённые и

сложносочинённые предложения, сравните их и

напишите развёрнутый ответ на вопрос «Чем

отличаются сложносочинённые предложения от

сложноподчинённых?»

Cложноподчинён

ное предложение

с придаточным

определительным

1. Прочитайте отрывок из повести А.С.Пушкина

«Капитанская

дочка»

(«Буран»).

2.Ответьте

на

вопросы:

Какие картины возникли при чтении? Возможна

ли

иллюстрация

к

данному

отрывку?

О чём текст?

Определите

тему

и

его

основную

мысль.

Попробуйте

озаглавить

текст.

Сколько абзацев в тексте? Выделите микротемы,

озаглавьте части текста. Запишите план.

Cложноподчинён

ное предложение

с

придаточным

изъяснительным

1.Прочитайте

несколько

предложений.

Поменяйте их местами так, чтобы получился

текст.

2.Докажите, что это текст публицистического

стиля.

3.Подберите заголовок, чтобы он отражал тему

текста.

4.Найдите сложноподчинённое предложение

с

придаточным

изъяснительным,

письменно

обоснуйте свой ответ.

Cложноподчинён

ное предложение

с придаточным

обстоятельственн

ым

1.Прочитайте текст, определите тему и главную

мысль текста.

2.Ответьте на вопрос: «За что автор любит

среднюю

полосу

России?»

3.Какие

тропы

и

стилистические

фигуры

использует автор в тексте? Приведите примеры.

4.Напишите сочинение- рассуждение о природе

родного края.

Бессоюзное

сложное

предложение.

Обобщающий

урок

по

теме

«Бессоюзное

сложное

предложение»

Сравните сложноподчинённое предложение с

придаточным

изъяснительным

и

бессоюзное

сложное предложение, вторая часть которого

имеет значение изъяснения. Запишите результаты

ваших наблюдений.

Реферат

небольшой статьи

на

1.На основании материалов в учебнике постройте

высказывание на тему «Что такое реферат?»

2.Прочитайте текст «Слова науки и техники».

5

лингвистическую

тему

3.Определите

стиль,

тип

этого

текста.

4.Найдите ключевые слова в тексте, по ним

определите тему.

5.Подготовьте реферат по этому тексту.

Сложное

предложение с

разными

видами связи

Знаки препинания

в

сложном

предложении

с

разными

видами

связи

1.Прочитайте

текст,

определите

тип

речи.

2.Ответьте на вопрос: какая главная мысль

доказывается в этом тексте? Как автор строит

свои доказательства?

3.Напишите сочинение- рассуждение на тему

«Что такое храбрость?»

Общие

сведения

о

языке

Роль

языка

в

жизни общества

1.Составьте публичное выступление о роли языка

в

жизни

общества,

пользуясь

материалами

учебника.

2.Проанализируйте

выступления

своих

товарищей, укажите наиболее яркие моменты в

их выступлениях.

Русский

литературный

язык и его стили

1. Составьте таблицу

Стиль

Сфера

употреб-

ления

Основные

языковые

приметы

текста

2.Определите стилистическую принадлежность

текстов.

Аргументируйте

свой

ответ.

3.Выпишите (или составьте) фрагменты текстов

разных стилей.

Повторение

изученного

Синтаксис

и

пунктуация

1.Прочитайте

текст

Д.С.

Лихачёва

«Об

интеллигентности».

Определите стиль и тип

речи; найдите признаки интеллигентности,

которые выделяет автор. Какие доказательства он

приводит?

2.Напишите сочинение- рассуждение на тему

«Что значит быть интеллигентным человеком?»

При подборе дидактического материала для уроков повторения и обобщения

следует также обратить внимание на выполнение заданий из сборников, предназначенных

для подготовки к написанию ОГЭ.

п/

п

Темы для

повторения

Примеры заданий

Богатство лексики и фразеологии

6

1

Значение

слова.

Многозначные

и

однозначные

слова.

Прямое

и

переносное значение

слов.

Лексическая

роль в тексте

Работа с текстом В. Астафьева. Вариант 7. (Гостева

Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Е.Т. ГИА 2013.

Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых

тестовых заданий и подготовка к выполнению части

3(С) / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Е.Т. Егораева.

– М.: Издательство «Экзамен», 2013).

Вставьте в следующие предложения слова, роль

которых прокомментирована.

Долгие

блуждания

по

лесу

очень

утомили

племянника.

Автор

передаёт

его

состояние

с

помощью

слова

с

переносным

значением___________(пр.10): этот горе охотник

впал в уныние от того, что не смог сразу добыть

дичи, настреляться.

Так, указав племяннику на осиное гнездо, Василий

Васильевич,

едва

сдерживая

смех,

советует

племяннику__________(пр.38). Этим многозначным

словом передана и ирония дяди, и в переносном

смысле пожелание научиться правильно вести себя в

лесу, беречь природу, не быть хапугой.

2

Русская

лексика

с

точки

зрения

употребления

и

распространения.

