Напоминание

Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания


Автор: Искакова Ирина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ " Образовательный Центр " Вершина""
Населённый пункт: д. Путилково, Красногорский район, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад




АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

«Детство есть та великая пора жизни,

когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

Н. Шелгунов

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс

непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в

условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего

дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад. В своей работе с

детьми старшего дошкольного возраста, в самостоятельных сюжетно-ролевых играх: «Семья»,

«Магазин» и просто в общении детей между собой, а также с родителями, можно часто услышать такие

фразы:

- Мама, дай мне много денег, я куплю себе планшет и не буду тебе мешать;

- Мама, пойдем, погуляем? – Вот, пойдешь в детсад, там нагуляешься утром и вечером;

- Мама, забери меня пораньше домой, ты же дома? – Играй лучше в саду до вечера, а то дома опять

будешь сам с ума сходить и других сводить;

- Мам, я хочу к папе? – На выходных пойдешь в семью отца, пусть он с тобой занимается;

- Папа, научи меня вырезать ножницами? – В детском саду и в школе тебя всему научат.

Отсюда можно выявить три основных проблемы современного общества, которые, так или иначе,

отражаются на детях, в их игровой деятельности, общении между собой и с родителями. Сегодня,

происходящие в мире социально-экономические изменения актуализировали стремительное развитие

информационных технологий, науки и техники в целом. «Техносфера» – это термин, который чаще

всего употребляют при описании современной цивилизации, уровня развития техники и научных

методов преобразования действительности, определяющих основной фактор развития общества.

Можно смело говорить, что сегодня в каждой семье имеется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон,

игровые приставки и другие разновидности гаджетов. Отсюда проблему номер один можно определить

как: сокращение времени для общения родителей с детьми.

Опорой и поддержкой воспитателям, в введение в мир детей, должны быть родители. Недаром

существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение

и кризис семьи, низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей. У

многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание своего ребенка.

Поистине вспомнишь слова В. Г. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!».

Ускоренный ритм жизни, желание заработать побольше денег, нехватка свободного времени – вот

основные причины упадка семейных ценностей. Родители слишком рано желают видеть своего

ребенка самостоятельными, отсюда ребенок часто остается предоставлен сам себе, с ним некому из

взрослых пообщаться, поиграть, сходить погулять. Бывает, что ребенка некому забрать вечером из

детского сада, так как родители пропадают на работе, а бабушки и дедушки живут в другом городе.

Тогда выручают платные няни, подруги, которым, по большому счету, чужие дети не нужны. И, самое

обидное, и самому ребенку, и воспитателю, что все это понимают, а помочь ничем не могут.

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Причины и цели этого могут быть

разные:

- выкроить для себя немного времени;

- для развития ребенка через специальные развивающие и обучающие детские игры, и программы;

- во время ожидания в очередях;

- пресечения истерик и капризов детей.

Если гаджеты занимают все сознание ребенка, то можно говорить о формирующейся

зависимости. Тесное общение ребенка с родителями отодвигается на второй план, ребенок

предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребенок не знает, чем себя занять в

свободное время, игрушки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. В

компьютерных играх преобладают ненатуральная яркость цветовой гаммы, громкая возбуждающая

нервную систему музыка, многократный повтор действий, малоосмысленное продвижение вперед с

обязательным преодолением всех препятствий. Такие игры современных детей не требуют умения

разговаривать, договариваться и сотрудничать.

Отсюда проблему номер два можно обозначить, как утрату социально-нравственных

ориентиров. Это вызвано, прежде всего, тем, что современное российское общество столкнулось с

проблемой

без

-духовности,

циничности,

преобладания

прагматического

в

целеполагании

подрастающего поколения. А ведь социально-нравственное развитие и воспитание дошкольников -

основа всех основ. От того, что вложили родители и педагоги в ребенка в дошкольном возрасте, будет

зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим

миром. Замечательные краткие и емкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё:

люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и

педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий

смысл в эти слова. Всё чаще невольно приходиться слышать из уст детей и подростков крайне

неуважительные и обидные слова в адрес родителей, учителей, пенсионеров и просто прохожих. Мне

кажется, что современная молодежь несколько больше озлоблена, равнодушна к окружающим людям,

их чувствам. Чтобы не допустить упадка нравственности общества, нужно в первую очередь, обратить

внимание на совсем маленьких детей – дошкольников, постараться не упустить благодатное время

воспитание их чистых душ, вложить в них и попытаться сохранить все самое светлое, лучшее,

накопленное человеческим опытом.

Немаловажной проблемой сегодня является

проблема политической направленности.

Государство, призванное выполнять важную функцию в просвещении и воспитании людей, не имеет

сегодня четкой идеологической позиции и позволяет властвовать суррогатам и продуктам западной

массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию

не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую. А с экранов

телевизоров мы смотрим американские блокбастеры и китайские мультфильмы с непроизносимыми

именами героев, и непропорциональными формами тела, а на витринах магазинов мы в огромном

количестве видим и покупаем детям, по их просьбе, роботов-трансформеров и Барби-зомби.

Навязывание таких игрушек на прилавках магазинов, вызывает у многих людей, думающих о

настоящем и будущем своих детей, настороженность и опасение.

