Автор: Искакова Ирина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ " Образовательный Центр " Вершина""
Населённый пункт: д. Путилково, Красногорский район, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания
Раздел: дошкольное образование
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
«Детство есть та великая пора жизни,
когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».
Н. Шелгунов
Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс
непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в
условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего
дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад. В своей работе с
детьми старшего дошкольного возраста, в самостоятельных сюжетно-ролевых играх: «Семья»,
«Магазин» и просто в общении детей между собой, а также с родителями, можно часто услышать такие
фразы:
- Мама, дай мне много денег, я куплю себе планшет и не буду тебе мешать;
- Мама, пойдем, погуляем? – Вот, пойдешь в детсад, там нагуляешься утром и вечером;
- Мама, забери меня пораньше домой, ты же дома? – Играй лучше в саду до вечера, а то дома опять
будешь сам с ума сходить и других сводить;
- Мам, я хочу к папе? – На выходных пойдешь в семью отца, пусть он с тобой занимается;
- Папа, научи меня вырезать ножницами? – В детском саду и в школе тебя всему научат.
Отсюда можно выявить три основных проблемы современного общества, которые, так или иначе,
отражаются на детях, в их игровой деятельности, общении между собой и с родителями. Сегодня,
происходящие в мире социально-экономические изменения актуализировали стремительное развитие
информационных технологий, науки и техники в целом. «Техносфера» – это термин, который чаще
всего употребляют при описании современной цивилизации, уровня развития техники и научных
методов преобразования действительности, определяющих основной фактор развития общества.
Можно смело говорить, что сегодня в каждой семье имеется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон,
игровые приставки и другие разновидности гаджетов. Отсюда проблему номер один можно определить
как: сокращение времени для общения родителей с детьми.
Опорой и поддержкой воспитателям, в введение в мир детей, должны быть родители. Недаром
существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение
и кризис семьи, низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей. У
многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание своего ребенка.
Поистине вспомнишь слова В. Г. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!».
Ускоренный ритм жизни, желание заработать побольше денег, нехватка свободного времени – вот
основные причины упадка семейных ценностей. Родители слишком рано желают видеть своего
ребенка самостоятельными, отсюда ребенок часто остается предоставлен сам себе, с ним некому из
взрослых пообщаться, поиграть, сходить погулять. Бывает, что ребенка некому забрать вечером из
детского сада, так как родители пропадают на работе, а бабушки и дедушки живут в другом городе.
Тогда выручают платные няни, подруги, которым, по большому счету, чужие дети не нужны. И, самое
обидное, и самому ребенку, и воспитателю, что все это понимают, а помочь ничем не могут.
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Причины и цели этого могут быть
разные:
- выкроить для себя немного времени;
- для развития ребенка через специальные развивающие и обучающие детские игры, и программы;
- во время ожидания в очередях;
- пресечения истерик и капризов детей.
Если гаджеты занимают все сознание ребенка, то можно говорить о формирующейся
зависимости. Тесное общение ребенка с родителями отодвигается на второй план, ребенок
предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребенок не знает, чем себя занять в
свободное время, игрушки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. В
компьютерных играх преобладают ненатуральная яркость цветовой гаммы, громкая возбуждающая
нервную систему музыка, многократный повтор действий, малоосмысленное продвижение вперед с
обязательным преодолением всех препятствий. Такие игры современных детей не требуют умения
разговаривать, договариваться и сотрудничать.
Отсюда проблему номер два можно обозначить, как утрату социально-нравственных
ориентиров. Это вызвано, прежде всего, тем, что современное российское общество столкнулось с
проблемой
без
-духовности,
циничности,
преобладания
прагматического
в
целеполагании
подрастающего поколения. А ведь социально-нравственное развитие и воспитание дошкольников -
основа всех основ. От того, что вложили родители и педагоги в ребенка в дошкольном возрасте, будет
зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим
миром. Замечательные краткие и емкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё:
люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и
педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий
смысл в эти слова. Всё чаще невольно приходиться слышать из уст детей и подростков крайне
неуважительные и обидные слова в адрес родителей, учителей, пенсионеров и просто прохожих. Мне
кажется, что современная молодежь несколько больше озлоблена, равнодушна к окружающим людям,
их чувствам. Чтобы не допустить упадка нравственности общества, нужно в первую очередь, обратить
внимание на совсем маленьких детей – дошкольников, постараться не упустить благодатное время
воспитание их чистых душ, вложить в них и попытаться сохранить все самое светлое, лучшее,
накопленное человеческим опытом.
Немаловажной проблемой сегодня является
проблема политической направленности.
Государство, призванное выполнять важную функцию в просвещении и воспитании людей, не имеет
сегодня четкой идеологической позиции и позволяет властвовать суррогатам и продуктам западной
массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию
не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую. А с экранов
телевизоров мы смотрим американские блокбастеры и китайские мультфильмы с непроизносимыми
именами героев, и непропорциональными формами тела, а на витринах магазинов мы в огромном
количестве видим и покупаем детям, по их просьбе, роботов-трансформеров и Барби-зомби.
Навязывание таких игрушек на прилавках магазинов, вызывает у многих людей, думающих о
настоящем и будущем своих детей, настороженность и опасение.