Лексика

общеупотребительна

я

и

лексика

ограниченного

употребления.

Её

роль в тексте

Работа с текстом Е. Габовой. Вариант 2. (Гостева

Ю.Н., Васильевых И.П., Егорева Е.Т. ГИА 2013.

Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых

тестовых заданий и подготовка к выполнению части

3(С) / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Е.Т. Егораева.

– М.: Издательство «Экзамен», 2013).

Укажите лексическое значение и роль следующих

просторечных слов в тексте: прётся (пр.12),

подвалил (пр. 16)

3

Роль

в

речи

синонимов

и

антонимов

Работа с текстом Е. Габовой. Вариант 2. (Гостева

Ю.Н., Васильевых И.П., Егорева Е.Т. ГИА 2013.

Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых

тестовых заданий и подготовка к выполнению части

3(С) / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Е.Т. Егораева.

– М.: Издательство «Экзамен», 2013).

Из предложений 66 – 69 выпишите контекстные

антонимы. Укажите их роль в тексте.

Из предложений 61 – 62 выпишите синонимы и

объясните их роль в тексте.

4

Фразеологические

обороты.

Роль

фразеологизмов

в

речи

Проверьте, знаете ли Вы фразеологизмы. В случае

затруднения используйте фразеологизмы, данные в

скобках.

А как скажет русский?

Англичане говорят, что такие люди похожи друг на

друга как две горошины, шведы – как две ягоды,

7

немцы и чехи как яйцо. А как говорят русские?

Англичане говорят о таком человеке, что он живёт

в клевере, немцы – что он сидит как личинка в сале,

французы – как петух в тесте. А что говорим мы?

Если

англичанин

знает

что-либо

хорошо,

он

говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и

немец – как собственный карман. А русский?

Немцы говорят о таком человеке, что у него денег

как сена, французы, что он сшит из золота. А что

говорят русские?

Если

англичанин

хочет

что-либо

хорошенько

запомнить, он говорит: это надо положить в свою

трубку и выкурить, немец – это надо записать себе

за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А

что говорим мы?

Французы о таком человеке говорят, что он тебе до

лодыжки не доходит, англичане – он не годится на

то, чтобы держать тебе свечку. А мы?

После случившегося в этой ситуации англичане

видят звёзды, фрацузы – 36 подсвечников. Что в

этом случае происходит с русскими?

(Искры из глаз сыплются, у него денег куры не

клюют, в подмётки не годится, как две капли воды,

как сыр в масле катается, зарубить себе на носу,

как свои пять пальцев).

Замените

выделенные

слова

фразеологизмами

самостоятельно или выбрав их из списка в собках.

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у

Петьки шла без всяких затруднений. Вообще он

очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках

всё быстро понимал и усваивал. А вот его друг

Вовка в это время бездельничал

и порой даже

дремал. Поэтому дома Вовка сначала напряжённо

думал

над

предложенной

темой,

а

потом

торопливо

написал что-то. Он решил, что в

худшем случае ловко обманет учителя, сказав, что

забыл тетрадь. Вовка невнимательно прочитал

написанное, беззаботно улёгся перед телевизором и

вскоре крепко уснул. Однако он не сообразил, что

его учитель – человек опытный и моментально

раскроет обман.

(В мгновение ока, бить баклуши, стреляный воробей,

в голову не пришло, обвести вокруг пальца, ломать

голову, как свои пять пальцев, клевать носом, как по

8

маслу, спать без задних ног, с лёгким сердцем,

пробежать глазами, как рыба в воде, схватывать на

лету, на скорую руку, на худой конец).

Сравните предложенный текст с получившимся.

Напишите свои рассуждения о выразительной

функции фразеологизмов.

Работа с текстом Б. Раевского. Вариант 1. (Гостева

Ю.Н., Васильевых И.П., Егорева Е.Т. ГИА 2013.

Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых

тестовых заданий и подготовка к выполнению части

3(С) / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Е.Т. Егораева.

– М.: Издательство «Экзамен», 2013).

Заполните таблицу, указав значение указанных

фразеологизмов

и

прокомментировав

их

лексическую роль в тексте.

Фразеологизм

Значение

фразеологизма

Лексическая

роль в тексте

Ловить на

слове (пр. 51)

Руки чешутся

(пр. 58)

Задать перцу

(пр. 31)

5

Богатство лексики и

фразеологии.

Работа с текстом Ю. Яковлева. Вариант 10. (Гостева

Ю.Н., Васильевых И.П., Егорева Е.Т. ГИА 2013.

Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых

тестовых заданий и подготовка к выполнению части

3(С) / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Е.Т. Егораева.

– М.: Издательство «Экзамен», 2013).

Назовите лексические средства в предложениях 5,

11, 14, 16, 65 и укажите их роль в тексте.

Изобразительно-выразительные средства языка

1

Изобразительно-

выразительные

средства

языка.

Эпитет,

метафора,

сравнение.

Роль

в

речи

Работа с текстом В. Катаева. Вариант 1. (Егораева

Г.Т. Практикум по русскому языку. Выполнение

задания С 2. Сочинение на лингвистическую тему / Г.

Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014).

К эпитетам относятся образные определения,

которые

чаще

всего

выражаются

именами

прилагательными:

ядовитая

змея

(пр.

17).

Продолжите ряд подобных эпитетов из текста.

Найдите в тексте В. Катаева прилагательные,

обозначающие признаки предмета по

1.

цвету;

2

Гипербола,

литота,

оксюморон,

перифраз, аллегория

и их роль в речи

3

Ассонанс.

Аллитерация.

Их

роль в речи

9

2.

форме;

3.

размеру;

4.

силе;

5.

авторской оценке.

Сравнения

могут

быть

выражены

формой

творительного падежа существительных: медуза

висела

прозрачным

абажуром…(пр.

10).

Продолжите ряд подобных сравнений из текста.

Работа с текстом А. Беляева. Вариант 1. (Егораева

Г.Т. Практикум по русскому языку. Выполнение

задания С 2. Сочинение на лингвистическую тему / Г.

Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014).

Найдите

в

тексте

А.

Беляева

метафоры,

подчеркните или выпишите их (не менее двух

примеров).

Ответьте на вопросы:

По каким признакам подмечено автором сходство

предметов или явлений?

Почему автор использовал в данном тексте так

много метафор?

Задание

4.

(Драбкина

С.В.

Основной

государственный экзамен. Русский язык. Комплекс

материалов

для

подготовки

учащихся.

Учебное

пособие. / С. В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва:

Интеллект-Центр, 2016).

В

каком

предложении

средством

выразительности является метафора (сравнение,

инверсия и т. д.)?

4

Фигуры речи и их

роль в речи

5

Изобразительно-

выразительные

средства языка

Установите соответствие между предложениями и

стилистическими (риторическими) фигурами.

1.Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди ...

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

(К. Симонов).

2.Милый друг, и в этом тихом доме,

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне место в тихом доме

Возле мирного огня.

(А. Блок).

3.Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас

10

почет. (Лебедев - Кумач).

4.Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник

горюет. (Пословица).

5.Изумительный наш народ. (И. Эренбург).

А. Инверсия

Б. Анафора

В. Эпифора

Г. Антитеза

Д. Параллелизм

Установите соответствие между предложениями и

стилистическими (риторическими) фигурами.

1.Мужики- за топоры.

2.Нет, я хотел. .. быть может, вы ... я думал,

что уж барону время умереть.

(А.С. Пушкин).

3.Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

(С. Есенин).

4.Душа к высокому тянется.

5.Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной угрюмый океан.

(А.С. Пушкин).

А. Градация

Б. Инверсия

В. Умолчание

Г. Риторическое обращение

Д. Эллипсис

Установите соответствие между предложениями и

стилистическими (риторическими) фигурами.

1.Знаете ли вы украинскую ночь? (Гоголь).

2.Офицер - из пистолета,

Теркин - в мягкое штыком

(А. Твардовский).

3.Нам тошен был и мрак темницы, и сквозь решетки

свет денницы, и стражи клик, и звон цепей, и легкий

шум залетной птицы.

(А.С.Пушкин).

4.Не вздумай бежать!

Это я вызвал.

Найду.

Загоню.

Доконаю.

Зашучу.

(В. Маяковский).

5.Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работай твоей.

А. Многосоюзие

11

Б. Эллипсис

В. Синтаксическая анафора

Г. Риторический вопрос

Д. Градация

Установите соответствие между предложениями и

тропами.

1.Быстро

мелькают

золотые

дни

беспечного,

веселого детства. (Д.В. Григорович).

2.Могучий дуб стоит, как боец подле красивой липы.

(И.С. Тургенев).

3.Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни.

(А.С. Пушкин).

4.Я три тарелки съел. (И.А. Крылов).

5.Редкая птица долетит до середины Днепра.

(Н.В. Гоголь).

А. Метафора

Б. Сравнение

В. Эпитет

Г. Гипербола

Д. Метонимия

Установите соответствие между предложениями и

тропами.

1.И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

(М.Ю.Лермонтов).

2.Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.

(А.С. Грибоедов).

3.

Отколе,

умная,

бредешь,

ты,

голова.

(И.А.

Крылов).

4. И вот сама идет волшебница зима. (А.С. Пушкин).

5. В груди её птицею пела радость. (М. Горький).

А. Сравнение

Б. Литота

В. Эпитет

Г. Синекдоха

Д. Ирония

Установите соответствие между предложениями и

тропами.

1.Утешится безмолвная печаль и резвая задумается

радость. (А.С. Пушкин).

2.Ты знаешь край, где все обильем дышит, где реки

льются чище серебра. (А.К. Толстой).

3.На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А.

Ахматова).

4.Пройдет - словно солнцем осветит!

Посмотрит - рублем подарит.

(Н. Некрасов).

12

5.Порой влюбляется он страстно в свою нарядную

печаль. (М. Лермонтов).

