Автор: Карпова Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ "Федоровская СОШ"
Населённый пункт: гп Фёдоровское
Наименование материала: Рабочая программа по коррекционно-логопедической работе с учащимися 4 класса (VIII вид)
Тема: Рабочая программа
Раздел: начальное образование
Рабочая программа
по коррекционно-логопедической работе
с учащимися 4 класса (VIII вид)
Учитель-логопед Карпова Ирина Александровна
20
22
– 202
3
учебный год
Содержание программы
«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)»
1
I.
Пояснительная записка……………………………………………3
II.
Содержание программы……………………………………….......4
III.
Календарно-тематическое планирование…………………………7
IV.
Планируемые результаты ………………………………………...10
Список литературы…………..……………………………………...........11
I.
Пояснительная записка
Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса
(VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного
курса
составлена
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
общеобразовательного
стандарта
начального
общего
образования для детей с ОВЗ 2014 г.
При разработке программы были
использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В.
Воронковой. - М., 2006. - 192 с.
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3
класса (VIII вид)»: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся,
способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей
социализации детей.
Задачи:
1.
Развивать артикуляцию, фонематические процессы, мелкую и общую
моторику, координацию движений.
2.
Формировать правильное звукопроизношение.
3.
Развивать грамматический строй речи.
4.
Обогащать словарный запас детей
5.
Развивать познавательную деятельность.
6.
Развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня
общего речевого развития детей.
2
Актуальность
В настоящее время проблема коррекция
дефектов
устной и письменной речи у
детей является одной из самых актуальных, так как в современных условиях
модернизации образования владение речью расценивается как средство к
достижению универсальных учебных умений младшего школьника, способности
их
успешному
овладению
основами
базовых
учебных
дисциплин
и
социализации в целом.
II.
Содержание программы
Содержание
логопедической
работы взаимосвязано
с
программой
обучения грамоте, изучения родного языка. Данная программа разработана с
учетом последовательной коррекции всех компонентов речевой деятельности:
включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового
анализа и синтеза слов, дифференциацию звуков, сходных по акустическому,
артикуляторному,
арикуляторно-акустическому признакам, а также букв,
имеющих оптической сходство. Нарушения речи у данных детей носят
системный характер, они затрагивают и фонетико-фонематическую, и лексико-
грамматическую
стороны
речи.
Поэтому
логопедическое
воздействие
направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один
изолированный дефект. Весь процесс логопедической работы направлен на
формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Особенностями логопедической работы являются максимальное включение
анализаторов. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной
моторики, в логопедические занятия включены упражнения тонких движений
рук, задания по озвучиванию действий.
Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями,
родителями, психологом.
Программа включает 102 часа, при проведении занятий 3 раза в неделю.
3
На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на
занятия с группой 30-40 минут. Индивидуальные занятия проводятся с
учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Группы
комплектуются по признаку однородности речевого нарушения. Наполняемость
групп для логопедических занятий 2-4 ученика.
Программа состоит из 4 этапов:
1.
Диагностический этап.
Задачи:
⮚
Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о речевом
развитии.
⮚
Определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза,
языковых представлений, фонематического восприятия.
⮚
Обследование
состояния
лексико-грамматического
строя,
состояние
связной речи.
⮚
Определение объема и видов памяти, мышления и внимания.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости
(вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
Длительность этапа - 8 часов.
2.
Коррекционный этап.
Задачи:
⮚
коррекция звукопроизношения:
на
этом
этапе
отрабатываются
произносительные
навыки
и
слухопроизносительная дифференциация звуков.
⮚
коррекция фонематических процессов:
4
развитие фонематического слуха одновременно с выработкой правильного
произношения.
⮚
устранение фонематической и мнестической дислексии и дисграфии,
связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
⮚
развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
⮚
развитие речевого дыхания;
⮚
улучшение характеристики голоса и ритмико-интонационной стороны
речи;
⮚
обогащение лексикона.
Длительность этапа – 82 часа.
3.
Этап повторения и закрепления.
Задачи:
⮚
Повторение
и
закрепление
знаний
и
умений,
приобретенных
на
коррекционно-логопедических занятиях
Длительность этапа – 6 часа.
4.
Оценочный этап.
Задачи:
⮚
Проведение проверки навыков письма и чтения.
⮚
Анализирование различных видов работ детей.
Длительность этапа – 6 часа
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-логопедической работе
с учащимися 4 класса (VIII вид) на 2019-2020 уч.год
№
п/п
Тема занятия
Содержание работы
Кол-
во
часов
Дата
I.
Диагностический этап
4
5
1.
Обследование устной и
письменной
речи
учащихся.
Диагностика устной речи:
Обследование
звукопроизносительной
стороны речи.
Выявление степени сформированности
развернутого
самостоятельного
высказывания, объема связной речи.
Диагностика письменной речи:
Обследование
грамматического
строя
речи. (2ч)
4
II.
Коррекционный этап
60
1.
Звуки речи.
Гласные
и
согласные
звуки.
Дифференциация гласных и согласных
звуков.
Выделение гласных и согласных звуков
из слогов и слов: в начале, середине,
конце слова.
2
2.
Звуки речи и слово.
Дифференциация
понятия
«звук»
и
«слово».
Работа
над
ритмическим
оформлением слова.
Обогащение словаря: обобщающее слово,
подбор сходных слов по лексическому
значению.
2
3.