Актуальность выше обозначенных проблем можно объединить в одну большую проблему -

проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире

человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного

воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются

на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от

общества нельзя.

В воспитании детей дошкольного возраста особое место занимает выбор и чтение книг. Важно

знакомить детей с правильно выбранной по содержанию книгой, а не останавливаться на яркой

обложке, которая привлекает внимание детей. Родители, сами читающие книги, показывают пример и

тем самым прививают любовь к чтению с малых лет своим детям. В беседах и обсуждениях с

родительским комитетом о выборе, приобретении и пользе развивающих игр, не только для детского

сада, но и в домашних условиях мы говорим на родительских собраниях. Сейчас в магазинах огромный

выбор развивающих игр, нужно только время и средства, чтобы подобрать игры в соответствии с

возрастом и интересами детей.

Воспитание ребенка на личном примере, приобщение его к посильному труду, разнообразная

совместная деятельность с ребенком, обучение путем объяснений, положительная мотивация – вот

основы воспитания, на которые опирались наши предки и которые актуальны до сих пор. Ведь мы,

взрослые

призваны

воспитывать

и

выпускать

в

жизнь

самостоятельного,

трудолюбивого,

разносторонне развитого, смелого, волевого, коммуникативного, доброго, внимательного человека.

Следует просто любить своих детей, прислушиваться к их желаниям, проблемам, высказываниям.

Нужно стать для ребенка настоящим другом, которому не страшно рассказать о своих переживаниях и

трудностях. И тогда, я верю, люди станут добрее, отзывчивее, будут смотреть друг другу в глаза, а не в

телефон, улыбаться, а не хмуриться – но, начинать нужно с себя и маленьких детей.

Так же детям дошкольного возраста необходимо сообщать элементарные знания, связанные с

физическим воспитанием. Важно, чтобы дети знали о пользе занятий, о значение физических

упражнений и других средств физического воспитания, имели представление о правильной осанке,

технике движений, о правилах подвижных игр, а также элементарные знания о личной гигиене. В

процессе физического воспитания не менее важно решать широкие воспитательные задачи.

Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими

упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском

учреждении и дома.

У детей необходимо воспитать любовь к занятиям спортом, интерес к их результатам. Следует

отметить, что умственное и физическое воспитание тесно связаны между собой. Правильное

физическое воспитание создаёт наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности

органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. Кроме того, у детей

закрепляются знания, а также мыслительные процессы. Необходимо воспитать у детей умение

творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в двигательной деятельности.

В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание. Подготовка к труду

заключается в том, что у детей развивается способность к быстрому овладению двигательными

навыками и воспитываются физических качеств, необходимые для труда. Оздоровительные,

образовательные и воспитательные задачи очень тесно взаимосвязаны между собой. Процесс

физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно

решались все перечисленные задачи. Только в этом случае ребёнок приобретает необходимую базу для

дальнейшего всестороннего развития, не только физического, но и духовного. (А. В. Кенеман). Для

решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные

средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того,

на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд,

лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания

и др.). Указанные средства имеют разное значение и занимают определенное место и советской

системе физического воспитании на разных этапах возрастного развития человека. В тесной связи с

ними

используются

также

средства

нравственно-

умственного,

эстетического

воспитания,

направленные на гармоническое развитие личности.

Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания.

Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и т. д.

вызывает у человека положительные эмоции, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов,

систем и повышает работоспособность. Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное

условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся.

Несоблюдение чистоты помещений, а также физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек,

одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние

физических упражнений на их физическое развитие.

Естественные силы природы(солнце, воздух, вола) являются важным средством укрепления

здоровья, а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи

убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют

человека от заболевании; воздух садов, парков, лесов, содержащий особое вещества (фитонциды),

способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Использование естественных сил

природы в сочетании с физическими упражнениями наиболее благоприятно для: детского организма.

Солнце, воздух, вода используются и как самостоятельные средства закаливания организма человека.

Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха,

воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Для разностороннего закаливания

следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их. Закаливание

имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых качеств (смелости, выдержки и др.).

Для детей дошкольного возраста рекомендуется главным образом отавная гимнастика и элементы

художественной гимнастики.

Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации

деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе

образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно

изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании

различных двигательных действии (бег, прыжки и др.) В игре предоставляется возможность проявлять

самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения

ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной

мобилизацией двигательных способностей (убегать от ловишки). Это помогает закреплению

двигательных навыков и развитию физических качеств в постоянно изменяющихся условиях. Ярко

выраженная эмоциональность игровых действий позволяет человеку с большим удовольствием и более

длительное время выполнять упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует

развитию выносливости и приводит к динамичности двигательных навыков.

В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной

только

при

создании

благоприятных

социально-педагогических

условий,

среди

которых

определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической

обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление.

Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением

тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику

дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы:

1.

Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. –

Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с. Дубенский Ю.П. Курс

лекций по педагогике.

2.

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и

воспитания гражданина России - М.: Просвещение, 2010.

3.

Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного

развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

4.

Фонарёва М. И. Развития движений ребёнка - дошкольника. - М., 1975.-239с.

5.

Холодов Ж.К. и Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.,

2000. - 480с.



В раздел образования