А. Перифраза

Б. Сравнение

В. Гипербола

Г. Оксюморон

Д. Олицетворение

Какой прием использован в цитируемой строке

М. Лермонтова?

«Но красоты их безобразной я скоро таинство

постиг».

1.Метонимия

2.Сравнение

3.Оксюморон

4.Градация

5.Антитеза

Какой прием использован в цитируемой строке

А.Твардовского?»

«Полночь в мое городское окно входит с ночными

дарами».

1.Гипербола

2.Литота

3.Сравнение

4.Олицетворение

5.Синекдоха

Какой прием использован в цитируемой строке

А.С. Пушкина?

«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».

1.Метафора

2.Метонимия

3.Эпитет

4.Сравнение

5.Оксюморон

Какой прием использован в цитируемой строке

А.С. Пушкина?

«Страна

восходящего

солнца

-

мечта

каждого

путешественника».

1. Олицетворение

2. Литота

3. Перифраза

4. Эпитет

5. Аллегория

Отметьте те средства выразительности, которые

использованы в предложениях.

1.Мы все глядели в Наполеоны. (А.С. Пушкин).

13

2.В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский).

3.Он бежал быстрее, чем лошадь. (А.С. Пушкин).

4.Мечты, мечты! Где ваша сладость?

5.Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

А. Сравнение

Б. Метафора

В. Синекдоха

Г. Синтаксический параллелизм

Д. Эллипсис

2. ЗАНЯТИЯ-КОНСУЛЬТАЦИИ

Готовя

учеников

к

экзамену,

мы

сталкиваемся

с

тем,

что

ученики

не

видят

своих

ошибок

и

не

понимают, за что

им

выставляют тот

или

иной

балл. Считаем

необходимым начинать подготовку учащихся на занятиях- консультациях с

ознакомления с системой

оценивания экзаменационной работы. Зная критерии, ученики

понимают, какое количество баллов они могут получить и за что.

При

подготовке

к

написанию

сочинения-рассуждения

в

качестве

основных

предлагаем выделить следующие формы работы:

1.

Составление

«скелета»

сочинения.

Выделяем

опорные

слова,

которые

необходимо

употреблять

при выдвижении тезиса, приведении

аргументов,

написании

вывода.

Проговариваем

и

записываем

способы

введения

аргументов,

приемы

цитирования.

2.

Написание

образца

(создаем

вместе

с

учениками

текст,

который

можно

оценить высшим баллом). Такой образец помогает ученикам увидеть структуру работы.

3.

Рецензирование

учениками

написанных

работ.

Когда

ученики

знают

структуру

работы,

они

могут

оценить

предложенное

им

сочинение-рассуждение

по

предлагаемым критериям. Предлагать учащимся следует такие сочинения-рассуждения,

которые можно оценить минимальным и максимальным количеством баллов. Ученики не

только оценивают работу, но и аргументируют выставленное количество баллов.

п/п

Тема занятия

Основное содержание и примеры заданий

1

Структура

и

система

оценивания

экзаменационной

работы

2

Готовимся

к

написанию

альтернативных

творческих заданий

(9.1;

9.2;

9.3).

Композиция

сочинения-

рассуждения

на

лингвистическую

Выделение

опорных

слов,

которые

необходимо

употреблять

при

выдвижении

тезиса,

приведении

аргументов, написании вывода.

Типовые конструкции для вступления

Автор пишет о…

В высказывании … говорится о…

Как отмечает…

Я полностью согласен с…

Не могу не согласиться с…

14

тему.

Типовые

конструкции.

Синонимы,

которые

помогут

избежать

неоправданных

повторов

Я поддерживаю мнение…

Попробуем разобраться в смысле этого

высказывания.

Попробуем доказать эту мысль примерами из

текста.

Типовые конструкции для основной части

(аргументации)

Чтобы

подтвердить

сказанное,

обратимся

к

предложению №…

Проиллюстрировать названное языковое явление

можно на примере предложения…

Пример можно найти в предложении №…

Рассмотрим предложение… В нём использовано

такое

лексическое

(грамматическое)

явление,

как…

Справедливость этого вывода можно доказать на

примере

предложения…,

в

котором

автор

использует…

Рассмотрим в качестве примера предложение №…

Это подтверждает наш вывод о том, что…

Типовые констукции для заключения

Таким образом…, итак…, в заключение, как

видим…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что

В результате рассуждения мы пришли к выводу о

том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным

доказательством того, что…

Синонимы, помогающие избежать

неоправданных повторов

автор цитаты

– лингвист, учёный, языковед,

автор высказывания, филолог;

утверждает

считает,

пишет,

рассуждает,

полагает;

высказывание – цитата, мысль, утверждение,

мнение, слова;

понятно

справедливо,

верно,

неоспоримо,

бесспорно.

3-4

Алгоритм

написания

творческого

задания 9. 1. Шаг

первый.

Читаем

высказывание.

Выделяем

ключевые

слова.

Объясняем

смысл

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс.