Деление слов на части
(слоги).
Выделение первого слога в слове.
Слогообразующая роль гласных звуков.
Определение порядка слогов в слове.
Составление слов из слогов.
Деление двусложных слов на слоги.
Деление трехсложных слов на слоги.
5
5.
Предложение.
Повторить
с
учащимися
термин
«предложение».
Интонационная
законченность предложения.
Большая буква в начале предложения.
Составление предложений из 2-3 слов с
помощью внешних опор на картинном
материале.
Главные члены предложения.
Составление из предложений связных
текстов.
5
6.
Звуки речи и буквы:
гласные.
Уточнить
артикуляцию
изучаемого
гласного звука, правильное и отчетливое
произношение звука в слогах, словах.
5
6
Соотношение гласного звука с буквой.
Выделение гласных звуков из ряда
заданных звуков, слогов и слов.
Повторение значения гласных II ряда при
смягчении согласных.
Дифференциация гласных I и II ряда.
7.
Звуки речи и буквы:
согласные.
Уточнить артикуляцию изучаемого звука,
правильное и отчетливое произношение
звука в слогах, словах.
Соотношения звука с буквой.
Дифференциация согласных по твердости
и мягкости.
Мягкий знак на конце слова.
Смыслоразличительная роль мягкого
знака на конце слова.
Мягкий знак в середине слова.
Смыслоразличительная роль мягкого
знака в середине слова.
Дифференциация
согласных
по
звонкости и глухости.
Дифференциация
согласных
звуков,
имеющих
акустико-артикуляторное
сходство.
7
8.
Звуки речи и буквы.
Дифференциация
оптически
сходных
букв
Дифференциация букв а-о в словах.
Дифференциация букв а-о в предложении
и тексте.
Дифференциация букв и-у в словах.
Дифференциация
букв
и-у
в
предложении и тексте.
Дифференциация букв л-м в словах.
Дифференциация
букв
л-м
в
предложении и тексте.
Дифференциация букв п-т в словах.
Дифференциация букв п-т в предложении
и тексте.
Дифференциация букв б-д в словах.
Дифференциация букв б-д в предложении
и тексте.
14
7
Дифференциация букв ц-щ в словах.
Дифференциация
букв
ц-щ
в
предложении и тексте.
Дифференциация букв и-ш в словах.
Дифференциация
букв
и-ш
в
предложении и тексте.
9.
ЗВУКИ РЕЧИ.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
И СИНТЕЗ СЛОВ
Выделение первого звука в слове.
Определение количества и места звуков в
слове.
Соотношение между буквами и звуками в
слове.
Буква - смыслоразличитель.
Различие звуков и букв.
Звуко-буквенный анализ слов.
Звуко-буквенный анализ слов с
йотированными гласными.
Звуко-буквенный анализ слов с мягким
знаком.
8
10.
Слово.
Словосочетание.
Предложение.
Слова, обозначающие предмет.
Слова, обозначающие действие предмета.
Дифференциация слов-предметов и слов-
действий предметов.
Слова, обозначающие признак предмета.
Составление словосочетаний.
Составление предложения из 2-3 слов с
помощью внешних опор на картинном
материале.
Работа со схемами предложения.
Распространенные и нераспространенные
предложения.
Обучение последовательному пересказу с
опорой на предметные картинки.
Составление
рассказов
по
серии
картинок.
Обучение последовательному пересказу
по вопросам.
12
8
Работа с текстом. Ответы на вопросы по
прочитанному тексту.
III.
Диагностический этап
4
1.
Обследование устной и
письменной
речи
учащихся.
Диагностика устной речи:
Обследование
звукопроизносительной
стороны речи.
Выявление степени сформированности
развернутого
самостоятельного
высказывания, объема связной речи.
Обследование
словарного
запаса,
точности
употребления
лексических
значений слов.
Диагностика письменной речи:
Обследование
грамматического
строя
речи.
4
Итого:
68ч
III.
Планируемые результаты
К концу года обучения планируются следующие результаты:
⮚
Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам.
⮚
Улучшение подвижности артикуляционного аппарата
⮚
Улучшение произносительных навыков.
⮚
Улучшение способности дифференцировать гласные, согласные, парные
согласные звуки в слоговых рядах, словах, предложениях.
⮚
Выработка
навыка
выполнения
упражнений
для
формирования
правильного речевого выдоха, осанки, мелкой и общей моторики.
Список литературы
9
1.
Воронкова,В.В.
Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. -
М., 2006. - 192 с.
2.
Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/
А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.
3.
Белобрыкина, О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.
4.
Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для
логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
5.
Лалаева, Р.И, Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма
у
младших
школьников:
Учебно-методическое
пособие
/
Р.И.Лалаева,
Л.В.Венедиктова. - СПб.: Союз, 2001. -224 с.
6.
Моисеева, Т. В. Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их
формирования у учащихся младших классов / Т. В.Моисеева // Школьный логопед. -
2006. -N1. - С. 11 - 19.
7.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи. – СПБ.:
ДЕТСТВО ПРЕСС
, 2001.
8.
Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с] [ш] [л]
[р]: пособие для логопедов / Е.А.Пожиленко . - Спб.: КАРО, 2006. – 256 с.
9.
Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и
письма: пособие для логопедов, учителей, психологов / И.Н.Садовникова.
– М.:
АРКТИ, 2005. - 140 с.
10. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.
11. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего
образования для детей с ОВЗ 2014 г.
10