Актуальность выше обозначенных проблем можно объединить в одну большую проблему -
проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире
человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного
воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются
на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от
общества нельзя.
В воспитании детей дошкольного возраста особое место занимает выбор и чтение книг. Важно
знакомить детей с правильно выбранной по содержанию книгой, а не останавливаться на яркой
обложке, которая привлекает внимание детей. Родители, сами читающие книги, показывают пример и
тем самым прививают любовь к чтению с малых лет своим детям. В беседах и обсуждениях с
родительским комитетом о выборе, приобретении и пользе развивающих игр, не только для детского
сада, но и в домашних условиях мы говорим на родительских собраниях. Сейчас в магазинах огромный
выбор развивающих игр, нужно только время и средства, чтобы подобрать игры в соответствии с
возрастом и интересами детей.
Воспитание ребенка на личном примере, приобщение его к посильному труду, разнообразная
совместная деятельность с ребенком, обучение путем объяснений, положительная мотивация – вот
основы воспитания, на которые опирались наши предки и которые актуальны до сих пор. Ведь мы,
взрослые
призваны
воспитывать
и
выпускать
в
жизнь
самостоятельного,
трудолюбивого,
разносторонне развитого, смелого, волевого, коммуникативного, доброго, внимательного человека.
Следует просто любить своих детей, прислушиваться к их желаниям, проблемам, высказываниям.
Нужно стать для ребенка настоящим другом, которому не страшно рассказать о своих переживаниях и
трудностях. И тогда, я верю, люди станут добрее, отзывчивее, будут смотреть друг другу в глаза, а не в
телефон, улыбаться, а не хмуриться – но, начинать нужно с себя и маленьких детей.
Так же детям дошкольного возраста необходимо сообщать элементарные знания, связанные с
физическим воспитанием. Важно, чтобы дети знали о пользе занятий, о значение физических
упражнений и других средств физического воспитания, имели представление о правильной осанке,
технике движений, о правилах подвижных игр, а также элементарные знания о личной гигиене. В
процессе физического воспитания не менее важно решать широкие воспитательные задачи.
Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими
упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском
учреждении и дома.
У детей необходимо воспитать любовь к занятиям спортом, интерес к их результатам. Следует
отметить, что умственное и физическое воспитание тесно связаны между собой. Правильное
физическое воспитание создаёт наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности
органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. Кроме того, у детей
закрепляются знания, а также мыслительные процессы. Необходимо воспитать у детей умение
творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в двигательной деятельности.
В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание. Подготовка к труду
заключается в том, что у детей развивается способность к быстрому овладению двигательными
навыками и воспитываются физических качеств, необходимые для труда. Оздоровительные,
образовательные и воспитательные задачи очень тесно взаимосвязаны между собой. Процесс
физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно
решались все перечисленные задачи. Только в этом случае ребёнок приобретает необходимую базу для
дальнейшего всестороннего развития, не только физического, но и духовного. (А. В. Кенеман). Для
решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные
средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того,
на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд,
лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания
и др.). Указанные средства имеют разное значение и занимают определенное место и советской
системе физического воспитании на разных этапах возрастного развития человека. В тесной связи с
ними
используются
также
средства
нравственно-
умственного,
эстетического
воспитания,
направленные на гармоническое развитие личности.
Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания.
Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и т. д.
вызывает у человека положительные эмоции, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов,
систем и повышает работоспособность. Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное
условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся.
Несоблюдение чистоты помещений, а также физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек,
одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние
физических упражнений на их физическое развитие.
Естественные силы природы(солнце, воздух, вола) являются важным средством укрепления
здоровья, а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи
убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют
человека от заболевании; воздух садов, парков, лесов, содержащий особое вещества (фитонциды),
способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Использование естественных сил
природы в сочетании с физическими упражнениями наиболее благоприятно для: детского организма.
Солнце, воздух, вода используются и как самостоятельные средства закаливания организма человека.
Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха,
воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Для разностороннего закаливания
следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их. Закаливание
имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых качеств (смелости, выдержки и др.).
Для детей дошкольного возраста рекомендуется главным образом отавная гимнастика и элементы
художественной гимнастики.
Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации
деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе
образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно
изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании
различных двигательных действии (бег, прыжки и др.) В игре предоставляется возможность проявлять
самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения
ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной
мобилизацией двигательных способностей (убегать от ловишки). Это помогает закреплению
двигательных навыков и развитию физических качеств в постоянно изменяющихся условиях. Ярко
выраженная эмоциональность игровых действий позволяет человеку с большим удовольствием и более
длительное время выполнять упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует
развитию выносливости и приводит к динамичности двигательных навыков.
В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной
только
при
создании
благоприятных
социально-педагогических
условий,
среди
которых
определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической
обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление.
Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением
тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику
дошкольных образовательных учреждений.
Список литературы:
1.
Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. –
Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с. Дубенский Ю.П. Курс
лекций по педагогике.
2.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания гражданина России - М.: Просвещение, 2010.
3.
Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного
развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
4.
Фонарёва М. И. Развития движений ребёнка - дошкольника. - М., 1975.-239с.
5.
Холодов Ж.К. и Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.,
2000. - 480с.