Сочинение

на

ОГЭ:

курс

интенсивной

подготовки:

учебно-методическое

пособие

/

Н.А.

Сенина,

А.Г.

Нарушевич / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион,

2015.

Прочитайте высказывания на лингвистическую тему.

Выделите в них ключевые слова. Объясните, как Вы

понимаете приведённые высказывания.

15

высказывания

«В языке художественной литературы образность речи

получает наиболее полное проявление» (В.В. Виноградов).

«Однородные члены предложения могут придавать речи

повествовательную

плавность

или,

наоборот,

энергичность» (И.Б. Голуб).

5-8

Шаг второй.

Читаем текст.

Ищем языковые

явления,

иллюстрирующие

аргументы.

Приёмы

цитирования

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс.

Сочинение

на

ОГЭ:

курс

интенсивной

подготовки:

учебно-методическое

пособие

/

Н.А.

Сенина,

А.Г.

Нарушевич / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д:

Легион, 2015.

Прочитайте ещё раз текст Д. Рубиной на стр. 10-13.

Заполните таблицу, вписав номера предложений и

роль языковых явлений в тексте.

№ предложения

или слово(а)

Языковое явление

Роль в тексте

эпитеты

синонимы

однородные члены

инверсия

разговорная

лексика

многоточие

лексический

повтор

вводные слова и

словосочетания

обращение

вопросно-

ответная форма

изложения

Прочитайте текст В. Распутина на стр. 23-24.

Выполните задания.

1. Как Вы думаете, какие лексические средства в

тексте В. Распутина могли бы проиллюстрировать

высказывание, взятое из учебника русского языка:

«Художественное слово может быть исполнено силы

и

энергии,

но

может

выражать

и

сомнение,

нерешительность, колебания, грустные размышления,

сочувствие»? Укажите роль этих языковых средств в

тексте.

2. Определите, какие морфологические средства в

тексте В. Распутина могли бы проиллюстрировать

16

высказывание

Алксея

Николаевича

Толстого

«Движение и его выражение – глагол – является

основой языка. Найти верный глагол для фразы –

значит дать движение фразе».

3. Определите, какие синтаксические средства в

тексте В. Распутина могли бы проиллюстрировать

высказывание А.С. Пушкина «Язык неистощим в

соединении слова».

Прочитайте текст Г. Андреева. Используя подсказки,

напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл

высказывания

Дитмара

Эльяшевича

Розенталя

«Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют

предметы и действия и дают нам возможность

увидеть их такими, какими их видел писатель,

создавая произведение»

Высказывание

Д.Э.

Розенталя

я

понимаю

так:___________________________________________ .

Для подтверждения своей мысли приведу примеры из

текста Г. Андреева.

Во-первых, в предложении 20 писатель, вспоминая случай

на море, использует эпитет_______________ ,

для того чтобы ________________________________ .

Во-вторых,

в

предложении

2

эпитеты

помогают

автору__________________________________________ .

Таким образом, Д.Э. Розенталь прав, утверждая, что

«изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют

предметы и действия и дают нам возможность увидеть

их

такими,

какими

их

видел

писатель,

создавая

произведение».

Работа с текстом В. Астафьева. Вариант 7. (Гостева Ю.Н.,

Васильевых И.П., Егорева Е.Т. ГИА 2013. Русский язык. 9

класс.

30

вариантов

типовых

тестовых

заданий

и

подготовка к выполнению части 3(С) / Ю.Н. Гостева, И.П.

Васильевых,

Е.Т.

Егораева.

М.:

Издательство

«Экзамен», 2013).

Допишите

аргументационную

часть

сочинения,

вставив требуемое вместо прочерков и скобок.

Автор

называет

племянника

устаревшим

словом________________(пр.

6),

и

читатель

сразу

понимает (прокомментировать роль этого слова, указав

лексическое

значение).

Однако

В.

Астафьев

и

грамматически подчёркивает эту мысль в данном

предложении:

повтор

глаголов

«берегись»

(указать

наклонение)

помогают

убедиться

в

том

что___________________________________________ .

9

Шаг третий.

Написание образца (создание вместе с учениками текста,

17

Пишем сочинение

который можно оценить высшим баллом). Такой образец

помогает ученикам увидеть структуру работы.

10-12

Что

проверяет

эксперт? Критерии

оценивания

сочинения

на

лингвистическую

тему.

Рецензирование

сочинений-

рассуждений

1. Наличие обоснованного ответа: эксперт проверяет

насколько

правильно

ученик

прокомментировал

содержание высказывания.

2. Наличие примеров-аргументов: эксперт проверяет,

правильно ли приведены примеры аргументы из текста и

верно ли указана их роль.

3. Смысловая связность и последовательность сочинения:

эксперт проверяет правильность разделения текста на

абзацы, логику построения текста и его связность.

4.

Композиционная

стройность

работы:

эксперт

проверяет правильность построения работы.

О ц е н и в а н и е

п р е д л о ж е н н ы х

с о ч и н е н и й - р а с с у ж д е н и й

п о

предлагаемым критериям. (Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.

Русский

язык.

9

класс.

Сочинение

на

ОГЭ:

курс

интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие /

Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич / Под ред. Н.А. Сениной. –

Ростов н/Д: Легион, 2015).

13-16

Написание

сочинения-

рассуждения и его

рецензирование

Создание

собственных

текстов-рассуждений

и

их

оценивание по предлагаемым критериям.

17-18

Предупреждение

речевых

и

грамматических

ошибок

Комметирование видов ошибок. Выполнение тестовых

заданий. (Драбкина С.В. Основной государственный

экзамен.

Русский

язык.

Комплекс

материалов

для

подготовки учащихся. Учебное пособие. / С. В. Драбкина,

Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2016).

19

9.

2.

Сочинение-

рассуждение

на

тему, связанную с

анализом

текста

(морально-

этического

характера).

Композиция

сочинения-

рассуждения.

Типовые

конструкции

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс.

Сочинение

на

ОГЭ:

курс

интенсивной

подготовки:

учебно-методическое

пособие

/

Н.А.

Сенина,

А.Г.

Нарушевич / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д:

Легион, 2015.

Задание к тексту К. Паустовского (стр. 63).

Прочитайте

текст

К.

Паустовского,

а

затем

фрагменты

сочинения,

раскрывающего

смысл

предложения «Краски и свет в природе надо не столько

наблюдать,

сколько

ими

попросту

жить».

Расположите фрагменты сочинения таким образом,

чтобы

получился

связный

текст.

Свой

ответ

обоснуйте.

1. Таким образом, К. Паустовский убеждает нас в том,

что настоящее искусство создают люди, которые всем

сердцем, всей душой чувствуют красоту окружающего

мира.

2. Мы слышим беседу героя с художником, который с

18

восторгом рассказывает о красоте природы: «Какая,

однако, сила у света, отражённого от осенних лесов!» В

этой и других репликах чувствуются любовь к природе,

преклонение

перед

её

красотой.

Художник,

действительно, не просто наблюдает краски и свет, а

как будто живёт ими.

3. Я думаю, фразу К. Паустовского можно объяснить

так: в произведении искусства отражаются мысли,

чувства,

переживания

его

создателя.

Чтобы

подтвердить сказанное, обратимся к тексту.

4. Интересно, что этот разговор пробуждает новые

чувства и в душе писателя. Он сожалеет, что не может

задержаться в этих местах, где «каждая ветка вереска

могла вызвать столько мыслей, что их хватило бы на

несколько поэм в прозе».

Типовые конструкции для

вступления

Попробуем разобраться

в смысле этого

высказывания…

По моему мнению, в

данном отрывке

содержится главная

мысль текста, заключающаяся в следующем…

Смысл данного фрагмента (предложения) я

понимаю так…

Смысл последних строк текта (финала текста)

заключена в…

Автор данного текста (или фамилия автора)

приглашает читателя к размышлению над тем…

Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд,

речь идёт о том, что…

В этом отрывке автор говорит о том, что…

Типовые конструкции для основной части

(аргументации)

Своё объяснение смысла этого фрагмента я могу

подтвердить примером…

Примером может стать фрагмент из текста, в

котором…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …

предложению текста.

Справедливость этого вывода можно доказать на

примере… предложения.

В подтверждение собственных выводов приведу

пример из … предложения прочитанного мною

текста.

Предложение № подтверждает мысль о том, что…

19

Композиционная часть

Фрагмент текста

Толкование высказывания

Первый пример-аргумент

Второй пример-аргумент

Вывод

Типовые констукции для заключения

Таким образом…, итак…, в заключение, как

видим…

Итак, можно увидеть, что…

Мне удалось проиллюстрировать примерами из

текста

верность

данного

мной

объяснения

фрагмента текста.

В результате рассуждения мы пришли к выводу о

том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным

доказательством

моего

объяснения

фрагмента

текста.

20

Последовательност

ь выполнения

работы. Работа с

текстом по

пошаговому

алгоритму

1.Вдумчиво и не спеша прочитайте текст.

2.Прочитайте задание и поработайте с фрагментом

текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нём

ключевые

слова.

Какая

мысль

заключена

в

этом

фрагменте?

3.Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и

подчеркните его. Определите:

в какой части текста находится это предложение

(фрагмент) – в начале, в середине или в конце;

кому принадлежит это высказывание – герою

произведения или самому автору;

какова позиция автора произведения, что он хотел

сказать,

какую

основную

мысль

передать

чтитателю;

выражает ли автор свою позицию непосредственно

или опосредованно;

если в тексте не выражена словесно основная

мысль или нет прямой оценки автора, которую он

даёт герою и его поступкам, то определите, при

помощи каких

средств автор выражает

своё

мнение (при помощи сюжета, композиции, образа

положительного героя, портрета героя, его речевой

характеристики и т.п.).

4.

Сформулируйте

идею

текста

и

определите,

соответствует ли авторская позиция вашему пониманию,

вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента.

(Как правило, с позицией автора трудно не согласиться,

если речь идёт о каких-нибудь нравственных понятиях –

добре, зле, честности, милосердии, предательстве и т.д.).

5. Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент)

текста: дайте свою трактовку смысла цитаты. Помните,

что вы должны выразить своё мнение о фрагменте в

контексте всего рассказа в целом.

6. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете

подтвердить своё мнение, свои рассуждения о фрагменте.

Помните, что вы аргументируете свою оценку, своё

20

мнение о цитате.

7. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои

рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.

8. Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения-

рассуждения.

9. Проверьте сочинение с точки зрения соблюдения в нём

всех

норм:

орфографических,

пунктуационных,

грамматических и речевых.

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс.

Сочинение

на

ОГЭ:

курс

интенсивной

подготовки:

учебно-методическое

пособие

/

Н.А.

Сенина,

А.Г.

Нарушевич / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д:

Легион, 2015.

Работа с текстом В. Крапивина (стр. 43), А. Приставкина

(стр. 50).

21

Написание образца

Создание

вместе

с

учениками

текста,

который

можно

оценить высшим баллом.

22-23

Критерии

оценивания

задания

9.2.

Рецензирования

предложенных

текстов

Что проверяет эксперт?

1.Понимание смысла фрагмета текста (верно ли ученик

понял и объяснил содержание фрагмента текста).

2.Наличие

примеров

аргументов

(правильно

ли

приведены

примеры-аргументы

из

текста

и

соответствуют

ли

они

объяснению

содержания

фрагмента).

3.Смысловую

цельность,

речевую

связность

и

последовательность сочинения.

4.Композиционную

стройность

работы

(правильное

построение).

Прочитайте сочинения девятиклассников написанные

по тексту В. Крапивина (стр. 43-45). Поработайте

экспертами

и

оцените

эти

сочинения,

написав

комментарий

и

выставив

баллы

по

каждому

критерию.

(Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс.

Сочинение

на

ОГЭ:

курс

интенсивной

подготовки:

учебно-методическое

пособие

/

Н.А.

Сенина,

А.Г.

Нарушевич / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д:

Легион, 2015).

24-27

Написание

сочинения-

рассуждения и его

рецензирование

Рецензирование собственных сочинений и сочинений

одноклассников.

28-29

9.

3.

Сочинение-

рассуждение

на

тему, связанную с

Типовые конструкции для вступления

Попробуем разобраться в смысле этого понятия…

Попробуем определить данное слово.

21

анализом

текста

(толкование

значения

слова).

Композиция

сочинения-

рассуждения.

Типовые

конструкции.

Способы

толкования

значения слова

На мой взгляд, чёрствость – это…

По моему мнению, чёрствость – это…

Мне кажется, что чёрствость – это…

Я думаю, что чёрствость – это…

Что такое чёрствость? Попробуем над этим

поразмышлять. Я считаю, что…

Типовые конструкции для основной части

(аргументации)

Проиллюстрировать

это

понятие

можно

на

примере текста (примерах из текста).

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.

В тексте (фамилия автора) можно найти пример,

подтверждающий

правильность

моего

определения (мысли или тезиса).

Предложение … подтверждает мысль о том, что…

Примеры (называем слово-понятие из задания)

можно встретить и вжизни.

В подтверждение приведу пример из жизни (из

художественной литературы, из СМИ и т.д.).

Типовые констукции для заключения

Таким образом…, итак…, в заключение, как

видим…

Итак, можно увидеть, что…

Мне удалось проиллюстрировать примерами из

текста

верность

данного

мной

объяснения

фрагмента текста.

В результате рассуждения мы пришли к выводу о

том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным

доказательством моего определения.

Способы толкования значения слова

Описательный

способ.

Чёрствость

отрицательное

качество

человека,

которое

проявляется в равнодушии к чужим бедам.

Синонимический способ. Чёрствый – нечуткий,

бездушный.

Способ отрицательного определения. Чёрствый

человек – тот, кто лишён человечности, душевной

теплоты, милосердия.

Отсылочный способ. Милосердие – то же, что и

сострадание.

Задание по тексту П. Васильева «Уродина» (Сенина Н.А.,

Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ:

курс

интенсивной

подготовки:

учебно-методическое

пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич / Под ред. Н.А.

Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2015).

22

Прочитайте

фрагменты

нескольких

сочинений,

написанных по тексту П. Васильева «Уродина», и

вставьте подходящие по смыслу пропущенные слова.

Определите, к какой части сочинения относятся эти

фрагменты.

1. Что такое красота? Какого человека можно назвать

красивым? Давайте порассуждаем на эту тему. Красота

бывает как ________________________________, так и

_______________________________________________.

Безусловно, и для самого человека, и для окружающих

важнее____________________________________________,

потому что________________________________________.

Верность этого суждения можно доказать при помощи

текста П. Васильева.

2. Впервые с главной героиней рассказа мы встречаемся в

непростой

для

рассказчика

момент.

Он

описывает

внешность девушки как ________________________. Её

красоту

писатель

характеризует

при

помощи

эпитетов:_________________________________. Цитата из

поэмы

Н.А.

Некрасова

помогает

понять

обворожительность

героини.

Однако

её

поведение

свидетельствует о _________________________________.

Дополняет образ девушки и её речевая характеристика. В

адрес

незнакомого

человека

она

произносит

___________________________________________________

,

тем

самым

________________________________________.

Так,

при

помощи различных способов создания характера автор

даёт

нам

понять

__________________________________________________ .

Сцена

в

квартире

Полины

Ивановны

___________________________________________________

.

Желание

юной

особыхамить

без

разбору

всем

окружающим

сменяется

__________________________________________

.

Она

искренне

недоумевает

_____________________________________________.

Кроме того, вместо помощи родному человеку, бабушке,

которая

в

ней

души

не

чает,

девушка

__________________________. В этот момент мы начинаем

понимать истинный смысл заглавия текста.

30-32

Пошаговый

алгоритм

выполнения работы

1.Дать

толкование

значения

приведённого

слова

и

прокомментировать своё определение.

2.Подтвердить

свой

тезис

(определение)

двумя

аргументами: один из текста, другой – из жизненного

опыта (или из текста).

3.Логично выстроить всю работу и грамотно её написать.

4.Проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём

23

всех

норм

орфографических,

пунктуационных,

грамматических и речевых.

Шаг первый. Читаем задание. Соотносим слово и тему,

данные в задании.

Шаг второй.

Вспоминаем текст для изложения и

перечитываем написанное изложение. (В тексте, по

которому

пишется

изложение,

ставится

какая-либо

проблема,

чаще

всего

связанная

с

нравственными

понятиями. Естественно, что ключевое слово, вынесенное

в

задание,

соответствует

поставленной

проблеме.

Поэтому очень часто текст для изложения содержит или

полное определение этого понятия, или частичное,

которое поможет сформулировать своё определение).

Шаг третий. Читаем текст второй части. Ищем в ней

героев, их поступки, мнение автора или рассказчика о них

(если есть), для того чтобы более полно сформулировать

определение значения слова, прокомментировать его и

написать план вашего сочинения.

Шаг

четвёртый.

Пишем

сочинение.

Формулируем

определение слова (тезис сочинения) и комментируем

его.

33

Написание образца

Создание

вместе

с

учениками

текста,

который

можно

оценить высшим баллом.

34-35

Критерии

оценивания

задания

9.3.

Рецензирования

предложенных

текстов

Что проверяет эксперт?

1.Толкование значение слова: верно ли ученик дал

определение

лексического

значения

слова

и

прокомментировал его.

2.Наличие

примеров

аргументов:

правильно

ли

приведены примеры аргументы из текста (из жизненного

опыта).

3.Смысловую

цельность,

речевую

связность

и

последовательность

сочинения:

правильно

ли

текст

разбит на абзацы, связность текста и логику построения.

4.Композиционную стройность работы: правильно ли

построено сочинение.

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс.

Сочинение

на

ОГЭ:

курс

интенсивной

подготовки:

учебно-методическое

пособие

/

Н.А.

Сенина,

А.Г.

Нарушевич / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д:

Легион, 2015.

Перед

вами

три

сочинения,

написанные

девятиклассниками на тему «Что такое красота?

Какого

человека

можно

считать

красивым?»

Поработайте экспертами и оцените эти сочинения,

написав комментарий и выставив баллы по каждому

критерию.

36-40

Написание

сочинения-

Рецензирование собственных сочинений и сочинений

одноклассников.

24

рассуждения и его

рецензирование

3. ЗАНЯТИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Одним из необходимых условий успешного выполнения заданий 9.1, 9.2, 9.3

является грамотность. Элективный курс «Трудные вопросы орфографии» поможет решить

эту задачу.

Трудные вопросы орфографии (12 ч.)

1

Для чего нужны орфографические правила? Правописание гласных в корнях

слов

2

Правописание гласных в корнях с чередованием

3

Правописание согласных в корнях

4

Правописание приставок

5

Правописание окончаний прилагательных, причастий, существительных и

глаголов

6

Правописание

суффиксов

глаголов,

существительных

и

прилагательных,

образованных от существительных.

7

Правописание суффиксов причастий и прилагательных, образованных от

глаголов

8

Употребление Ь и Ъ знаков

9

Слитные, дефисные и раздельные написания

10

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

11

Повторение и обобщение по теме «Трудные вопросы орфографии»

12

Коррекция знаний учащихся по теме «Трудные вопросы орфографии»

4. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из форм внеурочной деятельности является классный час. На классных

часах является

целесообразным систематическое проведение бесед на морально-

этические темы, что, во-первых, способствует развитию нравственных личностных

качеств, а, во-вторых, учит учащихся аргументировать собственную позицию.

25

Надеемся, что данная система работы даст свои результаты и поможет нашим

ученикам успешно справиться с заданиями 9.1. 9.2, 9.3.

26



В раздел образования